Модуль 2. научно-исследовательская деятельность в рки

Трудоемкость дисциплины – 3 ЗЕТ, 108 часов, в том числе лекций 10 часов, практических занятий 20 часов, самостоятельной работы 51 час, на подготовку и сдачу экзамена 27 часов.

Содержание дисциплины. Практическая и исследовательская деятельность магистра по направлению 45.04.01 – Филология сосредоточена в области гуманитарного знания, межъязыковой коммуникации, образования и культуры.

Теоретическая база курса. Теория и практика преподавания РКИ представляет собой отдельную область русистики и педагогики. Основными направлениями научно-исследовательской деятельности в РКИ являются педагогика, языкознание, культура.

Методика обучения русскому языку как иностранному (РКИ), являясь самостоятельной педагогической дисциплиной, исследует законы и правила обучения языку и способы овладения языком, а также особенности образования и воспитания средствами языка. Для современной методики РКИ характерно углубленное исследование речевого общения как формы взаимодействия людей посредством языка. Это направление методических исследований развивается под значительным влиянием коммуникативной лингвистики. Чрезвычайно важными для развития методики обучения русскому языку как иностранному являются достижения психолингвистики, изучающей язык, прежде всего, как речевую деятельность человека. Одно из основных направлений научной деятельности в РКИ – изучение проблем речевой деятельности: рецептивной (аудирование и чтение), репродуктивной (устной и письменной) и собственно продуктивной (письмо и говорение). Интенсивное развитие получает исследование проблемы стратегий овладения языком в связи с изучением способов приобретения и сохранения информации при изучении языка. Такие исследования проводятся с позиции когнитивной психологии.

Описание русского языка с целью его преподавания иностранцам требует пересмотра многих концептуальных положений формальной, традиционной грамматики, переосмысления связей и отношений в языке, тем самым стимулирует создание и описание функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка. Активно решаются проблемы выявления функционально-семантических и коммуникативно-прагматических особенностей на материале разных уровней русской языковой системы. Научные работы ведутся с учетом новых методов исследований и достижений в области фонетики, морфологии, семантического синтаксиса, лексической семантики, прагматики, когнитивной лингвистики, учебной лексикографии, позволяющих разрабатывать новые методики описания отдельных фрагментов русской языковой системы для дальнейшего их представления в иностранной аудитории.

Ориентированность обучения РКИ на коммуникацию иностранных учащихся в разных сферах их деятельности обусловливает потребность изучения и описания различных функционально-языковых подсистем: языка социально-обиходного общения, языка СМИ, научного стиля и устной научной речи, языка делового общения, языка художественной литературы. Один из основных объектов исследовательской работы в РКИ – синтаксис научной речи. В 90-е годы оформляется особое направление теории и практики преподавания РКИ – обучение русскому языку как средству делового общения. Сегодня можно констатировать наличие двух профессионально ориентированных систем обучения русскому языку как иностранному, которые, отличаясь с точки зрения целей, объема и коммуникативного содержания обучения, обслуживаются различными функционально-стилистическими подсистемами современного русского языка: научный стиль (включая определенный подстиль и язык специальности учащегося) и устная научная речь и официально-деловой стиль, устная деловая речь и обиходно-деловая речь.

Особое место в обучении РКИ занимает такая языковая подсистема, как язык художественной литературы. Основным направлением научной деятельности в этой области является разработка принципов лингвостилистического анализа художественного текста, его многоаспектного комментирования с учетом своеобразия русской литературы и особенностей восприятия ее разными национальными группами.

В настоящее время активно развивается направление исследований языка как отражения социокультурной реальности, национальной и общечеловеческой. Появилось особое научное направление «Теория и практика межкультурной коммуникации», в рамках которого исследуются следующие проблемы: межкультурная коммуникация, этнопсихолингвистические аспекты коммуникации, лингвокогнитивные особенности русского дискурса, русская когнитивная база и ее составляющие, русский культурный минимум и др. В рамках данной тематики разрабатываются актуальные проблемы лингвокультурологии как новой научной дисциплины, предъявляющей свои методы исследования и свою терминосистему. Ведутся исследования различных аспектов русской ментальности в категориях языка (как в исторической перспективе, так и в современных условиях); решаются проблемы выявления лингвокультурологических особенностей русского языка: ценностных доминант национального языкового сознания, национальной специфики речевого поведения русских, русской паремиологии, символа и метафоры в русском языке; а также исследуются проявляющиеся в языке социальные, этнические и архетипические свойства русского национального характера. С учетом современных методов ведутся работы по описанию концептосферы русского языка. Такого рода работы позволяют представить отдельные фрагменты русской языковой картины мира для дальнейшего их предъявления в иностранной аудитории.

Особенностью научно-исследовательской деятельности в РКМ является то, что все проводимые исследования носят и фундаментальный, и прикладной характер, то есть каждая разрабатываемая тема получает и научно-теоретическое обоснование, и используется в учебном процессе, включая материал, знакомство с которым в конечном счете способствует реализации диалога культур в процессе описания русского языка и обучения ему.

4.1. Субмодули дисциплины, изучаемые в 3 семестре

№ модуля Наименование раздела (темы) Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
Л ПЗ
РКИ: психолингвистический аспект. Раздел 1.1.Язык как речевая деятельность. Речевое общение как форма взаимодействия людей посредством языка. Способы овладения языком. Изучение проблем речевой деятельности. Раздел 1.2. Новейшие разработки коммуникативной лингвистики, психолингвистики и когнитивной лингвистики в области РКИ. Исследование проблемы стратегий овладения языком в связи с изучением способов приобретения и сохранения информации при изучении языка.  
РКИ: лингвистический аспект. Функционально-коммуникативная лингводидактическая модель языка. Функционально-семантические и коммуникативно-прагматические особенности разных уровней русской языковой системы.  
РКИ: лингводидактический аспект. Раздел 3.1. Теория и методика обучения РКИ. Законы и правила обучения языку. Особенности образования и воспитания средствами языка. Исследования в области обучения рецептивной (аудирование и чтение), репродуктивной (устной и письменной) и собственно продуктивной (письмо и говорение) речевой деятельности. Раздел 3.2. Изучение и описание различных функционально-языковых подсистем. Профессионально ориентированные системы обучения русскому языку как иностранному: 1) научный стиль и устная научная речь; 2) официально-деловой стиль, устная деловая речь и обиходно-деловая речь. Обучение русскому языку как средству делового общения – особое направление теории и практики преподавания РКИ  
РКИ: лингвокультурологический аспект. Русская ментальность в категориях языка. Межкультурная коммуникация. Исследования языка как отражения социокультурной реальности. Проблемы теории и практики межкультурной коммуникации. Лингвокультурологические особенности русского языка  
Подготовка к экзамену и его сдача      
  Итого:  
                 

Практические занятия

№ занятия № субмодуля Тема Кол-во часов
Способы овладения языком. Изучение проблем речевой деятельности. Виды речевой деятельности.
Исследование проблемы стратегий овладения языком в связи с изучением способов приобретения и сохранения информации при изучении языка.
Современные исследования функционально-семантических и коммуникативно-прагматических особенностей на материале разных уровней русской языковой системы (интонация; лексика, фразеология)
Современные исследования функционально-семантических и коммуникативно-прагматических особенностей на материале синтаксического уровня русской языковой системы
Законы и правила обучения языку. Особенности образования и воспитания средствами языка.
Исследования в области обучения рецептивной (аудирование и чтение) речевой деятельности
Исследования в области обучения репродуктивной (устной и письменной) и собственно продуктивной (письмо и говорение) речевой деятельности
Исследования языка как отражения социокультурной реальности.
Проблемы теории и практики межкультурной коммуникации.
Лингвокультурологические особенности языковых единиц русского языка
Итого    

4.3. Самостоятельное изучение разделов дисциплины

№ субмодуля Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
Психолингвистические и когнитивные особенности овладения языком. Коммуникативно-когнитивная парадигма в методике преподавания РКИ.
  Функционально-семантические особенности разных уровней русской языковой системы в аспекте РКИ Коммуникативно-прагматические особенности разных уровней русской языковой системы в аспекте РКИ.    
Методики описания отдельных фрагментов русской языковой системы для дальнейшего их представления в иностранной аудитории. Анализ и интерпретация художественного текста в аспекте РКИ. Инновационные технологии обучения РКИ.
Ценностные интенции культуры и исследование особенностей национального менталитета в аспекте преподавания РКИ. Национально-культурная специфика языка и ее учет в методике обучения РКИ.  

Виды самостоятельной работы

1. Работа с рекомендованной литературой: сопоставительный анализ дефиниций терминов, сопоставительный анализ источников, отражающих разные точки зрения на одну проблему.

2. Работа по поиску и использованию дополнительной литературы: составление библиографии по актуальным проблемам научно-исследовательской деятельности в области русского языка как иностранного, поиск и аналитическое чтение самостоятельно выбранных источников к теме для интерактивного обсуждения.

3. Подготовка к семинарским занятиям: подготовка к выступлению на заранее сформулированные темы.

4. Подготовка к дискуссиям по проблемам лингводидактического описания языка и лингвокультурологического анализа текста: самостоятельный поиск и аналитическое чтение литературы по проблеме, сформулированной преподавателем; самостоятельный анализ проблемной статьи и подготовка аргументированного выступления в соответствии со сформулированной позицией.

5. Продуцирование реферативного сообщения, осуществляемого в рамках магистерской программы подготовки: отбор реферируемых источников, аналитическое чтение, составление тезисов, создание реферата с учетом рекомендаций, полученных во время аудиторного занятия.

6. Выполнение индивидуальных творческих заданий: разработка фрагмента лингводидактической программы по РКИ (по выбору студента), продуцирование лингвостилистического анализа художественного текста с учетом национальных особенностей восприятия, по тексту, предложенному преподавателем, и по произведению, самостоятельно выбранному студентом.

Порядок выполнения самостоятельной работы и формы контроля

Задания располагаются в последовательности, обеспечивающей нарастание сложности и переход от аналитического к синтезирующему характеру работы. Обучающиеся знакомятся с графиком выполнения заданий в начале семестра. Задания проверяются во время аудиторных занятий.

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Пассивные: элементы лекций, устный опрос, собеседование, тестирование.

Активные: самостоятельная работа студента с литературой на бумажном носителе, с научными, учебными и справочными ресурсами сети Интернет и локальной сети ЮФУ, работа по накоплению базы данных для предстоящего научно-практического исследования, выполнение заданий аналитического характера, написание рефератов на заданную тему, самостоятельное продуцирование текстов с применением рациональных методов и приемов исследования, самостоятельное составление фрагментов лингводидактических программ, самостоятельная разработка заданий для учебного лингвокультурологического анализа.

Интерактивные: участие в семинарских занятиях, монологическое выступление на заранее подготовленную тему; аудиторное обсуждение лингводидактических программ, аудиторное обсуждение результатов лингвокультурологического анализа текста, предложенного преподавателем.

Наши рекомендации