Тема 9: Микросоциологические подходы к изучению коммуникации
Развитие социологии массовых коммуникаций после эмпирико-функционалистов. Классификация основных социологических теорий. Медиаориентированые и социально-ориентированные теории. Карта теорий.
Литература
1. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.
2. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.
Тема 10: Теории информационного общества
Информационное общество как социально-философская парадигма. Технологический детерминизм Маршалла Маклюэна и Гарольда Инниса. Теории «экономики будущего» (Белл, Тоффлер, Фукуяма). Правительственные и политические доктрины по переходу к информационному обществу. Сетевая информациональная экономика Манюэля Кастелльса. Причины краха советского этатизма у Кастельса и их критика. Экономика доступа Джереми Риффкина.
Литература
1. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.
2. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / под ред. Шкаратана О.И., М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
4. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / М.: Аспект-пресс, 2004.
5. МакЛюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М.: Академический проект, 2005.
6. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М.: У-Фактория, 2004.
Тема 11. Социология диффузии инноваций и использования СМИ и техники
Кибернетика как наука о коммуникациях, работы Норберта Винера. Теория взаимоотношений человека и машины. Понятие энтропии информации. Модель диффузии инноваций как коммуникационный процесс. Модель перевода. Модель социо-технического альянса. Концепция «индустрий воображаемого» как история инноваций в коммуникации. «Использование технологий» как современная концепция активного потребителя. Теории модернизации и их критика.
«Культурные исследования» Ричарда Хоггарта. Раймонд Уильямс и анализ «культурных практик». Стюарт Холл и концепция «кодирования/декодирования». Работы по восприятию телевидения Дэвида Морли. Культурные паттерны.
Литература
1. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.
2. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / М.: Вильямс, 2004.
3. Черных А.И. Мир современных медиа / М.: Территория будущего, 2007.
4. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос, № 5–6 (35), 2002.
5. Гладарев Б.С. Женщина, мужчина и мобильный телефон // Социологические исследования, № 4, 2006, с. 68.
6. Фирсов Б.М. Разномыслие в СССР 1940-1960 / СПб: Изд-во ЕУСПб, 2008.
Тема 12: Школа Пало Альто, этнометодология и интеракционизм. Организационная коммуникация.
Концепция психологической лингвистики. Анализируемые переменные в психологической лингвистике. Психологическая лингвистика как инструмент анализа подсознательных отношений автора к тексту. Концепция ролей в тексте и аудиовизуальном тексте. Интеракционистские подходы к коммуникации как микросоциальный анализ. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля: личные бытовые коммуникационные ситуации. Школа Пало-Альто. Изучение социальных ритуалов и работы Ирвинга Гофмана. Социология организационных коммуникаций: актер и система.
Литература
1. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.
2. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Спб.: Питер, 2007.
3. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / М.: Канон-пресс, 2000.
Тема 13: Политическая экономия коммуникаций
Концепция культурного империализма Герберта Шиллера. Концепция «свободного потока информации» в международной политике США 1950-1970х гг. Неравномерное распределение коммуникационных ресурсов в мире. Политические дебаты вокруг «Нового мирового порядка в области информации и коммуникации». Теория культурной зависимости и ее лимиты. Концепция модернизации и цифрового раскола. Теории интернационализации СМИ. Международное радиовещание в борьбе против цензур. Дебаты вокруг «культуры». Концепция культурных индустрий. Основные понятия культурных индустрий: продукт, цена, стоимость культурных продуктов. Критика экономических коммерческих моделей медиа.
Литература
1. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.
2. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / под ред. Шкаратана О.И., М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
4. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / М.: Аспект-пресс, 2004.
5. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики / М.: Изд-во МГУ, 1999.
6. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / М.: Мысль, 1980.
7. Кирия И. В., От «культурной индустрии» к «индустриям содержания»: 70 лет теоретических поисков // Меди@льманах, № 1, 2004
8. Кирия И. В., Мобильная телефония как индустрия содержания // Меди@льманах, № 2, 2004
9. Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей / М.: Изд-во МГУ, 1995.
10. Багдикян Б. Монополия средств информации / М.: Прогресс, 1987.
VIII. Перечень педагогических и информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (или модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (по необходимости)
Лекции, семинары, самостоятельная работа, поисковая работа, научная работа, промежуточная аттестация. Объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения, методы портфолио, практические занятия, интерактивные методы: использование компьютерных технологий работы с информационными ресурсами, самостоятельная работа, контрольные работы, коллоквиумы, круглые столы, диспуты, презентации, методы скрин-шота, консультации.
IX. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (или модулю)
Университетская аудитория с выходом в Интернет,
специализированные программные продукты
Х. Сведения об обновлении рабочей программы дисциплины (или модуля)
№п.п. | Обновленный раздел рабочей программы дисциплины (или модуля) | Описание внесенных изменений | Дата и протокол заседания кафедры, утвердившего изменения |
1. | |||
2. |