Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель образовательной программы

Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации - student2.ru

/Савенкова Л.Б./

«28» февраля 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Методы филологического анализа. Научно-исследовательская деятельность в РКИ»

Направление подготовки 45.04.01 Филология

Уровень образования – магистратура

ОП «Русский язык и культура в современной цивилизационной парадигме»

Форма обучения очная

Программа разработана Савенковой Л.Б., профессором кафедры русского языка, д.ф.н., проф., Шестак О.В., доцентом кафедры русского языка для иностранных учащихся, к.ф.н., доц.,   рекомендована к утверждению на заседании кафедры русского языка   протокол заседания от 28.02.2017 № 6 Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации - student2.ru И.о. зав. кафедрой доц. Пантелеев А.Ф.  

Ростов-на-Дону – 2017

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины (модуля):

в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 – Филология» и ОП «Русский язык и культура в современной цивилизационной парадигме», разработанной в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, на основе компетенций, приобретённых обучающимися в образовательном процессе на бакалаврском уровне,формировать у магистрантов-филологовлингвистическую и профессиональную компетенцию, которая представляет собой комплекс знаний и умений, позволяющих осуществлять научно-исследовательскую и педагогическую деятельность в области русского языка как иностранного.

Вместе с дисциплинами психолого-педагогического, лингвистического и мировоззренческого циклов учебная дисциплина «Методы филологического анализа. Научно-исследовательская деятельность в РКИ» призвана решить следующие задачи:

– создать у магистрантов широкую научную и методическую базу, обеспечивающую их будущую научную и профессиональную деятельность в области русского языка как иностранного;

– привить навыки самостоятельной работы с научной и методической литературой;

– дать представление о современных методах исследования в РКИ и научить применять их в самостоятельной научно-исследовательской работе.

– привить интерес к лингвистическим исследованиям и развить умения научно-исследовательской деятельности в области русского языка как иностранного.

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина «Методы филологического анализа. Научно-исследовательская деятельность в РКИ» относится к вариативной части цикла «Дисциплины (модули)» ОП «Русский язык и культура в современной цивилизационной парадигме».

2.2. Базу для изучения дисциплины составляют компетенции, полученные обучающимися в рамках следующих дисциплин бакалавриата: «Введение в языкознание», «Введение в литературоведение», «Общее языкознание», «Теория литературы», «Современный русский язык», «Методика и техника научного исследования».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

знания:

– основных характеристик разных уровней русской языковой системы и их единиц;

– особенностей различных функционально-языковых подсистем: языка социально-обиходного общения, языка СМИ, научного стиля и устной научной речи, языка делового общения, языка художественной литературы;

– основных положений теории межкультурной коммуникации;

– законов и правил обучения языку и способы овладения языком;

– основных видов речевой деятельности;

– общих принципов коммуникации;

– основ методики и техники филологического исследования;

– основ методики преподавания РКИ;

умения:

– пользоваться соответствующей информационно-справочной базой;

– продуцировать устные и письменные монологические произведения информационного и воздействующего типа;

– вести дискуссии на общественно значимые и профессионально ориентированные темы;

– творчески применять знания, полученные в рамках изучения дисциплины, при написании докладов на студенческие конференции, курсовых и выпускных квалификационных работ, а также при ведении публичных диалогов;

навыки:

– поиска, отбора и использования научной информации по проблемам курса,

– применения методики и техники самостоятельного продуцирования речевых произведений в соответствии с целями их создания и с учетом речевой ситуации.

– ведения диалога в условиях разговорно-обиходного и учебно-научного дискурса.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

овладение компетенциями в рамках курса «Методы филологического анализа. Научно-исследовательская деятельность в РКИ» оказывается необходимым в образовательном процессе при подготовке к участию в научных конференциях, при написании и подготовке к защите магистерской диссертации, а также при осуществлении последующей профессиональной коммуникации в различных сферах.

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

готовности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовности к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

способности самостоятельно приобретать, в том числе с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-4);

б) общепрофессиональных (ОПК):

готовности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; владением коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации (ОПК-1);

способности демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ОПК-3);

способности демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ОПК-4);

Наряду с упомянутыми общими компетенциями курс помогает овладевать и следующими углубленными компетенциями:

в) профессиональными компетенциями (ПК):

1) в научно-исследовательской деятельности:

владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации (ПК-1);

владением навыками квалифицированного анализа, оценки, реферирования, оформления и продвижения результатов собственной научной деятельности (ПК-2);

подготовкой и редактированием научных публикаций (ПК-3);

2) в прикладной деятельности:

готовностью к планированию и осуществлению публичных выступлений, межличностной и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной коммуникации с применением навыков ораторского искусства (ПК-11);

3) в проектной деятельностии организационно-управленческой деятельности:

способностью организовывать работу профессионального коллектива, поддерживать эффективные взаимоотношения в профессиональном коллективе, обеспечивать безопасные условия труда (ПК-15).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

– знать

общую теорию научного познания, основные способы научного исследования, современные методы лингвистического исследования, в том числе и в области РКИ;

базовые понятия теории, методики обучения и практики преподавания РКИ;

– владеть

лингвистической, лингвокультурологической и психолого-педагогической терминологией;

навыками поиска, отбора и использования научной информации по проблемам курса;

навыками составления библиографии по избранной научной теме;

навыками сбора и классификации лингвистического материала на заданную тему;

основными методами и приемами лингвистического анализа языкового и речевого материала различной функциональной направленности;

методикой и техникой самостоятельного конструирования и продуцирования речевых произведений научного плана;

основными приемами изложения результатов самостоятельно проведенного научного исследования;

– уметь

выявлять в готовом тексте лингвистические средства и определять их семантические и функциональные характеристики;

анализировать языковой и речевой материал с помощью современных методов лингвистического исследования;

продуцировать устные и письменные монологические произведения научного характера как репродуктивного, так и творческого плана;

участвовать в диалогическом общении при обсуждении актуальных дискуссионных проблем современной лингвистики;

творчески применять знания, полученные в рамках изучения дисциплины, при выступлении с докладами на студенческих конференциях, при участии в научных дискуссиях, при написании выпускной квалификационной работы.

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание учебного материала

Субмодуль 1

Субмодуль 2

Практические занятия

№ занятия № субмодуля Тема Кол-во часов
Способы овладения языком. Изучение проблем речевой деятельности. Виды речевой деятельности.
Исследование проблемы стратегий овладения языком в связи с изучением способов приобретения и сохранения информации при изучении языка.
Современные исследования функционально-семантических и коммуникативно-прагматических особенностей на материале разных уровней русской языковой системы (интонация; лексика, фразеология)
Современные исследования функционально-семантических и коммуникативно-прагматических особенностей на материале синтаксического уровня русской языковой системы
Законы и правила обучения языку. Особенности образования и воспитания средствами языка.
Исследования в области обучения рецептивной (аудирование и чтение) речевой деятельности
Исследования в области обучения репродуктивной (устной и письменной) и собственно продуктивной (письмо и говорение) речевой деятельности
Исследования языка как отражения социокультурной реальности.
Проблемы теории и практики межкультурной коммуникации.
Лингвокультурологические особенности языковых единиц русского языка
Итого    

4.3. Самостоятельное изучение разделов дисциплины

№ субмодуля Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
Психолингвистические и когнитивные особенности овладения языком. Коммуникативно-когнитивная парадигма в методике преподавания РКИ.
  Функционально-семантические особенности разных уровней русской языковой системы в аспекте РКИ Коммуникативно-прагматические особенности разных уровней русской языковой системы в аспекте РКИ.    
Методики описания отдельных фрагментов русской языковой системы для дальнейшего их представления в иностранной аудитории. Анализ и интерпретация художественного текста в аспекте РКИ. Инновационные технологии обучения РКИ.
Ценностные интенции культуры и исследование особенностей национального менталитета в аспекте преподавания РКИ. Национально-культурная специфика языка и ее учет в методике обучения РКИ.  

Виды самостоятельной работы

1. Работа с рекомендованной литературой: сопоставительный анализ дефиниций терминов, сопоставительный анализ источников, отражающих разные точки зрения на одну проблему.

2. Работа по поиску и использованию дополнительной литературы: составление библиографии по актуальным проблемам научно-исследовательской деятельности в области русского языка как иностранного, поиск и аналитическое чтение самостоятельно выбранных источников к теме для интерактивного обсуждения.

3. Подготовка к семинарским занятиям: подготовка к выступлению на заранее сформулированные темы.

4. Подготовка к дискуссиям по проблемам лингводидактического описания языка и лингвокультурологического анализа текста: самостоятельный поиск и аналитическое чтение литературы по проблеме, сформулированной преподавателем; самостоятельный анализ проблемной статьи и подготовка аргументированного выступления в соответствии со сформулированной позицией.

5. Продуцирование реферативного сообщения, осуществляемого в рамках магистерской программы подготовки: отбор реферируемых источников, аналитическое чтение, составление тезисов, создание реферата с учетом рекомендаций, полученных во время аудиторного занятия.

6. Выполнение индивидуальных творческих заданий: разработка фрагмента лингводидактической программы по РКИ (по выбору студента), продуцирование лингвостилистического анализа художественного текста с учетом национальных особенностей восприятия, по тексту, предложенному преподавателем, и по произведению, самостоятельно выбранному студентом.

Порядок выполнения самостоятельной работы и формы контроля

Задания располагаются в последовательности, обеспечивающей нарастание сложности и переход от аналитического к синтезирующему характеру работы. Обучающиеся знакомятся с графиком выполнения заданий в начале семестра. Задания проверяются во время аудиторных занятий.

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Пассивные: элементы лекций, устный опрос, собеседование, тестирование.

Активные: самостоятельная работа студента с литературой на бумажном носителе, с научными, учебными и справочными ресурсами сети Интернет и локальной сети ЮФУ, работа по накоплению базы данных для предстоящего научно-практического исследования, выполнение заданий аналитического характера, написание рефератов на заданную тему, самостоятельное продуцирование текстов с применением рациональных методов и приемов исследования, самостоятельное составление фрагментов лингводидактических программ, самостоятельная разработка заданий для учебного лингвокультурологического анализа.

Интерактивные: участие в семинарских занятиях, монологическое выступление на заранее подготовленную тему; аудиторное обсуждение лингводидактических программ, аудиторное обсуждение результатов лингвокультурологического анализа текста, предложенного преподавателем.

Примеры теоретических вопросов для рубежного контроля по отдельным

Модулям

Модуль 1

1. Источники и познавательные средства науки. Структура научного познания. Психология научного творчества.

2. Теория как основа исследования. Принципы построения научной теории.

3. Понятие способа научного исследования.

4. Наблюдение как способ филологического исследования.

5. Эксперимент как способ научного исследования и его применение в филологических исследовательских целях.

6. Абстрагирование как средство познания. Моделирование как результат абстрагирования.

7. Анализ и синтез как две стороны научного исследования.

8. Предмет лингвистики: язык и речь. Системный и функциональный подходы к предмету исследования.

9. Синхронический и диахронический аспекты изучения языка

10. Понятие метода и приёма исследования.

11. Выбор методики. Применение общенаучных методов в практике лингвистического исследования. Индукция и гипотетико-дедуктивный метод.

12. Частные методы лингвистического исследования (2-3 метода по выбору отвечающего).

Модуль 2

1. По каким принципам классифицируются виды речевой деятельности?

2. Перечислите репродуктивные и собственно продуктивные виды речевой деятельности. 3. Какие виды речевой деятельности относятся к рецептивным?

4. Почему перевод не относится к видам речевой деятельности?

5. Когда и в каких целях была создана функционально-коммуникативная лингводидактическая модель языка?

6. В чем отличие функционально-коммуникативной модели языка от традиционной структурно-семантической?

7. Каковы функционально-семантические особенности лексических единиц?

8. В чем заключается различие между понятиями «неродной язык» и «иностранный язык»?

9. Единицы какого уровня языка в наибольшей степени участвуют в отражении национально-культурных особенностей? Приведите примеры.

10. В каких языковых единицах отражаются факты культуры? Приведите примеры.

Примеры практических заданий для текущего контроля

Модуль 1

1. С опорой на толковые словари сформулируйте семантику слов с корнем эксклюзив-. С опорой на Национальный корпус русского языка проведите наблюдение за употреблением слов эксклюзив, эксклюзивный в газетных текстах. Каковы закономерности их использования? Можно ли говорить об особенностях коннотативного компонента его значения при использовании в различных сферах?

2. Изучите на выбор одну из работ по проблемам современного словопроизводства и словотворчества:

Воронина Н.Н. Существительные на -ация в современном русском языке: реальность и прогнозы // Русский язык в школе. 1993. № 1.

Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). М., 1996.

Земская Е.А. Язык как деятельность. Морфема. Слово. Речь. М., 2004.

Ильясова С.В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ. Дис. … д-ра филол. наук. Ростов н/Д, 2002.

Клушина Н.И. О модном способе окказионального словообразования // Русская речь. 2000. № 2.

Николина Н.А. Новые тенденции в современном русском словотворчестве // Русский язык сегодня. 2. Активные языковые процессы конца ХХ века / Под ред. Л.П. Крысина. М., 2003.

Осипова Л.И. Суффиксальные универбы с непредметной семантикой в русском языке // Филологические науки. 1991. № 5.

Отин Е.С. Об «Уотергейте» и прочих «-гейтах» // Русская речь. 1996. № 5.

Попов Р.Н. Новые слова на газетной полосе // Русский язык в школе. 1993. № 1.

Улуханов И.С. Окказиональные смешанные способы словообразования в современном русском языке // Известия Российской Академии наук. Серия лит. и яз. М., 1992. Т. 51. № 3.

Юркина И.А. Активные процессы в современном русском словообразовании: (на материале словарей новых слов): автореф. дис. … канд. филол. наук. Казань, 1991.

Расскажите об одной из современных тенденций русского словообразования. Обращайте внимание на активизацию новых словообразовательных моделей.

3. Воспользовавшись электронной базой научных работ elibrary.ru, подготовьте сообщение о новых изысканиях в области научного дискурса. Выделите актуальную научную проблему, укажите на каком материале и с помощью каких методов исследуется эта проблема в анализируемой работе. Какие выводы автора кажутся Вам заслуживающими наибольшего внимания? Какие результаты имеют практическую значимость? Какие положения работы представляются Вам дискуссионными?

4. Ознакомьтесь с научными исследованиями в области концептуальной метафоры.

Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю). – М.: Институт русского языка РАН, 1991. – 193 с.

Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). – М.: Школа «Языки рус. культуры», 1997. – 576 с.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. – М.: Изд. группа «Прогресс» – «Культура», 1995. – 480 с.

Кобозева И.М. К формальной репрезентации метафор в рамках когнитивного подхода. // Труды межд. семинара Диалог'2002 «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии». – М.: Наука, 2002. – С. 188–194.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Язык и моделирование социального взаимодействия. – М., 1987. – С. 126–172.

Петров В.В. Метафора: от семантических представлений к когнитивному анализу // Вопросы языкознания. – 1990. – № 3. – С. 135–146.

Скиба М. Е. Концепт «идеология» в американском языковом сознании: дис. … канд. филол. наук / 10.02.04 – германские языки. Н. Новгород, 2003.

Шибанова Е.О. Метафорические концептуальные системы в сфере экономики и политики (на материале англоязычной прессы): Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1999. – 25 с.

На основе прочитанного разработайте анкету для проведения научного исследования на тему «Концептуальная метафора “жизнь – это спорт” (варианты: “жизнь – это театр”, “жизнь – это война”, “жизнь – это игра”) в современном сознании россиян».

Модуль 2

1.Определите, на формирование какого вида/каких видов речевой деятельности направлены задания, имеющие следующее лингводидактическое описание.

1. Слушайте, повторяйте. 2. Слушайте, запоминайте. 3. Прочитайте текст. Скажите, что обозначают выделенные в тексте слова. 4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. 5. Прочитай название текста и скажите, о чем пойдет речь в тексте. 6. Прослушайте сообщение и ответьте на вопрос. 7. Прослушайте сообщение и передайте эту информацию своему другу. 8. Посмотрите фрагмент фильма и расскажите о главном герое. 9. Посмотрите фильм и опишите поведение главного героя. 10. Прочитайте статью и напишите реферат.

2. Выпишите из «Словаря лингвистических терминов» (Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов - Москва, 1976 г.) дефиниции терминов: подлежащее – субъект, сказуемое – предикат, определение – атрибут, дополнение – объект. Сравните их. Какие термины используются в функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка? Почему?

3. Проанализируйте дидактическую часть задания 17В (см. урок 3, раздел 2 «Современного учебника русского языка для иностранцев» (Парецкая М.Э., Шестак О.В. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014). Определите принцип презентации грамматического материала: структурно-семантический, системно-грамматический, коммуникативно-функциональный? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Разработайте план урока на тему «Выражение отрицания в русском языке» и напишите конспект к нему. При подготовке к уроку обратите внимание на способы презентации грамматического материала, на дидактическое оформление заданий, на их лексическое наполнение.

5.Дайте лингвокультурологический комментарий 3-х русских фразеологизмов.

6. Распределите слова по группам: а) безэквивалентная лексика; б) неполноэквивалентная лексика; в) национальные символы.

Баранки, береза, перестройка, оттепель, Царь-пушка, кремль, село, лапта, лапти, восток, товарищ, спутник, колхоз, медведь, вареники, дача.

Вариант 1.

Задание 1. Назовите принципы выделения видов речевой деятельности.

Задание 2. Дайте определение понятию «речевая деятельность».

Задание 3. Проанализируйте структуру и содержание Урока 2 (раздел 2) в «Современном учебнике русского языка для иностранцев» (Парецкая М.Э., Шестак О.В., М. ФЛИНТА:Наука, 2014, с. 116-143), определите, на формирование каких видов речевой деятельности направлены задания этого урока.

Вариант 1.

Задание 1. Перечислите и охарактеризуйте функционально-семантические особенности морфологических единиц.

Задние 2. Приведите примеры проявления коммуникативно-прагматических особенностей синтаксических единиц.

Вариант 1.

Задание 1. Дайте определение понятий «родной язык», «неродной язык», «иностранный язык»

Задание 2. Перечислите и дайте описание основных методов обучения русскому языку как иностранному

Вариант 1.

Задание 1. Назовите тенденции интерпретации фактов культуры в учебных целях. Коротко опишите их.

Задание 2. Дайте лингвокультурологический комментарий 3-х русских пословиц.

Критерии оценки:

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если набрано 10 -7 баллов;

- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если набрано 0-6 баллов

6.4. Задания для самостоятельного выполнения

Модуль 1

Задание к субмодулю 1. Пользуясь учебной литературой по стилистике научной речи, сформулируйте особенности синтаксиса научной речи. Выберите одну из особенностей. Подберите соответствующий материал из текстов лингвистической тематики. Разработайте упражнение объемом в 5 примеров для анализа, нацеленное на усвоение синтаксических норм научной речи.

Задание к субмодулю 2. Подготовьте для устного воспроизведения сообщение об одном из филологических методов исследования. Выбирайте метод, который может оказаться полезным при работе над магистерской диссертацией. Подготовьте презентацию, демонстрирующую

а) набор и последовательность исследовательских процедур, составляющих представляемый в сообщении метод филологического исследования;

б) результативность использования метода на конкретном материале.

Модуль 2

Задание к субмодулю 1. РКИ: психолингвистический аспект

Ознакомьтесь с литературой к Модулю 1, выпишите определения понятий «коммуникативная лингвистика», «когнитивная лингвистика», «психолингвистика». Напишите обзорный реферат на тему: «Психолингвистические и когнитивные особенности овладения языком».

Задание к субмодулю 2. РКИ: лингвистический аспект

Ознакомьтесь с литературой к Модулю 2. Напишите реферат, в котором представьте особенности одного из уровней русской языковой системы (на выбор) в функционально-семантическом и коммуникативно-прагматическом аспекте с целью обучения РКИ.

Задания к субмодулю 3. РКИ: лингводидактический аспект

1) Самостоятельно изучите лингводидактическую программу РКИ (элементарный и базовый уровень). Сравните перечень коммуникативных ситуаций и коммуникативных задач на каждом уровне. Ознакомьтесь с лексическим минимумом и набором интенций и грамматических конструкций, обеспечивающих выполнение коммуникативных задач в речевых ситуациях каждого уровня.

2) Самостоятельно проанализируйте любую речевую ситуацию. Составьте лексический минимум, определите набор интенций и грамматических конструкций, необходимый для решения коммуникативных задач в выбранной речевой ситуации. Разработайте фрагмент лингводидактической программы и в письменной форме сдайте на проверку преподавателю.

Задание к субмодулю 4. РКИ: лингвокультурологический аспект

В предложенном преподавателем произведении русской литературы отметьте культурно значимые единицы. Пользуясь различными информационными источниками, составьте лингвокультурологический комментарий к ним. Разработайте на его основе систему заданий для выявления национально-культурной специфики русского языка.

Итоговое тестирование

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

по дисциплине «Методы филологического анализа. Научно-исследовательская деятельность в РКИ»

1. Что является целью обучения РКИ?

А) научить воспринимать и использовать в речи единицы русского языка

Б) научить решать экстралингвистические задачи средствами русского языка

В) научить понимать и продуцировать устные и письменные высказывания на русском языке

2. Как естественная языковая среда влияет на эффективность учебного процесса?

А) облегчает овладение речевой деятельностью

Б) препятствует формированию речевых навыков

В) не влияет вообще

Г) имеет как позитивное, так и негативное влияние

3. Основой функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка является …

А) функциональная семантика

Б) семантика грамматических форм

В) функционально-коммуникативный синтаксис

Г) функционально-коммуникативная грамматика

4. К основным видам речевой деятельности не относится … .

А) аудирование

Б) говорение

В) перевод

Г) письмо

Д) чтение

5. К продуктивной речевой деятельности не относится:

А) письмо

Б) говорение

В) чтение

6. Репродуктивная речевая деятельность существует … форме.

А) только в устной

Б) только в письменной

В) в устной и письменной

7. При обучении РКИ лексика рассматривается как … .

А) особый языковой уровень, противопоставленный словообразованию, морфологии и синтаксису

Б) информационно-тематическая основа общения, интегральная часть синтаксиса и грамматики текста

В) системная организация, в которой единицы вступают в синтагматические и парадигматические отношения

8. Единицей обучения РКИ является … .

А) высказывание

Б) предложение

В) словосочетание

Г) текст

9. Психолингвистика как наука возникла … .

А) в XIX веке

Б) в начале XX века

В) в середине ХХ века

Г) в конце ХХ века

Д) в начале ХХI века

10. Наиболее разработанным направлением научно-исследовательской деятельности в РКИ является … .

А) лингвистическое

Б) лингвокультурологическое

В) методическое

Г) психолингвистическое

11. Речевые навыки подразделяются на: … .

А) экспрессивные и рецептивные

Б) произносительные и графические

В) грамматические и произносительные

12. Качеством речевых навыков не является … .

А) автоматизированность

Б) гибкость

В) обобщенность

Г) относительная простота

Д) сознательность

Е) устойчивость

13. Выделяют … этапа формирования речевого навыка.

А) два

Б) три

В) четыре

14. Объектом лингвострановедения являются единицы языка, в семантике которых есть национально-культурный компонент. К числу таких единиц не относится … .

А) безэквивалентная лексика

Б) интернациональная лексика

В) лексика, в которой зафиксированы национальные символы

Г) фоновая лексика

15. Объектом лингвокультурологии, которая стремится исследовать взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в процессе их функционирования, не являются:

А) концепты

Б) невербальные средства общения

В) прецедентные феномены

Г) формулы речевого этикета

Критерии оценки:

«5» - 13-15 правильных ответов (100-85 балл.)

«4» – 11-12 правильных ответов (71-84 б.)

«3» – 9-10 правильных ответов (60-70 б.)

VII УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература

1. Горелов, С. В. Основы научных исследований / С.В. Горелов; В.П. Горелов; Е.А. Григорьев. – 2-е изд., стер. – М.|Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 534 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443846].

2. Гребенюк, Н. И. Стилистика русского научного дискурса / Н. И. Гребенюк; С.В. Гусаренко. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 179 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457967].

3. Кравцова, Е. Д. Логика и методология научных исследований / Е. Д. Кравцова; А. Н. Городищева. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. – 168 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364559].

4. Фокина, М. А. Филологический анализ текста / М.А. Фокина. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – 140 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275635].

5. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований / М.Ф. Шкляр. – 6-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 208 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450782].

7.2. Дополнительная литература

Модуль 1

6. Апресян, Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики / Ю.Д. Апресян. – М.: Просвещение, 1966. – 305 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=38393]

7. Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике / И. В. Арнольд. – М., 1991.

8. Борисова, Е. Г. Лингвистические основы РКИ [Текст]: педагогическая грамматика русского языка : учебное пособие для студентов и преподавателей / Е. Г. Борисова, А. Н. Латышева. – М.: Флинта, 2003. –208 с.

9. Степанов, Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики / Ю. С. Степанов. – М.: Наука, 1975. – 351 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=53123].

10. ГОСТ Р 7.0.11-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.

11. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления. – М.: Стандартинформ, 2012. – Режим доступа: http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=-1&year=-1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=171831.

12. Княжицкая, О. И. Научно-исследовательская работа [Текст]: теория и практика : [монография] / О. И. Княжицкая ; Санкт-Петербургская академия управления и экономики. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2011. – 138 с.

13. Когнитивно-прагматические аспекты лингвистических исследований: Сб. науч. трудов. – Калининград, 1999. – 95 с.

14. Кондрашов, Н.А. История лингвистических учений / Н.А. Кондрашов. – М., 1974.

15. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. – М., 1990.

16. Литвинов, В. П. Введение в методологию / В.П. Литвинов. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 184 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235648].

17. Методология лингвистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://encyclopaedia.biga.ru/enc/liberal_arts/METODOLOGIYA_LINGVISTIKI.html.

18. Москвин, В. П. Интертекстуальность [Текст]: понятийный аппарат : фигуры, жанры, стили / В. П. Москвин. – Изд. стер. – М.: URSS, 2015. – 168 с.

19. Николина, Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Н. А. Николина. – М.: Академия, 2003.

20. Рождественский, Ю.В. Лекции по общему языкознанию / Ю. В. Рождественский. – М., 1990.

21. Рубашкин, В. Ш. Онтологическая семантика [Текст]: знания, онтологии, онтологически ориентированные методы информационного анализа текстов / В. Ш. Рубашкин. – М.: Физматлит, 2012. - 346, [1] с.

22. Рузавин, Г. И. Методология научного познания / Г.И. Рузавин. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 287 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115020].

23. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999. – 245 с.

24. Хроленко, А.Т. Введение в филологию / А. Т. Хроленко. – М., 2015.

25. Хроленко, А.Т. Основы современной филологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Науч. ред. О.В. Никитин. – М. : Флинта, 2013. – 344 с.

26. Якобсон, Р. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Р. Якобсон. Избранные работы. – М., 1985. – С. 319-330.

Модуль 2

1. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК

Наши рекомендации