Лексико-фразеологические нормы современного русского языка
Лексика – это словарный состав языка. Лексические нормы – это нормы словоупотребления. Нарушение этих норм приводит к снижению правильности и точности языка, следствием чего является искажение смысла сообщения, возникновения двусмысленности.
Классификация типичных речевых ошибок, связанных с нарушением лексических норм:
• употребление слова не в том значении, которое указано в словаре;
• неправильный выбор слова из ряда подобных (синонимов, антонимов, омонимов, паронимов);
• речевая избыточность, или многословие;
• несоблюдение лексической и фразеологической сочетаемости.
Типичные речевые ошибки, связанные с нарушением лексических норм
1. Употребление слова не в том значении, которое указано в словаре. Причина – неправильное понимание или непонимание значения слова. В первую очередь это касается употребления в речи иноязычных слов.
Например, как показывает опыт, многие студенты уверены, что слово «мораторий» означает «запрет». Однако это не так. Мораторий – это отсрочка исполнения обязательств, установленная правительством на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств.
2. Неправильный выбор слова из ряда подобных слов, то есть близких по форме или значению.
Паронимы – это слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеют разное значение. Паронимами являются, например, слова: мифический и мифологический, элитный и элитарный, факт и фактор, паритет и приоритет, представить и предоставить.
3. Речевая избыточность, или многословие: плеоназм и тавтология.
Плеоназм – смысловая избыточность словосочетания, когда составные части значат одно и то же или содержат один и тот же смысловой компонент: главная суть, в мае месяце, пять человек детей, 150 рублей денег. Особенно часто эта ошибка наблюдается при употреблении иноязычных слов: памятный сувенир, необычный феномен, демобилизоваться из армии, немедленно госпитализировать, свободная вакансия, прейскурант цен, форсировать ускоренным темпом.
Разновидностью плеоназма является тавтология. Тавтология – повторение в пределах одного или соседних предложений однокоренных слов (например: «следует учитывать следующие факторы», «произошло дорожно-транспортное происшествие»).
4. Нарушение лексической и фразеологической сочетаемости, то есть закона соединения слова с заданным словом или определенным рядом слов: стая коров.
Фразеологические обороты – это устойчивые обороты речи, которые воспроизводятся как готовые лексические единицы. Нарушение фразеологической сочетаемости чаще всего связано с заменой одного компонента фразеологического оборота другим: лежать не смыкая взгляда (правильно: лежать не смыкая глаз), львиная часть (правильно: львиная доля).
5. Языковые элементы, которые выходят за пределы нормативной лексики. Вульгаризмы. Жаргонизмы. Арготизмы. В любом языке в большом количестве присутствует ненормативная лексика различного характера.
Вульгаризмы (от лат. vulgaris - «простой, грубый») – это грубые высказывания, представленные лексикой, которая выражается совокупностью лексем, отражающих фамильярное, иногда пренебрежительное, иногда юмористическое отношение к предмету, и употребляемые при непринужденном общении, например мура («чушь»), блат («преимущества»).
Жаргон представляет собой особый язык определенной ограниченной социальной группы, состоящей из некоторых видоизмененных элементов одного или нескольких языков. Его разновидность – арго. Арго – способ общения деклассированных элементов. Распространен в среде преступного мира, например, воровское арго.
3. Словообразовательные нормы современного русского языка
В современном языкознании словообразование выделяется как самостоятельный раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования.
Процесс образования новых слов происходит не спонтанно, а имеет свои закономерности. Способами словообразования называются принципы образования новых слов на базе имеющихся в языке морфем.
В русском языке обычно выделяют четыре основных способа словообразования:
1) лексико-семантический – образование нового слова в результате изменения значения уже существующего слова: кулак «сжатая кисть» - кулак «зажиточный крестьянин»;
2) лексико-синтаксический – создание нового слова, словосочетания в результате объединения слов: сего дня – сегодня;
3) морфолого-синтаксический – образование нового слова в результате перехода из одной части речи в другую: столовая, раненый, мороженое, гостиная, учительская;
4) морфологический – образование производных слов в результате присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе; разнообразие аффиксов обусловливает существование нескольких подтипов. Так, к морфологическим способам относят следующие:
· приставочный (выбежать, антивоенный),
· суффиксальный (глаз-аст-ый, переплет-чик, глупый-о, черн-и-ть),
· приставочно-суффиксальный (без-дорожь-j-е, по-французск-и),
· постфиксальный (мыться),
· нулевая суффиксация (приход – от приходить) и др.
В рамках морфологического способа выделяют также различные виды сложения основ, в том числе с сопутствующей префиксацией и/или суффиксацией (белозубый, скалолаз, землепроходец, орденоносец).
Особо рассматриваются безаффиксные способы словообразования:
· чистое сложение основ (чёрно-белый, диван-кровать),
· аббревиация (ООН, зарплата),
· усечение производящей основы (маг от магнитофон, рок от рок-н-ролл).
Словообразовательные нормы – это правила образования слов. Ср.: публицистика (не публицизм), насмешка (не надсмешка), поскользнуться (не подскользнуться).
Знание правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогают избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, и способствуют повышению грамотности и культуры речи.