Социальный статус семьи и её типология
Из всех проблем, стоящих перед современной семьёй, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус.
Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:
- наличие брачных партнёров (полная, формально полная, неполная);
- стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);
- порядок заключения брака (первичный, повторный);
- количество поколений в семье (одно или несколько);
- количество детей (многодетная, малодетная).
В перечисленных характеристиках кроются как ресурсные возможности семьи (материальные, воспитательные), так и потенциальные факторы риска.
Для социально-педагогической деятельности также важны и индивидуальные особенности членов семьи.К ним относятся следующие привычки взрослых членов семьи:
- социально-демографические,
- физиологические,
- психологические,
- патологические.
А также характеристики ребёнка:
- возраст,
- уровень физического, психического, речевого развития в соответствии
с возрастом;
- интересы, способности;
- образовательное учреждение, которое он посещает;
- успешность общения и обучения;
- наличие поведенческих отклонений, патологических привычек.
Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с её структурными и функциональными параметрами складываются в комплексную характеристику – статус семьи. Учёными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, четыре статуса:
· социально-экономический,
· социально – психический,
· социокультурный,
· ситуационно-ролевой.
Для оценки материального благосостояния семьи необходимо несколько количественных и качественных критериев:
- уровень доходов семьи,
- её жилищные условия, предметное окружение,
- социально-демографические характеристики её членов, что составляет социально- экономический статус семьи.
Психологический климат семьи – это эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, кработе, к окружающим событиям. В качестве показателей психологического климата семьи выделяются следующие:
- степень эмоционального комфорта,
- уровень тревожности,
- степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния,
- место проведения досуга (в семье или вне её),
- открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.
Социокультурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, надо учитывать уровень образования её взрослых членов, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.
Ситуационно-ролевая адаптация связана с отношением в семье к ребёнку.
На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей её членов, можно определить её структурно-функциональный тип и вместе с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации в обществе (высокий, средний, низкий).
Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология:
· благополучные семьи,
· семьи группы риска,
· неблагополучные семьи,
· асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в помощи социального педагога, т.к. успешно решают задачи воспитания и развития своего ребёнка. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи.
Семьи группы рискахарактеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п. и снижающего адаптивные способности этих семей. Социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием такой семьи и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьине справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семей необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального педагога.
Асоциальные семьи –те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоёмко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются безнадзорными полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.
Таким образом, социальный педагог должен строить свою работу в зависимости от типа семьи, уровня её социальной адаптации в обществе.