Деятельность органов внутренних дел по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми

Обеспечение благополучного и защищенного детства - важнейший принцип Конституции Российской Федерации, который стал одним из основополагающих национальных приоритетов государственной политики Российской Федерации.

Концепция государственной семейной политики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р, сформированная в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761), на современном этапе представляет собой целостную систему задач и первостепенных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.

Ее положения предусматривают преемственность по отношению к Основным направлениям государственной семейной политики, принятым Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712, и их развитие в соответствие с новыми социально-экономическими и политическими условиями.

В настоящее время реализуется первый этап плана мероприятий на 2015 - 2018 годы по реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р.

Благодаря принятию вышеназванных концептуальных и стратегических документов, в Российской Федерации стало динамично развиваться законодательство в сфере защиты прав и интересов детей и семей с детьми. Введен запрет международного усыновления лицами одного пола (Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), ратифицированы Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающейся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 75-ФЗ), а также Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. Предстоит ратифицировать Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей, а также Конвенцию Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье.

Возникла острая необходимость приведения отечественного законодательства в данной области в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации, требованиями времени и запросами общества.

В 2014 году при Координационном Совете по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы создана временная рабочая группа по разработке проекта Концепции совершенствования семейного законодательства. В проекте Концепции сформулированы следующие основные предложения: совершенствование общих начал семейного законодательства; устранение правовой неопределенности категориального аппарата семейного законодательства;

совершенствование правовых механизмов, позволяющих предупредить распад семьи, возникновение семейно-правовых конфликтов (применение института посредничества (медиации) при разрешении семейно-правовых споров);

расширение правовых гарантий реализации семейных прав и обязанностей, их защиты, особенно в случае развода супругов;

изменение соотношения прав и обязанностей родителей и детей, повышение авторитета родительства в семье и обществе;

совершенствование законодательства о семейных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

регламентация новых видов семейных отношений, в частности связанных с установлением происхождения ребенка, возникновением прав и обязанностей родителей и детей в результате применения искусственного оплодотворения и переноса эмбриона (суррогатного материнства).

Среди законодательных инициатив, предусмотренных проектом Концепции совершенствования семейного законодательства, заслуживает особого внимания предложение считать лишение родительских прав крайней мерой семейно-правовой ответственности.

В декабре 2015 года принят Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 256 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», направленный на системный пересмотр, корректировку и совершенствование Семейного кодекса Российской Федерации. Положения данного Закона направлены на ликвидацию внутренних противоречий Семейного кодекса Российской Федерации и корреляцию его положений с нормами иных законодательных актов Российской Федерации (Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Кроме того, внесены изменения, направленные на устранение правовых пробелов в Семейный кодекс Российской Федерации.

Так, закреплена обязанность опекунства над ребенком несовершеннолетних родителей до достижения ими возраста 16 лет (статья 62 Семейного кодекса Российской Федерации). Ранее предусматривалась лишь возможность такого назначения.

Расширен перечень оснований для лишения родительских прав (статья 69 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители (один из них) теперь могут быть лишены родительских прав, если они совершили умышленное преступление против жизни или здоровья другого родителя ребенка, супруга, в том числе не являющегося родителем ребенка, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Работа над остальными законодательными инициативами, предложенными проектом Концепции совершенствования семейного законодательства, продолжается.

Профилактика семейного неблагополучия, как одного из основных факторов, способствующих снижению уровня защищенности детей, является приоритетным направлением деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов.

По данным МВД России за последние три года в целом в Российской Федерации возросло количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних (2013 г. - 84,1 тыс.; 2014 г. - 85,8 тыс.; 2015 г. - 96,5 тыс.).

Потерпевшими признано в 2013 г. 89,1 тыс. детей, в 2014 г. - 94,8 тыс., в 2015 г. - 102,6 тыс.

Отмечается тенденция увеличения числа несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенными членами их семей, фактически проживающими совместно с ними (2013 г. - 8 328; 2014 г. - 9 133; 2015 г. - 11 756 случаев).

Наиболее актуальной остается проблема предупреждения данных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних их родителями или иными законными представителями.

Ежегодно сохраняется высокая доля несовершеннолетних потерпевших от общего числа жертв преступлений рассматриваемой категории: в 2013 г. - 70,1% (5 423 человека); в 2014 г. - 70,6% (6 257 человек); в 2015 г. - 68,7% (8 075 человек).

В этой связи органами внутренних дел на постоянной основе проводится профилактическая работа в отношении родителей (иных законных представителей несовершеннолетних), не исполняющих обязанности по воспитанию детей. На конец 2015 года на учете в органах внутренних дел состояло 133,8 тыс. родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию детей (2014 г. - 131,9 тыс.; 2013 г. - 136,4 тыс.).

К административной ответственности в 2015 году привлечены 525,5 тыс. лиц (2014 г. - 576,3 тыс.; 2013 г. - 602,6 тыс.) данной категории, в том числе 464,9 тыс. лиц за неисполнение обязанностей по воспитанию детей (2014 г. - 440,0 тыс.; 2013 г. - 443,4 тыс.) (часть первая статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и 764 человека (2014 г. - 1,4 тыс.; 2013 г. - 1,1 тыс.) - за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (часть вторая статьи 6.10 КоАП).

В отношении родителей и иных законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних, допускающих жестокое обращение с детьми, в истекшем году возбуждено 1 843 уголовных дела по признакам преступлений, предусмотренных статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (2014 г. - 1 888 уголовных дел; 2013 г. - 2 244 уголовных дела).

Крайней мерой реагирования в случае злостного уклонения от исполнения родительских обязанностей является лишение родительских прав.

В 2015 году по материалам, подготовленным с участием органов внутренних дел, лишены родительских прав 8,6 тыс. родителей (2014 г. - 10,0 тыс. родителей).

Мероприятия по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми носят комплексный характер и осуществляются органами внутренних дел во взаимодействии с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В целях организации межведомственного взаимодействия в данной сфере в субъектах Российской Федерации принимаются различные программы, направленные на предупреждение семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми. Программно-целевой метод обеспечивает высокий уровень межведомственной координации, является инструментом выработки эффективных способов решения проблемы семейного неблагополучия, а также социальной поддержки и улучшения положения детей.

Например, Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области совместно с региональными заинтересованными органами исполнительной власти разработаны и реализуются областные программы «Мост надежды» и «Детство под защитой» на 2013 - 2015 годы; в Пермском крае - «Детство без насилия» на 2015 - 2017 годы; в Амурской области - «Я сам выбираю свой путь» на 2015 - 2017 годы; в Ярославской области - «Семья и дети Ярославии» на 2011 - 2015 годы.

Мероприятия в сфере защиты детства реализовывались в рамках долгосрочных целевых программ «Профилактика правонарушений в Курганской области» на 2014 - 2018 годы; «Не оступись!» в Новгородской и Тамбовской областях на 2013 - 2015 годы; «Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в Республике Алтай» на 2013 - 2015 годы; «Счастливое детство - в семье!» в Алтайском крае на 2012 - 2015 годы; «Профилактика насилия, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Нижегородской области» на 2014 - 2015 годы. В 2015 году в Ставропольском крае и Тамбовской области стартовали региональные программы «Защитим детей от насилия» на 2015 - 2017 годы, реализуемые на условиях софинансирования с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В 2015 году в Республике Северная Осетия-Алания при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализовывалась межведомственная программа «Профилактика семейного неблагополучия и формирование системы раннего выявления жестокого обращения с детьми в Республике Северная Осетия-Алания («Гармония мира - миру детства»)» (подпрограмма № 7 Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Социальное развитие Республики Северная Осетия-Алания» на 2014 - 2016 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 октября 2013 г. № 393), в рамках которой в республике создана система профилактики и раннего выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания им, а также семьям, находящимся в социально опасном положении, своевременной помощи в рамках межведомственного взаимодействия государственных структур, учреждений и организаций различных форм собственности.

Для обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при осуществлении деятельности по поддержке семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отдельных регионах Российской Федерации сформированы соответствующие координирующие органы.

Так, распоряжением Правительства Республики Алтай от 21 июля 2010 г. № 353-р создана Координационная правительственная комиссия по профилактике и предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми, деятельность которой направлена на профилактику семейного неблагополучия, защиту детей от преступных посягательств, поддержку детей, находящихся в конфликте с законом.

Координационный совет по семейной и демографической политике, социальной поддержке и улучшению положения детей утвержден постановлением Администрации Курской области от 17 августа 2010 г. № 348-ПА. В муниципальных образованиях Курской области действуют координационные советы по выявлению и оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в деятельность которых внедрена технология кураторства ситуации семьи, обеспечивающая комплексное сопровождение семьи до выхода из кризиса, и технология выявления семей на ранних этапах неблагополучия.

В соответствии с приказом республиканского Министерства образования и науки от 8 апреля 2015 г. № 112 в Удмуртской Республике сформирован Экспертный совет по анализу чрезвычайных происшествий, несчастных случаев и фактов жестокого обращения с детьми, а также по оценке своевременности, качества и эффективности принимаемых мер в рамках индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с пострадавшими детьми.

В Республике Башкортостан созданы межведомственные советы по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства, на которые возложены функции по организации межведомственного взаимодействия и оказанию комплексной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в состав которых включены специалисты всех органов и учреждений, образующих систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе и органы внутренних дел.

На основе межведомственного взаимодействия разрабатываются и реализуются комплексные планы мероприятий в данной области.

Например, постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Челябинской области от 25 февраля 2015 г. № 3 утвержден Межведомственный план мероприятий по профилактике правонарушений, совершенных в отношении несовершеннолетних, в том числе против половой неприкосновенности посредством сети Интернет в Челябинской области на 2015 - 2016 годы, которым предусмотрены мероприятия, направленные на информирование родителей и несовершеннолетних о возможности совершения преступлений, а также видах совершаемых преступлений в отношении детей и подростков, в том числе против половой неприкосновенности и свободы посредством сети Интернет, проведение единого урока безопасности в сети Интернет в образовательных организациях области, информирование детей о возможности совершения в отношении них преступлений посредством сети Интернет на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».

Обеспечение взаимодействия учреждений и ведомств системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ряде субъектов Российской Федерации достигается путем разработки и утверждения порядков межведомственного взаимодействия по вопросам предупреждения жестокого обращения и насилия в отношении детей.

Например, в Ставропольском крае данный порядок утвержден постановлением региональной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 6 февраля 2015 г. № 1.

В целях повышения оперативности получения информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними, а также противоправных деяний в отношении них в Кировской области разработан «Порядок взаимодействия органов внутренних дел, образовательных организаций, медицинских организаций, центров социального обслуживания населения и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации Кировской области, по выявлению и пресечению фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, а также противоправных деяний против половой неприкосновенности несовершеннолетних», утвержденный межведомственным приказом Министерства образования Кировской области, Министерства здравоохранения Кировской области, Министерства социального развития Кировской области и УМВД России по Кировской области от 2 июля 2015 г. №392/5-194/59/11.

В Белгородской области распоряжением Правительства от 14 декабря 2015 г. № 652-рп закреплен Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы.

В Ивановской области меры по профилактике неблагополучия в семьях, имеющих детей, реализуются в рамках Межведомственного порядка взаимодействия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В частности, осуществляется сопровождение детей и индивидуальная профилактическая работа, основанная на технологии «ведения случая», предусматривающей всестороннюю оценку ситуации в семье, анализ ее перспектив, рисков, оказание адресной помощи всем членам семьи, контроль результативности и эффективности работы субъектов системы профилактики с конкретной семьей.

В соответствии с порядком предусмотрено формирование и ведение двух муниципальных банков: случаев семейного неблагополучия и семей (несовершеннолетних), находящихся в социально-опасном положении.

Департамент социальной защиты населения Ивановской области является координатором деятельности по ведению и формированию муниципального банка случаев семейного неблагополучия, областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав - банка данных семей (несовершеннолетних), находящихся в социально-опасном положении.

В целях улучшения обстановки в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защиты детей от всех форм дискриминации и жестокого обращения в течение 2015 года Министерством образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики сформирован ежеквартально обновляемый единый персонифицированный банк данных семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав организуют работу с семьями на раннем этапе, когда последние еще обладают реабилитационным потенциалом и способны самостоятельно выйти из кризиса при незначительной помощи органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (содействие в трудоустройстве, организация занятости, отдыха и оздоровления и т.д.).

Межведомственный подход к решению задач в сфере защиты детей от насилия эффективно реализуется в ходе проведения профилактических акций, операций, мероприятий.

Так, в Красноярском крае ежегодно проводится акция «Остановим насилие против детей», направленная на развитие механизмов своевременного выявления фактов жесткого обращения с детьми, в Оренбургской области - «Сохрани жизнь себе и своему ребенку», в Ярославской области - «Жизнь без жестокости к детям!» и другие.

В Архангельской области с 2012 года реализуется проект «Крепкая семья» – оказание помощи семье в воспитании детей, в рамках которого ежегодно проводится акция «Быть ребенком не должно быть больно».

В Самарской области ежегодно организовывается проведение межведомственной оперативно-профилактической операции «Семья».

В рамках проведенной в Алтайском крае в период с 9 по 18 февраля 2015 года целевой профилактической операции «Нет насилию!» осуществлялось анкетирование по выявлению фактов жестокого обращения в отношений несовершеннолетних, конкурс детских рисунков «Дети против жестокости», рейды, беседы, консультации с родителями по темам: «Как не стать жертвой преступления», «Насилие в семье: виды, формы, последствия», «Административная и уголовная ответственность за совершение противоправных деяний в отношении несовершеннолетних».

В Вологодской области ежегодно проводится социально значимая акция «Вологодчина против домашнего насилия», основной целью которой является формирование в обществе нетерпимости к проявлению насилия, жестокости, неуважительного отношения к детям, женщинам, престарелым людям.

Например, в г. Никольске в рамках акции организован массовый сбор подписей в книге «Я против насилия». Уличные акции «Скажи защите – да! Насилию – нет!» прошли в Кадуйском и Белозерском районах. Круглый стол «Роль медицинских работников в профилактике насилия в семье» состоялся в г. Череповце. Жители города приняли участие в ток-шоу и тематических киноуроках, в поликлиниках организовано консультирование пострадавших от насилия в семье. В областном центре в рамках акции прошел флешмоб «Не молчи!», организованный сотрудниками АНО «Кризисный центр для женщин» при поддержке специалистов МБУ «Территориальный центр социальной помощи семье и детям г. Вологды», участники которого выстроили фигуру в виде сердца и выпустили в небо воздушные шары.

Для своевременного принятия мер реагирования по фактам неблагополучной обстановки в семьях, имеющих несовершеннолетних детей, нарушения их прав и законных интересов в ряде субъектов Российской Федерации нарабатывается опыт взаимодействия органов внутренних дел с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и учреждениями здравоохранения (женскими консультациями, детскими поликлиниками, травматологическими пунктами), образования, социальной защиты населения. Создаются межведомственные службы, способные в оперативном режиме оказать помощь семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Так, в Камчатском крае на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей реализуются программы: «Семейная гостиная», направленная на повышение социально-педагогической состоятельности родителей и лиц, их замещающих, социализацию семей «группы риска», сохранение семьи для ребенка; «Оберег» – на социальную реабилитацию родителей, страдающих алкогольной зависимостью; «Талантливая мамочка» – сопровождение беременных женщин, а также программы, ориентированные на семьи, имеющие детей в возрасте от рождения до 3,5 лет с риском отставания или нарушения в развитии, «Восстановительная технология работы с семьей» и «Мое солнышко»; для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – «Школа сознательных родителей». Кроме того, созданы служба экстренной и психологической помощи «Живой голос поддержки» и мобильная бригада «Контакт».

В Пермском крае апробирована услуга «Социально-бытовой патронаж семей, находящихся на ранней стадии кризиса», в рамках которой реализован проект по внедрению службы социального патронажа семьи, оказывающей комплекс взаимосвязанных профилактических и поддерживающих услуг для семей, переживающих нормативный семейный кризис или трудную жизненную ситуацию, направленных на купирование семейного кризиса, восстановление ресурсов семьи и сохранения детей в кровных семьях.

Для реализации указанного проекта были выбраны две целевые группы семей с целью апробации данной услуги: семьи с детьми, посещающими школы в территориях Пермского края, имеющие ранние признаки семейного кризиса, нарушения прав детей, риска жестокого обращения с ребенком; многодетные семьи, переживающие трудную жизненную ситуацию и нуждающиеся в поддерживающих услугах.

Модель услуги «Социально-бытовой патронаж семей, находящихся на ранних стадиях кризиса» отрабатывалась в условиях социально ориентированных некоммерческих организаций и образовательных организаций. В соответствии с регламентами и стандартами семейно-ориентированных услуг, разработанных Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, рекомендованных Минтрудом России, разработаны методическая и технологическая основы социального патронажа семьи, находящейся на ранней стадии кризиса.

Данная модель включает организацию и оказание комплекса взаимосвязанных семейно-ориентированных услуг: «Раннее выявление нарушения прав детей», «Оценка безопасности и риска жестокого обращения в семьях», «Координация работы со случаем», «Краткосрочное кризисное консультирование семьи».

Площадки по апробации услуги «Социально-бытовой патронаж для семей, находящихся на ранней стадии кризиса» организованы в трех муниципальных образованиях Пермского края. Кроме того, на базе образовательных организаций в 13 территориях Пермского края созданы площадки по отработке услуги «Краткосрочное кризисное консультирование семьи, находящейся на ранней стадии кризиса».

В целях оперативного реагирования на случаи семейного неблагополучия, оказания экстренной помощи несовершеннолетним и членам семьи, пострадавшим от физического и психического насилия, в Амурской области сформированы межведомственные службы реагирования «Скорая социальная помощь» и «Социальный патруль», создание которых позволило организовать оперативные систематические выезды в отдаленные поселения области с целью патронирования семей для вывода их из кризисной ситуации и создания приемлемых условий для возращения детей. В 2015 году мобильными бригадами организовано свыше 7 тыс. выездов, в ходе которых выявлено 480 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, снято с патронажа в связи со стабильной ситуацией 314 семей, а также 525 детей возращено в кровные семьи.

Аналогичные службы экстренного реагирования функционируют в республиках Коми, Саха (Якутия), Краснодарском крае, Курганской, Омской областях и во многих других субъектах Российской Федерации.

Социальный патронаж асоциальных семей и подростков с девиантным поведением, осуществляемый социальными педагогами образовательных организаций, представителями родительской общественности в тесном взаимодействии с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалистами учреждений здравоохранения, социальной защиты, органов образования и внутренних дел, является действенной мерой предупреждения жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.

В Республике Бурятия для поддержки семей из группы риска реализуется социальный проект «С чистого листа», целью которого является оказание помощи неблагополучным семьям в отказе от злоупотребления алкоголем, в трудоустройстве. В 2015 году в проекте приняло участие 38 человек, из них после курса реабилитации: 13 человек ведут трезвый образ жизни, занимаются воспитанием детей, 9 человек трудоустроены. Семьи, прошедшие реабилитацию, находятся на патронаже у специалистов отделов социальной защиты населения.

На базе центра семьи и детей Красноярского края осуществляет свою деятельность Общественная приемная для детей и родителей, где прием ведут специалисты учреждения, члены краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратуры, специалисты аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае. За период работы в Общественную приемную для детей и родителей обратились 129 граждан, в том числе 63 – по вопросам детско-родительских отношений, 37 – защиты имущественных прав, защиты прав ребенка, 29 - по вопросам, связанным с жестоким обращением с несовершеннолетними.

Во Владимирской области в 2015 году введена такая форма работы, как передвижная служба «Мобильная лаборатория», оказывающая консультативную помощь семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в ходе работы которой в шести муниципальных образованиях области проведено свыше 700 социальных рейсов, оказаны консультативные услуги 2 005 семьям и 1 795 несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

«Социальный автобус», как форма оказания помощи семьям с детьми, проживающим в отдаленных сельских поселениях, работает и в Хабаровском крае.

На сайте Министерства социального развития Кировской области открыта рубрика «Социальные услуги семьям с детьми», в которой размещена информация, посвященная вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, предупреждения жестокого обращения, организации отдыха и оздоровления детей и подростков, социального обслуживания детей-инвалидов.

Во всех социально-реабилитационных центрах и отделениях помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения Ярославской, Брянской и Владимирской областей реализуется проект «Социальная участковая служба», который позволяет оперативно решать вопросы, возникающие при выявлении семей на ранних стадиях неблагополучия, и осуществлять комплексный подход к оказанию семье помощи по выходу ее из трудной жизненной ситуации.

Учитывая отдаленность ряда сельских территорий муниципальных образований Архангельской области, региональным Министерством социального развития в 2012 - 2015 годах проведена работа по внедрению форм социального обслуживания по типу «участковый социальный работник». Сотрудники учреждений осуществляют свою профессиональную деятельность в закрепленных за ними сельских поселениях, обеспечивая социальный контроль за неблагополучными семьями и оказывая различные виды социальной помощи. В 2015 году в результате деятельности службы проверено более 2 тыс. сообщений о выявлении семей с признаками социального неблагополучия, 356 из которых подтвердились, семьи поставлены в государственные организации социального обслуживания семьи и детей Архангельской области.

Аналогичный опыт реализуется в Камчатском крае, Омской области и других регионах Российской Федерации.

В целях решения задач по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, сохранению кровной семьи во многих регионах внедряются инновационные подходы в организации этой работы.

Так, в Нижегородской области внедрена модель межведомственного взаимодействия по профилактике и выявлению случаев насилия над детьми. Во всех муниципальных районах (городских округах) области в рамках реализации постановления Правительства Нижегородской области от 3 сентября 2010 г. № 574 «Об утверждении Положения о порядке отобрания ребенка у родителей (законных представителей) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью» созданы межведомственные комиссии с участием представителей полиции, социальной защиты, образования, здравоохранения, органов опеки и попечительства несовершеннолетних (специалисты по охране прав детей), которые при поступлении из любого источника информации о детском неблагополучии выезжают на место, принимают решение о вмешательстве в неблагоприятную семейную ситуацию и определяют необходимость помещения ребенка в специализированное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию несовершеннолетних, либо в учреждение здравоохранения, оказывающее первоочередную медицинскую помощь пострадавшему ребенку.

На базе государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области работают междисциплинарные команды по оказанию помощи детям «группы риска», подвергшимся насилию или жестокому обращению, представляющие собой объединение специалистов учреждения для оказания комплексной социальной, правозащитной, психологической и педагогической поддержки, а также содействия в получении медицинской помощи ребенку, пострадавшему от насилия и жестокого обращения.

В Еврейской автономной области налажено сотрудничество с Биробиджанской Епархией Русской православной церкви по решению проблемы социального сиротства, реализуется программа «Согреем детское сердечко», заключающаяся в закреплении крестных родителей за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В рамках данной программы 11 воспитанников детских домов обрели своих крестных родителей, которые могут забирать детей в свою семью на каникулы, выходные и праздничные дни. Также для воспитанников детских домов и их крестных родителей в прошлом году организована поездка в г. Хабаровск на кондитерскую фабрику, в ходе которой дети посетили детские развлекательные центры.

С целью оказания социальной помощи семье, находящейся в сложной материальной ситуации, на базе организаций социального обслуживания семьи и детей Ивановской области функционируют пункты социального проката и оперативной социальной помощи, деятельность которых направлена на оказание помощи малообеспеченным семьям в создании надлежащих условий развития и воспитания детей. Более 980 семей получили во временное пользование детское оборудование в виде колясок, стульчиков для кормления, ходунков, развивающих ковриков, манежей, были обеспечены одеждой и обувью.

В Тверской области сложилась определенная система работы с неблагополучными семьями и семьями, находящимися в социально опасном положении, в рамках которой оказывается социально-педагогическая, социально-психологическая и социально-экономическая помощь с применением инновационных технологий: «Работа со случаем («Кураторы случая»)», «Социальный патронаж», «Сеть социальных контактов», «Интенсивная семейная терапия на дому», ориентированная на сохранение кровной семьи ребенка, «Кризисная интервенция и оказание экстренной психологической помощи (помощь детям в случаях насилия, в том числе сексуального, жестокого обращения, пренебрежения нуждами)».

Особое внимание уделяется работе по поддержке малоимущих граждан и семей, которая осуществляется посредством предоставления государственной социальной помощи на основании социальных контрактов (например, на территории Удмуртской Республики).

Аналогичный опыт имеется в Чукотском автономном округе, где с 2014 года реализуется пилотный проект, направленный на заключение социальных контрактов с малоимущими семьями с целью профилактики социального неблагополучия. Оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта осуществляется в виде предоставления социального пособия (ежемесячного или единовременного социального пособия) и социальных услуг на срок от трех месяцев до одного года. Размер единовременного социального пособия семье планируется определять с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, но не более 50 тыс. рублей на семью.

В Республике Бурятия реализуется проект «Социальный контракт», целью которого является оказание помощи нуждающимся семьям по выходу из трудной жизненной ситуации путем предоставления в бессрочное пользование натуральной помощи в виде крупного рогатого скота, например, коровы в возрасте от 2 до 5 лет. Последующие приплоды, а также производимая на дому молочная продукция, остаются в распоряжении малоимущей семьи, или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Основным условием для предоставления социальной помощи является наличие сенокосов, дворовых построек для содержания крупного рогатого скота.

Помимо заключения социальных контрактов, в отдельных субъектах Российской Федерации в целях повышения ответственности родителей за улучшение положения в семье и определения их конкретных действий существует практика заключения социальных договоров с семьями (например, в Ленинградской области). Договор является двусторонним соглашением между учреждением и законным представителем, в котором прописываются права и обязанности обеих сторон: учреждение осуществляет социальную реабилитацию несовершеннолетнего, оказывает семье помощь по выходу из трудной жизненной ситуации, а родители обязуются исполнять данные им рекомендации. Специалисты учреждения осуществляют контроль за выполнением родителями заключенного договора, при необходимости оказывают содействие в их трудоустройстве, направлении на лечение, восстановлении документов и т.п. В случае негативного развития ситуации решается вопрос о дальнейшем жизнеустройстве ребенка.

Деятельность органов опеки и попечительства, органов, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения и органов по делам молодежи попро

Наши рекомендации