Отношений как причина семейного неблагополучия

4.1. Стили семейного воспитания

От того, каким будет общение между родителем (воспитателем) и ребенком, зависит их взаимная привязанность. Теплое человече­ское общение, включая улыбки, беседы, игры, возможность поде­литься чувствами, очень важно. Для возникновения привязанности оно более значимо, нежели удовлетворение физических потребно­стей ребенка. Общение помогает ребенку почувствовать себя доро­гим и любимым, увеличивает его самоуважение, а также способ­ствует интеллектуальному развитию.

По стилю отношений между родителями и детьми в семье раз­личают авторитарнос: демократическое, либеральное и попусти­тельское воспитание (115].

И. С. Кон считает, что родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцовский стиль, как правило, воспри­нимается юношами и бывает более жесткий и авторитарный, чем стиль матери, так что общий сейсйпый стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принима­ется в качестве единственной истины во взаимоотношениях меж­ду людьми, осуществляется как оперирование природой человека, так и манипулирование его действиями. При этом доминируют та­кие воспитательные методы, как требование. Принуждение при та­ком воспитании — основной путь передачи социального опыта де­тям. Степень принуждения определяется тем, насколько ребенок имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы — семейных ценностей, норм поведе­ния, правил общения, ценностей религии и т. п. В деятельности ро­дителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, все­знайства [Там же].

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизаци­ей руководства, доминированием единоначалия. В этом случае ро­дитель единолично принимает и отменяет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих де­тей становятся приказы, которые могут отдаваться в жесткой или

мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Ав­торитарный родитель всегда очень строго контролирует поведение детей, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициа­тива детей не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Было обнаружено, что дети авторитарных родителей отлича­ются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражитель­ны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запреты и карающие меры, ста­новясь зачастую непослушными и агрессивными. Девочки же чаще всего остаются пассивными и зависимыми.

Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родите­лей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Ро­дительские требования, когда они кажутся необоснованными, либо вызывают протест и агрессию, либо привычную апатию и пассив­ность. Перегиб в сторону терпимости также вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела, и мешает формирова­нию у него ответственной зависимости. Пассивные, незаинтересо­ванные родители не могут быть предметом подражания и иденти­фикации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массо­вой коммуникации — часто не могут восполнить этот пробел, остав­ляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствуют формированию личности со слабым 51. Обе эти крайности нарушают процесс социализации, осложняя для детей процесс перехода от родительской опеки к независимости и установлению дружеских отношений со сверстниками.

Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор: «равный среди равных» и «первый среди равных*.

Первый вариант — «равный среди равных» — это стиль отноше­ний между родителями и детьми, в рамках которого отец или мать в основном выполняют необходимые обязанности по координации действий ребенка в организации его учебной деятельности, само­образования, досуга и проч., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.

Вторая позиция — «первый среди равных» — реализуется в от­ношениях между родителем и подростком, в которых доминиру­ет высокая культура деятельности и отношений, большое доверие к ребенку и уверенность в правильности всех его суждений, дей-

ствий и поступков. В этом случае родители признают его право на автономию и в основном видят задачу в координации самосто­ятельных действий сына (дочери), когда подросток обращается за помощью.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются де­мократического стиля воспитания. Этот стиль наиболее способству­ет воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и со­циальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необхо­димости; в ребенке ценится как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым: он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Было обнаружено, что дети демократичных родителей адапти­рованы лучше всего. По сравнению с другими детьми они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компе­тентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные роди­телями в ином стиле поведения.

Попустительский стиль обычно сопровождается в семье от­сутствием всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого.

Чтобы попять взаимоотношения подростков с родителями, необ­ходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащит­ным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распо­рядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все. Но со­отношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются.

В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. причем мать в этом от­ношении обычно кажется детям ближе, чем отец. По мере роста самостоятельности, и особенно в переходном возрасте, эта зависи­мость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хва-

тает родительской любви. Хуже всего обстоят дела, когда попусти­тельство сопровождается открытой неприязнью (отвергающий ро­дитель) . ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю сво­им самым разрушительным импульсам. Исследования проступков малолетних правонарушителей показывают, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с. враждебностью. Но есть и вполне достоверные психологические данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней автономии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера [68, 81]. Рост самостоя­тельности ограничивает и функции родительской власти.

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характери­зуется отсутствием активного участия отца или матери в управле­нии процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные, дела и проблемы фактически могут решаться без их активного участия и руководства. Для выполнения какой-либо работы им нередко при­ходится уговаривать своих детей. Они решают в основном те вопро­сы, которые назревают сами, контролируя работу ребенка, его по­ведение лишь от случая к случаю. Здесь детям предоставлен избы­ток свободы при незначительном руководстве родителей, которые не устанавливают каких-либо ограничений. В целом такой родитель отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Хотя такое поведение родителей противоположно гипертрофи­рованным запретительным тенденциям, оно не обязательно приво­дит к противоположным результатам: как это ни странно, дети ли­беральных родителей тоже могут быть непослушными и агрессив­ными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импуль­сивны и часто не умеют вести себя на людях. Однако в некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

На практике ни один из приведенных стилей не может прояв­ляться в «чистом» виде. Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. В каждой семье могут применяться разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индиви­дуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, об­ладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях. Смена же стиля, например переход от авторитарного к демократическому, является радикальным собы­тием, ибо каждый стиль основывается на особенностях характера



и личности родителя, и его смена может сопровождаться серьезной психологической «ломкой» человека. Итак, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка. Если мы хотим видеть детей разумными, добрыми и та­лантливыми, необходимо и родителям и педагогам находить инди­видуальный подход к каждому ребенку, соответствующий его воз­растным особенностям, физическому и психическому развитию.

Неблагоприятная в целом для развития детей социально-психо­логическая обстановка в семье характеризуется общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехваткой соответ­ствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобла­данием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в том числе физиче­ских) по сравнению с различными формами поощрения и поддерж­ки детей: завышенными требованиями родителей по отношению к детям.

4.2. Дисфункциональные

детско-родительские отношения

Семья — важнейшее условие нормального развития любого ре­бенка. Однако в случае грубых семейных дисфукций (алкоголизм родителей, насилие в семье и другой травматический опыт) имен­но семья становится фактором возникновения различных по тяже­сти психических расстройств и нарушений развития. Таким семьям необходима серьезная психологическая помощь. Бывают ситуации, когда разлука с семьей необходима для спасения жизни ребенка, когда ребенок при живых родителях фактически оказывается «со­циальным» сиротой. Дети нередко самостоятельно покидают такие семьи, затянувшийся социальный кризис сопровождается неуклон­ным ростом числа детей—«социальных* сирот. Детские дома не создают необходимых условий для компенсации пережитых травм, потому что не дают травизированному ребенку модели надежного и стабильного мира с возможностью постоянной привязанности [79].

В отечественной психиатрии и психологии на протяжении мно­гих лет доминировала традиция изучения дисфункциональных дет-ско-родительских отношений и стилей семейного воспитания как

факторов формирования различных психических отклонений у де­тей.

Известные отечественные психиатры и психотерапевты В. И. Гар-, А. И. Захаров и Д. Н. Исаев среди прочих выделяют два наи­более деструктивных стиля воспитания:



— эмоциональное отвержение, для которого характерна манипу-лятивная позиция родителя, настроенного на «улучшение*, «лом­ку» врожденного типа реагирования, неприятие индивидуальных особенностей ребенка, жесткий контроль, дисциплину, регламента-цию жизни ребенка, навязывание единственно верного, с точки зре­ния родителя, способа поведения;

-- гиперсоциализирующее воспитание, характеризующееся тре­вожно-мнительной концентрацией родителя на всех социальных проявлениях ребенка: успеваемости в школе, спортивных достиже­ниях, статусе среди товарищей. Такие родители не учитывают в своих требованиях реальных психофизических возможностей детей

[50-51].

А. С. Спиваковская разработала классификацию типов семейно­го воспитания, в основе которой лежат ведущие мотивы воспитания:

- воплощение основного смысла жизни;

- реализация потребности достижения;

- воплощение сверхценных идеалов или формирование опреде­
ленных качеств;

- реализация потребности в эмоциональном контакте [237].

Для родителей, удовлетворяющих в процессе воспитания по­требность в обретении смысла жизни, характерна попытка со­здавать и удерживать близкую личностную дистанцию с ребенком. Сепарация, или отделение ребенка, обусловленное его взрослени­ем, повышение субъективной значимости для него других людей воспринимается ими как угроза собственным потребностям.

В группе родителей, реализующих в воспитании прежде всего мотив «потребность достижения», процесс воспитания сводится к достижению определенных формируемых целей. Они нередко свя­заны с достижениями собственной жизни, либо но сходству, либо по контрасту. Ориентация на достижения искажает образ ребенка в глазах родителей, «зашумляет» индивидуальность восприятия. Об­щение с ребенком начинает напоминать дрессуру. В воспитании уси­ливается значимость социальных требований и стандартов в ущерб эмоциональной насыщенности в отношениях с ребенком. Любовь к ребенку приобретает условный характер и зависит от оценки его

достижений.

При воспитании ребенка по сверхценпому образцу родители на­вязывают ребенку не присущие ему качества, убеждают в том, что такой, каков он есть, ребенок им не нужен, подчеркивают свое неприятие. Этот стиль воспитания А. С. Спиваковская рассматри­вает как особенно опасный для психического здоровья ребенка [Там же].

Последствием доминирования мотива воспитания как реализа­ции потребности в эмоциональном контакте может стать ситу­ация, когда ребенок помещается в центр этой потребности, стано­вится единственным объектом ее удовлетворения. Родители бессо­знательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя эмоциональным связям ребенка за пределами семей­ного круга.

.А. С. Личко среди прочих выделил следующие дисфункциональ­ные стили воспитания в семье:

- гипопротекпия — полная безнадзорность, либо недостаток опеки или контроля за поведением ребенка (повышает риск воз­никновения асоциального поведения);

- доминирующая гиперпротекция — чрезмерная опека, мелоч­
ный контроль у подростков с психастенической, сензитивной и
астеноневротической акцентуацией (усиливает несостоятельность,
неуверенность в себе);

- потворствующая гипер протекция — воспитание по типу «ку­
мир семьи» безмерное покровительство (способствует развитию ис­
терических черт) [141].

Э. Г. Эйдемиллер выделяет шесть типов воспитания детей с вы­раженными личностными нарушениями:

—доминирование, гиперпротекция, усиливающие астенические
черты характера ребенка, его несамостоятельность и чувство несо­
стоятельности ;

—потворствующая гипер протекция, усиливающая развитие ис-
тероидных черт характера в виде повышенной требовательности к
окружающим, претензий на особую позицию, потребности в немед­
ленном удовлетворении желаний;

—эмоциональное отвержение ребенка, способствующее эмоцио­
нальной неустойчивости и лабильности;

- повышенная моральная ответственность, стимулирующая
развитие психастенических черт;

— безнадзорность, сопровождающая возбудимость z неустойчи­
вость поведения ребенка;

- хроническое жестокое обращение, которое может приводить к наиболее тяжелым формам личностной патологии [270-271].

Дети— «социальные» сироты, покинувшие свои семьи, чаще всего проживают в семьях, где практикуются различные виды на­силия (от психологического до грубого физического), где в каче­стве стиля воспитания доминируют эмоциональное отвержение в сочетании с суровыми ограничениями и контролем или, напротив, безнадзорностью. Родители в таких семьях, как правило, злоупо-

требляют алкоголем или наркотиками, а детей могут использовать для удовлетворения своих патологических потребностей, толкать к воровству, нищенству и т. д. Родителей, склонных к применению физического насилия, характеризуют такие черты, как личностная незрелость, социальная изоляция, низкая самооценка, нарушенная способность сопереживать нуждам и потребностям ребенка. Для переработки травматического опыта и компенсации последствий депривации в кровной семье р«бенок нуждается в новом опыте принципиально иных отношении со взрослым.

Вместе с тем важно отметить, что далеко не все семейные дис­функции поддаются описанию в терминах детско-родительских от­ношений. Семья как основная среда жизни ребенка представляет собой гораздо более сложную реальность, которая далеко не исчер­пывается диадическими отношениями «ребенок — взрослый».

Нарушения эмоциональных связей могут быть вызваны плохим обращением с ребенком. Если ребенок с младенческих лет подвер­гается жестокому обращению, то он лишается тех воспитательных отношений, на которые рассчитывает, что может оказать разруши­тельное воздействие на всю его жизнь. Исследования показали, что у начавших ходить детей, подвергающихся физическому насилию и не развивающих надежных привязанностей, возникают искажения и задержки в развитии чувства Я и овладении языком — процессах, идущих согласованно. Если младенцам удается прочно привязать­ся к кому-то в течение первого года жизни, плохое обращение в течение второго года приносит им меньший вред [120. 211].

Отмечаемый рост насилия над детьми в семье имеет множество форм — от эмоционального и морального давления до применения физической силы. Самой неприглядной стороной в семейных отно­шениях является физическая расправа над ребенком. От произво­ла родителей страдают ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет [47, 66, 174]. Особенно осложнен процесс воспитания лично­сти в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами

влияния на ребенка.

Вместе с тем семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца и матери.

Растет число конфликтных ситуаций, порожденных разногласи­ями в представлениях, взглядах, мнениях членов семьи. Более по-

ловины подростков беспокоят отношения с родителями; число под­ростков, постоянно вступающих в конфликты с родителями, состав­ляет примерно 60%. В случае возникновения противоречий боль­шинство матерей и отцов (61%) проводят с детьми серьезный раз­говор, 19% лишают их удовольствий, а 6% применяют физические наказания. При этом родители с низким образовательным уров­нем в большей степени склонны к деструктивным способам разре­шения конфликтов, в том числе использованию физических нака­заний.

Изучениезависимости между агрессивным поведением детей и характером наказаний, а также контролем родителями поведения своих детей показало, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей (малолетние преступники, как пра­вило, растут в семьях, где физическая жестокость идет рука об руку с безразличием к чувствам детей), а минимальный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциаль-ности. Часто эти два типа воспитания (чрезмерная строгость нака­зания и отсутствие контроля: «эмоциональное отвержение» и «ги-понротекция») встречаются в одной семье. Первый тип в основном прослеживается по линии отца, а второй — по линии матери.

Дети черпают знания о моделях девиантного. в том числе агрес­сивного и аддиктивного, поведения в основном из трех источников. Во-первых, семья может одновременно демонстрировать эти мо­дели и обеспечивать их подкрепление. Вероятность асоциальных форм поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с их проявлениями у себя дома. Во-вторых, нарушенному поведению они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зача­стую узнавая о преимуществах, например, агрессивного поведения во время игр. И, наконец, в-третьих, дети учатся асоциальному по­ведению не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и па символических, предлагаемых в средствах массовой информации.

В основе тех проблем, которые осложняют и искажают отно­шения детей и родителей, лежит отсутствие желания понять друг Друга. При проведении опроса учащихся старших классов было выявлено, что в способах реагирования на непослушание подрост­ков доминируют запретительные и насильственные меры наказания (табл. 4).

Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и довери­тельного общения родителей (и прежде всего матери) с ребенком, теплоты и ласки приводит к состоянию психической депривации.

4- Способыреагирования на непослушание, которые указывают подростки (%)

Реакция h;l непослушание Мать Отец
Кричит, ругается
Запрещает гулять 1G
Объясняет, разговаривает
Промолчит, никак
Берет ремень, бьет но лицу, берет за волосы И
Запрещает что-либо, лишает удовольствий
Обижается
Заставляет убирать в кьартире
Не разговаривает
Заставляет учить уроки
Ставит в угол  

Усугубляют семейное неблагополучие просчеты в воспитании в семье. Наиболее типичны из них следующие:

— неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное от­
торжение родителями;

- гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную
самостоятельность, изолируют от окружающей жизни;

- непоследовательность и противоречивость воспитания, кото­
рая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку И
контролем за ним, несогласованностью педагогических действий
родителей, бабушки, что дезориентирует ребенка:

—непонимание закономерностей и своеобразие личностного раз-
вития детей, несоответствие требований и ожиданий родителей воз­
можностям и потребностям детей;

—негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выра­
жается в недостаточном учете ситуации, в заданпости и запрограм­
мированности требований, в отсутствии альтернатив в решениях, в
навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отноше­
ния к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы
Сменяется ее избытком или наоборот);

—избыток родительского раздражения, недовольства, беспокой­
ства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье эффект
суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения;

—тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчи­
вый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма,
заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостереже­
ниям, что заражает детей таким же беспокойством;

- авторитарность воспитания — стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание

своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисци­плине и ограничению самостоятельности детей; использование при­нуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; по­стоянный контроль за действиями ребенка;

— гиперсоциалыгость, когда родители пытаются строить воспи­
тание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учи­
тывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные
требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчи­
вости и чуткости (39. 2071-

Таким образом, по всей совокупности причин и факторов, вызы­вающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, опреде­ляющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, т.е. нарушения в межличностных внут­рисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Дру­гими словами, патогенным фактором выступает не состав и струк­тура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформи­ровавшийся в ней психологический климат. Исходя из этого, можно выделить следующие типы неблагополучных семей:

— конфликтная, наиболее распространенный тип (до 60% от
числа всех неблагополучных семей), с преобладанием конфронга-
ционного стиля отношений;

- аморальная, характеризующаяся забвением всяких мораль­
ных и этических норм; конфликтную и аморальную семью объеди­
няет то обстоятельство, что положение в них детей оказывается в
прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитатель­
ный фактор приобретает значение производного;

- педагогически несостоятельная, с низким уровнем общей и
отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется
не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и неже­
ланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах
воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ре­
бенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на
конфронтацию с миром;

- асоциальная, в ней дети с ранних лет находятся в обстанов­
ке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нор­
мам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного
поведения [67].

Любой тип семейной дезорганизации изначально предрасполо­жен к формированию личностных и поведенческих отклонений у Детей, так как приводит к возникновению психотрав ми рующих си­туаций для ребенка в семье.





4.3. Причинынарушения воспитательной функции семьи

II. С. Кон указывает, что значение семьи как первичной ячейки общества и важнейшего фактора социализации трудно преувели­чить. Разговоры об отмирании семьи не учитывают трех важней­ших обстоятельств. Во-первых, только непосредственная родитель­ская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно в первые годы жизни. Во-вторых, семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляется интимный контакт не только детей и родителей, но и детей различных возрастов между собой, В семье дети постепен­но приобщаются к сложному миру взрослых. Автор считает, что воспитанники даже самых лучших дошкольных детских домов от­стают в некоторых аспектах от детей того же возраста, воспитываю­щихся в семье. По мнению И. С. Кона, причина кроется в том, что они практически изолированы от откровенных разговоров взрос­лых, и это затрудняет их ознакомление с некоторыми сторонами жизни: отношения между взрослыми на работе, цена денег и т. д. В-третьих, родительские чувства и забота о детях —естественные человеческие чувства, обогащающие индиьида как личность [115]. Важнейшая социальная функция семьи--воспитание и разви­тие детей, социализация подрастающего поколении. Воспитатель­ный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направлен­ной на формирование у детей определенных качеств, но и те, кото­рые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом

[39, 116].

Воспитательная функция семьи удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, а также в том, что родите­ли могут реализовать себя в детях. Таким образом, обеспечивается социализация детей и подготовка новых членов общества, воспро­изводство новых поколений, их подготовка к жизни и интеграция

в общество.

Кардинальные социальные изменения, происшедшие в россий­ском обществе, выдвигают на первый план приоритетный принцип семейного воспитания: ребенок должен рассматриваться родите­лями не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделенный правами и обязанностя­ми, соответствующими его возрастному развитию. Такой прин­цип личностно-ориентированиого воспитания позволяет родителям сформировать личность ребенка, обладающего социальной ответ-

ственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопро­тивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды [92].

В настоящее время одновременно функционируют три модели семьи: патриархальная, детоцснтристекая и супружеская, которые в реальности взаимно переплетаются. Для каждой модели семьи характерна своя система воспитания [54].

Патриархальная семья — наиболее архаичная. Ведущим в ней является к ровно-родстве иное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое за­крепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит из нескольких поколений: прародителей, родителей и детей. При­ветствуется многодетность. Главным считается муж: в его руках со­средоточены экономические ресурсы семьи, он принимает основные решения. Жена подчиняется ему и уважительно к нему относится. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.

Дето центристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны. Ребенок превращается в объект осо­бой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство — главная функция семьи, при этом стили воспитания разнообразны: от авто­ритарного до изнеживающего. В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и состав­ляют главный смысл семьи.

Изменившееся в прошлом веке социальное положение женщин приводит к возникновению супружеской семьи. Женщины осва­ивают новые сферы деятельности: общественно-т рудовую и поли­тико-культурную, преобразовывая при этом семейную сферу, и, как правило, успешно все совмещают. Такому положению дел способ­ствует отмирание двойного стандарта в отношении возможности получения образования и профессиональной подготовки, участие женщин в общественной жизни, индустриализация домашнего бы­та, рост числа детских образовательных учреждений, возможность планировать число детей в семье. При этом мужчины, утратив про­фессиональную монополию, не спешат расстаться с традиционными семейными привилегиями, что нередко порождает семейные кон­фликты. Вместе с тем наблюдается тенденция к расширению муж­ской родительской роли, которая постепенно вбирает в себя неко­торые составляющие, традиционно приписываемые материнскому поведению. Супружеская модель открывает широкие возможности

для автономии и самореализации каждого члена семьи: интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг об­щения выходят за рамки брака. При этом основополагающие се­мейные ценности сначала формируются во взаимоотношениях су­пругов и лишь затем становятся естественной базой для детско-родительских отношений.

Каждая семья обладает определенным воспитательным потен­циалом [39].

Воспитательный потенциал семьи, эффективность его реализа­ции обусловлены многими социальными (политическими, экономи­ческими, демографическими, психологическими) факторами объ­ективного и субъективного характера. К ним относятся факторы макросреды и те изменения, которые в пей происходят:

- структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная
или неполная, многодетная или малодетная);

- материальные условия ее жизнедеятельности (уровень дохо­
дов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

— личностные характеристики родителей (социальный статус,
уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура,
ориентации и установки на воспитание и образование детей);

- психологический климат в семье, система и характер взаимо­
отношений между ее членами, их совместная деятельность;

— помощь семье со стороны общества и государства в образова­
нии и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Подавляющее большинство детей России воспитывается в се­мьях (99,7% всех детей до 18 лет), 20% семей с детьми — неполные. Около 1/3 детей являются единственным ребенком в семье. 20% растут в семьях с тремя и более детьми [60].

Существует деление семей по степени их воспитательного воз­действия на детей. Так. благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют це­лесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов, где во внутрисемейных отношениях — полное взаимопо­нимание, демократический стиль общения и поведения, где в семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, организован культурный и рациональный досуг.

Воспитание детей в однодетной семье. Наиболее типич­ной для России все более становится одподетная семья. В такой семье процесс социализации происходит при ослабленном воспи­тательном потенциале семьи, которая не может опереться на осо­бые свойства многодетной семьи как социально-психолог и ческой

целостности. Однодетная семья в большей степени характеризуется конфликтными ситуациями, чем многодетная. Однодетная семья — это не только демографическая, социальная и нравственная про­блема для общества, но и педагогическая. Братья и сестры нужны ребенку в семье как соучастники его постоянных игр и объекты заботы и внимания, общение с ними в семье делает мироощуще­ние ребенка более полным, рождает в нем уверенность и защищен­ность. Кроме того, единственный ребенок в семье - это объективно более трудный субъект воспитания. Обычно он позже взрослеет, а в некоторых отношениях, напротив, приобретает внешние признаки взрослости слишком рано (интеллектуальное развитие, излишний рационализм, нередко перерастающий в скепсис), поскольку боль­шее количество времени проводит среди взрослых, становясь сви­детелем их разговоров, и т. п. |25, 60|.

Воспитание детей в многодетной семье. Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отри­цательные характеристики, а процесс социализации детей — свои трудности, проблемы (25. 60, 108. 116].

С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; здесь больше возмож­ностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут форми­роваться такие качества, как чуткость, человечность, ответствен­ность, уважение к людям, а также качества социального порядка—­способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышен­ными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.

Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сло­жен и противоречив. Во-первых, в таких семьях взрослые дов<

Наши рекомендации