Отношений как причина семейного неблагополучия
4.1. Стили семейного воспитания
От того, каким будет общение между родителем (воспитателем) и ребенком, зависит их взаимная привязанность. Теплое человеческое общение, включая улыбки, беседы, игры, возможность поделиться чувствами, очень важно. Для возникновения привязанности оно более значимо, нежели удовлетворение физических потребностей ребенка. Общение помогает ребенку почувствовать себя дорогим и любимым, увеличивает его самоуважение, а также способствует интеллектуальному развитию.
По стилю отношений между родителями и детьми в семье различают авторитарнос: демократическое, либеральное и попустительское воспитание (115].
И. С. Кон считает, что родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцовский стиль, как правило, воспринимается юношами и бывает более жесткий и авторитарный, чем стиль матери, так что общий сейсйпый стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми, осуществляется как оперирование природой человека, так и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование. Принуждение при таком воспитании — основной путь передачи социального опыта детям. Степень принуждения определяется тем, насколько ребенок имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностной системы — семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценностей религии и т. п. В деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, всезнайства [Там же].
Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае родитель единолично принимает и отменяет решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих детей становятся приказы, которые могут отдаваться в жесткой или
мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный родитель всегда очень строго контролирует поведение детей, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива детей не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.
Было обнаружено, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запреты и карающие меры, становясь зачастую непослушными и агрессивными. Девочки же чаще всего остаются пассивными и зависимыми.
Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, когда они кажутся необоснованными, либо вызывают протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону терпимости также вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела, и мешает формированию у него ответственной зависимости. Пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массовой коммуникации — часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствуют формированию личности со слабым 51. Обе эти крайности нарушают процесс социализации, осложняя для детей процесс перехода от родительской опеки к независимости и установлению дружеских отношений со сверстниками.
Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор: «равный среди равных» и «первый среди равных*.
Первый вариант — «равный среди равных» — это стиль отношений между родителями и детьми, в рамках которого отец или мать в основном выполняют необходимые обязанности по координации действий ребенка в организации его учебной деятельности, самообразования, досуга и проч., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.
Вторая позиция — «первый среди равных» — реализуется в отношениях между родителем и подростком, в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие к ребенку и уверенность в правильности всех его суждений, дей-
ствий и поступков. В этом случае родители признают его право на автономию и в основном видят задачу в координации самостоятельных действий сына (дочери), когда подросток обращается за помощью.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль наиболее способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке ценится как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым: он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.
Было обнаружено, что дети демократичных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями в ином стиле поведения.
Попустительский стиль обычно сопровождается в семье отсутствием всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого.
Чтобы попять взаимоотношения подростков с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все. Но соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются.
В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. причем мать в этом отношении обычно кажется детям ближе, чем отец. По мере роста самостоятельности, и особенно в переходном возрасте, эта зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хва-
тает родительской любви. Хуже всего обстоят дела, когда попустительство сопровождается открытой неприязнью (отвергающий родитель) . ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам. Исследования проступков малолетних правонарушителей показывают, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с. враждебностью. Но есть и вполне достоверные психологические данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней автономии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера [68, 81]. Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти.
Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия отца или матери в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные, дела и проблемы фактически могут решаться без их активного участия и руководства. Для выполнения какой-либо работы им нередко приходится уговаривать своих детей. Они решают в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируя работу ребенка, его поведение лишь от случая к случаю. Здесь детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, которые не устанавливают каких-либо ограничений. В целом такой родитель отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.
Хотя такое поведение родителей противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к противоположным результатам: как это ни странно, дети либеральных родителей тоже могут быть непослушными и агрессивными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Однако в некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
На практике ни один из приведенных стилей не может проявляться в «чистом» виде. Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. В каждой семье могут применяться разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях. Смена же стиля, например переход от авторитарного к демократическому, является радикальным событием, ибо каждый стиль основывается на особенностях характера
и личности родителя, и его смена может сопровождаться серьезной психологической «ломкой» человека. Итак, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка. Если мы хотим видеть детей разумными, добрыми и талантливыми, необходимо и родителям и педагогам находить индивидуальный подход к каждому ребенку, соответствующий его возрастным особенностям, физическому и психическому развитию.
Неблагоприятная в целом для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей: завышенными требованиями родителей по отношению к детям.
4.2. Дисфункциональные
детско-родительские отношения
Семья — важнейшее условие нормального развития любого ребенка. Однако в случае грубых семейных дисфукций (алкоголизм родителей, насилие в семье и другой травматический опыт) именно семья становится фактором возникновения различных по тяжести психических расстройств и нарушений развития. Таким семьям необходима серьезная психологическая помощь. Бывают ситуации, когда разлука с семьей необходима для спасения жизни ребенка, когда ребенок при живых родителях фактически оказывается «социальным» сиротой. Дети нередко самостоятельно покидают такие семьи, затянувшийся социальный кризис сопровождается неуклонным ростом числа детей—«социальных* сирот. Детские дома не создают необходимых условий для компенсации пережитых травм, потому что не дают травизированному ребенку модели надежного и стабильного мира с возможностью постоянной привязанности [79].
В отечественной психиатрии и психологии на протяжении многих лет доминировала традиция изучения дисфункциональных дет-ско-родительских отношений и стилей семейного воспитания как
факторов формирования различных психических отклонений у детей.
Известные отечественные психиатры и психотерапевты В. И. Гар-, А. И. Захаров и Д. Н. Исаев среди прочих выделяют два наиболее деструктивных стиля воспитания:
— эмоциональное отвержение, для которого характерна манипу-лятивная позиция родителя, настроенного на «улучшение*, «ломку» врожденного типа реагирования, неприятие индивидуальных особенностей ребенка, жесткий контроль, дисциплину, регламента-цию жизни ребенка, навязывание единственно верного, с точки зрения родителя, способа поведения;
-- гиперсоциализирующее воспитание, характеризующееся тревожно-мнительной концентрацией родителя на всех социальных проявлениях ребенка: успеваемости в школе, спортивных достижениях, статусе среди товарищей. Такие родители не учитывают в своих требованиях реальных психофизических возможностей детей
[50-51].
А. С. Спиваковская разработала классификацию типов семейного воспитания, в основе которой лежат ведущие мотивы воспитания:
- воплощение основного смысла жизни;
- реализация потребности достижения;
- воплощение сверхценных идеалов или формирование опреде
ленных качеств;
- реализация потребности в эмоциональном контакте [237].
Для родителей, удовлетворяющих в процессе воспитания потребность в обретении смысла жизни, характерна попытка создавать и удерживать близкую личностную дистанцию с ребенком. Сепарация, или отделение ребенка, обусловленное его взрослением, повышение субъективной значимости для него других людей воспринимается ими как угроза собственным потребностям.
В группе родителей, реализующих в воспитании прежде всего мотив «потребность достижения», процесс воспитания сводится к достижению определенных формируемых целей. Они нередко связаны с достижениями собственной жизни, либо но сходству, либо по контрасту. Ориентация на достижения искажает образ ребенка в глазах родителей, «зашумляет» индивидуальность восприятия. Общение с ребенком начинает напоминать дрессуру. В воспитании усиливается значимость социальных требований и стандартов в ущерб эмоциональной насыщенности в отношениях с ребенком. Любовь к ребенку приобретает условный характер и зависит от оценки его
достижений.
При воспитании ребенка по сверхценпому образцу родители навязывают ребенку не присущие ему качества, убеждают в том, что такой, каков он есть, ребенок им не нужен, подчеркивают свое неприятие. Этот стиль воспитания А. С. Спиваковская рассматривает как особенно опасный для психического здоровья ребенка [Там же].
Последствием доминирования мотива воспитания как реализации потребности в эмоциональном контакте может стать ситуация, когда ребенок помещается в центр этой потребности, становится единственным объектом ее удовлетворения. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя эмоциональным связям ребенка за пределами семейного круга.
.А. С. Личко среди прочих выделил следующие дисфункциональные стили воспитания в семье:
- гипопротекпия — полная безнадзорность, либо недостаток опеки или контроля за поведением ребенка (повышает риск возникновения асоциального поведения);
- доминирующая гиперпротекция — чрезмерная опека, мелоч
ный контроль у подростков с психастенической, сензитивной и
астеноневротической акцентуацией (усиливает несостоятельность,
неуверенность в себе);
- потворствующая гипер протекция — воспитание по типу «ку
мир семьи» безмерное покровительство (способствует развитию ис
терических черт) [141].
Э. Г. Эйдемиллер выделяет шесть типов воспитания детей с выраженными личностными нарушениями:
—доминирование, гиперпротекция, усиливающие астенические
черты характера ребенка, его несамостоятельность и чувство несо
стоятельности ;
—потворствующая гипер протекция, усиливающая развитие ис-
тероидных черт характера в виде повышенной требовательности к
окружающим, претензий на особую позицию, потребности в немед
ленном удовлетворении желаний;
—эмоциональное отвержение ребенка, способствующее эмоцио
нальной неустойчивости и лабильности;
- повышенная моральная ответственность, стимулирующая
развитие психастенических черт;
— безнадзорность, сопровождающая возбудимость z неустойчи
вость поведения ребенка;
- хроническое жестокое обращение, которое может приводить к наиболее тяжелым формам личностной патологии [270-271].
Дети— «социальные» сироты, покинувшие свои семьи, чаще всего проживают в семьях, где практикуются различные виды насилия (от психологического до грубого физического), где в качестве стиля воспитания доминируют эмоциональное отвержение в сочетании с суровыми ограничениями и контролем или, напротив, безнадзорностью. Родители в таких семьях, как правило, злоупо-
требляют алкоголем или наркотиками, а детей могут использовать для удовлетворения своих патологических потребностей, толкать к воровству, нищенству и т. д. Родителей, склонных к применению физического насилия, характеризуют такие черты, как личностная незрелость, социальная изоляция, низкая самооценка, нарушенная способность сопереживать нуждам и потребностям ребенка. Для переработки травматического опыта и компенсации последствий депривации в кровной семье р«бенок нуждается в новом опыте принципиально иных отношении со взрослым.
Вместе с тем важно отметить, что далеко не все семейные дисфункции поддаются описанию в терминах детско-родительских отношений. Семья как основная среда жизни ребенка представляет собой гораздо более сложную реальность, которая далеко не исчерпывается диадическими отношениями «ребенок — взрослый».
Нарушения эмоциональных связей могут быть вызваны плохим обращением с ребенком. Если ребенок с младенческих лет подвергается жестокому обращению, то он лишается тех воспитательных отношений, на которые рассчитывает, что может оказать разрушительное воздействие на всю его жизнь. Исследования показали, что у начавших ходить детей, подвергающихся физическому насилию и не развивающих надежных привязанностей, возникают искажения и задержки в развитии чувства Я и овладении языком — процессах, идущих согласованно. Если младенцам удается прочно привязаться к кому-то в течение первого года жизни, плохое обращение в течение второго года приносит им меньший вред [120. 211].
Отмечаемый рост насилия над детьми в семье имеет множество форм — от эмоционального и морального давления до применения физической силы. Самой неприглядной стороной в семейных отношениях является физическая расправа над ребенком. От произвола родителей страдают ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет [47, 66, 174]. Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами
влияния на ребенка.
Вместе с тем семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца и матери.
Растет число конфликтных ситуаций, порожденных разногласиями в представлениях, взглядах, мнениях членов семьи. Более по-
ловины подростков беспокоят отношения с родителями; число подростков, постоянно вступающих в конфликты с родителями, составляет примерно 60%. В случае возникновения противоречий большинство матерей и отцов (61%) проводят с детьми серьезный разговор, 19% лишают их удовольствий, а 6% применяют физические наказания. При этом родители с низким образовательным уровнем в большей степени склонны к деструктивным способам разрешения конфликтов, в том числе использованию физических наказаний.
Изучениезависимости между агрессивным поведением детей и характером наказаний, а также контролем родителями поведения своих детей показало, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей (малолетние преступники, как правило, растут в семьях, где физическая жестокость идет рука об руку с безразличием к чувствам детей), а минимальный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциаль-ности. Часто эти два типа воспитания (чрезмерная строгость наказания и отсутствие контроля: «эмоциональное отвержение» и «ги-понротекция») встречаются в одной семье. Первый тип в основном прослеживается по линии отца, а второй — по линии матери.
Дети черпают знания о моделях девиантного. в том числе агрессивного и аддиктивного, поведения в основном из трех источников. Во-первых, семья может одновременно демонстрировать эти модели и обеспечивать их подкрепление. Вероятность асоциальных форм поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с их проявлениями у себя дома. Во-вторых, нарушенному поведению они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах, например, агрессивного поведения во время игр. И, наконец, в-третьих, дети учатся асоциальному поведению не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и па символических, предлагаемых в средствах массовой информации.
В основе тех проблем, которые осложняют и искажают отношения детей и родителей, лежит отсутствие желания понять друг Друга. При проведении опроса учащихся старших классов было выявлено, что в способах реагирования на непослушание подростков доминируют запретительные и насильственные меры наказания (табл. 4).
Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и прежде всего матери) с ребенком, теплоты и ласки приводит к состоянию психической депривации.
4- Способыреагирования на непослушание, которые указывают подростки (%)
Реакция h;l непослушание | Мать | Отец |
Кричит, ругается | 2о | |
Запрещает гулять | 1G | |
Объясняет, разговаривает | ||
Промолчит, никак | ||
Берет ремень, бьет но лицу, берет за волосы | И | |
Запрещает что-либо, лишает удовольствий | ||
Обижается | — | |
Заставляет убирать в кьартире | ||
Не разговаривает | ||
Заставляет учить уроки | ||
Ставит в угол |
Усугубляют семейное неблагополучие просчеты в воспитании в семье. Наиболее типичны из них следующие:
— неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное от
торжение родителями;
- гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную
самостоятельность, изолируют от окружающей жизни;
- непоследовательность и противоречивость воспитания, кото
рая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку И
контролем за ним, несогласованностью педагогических действий
родителей, бабушки, что дезориентирует ребенка:
—непонимание закономерностей и своеобразие личностного раз-
вития детей, несоответствие требований и ожиданий родителей воз
можностям и потребностям детей;
—негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выра
жается в недостаточном учете ситуации, в заданпости и запрограм
мированности требований, в отсутствии альтернатив в решениях, в
навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отноше
ния к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы
Сменяется ее избытком или наоборот);
—избыток родительского раздражения, недовольства, беспокой
ства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье эффект
суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения;
—тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчи
вый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма,
заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостереже
ниям, что заражает детей таким же беспокойством;
- авторитарность воспитания — стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание
своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка;
— гиперсоциалыгость, когда родители пытаются строить воспи
тание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учи
тывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные
требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчи
вости и чуткости (39. 2071-
Таким образом, по всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, т.е. нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, патогенным фактором выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат. Исходя из этого, можно выделить следующие типы неблагополучных семей:
— конфликтная, наиболее распространенный тип (до 60% от
числа всех неблагополучных семей), с преобладанием конфронга-
ционного стиля отношений;
- аморальная, характеризующаяся забвением всяких мораль
ных и этических норм; конфликтную и аморальную семью объеди
няет то обстоятельство, что положение в них детей оказывается в
прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитатель
ный фактор приобретает значение производного;
- педагогически несостоятельная, с низким уровнем общей и
отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется
не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и неже
ланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах
воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ре
бенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на
конфронтацию с миром;
- асоциальная, в ней дети с ранних лет находятся в обстанов
ке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нор
мам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного
поведения [67].
Любой тип семейной дезорганизации изначально предрасположен к формированию личностных и поведенческих отклонений у Детей, так как приводит к возникновению психотрав ми рующих ситуаций для ребенка в семье.
4.3. Причинынарушения воспитательной функции семьи
II. С. Кон указывает, что значение семьи как первичной ячейки общества и важнейшего фактора социализации трудно преувеличить. Разговоры об отмирании семьи не учитывают трех важнейших обстоятельств. Во-первых, только непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно в первые годы жизни. Во-вторых, семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляется интимный контакт не только детей и родителей, но и детей различных возрастов между собой, В семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых. Автор считает, что воспитанники даже самых лучших дошкольных детских домов отстают в некоторых аспектах от детей того же возраста, воспитывающихся в семье. По мнению И. С. Кона, причина кроется в том, что они практически изолированы от откровенных разговоров взрослых, и это затрудняет их ознакомление с некоторыми сторонами жизни: отношения между взрослыми на работе, цена денег и т. д. В-третьих, родительские чувства и забота о детях —естественные человеческие чувства, обогащающие индиьида как личность [115]. Важнейшая социальная функция семьи--воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколении. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом
[39, 116].
Воспитательная функция семьи удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях. Таким образом, обеспечивается социализация детей и подготовка новых членов общества, воспроизводство новых поколений, их подготовка к жизни и интеграция
в общество.
Кардинальные социальные изменения, происшедшие в российском обществе, выдвигают на первый план приоритетный принцип семейного воспитания: ребенок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип личностно-ориентированиого воспитания позволяет родителям сформировать личность ребенка, обладающего социальной ответ-
ственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды [92].
В настоящее время одновременно функционируют три модели семьи: патриархальная, детоцснтристекая и супружеская, которые в реальности взаимно переплетаются. Для каждой модели семьи характерна своя система воспитания [54].
Патриархальная семья — наиболее архаичная. Ведущим в ней является к ровно-родстве иное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит из нескольких поколений: прародителей, родителей и детей. Приветствуется многодетность. Главным считается муж: в его руках сосредоточены экономические ресурсы семьи, он принимает основные решения. Жена подчиняется ему и уважительно к нему относится. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.
Дето центристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство — главная функция семьи, при этом стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающего. В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и составляют главный смысл семьи.
Изменившееся в прошлом веке социальное положение женщин приводит к возникновению супружеской семьи. Женщины осваивают новые сферы деятельности: общественно-т рудовую и политико-культурную, преобразовывая при этом семейную сферу, и, как правило, успешно все совмещают. Такому положению дел способствует отмирание двойного стандарта в отношении возможности получения образования и профессиональной подготовки, участие женщин в общественной жизни, индустриализация домашнего быта, рост числа детских образовательных учреждений, возможность планировать число детей в семье. При этом мужчины, утратив профессиональную монополию, не спешат расстаться с традиционными семейными привилегиями, что нередко порождает семейные конфликты. Вместе с тем наблюдается тенденция к расширению мужской родительской роли, которая постепенно вбирает в себя некоторые составляющие, традиционно приписываемые материнскому поведению. Супружеская модель открывает широкие возможности
для автономии и самореализации каждого члена семьи: интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения выходят за рамки брака. При этом основополагающие семейные ценности сначала формируются во взаимоотношениях супругов и лишь затем становятся естественной базой для детско-родительских отношений.
Каждая семья обладает определенным воспитательным потенциалом [39].
Воспитательный потенциал семьи, эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся факторы макросреды и те изменения, которые в пей происходят:
- структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная
или неполная, многодетная или малодетная);
- материальные условия ее жизнедеятельности (уровень дохо
дов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);
— личностные характеристики родителей (социальный статус,
уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура,
ориентации и установки на воспитание и образование детей);
- психологический климат в семье, система и характер взаимо
отношений между ее членами, их совместная деятельность;
— помощь семье со стороны общества и государства в образова
нии и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.
Подавляющее большинство детей России воспитывается в семьях (99,7% всех детей до 18 лет), 20% семей с детьми — неполные. Около 1/3 детей являются единственным ребенком в семье. 20% растут в семьях с тремя и более детьми [60].
Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так. благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов, где во внутрисемейных отношениях — полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, где в семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, организован культурный и рациональный досуг.
Воспитание детей в однодетной семье. Наиболее типичной для России все более становится одподетная семья. В такой семье процесс социализации происходит при ослабленном воспитательном потенциале семьи, которая не может опереться на особые свойства многодетной семьи как социально-психолог и ческой
целостности. Однодетная семья в большей степени характеризуется конфликтными ситуациями, чем многодетная. Однодетная семья — это не только демографическая, социальная и нравственная проблема для общества, но и педагогическая. Братья и сестры нужны ребенку в семье как соучастники его постоянных игр и объекты заботы и внимания, общение с ними в семье делает мироощущение ребенка более полным, рождает в нем уверенность и защищенность. Кроме того, единственный ребенок в семье - это объективно более трудный субъект воспитания. Обычно он позже взрослеет, а в некоторых отношениях, напротив, приобретает внешние признаки взрослости слишком рано (интеллектуальное развитие, излишний рационализм, нередко перерастающий в скепсис), поскольку большее количество времени проводит среди взрослых, становясь свидетелем их разговоров, и т. п. |25, 60|.
Воспитание детей в многодетной семье. Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей — свои трудности, проблемы (25. 60, 108. 116].
С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; здесь больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка—способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.
Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во-первых, в таких семьях взрослые дов<