Традиции детско-родительских отношений в татарской культуре

Для татар всегда была свойственна крепость семейных, родственных уз. Вступление в брак и забота о потомстве считались священной обязанностью мусульман. У татар говорят: «Балалы ий – базар, баласыз ий – мазар» («Дом с детьми – базар, дом без детей – кладбище»). Даже в повседневном обращении супругов друг к другу (атасы – отец детей) и (анисе – мать детей), у татар подчеркивается эта особая роль, предназначение – быть родителями, воспитателями подрастающего поколения.

Дети традиционно воспитывались в уважении к отцу и к матери. В татарской семье женщине отводилась особая роль посредника между детьми и отцом, другими старшими родственниками. Особенно ценилась в женщине и матери-татарке деликатность, с которой она могла подчеркнуть авторитет мужа-отца при обращении с детьми, в таких ситуациях женщина чаще всего говорила детям: «Поговорите и посоветуйтесь с отцом!», «Положитесь на мнение своего отца».

Национальная традиция диктует сдержанность в отношениях между родителями и детьми, обязательность подчинения воле и требованиям родителей. Но, при этом крайне редко применялись телесные наказания. Обычно родители старались даже не повышать голоса на детей. Считалось, что пререкаться с родителями, перечить им, в принципе, невозможно. В целом, это отличает татарскую систему этнопедагогики, например, от русской, в которой, по мнению отдельных авторов, отмечается преобладание запретительных мер в контроле за поведением ребенка, отрицательных санкций над положительными, репрессивный характер контроля над инструктивным (Козлова М., 2000).

Детей рано привлекали к трудовой деятельности взрослых. При этом соблюдалось строгое разделение трудовой деятельности по полу. До сих пор во многих татарских семьях, особенно сельских, традиционно соблюдение и возрастного ранга между детьми – младшие дети слушаются старших братьев, сестер (Мусина Р.Н., 2001). Уход за престарелыми родителями, считался почетной обязанностью.

Для детей существовал отдельный стол, они, как правило, не приглашались к трапезе взрослых. Брать детей в гости можно было только в случае специального приглашения.

Большой материал для изучения этнических особенностей воспитания дает анализ средств афористической педагогики – пословиц, поговорок, связанных с воспитанием подрастающего поколения. Так, у татар существует поговорка, что «Лучшее наследство, которое могут оставить детям родители – это хорошее воспитание». Другая поговорка – «Когда коровы пьют воду – телята лижут соль», отражает установки на скромность молодых и их почтительное отношение к старшим.

Существуют пословицы, которые указывают на исключительно важную роль матери в воспитании детей: «Если в доме мачеха, то и отец уже становится чужим», «За ребенка только у матери будет болеть сердце». Однако роли отца в воспитании детей также отводилось большое место, особенно в воспитании сыновей. У татар говорят, что если мальчик не воспитан, то ответственен отец, а если девочка не воспитана должным образом, то ответственна мать: «Ата улны, ана кызны белми» («Отец сына, а мать дочь не знает»).

Возрождение былых традиций татарской культуры, ее нравственных ценностей, начинается, прежде всего, с внутрисемейной сферы. Именно в семье формируется настроение людей, их чаяния и надежды, понимание настоящего, уверенность в будущем и уважение к прошлому.

Библиографические ссылки:

Алишев, Б.С. К вопросу о единстве ценностных оснований различных культур // Этические аспекты образования XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции. Казань: ТИСБИ, 2001. С. 9-13.

Биючурова, Н. Молчание – золото (кое-что о семейных забытых традициях) // Идель. № 6, 1993. С. 74 - 75.

Воробьев, Н.И. Казанские татары. Казань: Татар. кн. изд-во, 1953.

Гулова, Ф.Ф. Омэ / Татарский энциклопедический словарь. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999. С. 418.

Гулова, Ф.Ф. Погребальные и поминальные обряды татар / Татарский энциклопедический словарь. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999. С. 441.

Загидуллин, А.А., Мухамедова, Р.Г. Семейно – родственные отношения / Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука, 1967.

Зорин, Н.В. Символы невесты в русских свадебных обрядах (По материалам Казанского Поволжья) // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья (историко-этнографические очерки). Казань, Изд-во Казанского университета, 1990. С. 38 - 49.

Козлова, М. Развитие национального самосознания у современных русских студентов / Журнал прикладной психологии. №4, 2000. С. 54 – 59.

Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс – культурную психологию: Учебное пособие. – М.: «Ключ – С», 1999.

Лопухова, О.Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. №5, 2001. С. 73-79.

Лопухова, О.Г., Гулова, Ф.Ф. Сравнительный анализ традиционных моделей и современных стереотипов полоролевого взаимодействия в татарской этнокультуре // Журнал прикладной психологии. № 6, 2001. С.40-46.

Мусина, Р.Н. Общее и этнически особенное в современной семье сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в Татарской АССР): Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1984.

Мусина, Р.Н. Дети в татарской семье // Историческая этнография татарского народа. Казань, 1990. С. 110-129.

Мусина, Р.Н. Семья и семейный быт / Татары, М.: Наука, 2001.

Мусульманские обряды и обычаи // Идель, № 9-10. (спец. выпуск), 1992.

Мухамедова, Р.Г. Татары – мишари. М.: Наука, 1972.

Мухаметшин, Р.М. Религия / Татары. М.: Наука, 2001.

Пайгунова, Ю.В. Этнопсихологическая совместимость в проблеме межнационального взаимодействия // Журнал прикладной психологи. № 6, 2000. С. 20 - 22.

Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности. М: Смысл, 1998.

Социальное и национальное. Этносоциологическое исследование по материалам Татарской АССР. М.: Изд-во «Наука», 1973.

Стефаненко, Т.Г., Шлягина Е.И., Еникополов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1993.

Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. – М.: Политиздат, 1976.

Сухарев, А.В. Этнофункциональная психология: исследование и психотерапия. М., ИЭА РАН, 1998.

Уразманова, Р.К. Современные обряды татарского народа. Казань: Татар. кн. изд-во, 1984.

Уразманова, Р.К. Семейные обычаи и обряды // Татары. М.: Наука, 2001. С. 340 - 375.

Фукс, К.Ф. Казанские татары в статистическом и этническом отношениях. Казань, 1844; Краткая история города Казани. Казань, 1905. / Репринтное воспроизведение с приложением Предисловия Н.Ф. Кантова к изданию 1914 г. Казань, 1991.

Приложение 3

Наши рекомендации