Типы ошибок, связанных с нарушением морфологических норм

1. Употребление форм существительных.

1) Неправильное определение рода имен существительных.

Запомните, что существительные тюль, толь, банкнот, погон, эполет, рельс, рояль, шампунь – мужского рода, а бакенбарда, бандероль, плацкарта, туфля, манжета, мозоль – женского рода.

Иноязычные несклоняемые существительные: неодушевленные – среднего рода, одушевленных мужского рода (такси – ср. р.., шимпанзе – м. р.). Только женского рода: авеню (улица), салями (колбаса), колибри (птица), леди (женщина);

2) Ошибки, связанные с употреблением форм существительных В. п. мн.ч.

Запомните, что окончание -ы имеют существительные: бухгалтеры, договоры, инженеры, конструкторы, лекторы, порты, ректоры, торты, тренеры,

Окончание -а имеют существительные: доктора, директора, катера, кузова, мастера, ордера, отпуска, паспорта, профессора, повара, сорта, якоря.

Равноправные варианты: инспекторы – инспектора, кондукторы – кондуктора, полюсы – полюса, редакторы – редактора, тракторы – трактора.

При выборе варианта ориентируемся на то, что окончание ы свойственно книжному стилю речи, а окончание а – разговорному стилю речи.

3) Ошибки, связанные с употреблением форм существительных Р. в. мн. ч.

а) существительные мужского рода:

правильно: пара погон, сапог, чулок (НО: носков, рельсов, апельсинов, гектаров).

Жить среди: армян, башкир, болгар, грузин, осетин, татар, турок, цыган (НО: греков, монголов, узбеков, якутов).

Несколько: ампер, ватт, вольт (НО: граммов, килограммов). Варианты грамм, килограмм – нормативные формы разговорного стиля;

б) существительные женского рода:

правильно: несколько вафель, туфель, кочерёг, простынь, яблонь, свечей;

в) существительные, имеющие только форму мн.ч.:

правильно: не было заморозков, будней, граблей, яслей.

4) ошибки в употреблении отглагольных существительных на –ение - ание. Эти существительные обозначают действие или отвлеченное понятие и употребляются в форме ед.ч. В форме мн.ч. они могут быть употреблены только при конкретизации, например: знания учащихся.

2. Употребление форм прилагательных:

1) Неправильное употребление полной и краткой формы прилагательных:

а) краткая форма используется при конкретизации, когда характеризуется временный признак предмета, полная – когда характеризуется постоянный признак;

б) краткая форма прилагательных на – енный представлена в современном языке усеченной форме на – ен (бессмыслен – бессмысленен);

в) не употребляются в качестве однородных краткая и полная форма прилагательных: нельзя сказать «дом каменный и крепок»;

а) нельзя сказать более лучший, так как здесь одновременно используется простая и составная сравнительная степени и второе слово уже выражает значение сравнительной степени. Нельзя сказать более правильнее, так как простая сравнительная степень не предполагает добавления какого-либо нового слова (верно: правильнее), а составная форма должна сохранять прилагательное в начальной форме (верно: более правильный);

б) часто употребляемые прилагательные бойкий, звонкий, сладкий образуют такую форму сравнительной степени, как бойче, звонче, слаще.

3. Употребление форм числительных:

1) собирательные числительные не употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола (НО можно сказать: двое друзей, двое котят, двое детей, юношей, людей, трое суток);

2) в составных количественных числительных склоняется каждое слово: с тремя тысячами пятьюстами двадцатью пятью рублями; в порядковых числительных – только последнее слово: в две тысячи четвёртом году;

3) составные числительные, оканчивающиеся на 2,3,4, не употребляются с существительными, имеющими только форму мн. ч.: прошло 22 дня (неверно: 22 сутки), куплено 23 штуки ножниц (неверно: 23 ножницы);

4) обратите внимание на использование дробных числительных: правильный вариант - 10,2 процента;

5) числительные даты употребляются следующим образом: письмо датировано 23 декабря, до 15 декабря (р. п.).

4. Употребление местоимений:

1) местоимение заменяет ближайшее существительное;

2) после простых и наречных предлогов добавляется -н- (кроме наречных предлогов вопреки, согласно, навстречу, подобно, благодаря нему ,употребляющихся с Д.п.). Также –н- не употребляется после сравнительной степени (например: старше его).

5. Употребление форм глагола:

1) нет 1-го лица глаголов в победить, убедить, очутиться и др.; Следует говорить: «я постараюсь победить», «я хочу победить»;

2) рекомендуется говорить: отрицать, обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать;

3) запомните: видеть, слышать, мучить, лазить – нейтральные формы, а видать, слыхать, мучать, лазать – разговорные;

4) правильно: 3-е лицо ед.ч. наст. вр. – полощет, машет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет (другие варианты разговорные и просторечные);

5) бесприставочные глаголы с суффиксом -ну, обозначающие усиление длительного состояния, в прош. вр. имеют форму: сох, мок, кис, глох, чах.

Наши рекомендации