Тема 5: Эмпирико-функционалистская группа теорий изучения коммуникации.

Математическая теория информации в исследованиях систем связи. Линейные и бихевиористские модели, их роль в теориях пропаганды. Биологические науки и их роль в формировании коммуникационных моделей. Циклическая модель Шрамма. Основные факторы возникновения группы теорий. Эволюция коммуникационных моделей. Гарольд Ласуэлл и изучение эффектов пропаганды. Функциональная социология Раскол американской социологии на два лагеря: лагерь структурной социологии действия и лагерь «операционной социологии». Парадигма «пропагандистской силы» и парадигма «ограниченных эффектов» масс-медиа. Нейтральная социология и индустриальная социология. Гарвардская школа и Колумбийская школа. Концепция «демократического реализма» У. Липмана, теория «общественного мнения». Парадигма ограниченных эффектов медиа как основной предмет исследований Колумбийской школы. Теория двухступенчатого потока информации. Работы Карла Хоуланда и функции медиа. Элиху Кац и «теория обретения пользы и удовлетворения»: переломный этап в социологии эффектов. Работы по «использованию медиа». Теория «повестки дня» и «спирали тишины». Теории четвертой власти. Функциональная социология массовой коммуникации Бориса Фирсова.

Литература

1. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / М.: Вильямс, 2004.

2. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

3. Липман У. Общественное мнение / М.: ин-т фонда «Общественное мнение», 2004.

4. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы / М.: Вагриус, 1998.

5. Фирсов Б. М. Функциональный анализ СМИ // Эффективность СМИ. - Минск: Наука и техника, 1986. - С.31- 40.

6. Вильчек В.М. Социология и пресса в период парламентских и президентских выборов 1995 и 1996 годов / М.: Права человека, 1996.

Тема 6: Критическая теория и философия. Теории индустриализации культуры.

Философские составляющие «критической теории». «Критическая теория» как оппозиция американскому эмпиризму. Неомарксизм и переоценка учения Маркса. Возникновение Франкфуртской школы. Вальтер Беньямин и первые работы по индустриализации культуры. Концепция культурной индустрии Адорно и Хоркхаймера. Теория технической рациональности и мономерного человека Маркузе. Юрген Хабермас и концепция «публичной сферы».

Литература

1. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Вальтер Беньямин Произведение искусства в эпоху его технической вопроизводимости: Избранные эссе. Пер. с нем. / Под. ред.Здорового Ю.А. - М.: "Медиум", 1996..

3. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. / Пер.с нем. М. Кузнецова, М., СПб: Медиум. Ювента, 1997.

4. Маркузе Г. Одномерный человек / М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.

5. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / М.: Наука, 2006.

Тема 7: Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуникации: основные концепции.

Фердинанд де Соссюр и рождение структурной лингвистики. Две концепции знака в структурной лингвистике. Структурная антропология Клода Леви-Стросса и ее роль в коммуникациях. Мифы как форма языка. Ролан Барт и семиотический анализ продуктов коммуникации. Французская школа массовых коммуникаций. Теории символического насилия в неомарксистской перспективе. Мишель Фуко и структурная теория власти.

Литература

1. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

2. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

3. Барт Р. Мифологии / М.: Академический проект, 2008.

4. Греймас А.-Ж. Структурная семантика: Поиск метода / М.: Академический проект, 2004.

5. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация / М.: Прогресс, 1989.

Тема 8: Психологические подходы к изучению массовых коммуникаций

Когнитивные теории на стыке медиапсихологии и лингвистики. Теун Ван Дейк и его когнитивная теория дискурса. Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры. Понятие научения в теории Бандуры. Теория прайминга и модели человеческой памяти при усвоении сообщений СМИ. Теория культивации Дж. Гербнера. Психологическое изучение медианасилия. Семиосоциопсихологическая теория Т. Дридзе.

Литература

1. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / М.: Вильямс, 2004.

2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

3. Грушин Л.Я. Массовое сознание. М.,1987.

4. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс,1981.

5. Московичи С. Век толп. М.,1996.

6. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / СПб: «ОЛМА-ПРЕСС» 2002

Наши рекомендации