Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства

Право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства относится к основополагающим правам детей.

Федеральными и региональными органами государственной власти ведется целенаправленная работа по поддержке института семьи, усилению воспитательного потенциала семьи, ее нравственных устоев, уменьшению числа детей, родители которых пренебрегают своими обязанностями, обеспечению семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствованию системы работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.

Последовательно принимаемые меры в этой области позволили в значительной степени стабилизировать ситуацию, обеспечить предпосылки для формирования эффективной системы защиты права ребенка жить и воспитываться в семье.

В настоящее время в целом правовая база для организации деятельности в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних сформирована. Закреплены единые требования к организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, включая основания и порядок установления опеки (попечительства) над детьми, обязанности органов опеки и попечительства, опекунов (попечителей) по защите прав и законных интересов детей.

В соответствии с положениями Федерального закона 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На основании части первой статьи 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочиями по опеке и попечительству могут наделяться органы местного самоуправления.

Показатели, касающиеся устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, включены в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825.

По состоянию на 1 января 2010 года в России функционировало 2585 органов опеки и попечительства - территориальных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по опеке и попечительству над детьми.

В соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан на федеральном уровне возложен на Рособрнадзор.

Проверки, проведенные в 2009-2010 годах Рособрнадзором в 13 субъектах Российской Федерации (Республика Адыгея, Республика Бурятия, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Брянская, Ленинградская, Мурманская, Новосибирская, Рязанская, Свердловская и Ярославская области), выявили ряд серьезных недостатков в деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, приводящих к нарушению личных и имущественных прав последних. В результате за 8 месяцев 2010 года освобождены и отстранены от выполнения своих обязанностей 6580 опекунов и попечителей и отменено 124 усыновления (удочерения).

По данным МВД России, в 2010 году в отношении детей совершено 97,1 тыс. преступлений, что на 8,2% меньше, чем в 2009 году (105,8 тыс. преступлений). На 9,8% снизилось количество тяжких и особо тяжких преступлений (с 23 тыс. до 20,8 тыс.), на 8,4% - число убийств и покушений на убийство (с 544 до 497).

Преступления сексуального характера составляют 9,8% преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. В 2010 году зарегистрировано 9,5 тыс. преступлений, предусмотренных главой 18 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», по которым признаны потерпевшими 6927 (-6,0%) несовершеннолетних. Зарегистрировано 69 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 240 УК РФ (вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетнего).

Анализ практики расследования преступлений указанной категории свидетельствует о том, что нередко они совершаются в отношении детей, проживающих в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками.

В связи с этим органами внутренних дел совместно с другими субъектами системы профилактики первоочередное внимание уделяется предупреждению и раннему выявлению семейного неблагополучия. Данная проблема неоднократно была предметом обсуждения на заседаниях Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Органами внутренних дел ежегодно проводится профилактическая работа в отношении 250 тыс. родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по воспитанию детей. В 2010 году выявлено 90,4 тыс. таких родителей.

По состоянию на 1 января 2011 года на учете в данных подразделениях состоит 250,4 тыс. несовершеннолетних и свыше 159 тыс. родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

Необходимо отметить, что более 20 тыс. преступлений насильственного характера в отношении несовершеннолетних совершено в квартирах и частных домах. 4 тыс. преступлений данного вида совершены взрослыми лицами в отношении сыновей и дочерей.

В данном случае это статистика по зарегистрированным преступлениям и правонарушениям. Как показывает практика, в основе детского неблагополучия, социального сиротства, беспризорности лежит жестокое обращение с детьми, характеризующееся высокой латентностью. Нередко такие факты скрываются родителями. Пострадавшие дети иногда не осознают всю неправомерность происходящего с ними, а, осознавая, не знают, куда обратиться за помощью.

В 2010 году только по материалам, подготовленным с участием органов внутренних дел, лишены родительских прав 25,7 тыс. родителей.

Обеспечение соблюдения прав ребенка в кровной семье включает комплекс мер по раннему выявлению фактов семейного неблагополучия во всех его проявлениях, в том числе случаев, когда семьи оказываются в крайне сложном материальном положении, и оказанию им своевременной помощи.

Проблемы, возникающие у несовершеннолетних, нередко приводят к их уходам из дома или государственных учреждений, создают ситуацию, когда ребенок подвергается риску стать участником или жертвой противоправных деяний. Практически не снижается число детей, ушедших из дома и социозащитных учреждений. В 2010, как и в 2009 году оно превысило 50 тыс., из них – более половины ушли из дома. По состоянию на 1 января 2011 года в розыске оставалось 2650 несовершеннолетних.

Одним из нерешенных на сегодняшний день остается вопрос совместного проживания детей с родителями, лишенными родительских прав и продолжающими вести антиобщественный образ жизни, оказывающими негативное влияние на детей. Данная ситуация обусловлена тем, что зачастую опекунами несовершеннолетних назначаются родственники, проживающие совместно с семьей, иное жилье для проживания как лишенных родительских прав граждан, так и несовершеннолетних с опекунами отсутствует. Правовых оснований для выселения из жилого помещения данной категории лиц также нет. Подобные факты имеют место в республиках Марий Эл, Мордовия, Дагестан, городах Москве и Санкт-Петербурге, Свердловской, Ленинградской, Архангельской, Рязанской областях и большинстве других регионов Российской Федерации.

Наши рекомендации