Ситуации культурного ассимилятора
«Тренинг сензитивности к татарской культуре»
(раздаточный материал к практикуму 3)
Ситуация № 1 Сергей и Гузель поженились недавно, по любви, с согласия их родителей. Их благополучную семейную жизнь все-таки омрачают некоторые недоразумения. Например, Сергея раздражает, что Гузель вместо того, чтобы сразу выяснить цель очередного визита своей соседки или приятельницы, и тем самым свести встречу до делового минимума, каждый раз заводит необязательный разговор «о том – о сем». Он отчитывает Гузель и за затянутые, на его взгляд, прощания с гостями, за ее привычку провожать их, выходя на лестничную площадку. | ||
Атрибуции на выбор | Ответ при выборе соответствующей атрибуции | |
А. Понимаю недовольство Сергея. Жену-болтушку надо перевоспитывать! | Неверный вариант, так как не отражает понимания особенностей татарской культуры | |
В. Сергею просто не хватает терпимости к женским слабостям. Все женщины – болтушки, и Гузель – не исключение. | Неверный вариант, так как не отражает понимания особенностей татарской культуры | |
С. Поведение Гузель - это соблюдение правил вежливости по отношению к гостям. | Вариант «С» ближе к истине. Сергею действительно необходимо учесть, что Гузель ориентируется на определенные нормы татарского этикета. У татар, как правило, деловая часть разговора предваряется хотя бы краткой светской беседой (вежливыми расспросами о здоровье собеседника и его родных и т.п.). У татар не принято «сразу же захлопывать двери за гостями». В традиционной культуре татар обязательной нормой гостевого этикета было длительное прощание с гостями, провожание гостей до ворот, до калитки. | |
Ситуация № 2 Маша работает в офисе секретарем. Ее удивляет поведение нового сотрудника – Рамиля, который здоровается при каждой встрече с ней, несколько раз на дню. Маша поделилась своим недоумением с подругой – коллегой Ириной: «Как понять Рамиля?! Это знак особой симпатии ко мне или откровенное издевательство надо мной?» Ирина дала совет не обращать внимания на эту особенность в поведении Рамиля: «Он так ведет себя со всеми, постоянно здоровается. Я же ему отвечаю: «Уже виделись!»». Как бы Вы объяснили Маше эту особенность поведения Рамиля? | ||
Атрибуции на выбор | Ответ при выборе соответствующей атрибуции | |
А. Для Рамиля, предпочтительнее неоднократно поздороваться с человеком, чем хотя бы раз проявить невнимание. | Вариант «А», выбранный Вами, верен. Поведение Рамиля в рамках татарского национального этикета. У татар даже есть поговорка: «Яхшы кеше белен кенгэ йез (100) тапкыр исеннешсен дэ була» (С хорошим человеком можно и сто раз на дню поздороваться). | |
В. Рамиль, видимо, рассеянный парень. Он забывает, что уже здоровался с кем-либо в течение дня. | Вариант «В» – не верен. См. объяснение – вариант «А». | |
С. Частые приветствия Рамиля – знак особой симпатии к девушке. | Вариант «С» не исключается, хотя в условиях ситуации было указание на то, что отношение Рамиля к Маше не является избирательным. | |
Ситуация № 3 В татарскую семью на свадебное торжество в числе гостей были приглашены друзья новобрачных – Ольга и Сергей. Они явились одними из первых и за свадебным столом заняли места рядом с молодоженами и их родителями. Когда приехал запоздавший дядя невесты, хозяева вежливо попросили ребят пересесть, уступить место новоприбывшему гостю. Ольга и Сергей обиделись, восприняли это как пренебрежение к ним. Почему хозяева попросили ребят пересесть? | ||
Атрибуции на выбор | Ответ при выборе соответствующей атрибуции | |
А. Хозяева торжества хотели организовать около новобрачных родственный круг гостей. | Вариант ответа «А» верен отчасти. Но его сравнительно редко признавали правильным при массовых опросах представители татарской культуры. | |
В. У татар дядя невесты (жениха) играет важную роль на свадьбе, на нем лежит ответственность за выполнение различных церемоний. | Вариант ответа «В» является правильным. Исследователи традиционной татарской культуры отмечают, что дядя (абый) невесты или жениха наделяется особыми полномочиями на свадьбе племянника (племянницы) | |
С. У татар принято соблюдать старшинство, когда рассаживают гостей за столом. | Вариант ответа «С», при массовых опросах, наиболее часто признавали правильным представители татарского этноса. | |
Ситуация № 4 В одной татарской семье отмечался юбилей хозяина. За праздничным столом собрались представители разных поколений. Первым встал и произнес тост за юбиляра друг его сына – Сергей. Остальные гости несколько смущенно поддержали тост. Юноша и сам почувствовал, что допустил какую-то оплошность. Позже сын юбиляра – Рамиль объяснил Сергею, в чем состоял его промах: | ||
Атрибуции на выбор | Ответ при выборе соответствующей атрибуции | |
А. Сергей со своим поздравлением выступил несвоевременно, ему нужно было подождать, когда застолье откроют лица более старшего возраста. | Вариант «А» является верным. Сергей проявил неуважение к старшим, опередив их в поздравлениях юбиляра. Наши информаторы указывали на такую особенность в проведении праздничных застолий в современных татарских семьях: слово для поздравления виновника торжества предоставляется мужчинам по старшинству, молодым же женщинам слово, чаще всего, вообще не предоставляется. Если поздравление исходит от семейной пары, то муж и жена встают, но поздравительное слово произносит мужчина, а жена молча присоединяется к словам мужа. | |
В. Сергей выступил с поздравлением раньше родного сына юбиляра. | Вариант «В» не верен. Этот момент не существенен. | |
С. Сергей должен был, в первую очередь, поднять тост за отца и мать юбиляра. | Вариант «С» тоже не правильный. У татар нет устоявшейся культуры провозглашения тостов, что связано с религиозным запретом на употребление спиртных напитков. | |
Ситуация № 5 Гузель и Сергей студенты, однокурсники, друзья. Гузель воспитывается в семье, где соблюдаются мусульманские традиции, ее родители – люди пожилые. Сергею практически неизвестны нормы исламской религии. Гузель решила представить Сергея своим родителям, пригласила его к себе домой. Юноше очень хотелось произвести хорошее впечатление, и чтобы не явиться в гости с «пустыми руками», он купил цветы, конфеты, торт, бутылку дорогого вина. К назначенному времени Сергей пришел в дом Гузель: сначала поздоровался с ней, подарил девушке цветы, а уже потом поздоровался с ее родителями, вручил им гостинцы. Сергея пригласили к празднично накрытому столу. Несмотря на богатое угощение, вежливость хозяев, Сергей почувствовал, что он не произвел на родителей Гузель желаемого впечатления. Какие промахи допустил Сергей? | ||
Атрибуции на выбор | Ответ при выборе соответствующей атрибуции | |
А. У татар принято сначала приветствовать хозяина дома и лиц, старших по возрасту. | Вы выбрали ответ «А». Он является правильным. Приходя в дом, сами татары первым делом приветствуют хозяина дома, и лиц старших по возрасту. | |
В. Родителям Гузель гостинцы Сергея показались неприемлемыми в доме, где соблюдаются предписания ислама. | Вы выбрали вариант «В». Это также правильный ответ. Если идешь в гости в татарскую семью, то, выбирая подарки, помни, что в кулинарии ислама есть строгий запрет на употребление алкогольных напитков, а также блюд, приготовленных из свиного мяса. Даже такой популярный гостинец, как шоколадные конфеты, может оказаться нежелательным за столом татарина – мусульманина, если в конфетах присутствуют алкогольные добавки. | |
С. Сергей был нежеланным гостем. | Ответ «С» – неправильный. В условии задачи был оговорен факт приглашения Сергея в гости. | |
Ситуация № 6 Маша и Алсу соседки по комнате в студенческом общежитии. Девушки жили дружно, помогая друг другу. Но однажды у них возникла размолвка. В субботу к Маше должны были прийти гости. Накануне (в пятницу) вечером, Маша запланировала уборку комнаты, и попросила Алсу помочь ей. Но Алсу отказалась. Почему Алсу отказалась помочь Маше? | ||
Атрибуции на выбор | Ответ при выборе соответствующей атрибуции | |
А. По мусульманскому обычаю, в пятницу нельзя производить уборку, и вообще заниматься какой – либо трудовой деятельностью. Алсу придерживалась этого обычая. | Вы выбрали вариант ответа «А», это самая вероятная интерпретация поведения Алсу. Пятница у мусульман день считается священным днем, днем, в который происходит большое соборное моление у мусульман. Это нерабочий день недели. У татар пятница считается священным (праздничным) днем, но есть и другой архаичный обычай, связанный с табу на выполнение работ во вторник. За вторником закрепилось название «буш кэн» - пустой день. По поверьям древних татар, вторник считался несчастливым днем: в этот день недели воздерживались отправляться в дорогу, приступать к значительным делам. Вторник считается неблагоприятным днем для начала важных дел до сих пор (Беркутов В.М., 1987). | |
В. Алсу думала, что раз гости должны придти именно к Маше, то и убираться должна она сама. | Вы выбрали вариант ответа «В». Это неправильный ответ. В условии задачи отмечено, что между девушками добрососедские отношения, они обычно помогают друг другу. Отказ Алсу помочь в уборке объясняется не расчетливым эгоизмом, а другой причиной. | |
С. У татар не принято заниматься уборкой на ночь глядя, это считается плохой приметой. | Вы выбрали вариант ответа «С». Это допустимое объяснение. Алсу может верить в определенные народные приметы, но для большинства татар в заданной ситуации роль дня недели, а именно пятницы, значительнее, чем неудачно выбранный час. | |
Ситуация № 7 Маша вышла замуж за Рамиля. Молодые живут с родителями Рамиля. В один из дней уразы, свекровь собрала бабушек на совместную молитву. Маша вернулась с работы. Ей не хотелось помешать молитве бабушек: наскоро сняв верхнюю одежду, она присоединилась к общей компании. Свекровь попросила Машу подождать окончания действа в другой комнате. Почему свекровь попросила Машу, удалиться в другую комнату? | ||
Атрибуции на выбор | Ответ при выборе соответствующей атрибуции | |
А. По мусульманскому обычаю, перед молитвой требуется совершить омовение, свекровь считала, что Маша не соблюла это правило, и поэтому ее нельзя допустить к молитве. | А. Это правильная атрибуция. Действительно, по мусульманскому обычаю перед молитвой требуется совершать омовение. Свекровь считала, что Маша не соблюла это правило, и поэтому ее нельзя допустить к молитве. | |
В. Свекровь вообще не хотела присутствия Маши, которая не исповедует ислам, на коллективном молении женщин – мусульманок. | В. Это неправильная атрибуция. Принадлежность к другой вере не является препятствием искреннему желанию поучаствовать в религиозном обряде мусульман. | |
С. Свекровь сочла, что молодой женщине ни стоит присутствовать при молении, в котором принимали участие исключительно пожилые особы. | С. Это неверная атрибуция. При проведении религиозных обрядов не соблюдаются возрастные ограничения. | |
Ситуация № 8 Вечером к одной русской семейной паре зашел коллега мужа – татарин, с тем, чтобы обсудить неотложную производственную проблему. Едва мужчины начали разговор, в беседу вступила жена хозяина. Она хотела высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Гость тут же свернул разговор, заявив, что все-таки лучше перенести его на завтра, обсудить все на работе. Проводив гостя, жена высказала мужу свое недоумение тем, что его товарищ ушел так скоро, не завершив деловой разговор. Почему разговор был отложен на завтра? | ||
Атрибуции на выбор | Ответ при выборе соответствующей атрибуции | |
А. Коллеге мужа не понравилось вмешательство женщины в разговор двух мужчин. У татар не принято, чтобы женщина вмешивалась в мужской разговор. | Вы выбрали вариант «А». Он является правильным. У татар не принято, чтобы женщина вмешивалась в мужской разговор. | |
В. Коллега мужа не хотел посвящать в рабочую проблему посторонних, некомпетентных лиц. | Вариант «В» является не верным. Коллега мужа среагировал не на мнение женщины, а на сам факт ее вмешательства в беседу двух мужчин. | |
Ситуация № 9 Алексей и Гузель познакомились во время учебы в институте, в крупном многонациональном городе. Между ними завязалась дружба, которая со временем переросла в чувство любви. В каникулы ребята поехали в татарское село навестить родителей Гузель и сообщить им о своем решении связать свои судьбы. Их встретили радушно. Но когда вечером молодые люди вышли прогуляться по улицам села, познакомиться с соседями, подружками Гузель, то Алексея смутило поведение Гузель - она держалась отстраненно (не позволяла брать себя под руку, приобнять ее). Как объяснить поведение Гузель? | ||
Атрибуции на выбор | Ответ при выборе соответствующей атрибуции | |
А. Родители Гузель не одобрили ее дружбы с русским парнем, настроили ее против продолжения отношений с Алексеем. | Вы выбрали вариант «А», это неправильная атрибуция. По всей видимости, родители Гузель благосклонно отнеслись к дружбе своей дочери с русским парнем. В описании ситуации отмечалось, что родители Гузель оказали радушный прием Алексею. | |
В. Гузель просто стеснялась выражать свои чувства к Алексею на людях. | Вы выбрали вариант «В», это правильное объяснение поведения Гузель. У татар не принято открыто проявлять свои чувства, даже по отношению к своему избраннику. В татарской этнокультуре мужчины и женщины, как правило, соблюдают определенную дистанцию при общении на людях. | |
С. Гузель боялась, что окружающие могут «сглазить» их отношения накануне помолвки. | Вы выбрали вариант «С». Причину, указанную в данной атрибуции, большинство опрошенных представителей татарского этноса сочли маловероятной. | |
Ситуация № 10 Алсу приехала в город из деревни. Устроилась работать секретарем на предприятии. Алсу отличается высокой работоспособностью, исполнительностью, аккуратностью, дисциплиной, что очень устраивает ее начальника – Алексея Сергеевича. Но, когда во время совещания с руководителями других предприятий, начальник допустил неточность в представлении информации, Алсу промолчала, не поправила его вовремя, а после совещания, оказавшись наедине с ним, показала соответствующие бумаги, где информация была представлена по-другому. Начальник был удивлен, и даже возмущен поведением Алсу, поскольку ее молчание в данной ситуации сыграло отрицательную роль в решении проблемы. Как можно интерпретировать поведение Алсу в ситуации на совещании? | ||
Атрибуции на выбор | Ответ при выборе соответствующей атрибуции | |
А. Алсу еще не привыкла к своей новой должностной роли. Она промолчала, так как сомневалась в своей компетентности для решения вопроса, о котором шла речь. | Вариант атрибуции «А» – не верен, поскольку в условии задачи отмечено, что Алсу не только хорошо справлялась со своими обязанностями секретаря, но и сразу же после совещания предъявила необходимую информацию начальнику. | |
В. Алсу не привыкла говорить в присутствии посторонних мужчин, поскольку это неприлично для молодой девушки-татарки. | Вариант «В» – один из возможных правильных ответов. В традиционной культуре татар женщине нежелательно высказывать свое мнение в присутствии посторонних мужчин. | |
С. Алсу не могла поправлять директора, как старшего по возрасту и званию. | Вариант «С» – правильный вариант атрибуции поведения Алсу. Но здесь акцент переносится на социальный, а не полоролевой статус персонажей. | |
Ситуация №11 Сергей и Гузель, в день рождения их сына – Миши, которому исполнилось 5 лет, устроили домашний праздник. В сопровождении родителей на праздник пришло много детей. Со временем дети расшалились, один из них - Алеша, затеял драку. Услышав крики из детской, Гузель покинула взрослых гостей, чтобы утихомирить детей. Зайдя в детскую, Гузель вынесла сыну порицание за плохое поведение, поставила его в угол. После праздника, когда Сергей и Гузель остались наедине, Сергей выразил свое недовольство тем, что Гузель не сделала замечание Алеше, зачинщику ссоры, а наказала их сынишку, который, как выяснилось, даже не участвовал в драке. Объясните, почему Гузель в этой ситуации поступила именно так, наказав своего сына, а не виновника драки? | ||
Атрибуции на выбор | Ответ при выборе соответствующей атрибуции | |
А. Гузель, зная задиристый характер своего сына, решила, что именно Миша является зачинщиком драки. | Вы выбрали вариант ответа «А». Это неправильный ответ. В ситуации нет указания на личностные особенности детей. | |
В. Гузель рассчитывала, что, сделав порицание своему сыну, она тем самым утихомирит и других детей. | Вы выбрали вариант ответа «В», это правильная атрибуция поведения Гузель. В данном случае, Гузель придерживалась определенного правила, присущего этнической педагогике татар, согласно которому, замечание чужим детям принято делать не напрямую, а «через» своих детей. Гузель в своем поведении следовала принципу, заключенному в татарской народной поговорке: «Тебе, дочка, говорю, а ты, сноха, слушай». | |
С. Гузель не захотела нарушить основное правило гостеприимства: «Гость всегда прав». | Вы выбрали вариант ответа «С». В целом, это допустимая атрибуция поведения Гузель, однако, есть другое объяснение, которое ближе к истине (см. вариант «В»). | |
Ситуация №12 Сергей и Гузель женаты не один год. У них растет сын – Миша, ему уже исполнилось пять лет. Сергей – бизнесмен. Чтобы обеспечить надлежащий уход мужу и ребенку, Гузель пришлось пожертвовать своей карьерой, она – домохозяйка. Миша активный, любознательный мальчик, у него «тысячи» вопросов к родителям. В последнее время Сергей стал замечать, что жена Гузель, вместо того, чтобы ответить на очередной вопрос сына, отсылает его к нему. Сергея это стало раздражать, он сильно устает на работе. Он полагает, что жена увиливает от материнских обязанностей, хочет переложить все обязанности по воспитанию сына на его плечи. Почему Гузель так поступает? | ||
Атрибуции на выбор | Ответ при выборе соответствующей атрибуции | |
А. Гузель хочет подчеркнуть авторитет отца в глазах Миши и поэтому посылает ребенка за советом к Сергею. | Вариант «А» - это правильная атрибуция поведения Гузель. В татарской семье авторитет отца непререкаем. Татарка, воспитанная в традициях национальной культуры, должна поднимать авторитет мужа в глазах детей. | |
В. Таким поведением Гузель хочет показать мужу, что он практически не участвует в жизни семьи, воспитании ребенка. | Вариант «В» – скорее всего это неверный вариант атрибуции поведения Гузель. В описании ситуации отмечается, что Гузель даже пожертвовала своей карьерой ради возможности создать мужу необходимые условия для работы. | |
С.Гузель считает, что в этом возрасте Мише важнее общение с отцом, «мужское воспитание». | Вариант «С» – это одна из возможных правильных атрибуций поведения Гузель, в татарской семье большая ответственность за воспитание сыновей лежит на отце, а за воспитание дочерей – на матери. | |
Приложение 4