Этап закрепления нового материала
1.Дидактическая задача этапа | Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу |
2. Содержание этапа | Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний |
3. Условия достижения положительных результатов | Выработка умений оперировать ранеее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний |
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока | Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся |
5. Требования к её реализации | Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий |
6. Способы активизации на уроке | Разнообразие заданий, их практическая направленность |
7. Ошибки, допускаемые при реализации | Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. упор делается не на главном. |
8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1.Дидактическая задача этапа | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы |
2. Содержание этапа | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока |
3. Условия достижения положительных результатов | Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения |
4. Показатели вы-полнения дидактической задачи урока | Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками |
5. Требования к ее реализации дидактической задачи урока | Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию |
6. Способы активизациции на уроке | Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов) |
7. Ошибки, допус-каемые при реализации | Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения |
Подведение итогов урока | |
1.Дидактическая задача этапа | Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее |
2. Содержание этапа | Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках |
3. Условия достижения положитөльных результатов | Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы |
4. Требования | Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей |
5.Дополнительная активизация | Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем |
6. Ошибки | Скомканность этапа, подведөние итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения |
V. Требования к уроку
I. Дидактические требования к современному уроку:
· четкое формулирование триединой дидактичесчкой цели;
· определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
· прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
· выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;
· реализация на уроке всех дидактических принципов; - создание условий успешного учения учащихся.
II. Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3) применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока:
1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
· планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
· выполнение учителем и учащимися проблемно- эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
· учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
· соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);
2) особенности самоорганизации учителя:
· подготовленность к уроку, и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
· рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
· педагогический такт (случаи проявления);
· психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности учащихся:
1) Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
· планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлении, их осмысления;
· использование установок в форме убеждения, внушения;
· планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
· использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2) Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
· определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
· опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
· планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
· руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
· использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
3) Закрепление результатов работы:
· формирование навыков путем упражнений;
· обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам,
III. Гигиенические требования к уроку:
1) температурный режим: +15- +18 0С, влажность: 30 – 60%;
2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3) освещение;
4) предупреждение утомления и переутомления;
5) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
8) соответствие классной мебели росту школьника.
IV. Требования к технике проведения урока:
1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
VI. Цели уроков
ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, в свою очередь, делятся на несколько групп:
· цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;
· цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;
· цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры;
· цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры;
· цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью;
· цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников;
· цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников;
· цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры.
Раскроем далее содержание каждого блока целей, ориентированных на развитие личности учащихся.
Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:
· актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
· помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
· содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
· помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности;
Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:
· создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);
· обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
· содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);
· обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.
Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:
· содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
· создать условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятелъностной культуры (культуры самоуправления учением):
· обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
· создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
· содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:
· создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
· обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный планы.
Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:
· содействовать развитию у детей умений общаться;
· обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:
· создать условия для развития у школьников умений «приостановить» свою деятельность;
· обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;
· содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;
· обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.
ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ представим в следующем виде:
· помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы;
· организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
· организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению:
1) фактов ...;
2) понятий ...;
3) правил ...;
4) законов ...;
5) положений ... и др.;
6) способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);
· обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения);
· обеспечить применение учащимися знаний и способов действий
(указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;
· организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
· организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы ...;
· обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме ...;
· организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.
Лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.
VII. Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение триединой дидактической цели урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
9. Проверка оборудования и технических средств обучения.
10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
11. Планирование объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
13. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.
14. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.
15. Продумывание форм подведения итогов урока.
16. Планирование внеклассной работы по данной теме.
17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
VIII. Схема поурочного плана(М.И. Махмутов)
І.Тема урока( в соответствии с календарно-тематическим планированием)
1. Цель урока:
образовательная(какие предполагаются приращеиия в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…)
развивающая( какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат)
воспитательная( какие качества личности формируются)
2. Тип урока(указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид)