Плавание лиц, имеющих ограниченные возможности, - гидрореабилитация

Глава Q

Вероятность возникновения критической ситуации на одном занятии

Вероятность возникновения на одном занятии критиче­ских ситуаций зависит от многих объективных и субъектив­ных факторов и их комплексного системного воздействия на педагогический процесс.

В различных областях знания вероятность определяют, используя различные методы исследования: математическое и статистическое моделирование, модельные испытания, ее-
тественные процессы, тренажеры, компьютерное программи­рование, теория обучения, психологическое тестирование.

В нашей работе определялась вероятность частоты прояв­ления объекта наблюдения при обучении плаванию ребенка- инвалида (табл. 2).

Таблица 2

Подвижные игры на прогулках

Прогулки в лес и парк особенно полезны. Во время про­гулки можно совместить ходьбу с подвижными играми и раз­влечениями, купанием, воздушными и солнечными ваннами.

Чтобы прогулка была веселой и интересной, можно орга­низовать игры, которые не требуют особого оборудования, спе­циальной площадки. Имея с собой только волейбольный или теннисный мячик, можно провести множество разнообразных игр и эстафет. Такие как:

«Пятнашки мячом»

Цель: развитие ловкости, умения ориентироваться в про­странстве, точности и быстроты движений. Количество игро­ков может быть любым. Инвентарь: мяч.

Инструкция: все играющие произвольно располагаются на лужайке или поляне, в центре - водящий с мячом в руке. По сигналу начинается игра: водящий должен запятнать мя­чом любого игрока, который после этого сам становится водя­щим. Играют 6-8 мин.

Методические указания. Если у детей сохраняется интерес к этой игре, ее можно повторить после небольшого перерыва.

«Круговая лапта»

Цель: развитие ловкости, чувства дистанции, точности и быстроты движений. Количество игроков - 6-15 человек. Инвентарь: мяч.

Инструкция: двое водящих находятся за границами ус­ловной площадки на расстоянии 10-12 м, все остальные - в центре площадки. Водящие, перебрасывая мяч друг другу, стараются запятнать тех, кто находится на площадке. Те, в Кого попали мячом, выбывают из игры, но их могут выручить те играющие, которые поймали мяч. Выигрывает тот, кто пос­ледним останется на площадке. Водящими становятся двое, которые первыми выбывают из игры.

Методические указания. Играют 3-4 раза, с небольши­ми перерывами для отдыха.

«Змейка»

Цель: развитие координации коллективных действий, умение ориентироваться в пространстве. Количество игроков - 6-7 человек.

Инструкция: 5-6 участников, взявшись за руки друг за друга, выстраиваются в колонну - «змейку». Водящий стано­вится перед ними и старается запятнать последнего. Стоящий в «змейке» первым - капитан - преграждает путь водящему: широко расставляя руки, ставит заслоны, преграждает путь водящему, выполняет различные движения туловищем. Если водящий запятнал игрока, то он становится капитаном, а запятнанный - водящим.

Методические указания. Игру можно повторять несколь­ко раз, с небольшими перерывами на отдых.

«Шишки, желуди, орехи»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, точности движений. Количество играющих - более шести.

Инструкция: играющие встают по трое, один за другим, лицом к центру, где стоит водящий. Первые в тройках - «шишки», вторые - «желуди», третьи - «орехи». Водящий произносит одно из трех названий. Все играющие должны поменяться местами. Водящий стремится встать на место од­ного из игроков, оставшегося без места. Можно выкрикивать сразу два или три названия. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Методические указания. По желанию детей эту игру можно проводить несколько раз.

Подвижные игры в походах

В походах решаются задачи активного отдыха, укреп­ления здоровья, всестороннего развития, расширения зна­ний об окружающем мире, природе; приобретаются навы­ки общения, взаимопомощи, заботливого отношения к товарищам.

Поход может пройти весело и интересно, если заранее про­думать и предложить детям новые игры, в частности те, кото­рые содержат элементы ориентирования на местности.

«К флажку»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции; умения ориентироваться в пространстве без зрительного контроля. Инвентарь: флажок, повязка на глаза.

Инструкция: посередине поляны ставится флажок. Иг­рающие располагаются полукругом в 40 - 50 м от него. По сиг­налу все завязывают глаза повязками. Даются команды «На­лево», «На месте», «Бегом марш!», «Направо», «Кругом!» и др., игроки выполняют их. Затем дается команда «К флажку шагом марш!» Все начинают двигаться к нему, через 10-15 шагов дается команда «Стой!» Все останавливаются снимают повязки, выигрывает тот, кто ближе всего оказался к флажку.

Методические указания. Игра повторяется 4-5 раз.

«Переправа через болото»

Цель: развитие координации движений, равновесия, смекал­ки. Количество игроков -10-20 человек. Инвентарь: две доски.

Инструкция: играют 2-3 команды, которые делятся по­полам. Одна половина каждой команды выстраивается с од­ной стороны «болота», вторая - с другой. Ширина болота 15-20 м. Направляющие на старте, у них с одной стороны имеется две палки длиной 50-60 см. По команде направляющие кладут одну палку перед собой и встают на нее, вторую кладут вперед на такое расстояние, чтобы можно было встать на нее; дос­тав первую доску, снова кладут ее перед собой и т. д. Таким обра­зом играющие переправляются на другой «берег», где их ждут следующие игроки, которые подобным образом возвращаются обратно. Игра заканчивается, когда через болото перейдут все иг­рающие. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Методические указания. При проведении этой игры не­обходимо следить за выполнением всех правил техники бе­зопасности.

«Ориентировка по слуху»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве без помощи зрения, тренировка внимания. Количество иг­роков может быть любым. Инвентарь: свисток, повязка на глаза.

Инструкция: все играющие располагаются полукругом на расстоянии 2 -3 м друг от друга и завязывают глаза повяз­ками. Водящий встает в 30-40 м и дает сигнал - свисток. Все начинают двигаться в сторону водящего, стараясь подойти как можно ближе. По второму свистку все останавливаются, а ве­дущий переходит на другое место и снова дает свисток. Так повторяется 5-6 раз. Затем дается длинный свисток - сигнал к окончанию игры. Все снимают повязки. Выигрывает тот, кто ближе других подошел к водящему.

Методические указания. Игра проводится на большой ровной поляне.

«Грибная охота»

Цель: развитие равновесия, точности броска и быстроты движений. Количество игроков может быть любым. Инвен­тарь: доски - мостики, веревочные перила, мешки, шишки.

Инструкция: через канаву шириной 1,5-2 м переброше­ны параллельно два узких мостика. По два человека с каж­дой команды держат рядом с мостиком для страховки вере­вочные перила. На одной стороне канавы растут «грибы» (разбросанные шишки), на другой - находятся две команды играющих. По сигналу первые игроки переходят через мос­тик, срывают по одному грибу, приносят их своей команде и кладут в корзину (полиэтиленовые мешки), затем отправля­ют следующего игрока и так далее. Играют 5-7 мин. По сиг­налу свистка игра заканчивается. Выигрывает команда, у ко­торой в корзине больше всего грибов.

Методические указания. Игру можно проводить 2-3 раза.

Глава Q

Туризм как метод реабилитации и оздоровления лиц с ограниченными возможностями1

Основным методом в практике социальной реабилитации считаются занятия в рамках определенных видов деятельно­сти. Подразумевается, что данные занятия способствуют раз­витию способностей, навыков, компетентности, интеграции в социальную жизнь. В качестве средства социальной реаби­литации в настоящее время активно используются следующие виды деятельности: чтение художественной литературы и ри­сование; живопись, скульптура, танцы, игра на музыкальных инструментах; лепка; разведение цветов, экологические опы­ты; игры; спорт и физическая культура.

В последние годы в данный перечень был включен туризм, отдельные направления которого соединяют в себе реабили­тационный эффект многих других видов социальных воздей­ствий.

Большинство путешествий совершается в группе. Данный момент актуален с точки зрения социальной и психологиче­ской. Так, экскурсионный туризм (особенно за рубежом) явля­ется признанным направлением культурной реабилитации инвалидов. Образовательный туризм является эффективным средством социализации, повышения социальной активнос­ти, педагогического и физического воспитания. Представля­ют большой интерес сведения о том, что туристские меропри­ятия могут служить средством борьбы с суицидальным Настроем у инвалидов молодого возраста. Достижения инва­лидов-путешественников оказывают позитивное влияние на Других инвалидов со схожими заболеваниями. Являясь раз-

1 Ахмедшин A.M. Туризм как метод реабилитации и оздоровления инвали­дов и пожилых людей. - Уфа, 2002. - 69 с.

7 - 10731

новидностью адаптивной физической культуры и спорта, оз­доровительный и спортивный виды туризма позитивно вли­яют на здоровье и общее психофизическое состояние чело­века.

Так как достаточно распространенным явлением являет­ся замыкание инвалидов в узком социальном кругу, отметим, что человек в группе ведет себя особым образом и группа мо­жет позитивно влиять на человека.

Сами инвалиды-туристы оценивают данное влияние сле­дующим образом: «То состояние общности,... которое возник­ло в походе между совершенно незнакомыми раньше людьми, ... позволяет смотреть на мир совершенно другими глазами». В туризме (особенно спортивном туризме высоких категорий) группа оказывает на индивида выраженное воздействие, предъявляя повышенные требования к уровню социализации и соблюдению групповых норм.

Индивид с выраженными нарушениями, отправляю­щийся в дальнее путешествие первый раз в жизни, сталки­вается с необходимостью преодолеть мощный барьер стра­ха перед неизвестностью. Его мучают вопросы: «Смогу ли я?», «Соответствуют ли мои возможности требованиям, предъявляемым этим видом деятельности?» Данный мо­мент особенно актуален для лиц с наследственными дефек­тами, которые часто не знают собственных возможностей. Тот факт, что в процессе туристских мероприятий инвали­ды лучше узнают свой реальный уровень жизненных воз­можностей, подтверждается самими лицами с ограничен­ными жизненными возможностями (особенно инвалидами со значительным нарушением жизненно важных функций, например слепыми), принимавшими участие в активных туристских мероприятиях.

Впечатления инвалидов-туристов свидетельствуют о том, что они рассматривают туризм как средство интеграции лю­дей с ограниченными жизненными возможностями в обще­ство: «Подавляющее большинство людей не представляют себе, что это такое - жить в инвалидной коляске, когда выход на улицу, поездка в магазин сравнима с выходом в открытый космос. ...Во время похода инвалиды живут в палатках, раз­жигают костер, сами готовят себе еду на костре, общаются, поют песни и, самое главное, начинают верить в себя и свои возможности. Именно вера в самого себя - ...самое сильное средство для интеграции инвалидов в общество».

Кроме того, инвалиды видят в туризме активное средство социально-психологического воздействия:

- «...путешествие помогло участникам обрести уверен­ность в своих силах, заставило больше уважать самих себя, кого-то научило недостающей самостоятельности».

- «...активный отдых на природе закаляет организм, да­рит здоровые эмоции, помогает преодолеть многие психоло­гические барьеры».

- «...наши инвалиды испытали незабываемые ощущения от сплава по реке».

Спортивно-оздоровительный туризм сочетает в себе сле­дующие виды реабилитационных воздействий:

- Оздоровление. В этом плане спортивно-оздоровительный туризм является разновидностью таких видов деятельности, как физическая культура и спорт. Более того, с точки зрения влияния на соматическое и психическое здоровье лиц с огра­ниченными жизненными возможностями спортивно-оздоро­вительный туризм можно смело назвать реабилитационным видом спорта и физической культуры.

- Социальная реабилитация, в том числе социально-ком- муникативная реабилитация. Действующие факторы: изме­нение характера и круга общения, деятельность в составе ма­лых групп, изменение социальной роли.

- Социально-бытовая реабилитация. Действующие фак­торы: деятельность, направленная на самообеспечение, уход за собой и организация быта в условиях природы.

- Социально-средовая реабилитация. Действующие фак­торы: овладение технологиями эффективного функциониро­вания в разных средах обитания.

- Социально-педагогическая реабилитация. Действующие факторы: овладение новыми знаниями, умениями, навыками.

- Социально-культурная (социокультурная) реабилита­ция. Действующие факторы: экскурсии, конкурсы, фотовыс­тавки, песни, беседы и так далее. Расширение кругозора.

- Социально-психологическая реабилитация. Действую­щие факторы: социальная активизация в процессе турист­ских мероприятий; самосознание, наблюдение за успехами Других инвалидов, трансформация мировоззрения (изменение 7* точки зрения на уровень возможностей инвалидов, снижение рентных установок, изменение точки зрения на степень огра­ничений, создаваемых имеющимся у инвалидов дефектом).

Таким образом, туризм является комплексным средством социальной реабилитации лиц с ограниченными жизненными возможностями. Вместе с тем туризм эффективно решает про­блему организации досуга инвалидов, что считается актуаль­ной социальной проблемой, особенно в детском возрасте. Оче­видно, что туризм вполне соответствует понятию социальная работа в части «развития личности» и «укрепления здоровья» инвалида с ограниченными жизненными возможностями. Фак­торы воздействия отдельных видов туризма могут быть приме­нены для решения локальных задач. Так, микроклимат соля­ных пещер может быть применен для реабилитации больных бронхиальной астмой.

Подчеркнем, что хотя общая численность спортсменов в процентном отношении к общей численности членов обще­ственных организаций весьма незначительна, именно спорт является одной из самых затратных статей бюджета обще­ственных организаций инвалидов.

Социальный туризм для инвалидов в РФ прежде раз­вивался в основном в рамках Всероссийского общества глу­хих (в дальнейшем ВОГ) и Всероссийского общества слепых (в дальнейшем ВОС). Главным направлением туризма в этих организациях были соревнования, походы выходного дня и туризм-отдых. Туризма для пожилых людей как отдельно­го направления не было вообще.

В РФ сегодня туризм для инвалидов и пожилых людей существует главным образом в рамках спортивного, оздоро­вительного и экскурсионного туризма.

Оздоровительный туризм, как более «щадящий», простой и доступный, привлекает наибольшее количество участников. Так же, как спортивный туризм, он приближает жизненное пространство инвалидов и пожилых людей к жизненному про­странству здоровых людей и способствует их психической ре­абилитации. Пребывание на свежем воздухе в экологически чистых районах, умеренные физические нагрузки и другие факторы туризма способствуют укреплению здоровья. Знания о родном крае, навыки выживания в условиях отрыва от ци­вилизации помогают людям с ограниченными жизненными возможностями интегрироваться в сложный и многогранный мир. Экскурсии хороши в зимнее время и межсезонье, когда выезды на природу становятся проблематичными. Вот как оценивают экскурсии пожилые люди: «Они вносят яркие краски в серость буден. После экскурсий мы снова чувствуем себя членами общества, а не выброшенными на свалку жизни пенсионерами». При проведении экскурсий должен преобла­дать дифференцированный подход (Емельянов Б.В.).

Руководителям общественных организаций, заинтересо­ванным в развитии туризма, следует изначально ориентиро­ваться на параллельное развитие всех видов туризма. У каж­дого из них свой контингент, свои традиции и приоритеты. Не совпадают даже начало и окончание туристского сезона. Так, спортсмены-водники первые соревнования проводят в конце апреля - начале мая. Любители оздоровительного ту­ризма «выходят» на воду в июне. Экскурсии наиболее привле­кательны в межсезонье зимой, когда кончаются походы и ра­бота в садах.

Заболевания органов зрения

Для инвалидов с детства по зрению характерны дисцип­линированность, хорошее развитие пространственно-логиче­ского и вербального мышления. Туристы с нарушением зрения любят петь и слушать туристские песни, с симпатией относят­ся к пешему туризму (когда нет опасности для здоровья и жизни), с удовольствием участвуют в сплавах. Интересно отношение инвалидов по зрению к спелеотуризму. Те, кто не видит совсем, с удовольствием ходят в пещеры, ощупывают сталактиты, сталагмиты, каменные цветы. Те, у кого есть ос­таточное зрение, часто относятся к спелеотуризму неприяз­ненно.

Для незрячих (при отсутствии осложнений) доступны все основные виды спортивного туризма невысоких категорий сложности. Подчеркнем, что инвалидам с абсолютной поте­рей зрения нужны индивидуальные сопровождающие, кото­рые (в том числе) водят его в туалет, что диктует желатель­ность подбора однополого сопровождающего. Незрячие туристы не должны попадать в ситуации, где от них могут потребоваться неожиданные, быстрые и точные перемещения.

Достаточно распространенными приобретенными заболе­ваниями органов зрения являются глаукома и отслоение сет­чатки. При глаукоме повышается внутриглазное давление и нарушается питание тканей глаза. При отслоении сетчатки происходит отделение одного слоя глазной ткани (сосудисто­го) от другого (пигментного, чувствительного), что приводит к нарушению (прекращению) питания пигментного слоя и снижению (потере) зрения. При этих заболеваниях нельзя поднимать тяжести и физически перенапрягаться. Больным с данными заболеваниями можно ходить в несложные водные походы без физических перегрузок, форсированного темпа передвижения и необходимости переносит тяжести.

Одним из самых распространенных заболеваний органов глаз является катаракта, или помутнение хрусталика. Для неосложненной катаракты характерно главным образом падение остроты зрения. Катаракта в запущенной стадии мо­жет осложниться другими заболеваниями, например глау­комой.

Заболевания суставов

Для многих заболеваний суставов, ставших причиной ин­валидности (артриты, артрозы, анкилозы, спондилиты, спон- дилоартрозы и так далее), характерна непереносимость высо­ких физических нагрузок и длительного пребывания в одной позе, чувствительность к переохлаждению. Данной категории инвалидов можно ходить в несложные водные походы (в ста­дии компенсации заболевания), но следует позаботиться о ком­фортной позе и профилактике переохлаждения. Для больных с анкилозом суставов нижней конечности в водных походах целесообразно использовать катамараны со специально изго­товленными креслами с вертящейся спинкой. Многие дети с данным заболеванием учатся в специализированных интер­натах. При ДЦП инвалиды нередко неправильно оценивают уровень своих физических возможностей. Приведем пример. В пешем походе 1-й к. с. по пустыне Каракумы в 1991 г. уча­ствовал инвалид с ДЦП. Ему с самого начала было предложе­но передать часть груза здоровым туристам, но он сказал: «Я пойду этот маршрут сам!» В этом походе надо было идти по 15 км в день по пересеченной местности, от колодца к ко­лодцу и при этом нести с собой воду. Спустя 3 дня после нача­ла путешествия наш герой стал отставать. Через 4 дня у него «разболтались» суставы и стали подгибаться ноги. На 5-й день он не смог нести рюкзак. Инвалидам с ДЦП можно ходить в водные походы 1-3-й к. с. (в зависимости от степени выра­женности заболевания).

Глава Q

Самомассаж

Способ лечения острых респираторных заболеваний и их осложнений А.А. Уманской[22]

А.А. Уманской был разработан метод, который сводится к массированию кончиками пальцев девяти биологически активных зон, что повышает устойчивость организма к про­студным заболеваниям.

На теле человека имеется свыше 700 биологически актив­ных точек, связанных с определенными внутренними органа­ми и тканями. А.А. Уманской удалось выделить те из них, от которых зависит сопротивляемость человека гриппу и острым респираторным заболеваниям. При гриппе эти точки как бы воспаляются и вызывают различные симптомы заболеваний (озноб, насморк, головную боль, слабость и т. д.). Массаж этих точек активизирует систему биорегулирования, мобилизует защитные силы организма.

Первая зона расположена на грудине. При воздействии на нее нормализуется кровообращение и иннервация костного мозга, улучшается кровоснабжение пищевода, трахеи, лег­ких, бронхов.

Вторая зона связана с вилочковой железой, играющей большую роль в формировании защитных сил организма. Из­меняя частоту, силу и направленность воздействия на вилоч- ковую железу, можно влиять на ее функцию, тем самым уси­ливая или угнетая иммунный ответ организма.

Третья зона управляет так называемыми синокаротидны- ми клубочками, контролирующими химический состав кро­ви и артериальное давление. Расположены они в месте раз­ветвления общей сонной артерии на наружную и внутреннюю ветви. Воздействие на эту зону помогает регулировать обмен веществ и поддерживать постоянство внутренней среды орга­низма.

Четвертая зона - это область первых четырех шейных по­звонков, где расположен верхний шейный симпатический узел. Район четвертого шейного позвонка особенно важен для нормальной работы головного мозга. Массаж снимает голов­ную боль и снижает давление.

Пятая зона находится в районе остистых и поперечных отростков седьмого шейного и первого грудного, где пересе­каются многие нервные пути. Воздействие на эту зону помо­гает компенсировать нарушения в организме, вызванные от­рицательными факторами внешней среды.

Шестая зона - область носа и гайморовых пазух. Она наи­более доступна для нахождения. Вместе с тем эта область наи­более уязвима и чувствительна к вредным воздействиям на слизистую носа и носоглотки.

Вирусы и другие микроорганизмы проникают здесь в кро­вяное русло, поражая затем многие органы и системы, а так­же вызывая бурное выделение слизи, именуемое насморком. Регулярный самомассаж этой зоны стимулирует выработку биологически активных антивирусных веществ.

Рис. 1. Зоны самомассажа по методу А. А. Уманской

Седьмая зона определяется легко, точки расположены в местах начала роста бровей. Самомассаж ее улучшает крово­снабжение и иннервацию любых отделов мозга, а также глаз, что снимает головную боль и резь в глазах.

Плавание лиц, имеющих ограниченные возможности, - гидрореабилитация - student2.ru

Восьмая зона расположена у самой ушной раковины в об­ласти козелка уха. Самомассаж ее улучшает работу некото­рых отделов коры головного мозга, вестибулярного аппарата и органа слуха.

Девятая зона расположена на самой высокой точке в кон­це складки, образующейся при прижимании большого паль­ца к указательному (место размыкания). Самомассаж этой точки снимает острую боль, помогает избавиться от головной боли и насморка.

А.А. Уманская предлагает следующую методику антигрип­позного самомассажа. Указательным или средним пальцем обе­их рук воздействуют на симметричные зоны одновременно с двух сторон. После давления на точку в течение 3-5 с выполняют вра­щательные круговые движения (как бы ввинчивая шуруп) по часовой стрелке и столько же по длительности против часовой стрелки. Чем сильнее давление, тем более активна ожидаемая реакция. Обычно минимальное давление на зону применяется в профилактических целях, максимальное - для лечения.

Самомассаж 9-й зоны выполняется поочередно на каждой руке большим пальцем противоположной руки.

При воздействии на 2-ю зону нельзя подниматься выше яремной вырезки (ямки). Давление здесь должно быть мини­мальным. Еще более легким и кратким (не более 3-5 с) дол­жен быть массаж 3-й зоны. Эти рекомендации необходимо выполнять, иначе можно вызвать нарушение кровотока по сонной артерии.

В 4-й зоне (от волосистой части головы до наружного края трапециевидной мышцы) массаж делается только движения­ми сверху вниз (плотно сжатыми пальцами).

Как показывает практика, массаж 5-й зоны вызывает бы­струю ответную реакция: при сухости слизистой носа обычно приходит ощущение увлажнения, а при заложенном носе - восстанавливается воздухопроходимость. К сожалению, это состояние кратковременно, но при систематическом воздей­ствии на зону значительно увеличивается.

В профилактических целях проводят самомассаж всех точек три раза в день (3 вращения в 1 с на счет раз-и-два), по девять вращений в каждую сторону по часовой и против часо­вой стрелки. При кашле, насморке, головных и суставных болях каждые 30-40 мин надо воздействовать на все зоны (по 10-15 с), обязательно учитывая при этом особенности 2-й, 3-й и 4-й зон.

Применение сочетания систематических умеренных фи­зических нагрузок, закаливания и других оздоровительных методик позволяет человеку быть здоровым, поддерживать постоянно работоспособность и творческую активность.

Гимнастика для глаз

Метод Бейтса[23]

Для лечения близорукости (миопии) американский офталь­молог У. Бейтс предлагает следующие упражнения, которые он разработал после ознакомления с методикой совершенство­вания зоркости индейцев. Он определил, что феноменальная зоркость североамериканских индейцев не является генети­ческой особенностью, а вырабатывается в раннем детстве с по­мощью упражнений.

Вот некоторые из них:

1. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли толь­ко глаза. В вытянутой руке - карандаш. По широкой ампли­туде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо нео­трывно следить за ним глазами.

2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая го­ловы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла ком­наты в левый нижний, из левого верхнего - в правый ниж­ний. Повторить не менее 50 раз.

3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево. Взгляд направляется по ходу движе­ния. Выполнить 40 поворотов.

4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.

5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.

6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и при­стально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз.

Эти и подобные упражнения У. Бейтс рекомендует выпол­нять 2 раза в день. Спустя месяц, сделать паузу на 2-3 неде­ли, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз ук­репляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаза.

Хатха-йога для детей

Йоги говорят, что почти половина биоэнергии, потребля­емой организмом, тратится на зрение. Ученые утверждают, что 70-90% всей информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью органов зрения.

Нагрузка на глаза у современного школьника (да и взрос­лого человека) огромная: уроки, чтение книг, просмотр теле­визионных передач и тому подобное. Глаза в основном отдыха­ют только во время сна. Вот почему выполнение упражнений для глаз полезно всем для гигиены и профилактики наруше­ний зрения.

На зрение влияет и общее состояние организма, нервной системы, поэтому ежедневные физические упражнения при­несут вашему зрению огромную пользу. Включайте упражне­ния для глаз в утренний комплекс зарядки, в паузы отдыха дома и в школе.

В предлагаемом комплексе используются упражнения йогов и упражнения, разработанные специалистами по охра­не зрения детей. Не обязательно выполнять его полностью. Можно выбрать несколько наиболее понравившихся упраж­нений и регулярно их выполнять.

Выполняя упражнения, спину держите прямо. Внимание сосредоточьте на глазах. После каждого упражнения давайте глазам отдых - закройте их или быстро поморгайте 20-30 с.

1. Медленно вращайте глазными яблоками по кругу сле­ва направо и справа налево. Повторите 3-5 раз.

2. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, в правый ниж­ний угол, в левый верхний угол, затем в правый верхний и в левый нижний. Глаза поворачивайте с усилием. В крайних положениях фиксируйте взгляд на несколько секунд. Цикл из этих восьми движений можно повторить. В конце каждого цикла не забудьте расслабить глаза.

3. Смотрите 5-6 с на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Отводя руку вправо, следите за пальцем, не поворачивая головы. Верните руку в исходное положение, не отрывая взгляд от кончика пальца. То же выполните с левой рукой.

4. Смотрите на кончик пальца, удерживая его перед ли­цом примерно на расстоянии 30 см. Затем переведите взгляд вдаль. В каждом положении задерживайте взгляд на 2-3 с. Повторите 3-5 раз, хорошо сосредоточившись на выполнении.

5. Левой ладонью заслоните открытый левый глаз. Паль­цы правой руки сложите в кулак так, чтобы большой палец оказался сверху. Разогните средний палец, высвободив его из кулака, и сделайте им круговые движения около правой глаз­ницы. Начните от внутреннего угла глаза, далее вверх по ли­нии бровей до внешнего, затем по линии нижнего века до внут­реннего угла. Одновременно следите правым (открытым) глазом за движением пальца. Движения пальца и глаза дол­жны быть плавными, спокойными. То же повторите, поменяв руки. Постепенно доведите продолжительность выполнения упражнения до 3 мин.

6. Лучший отдых для глаз - расслабление, которое мож­но выполнять в положении лежа на спине или сидя. Закройте глаза и постарайтесь максимально расслабить веки, а глазные яблоки как бы опустить в глазницы. Если вам трудно достичь полного расслабления, разотрите ладонь о ладонь до появле­ния тепла, легко прикоснитесь подушечками пальцев к зак­рытым векам. Это поможет вам максимально расслабить мыш­цы глаз. Задержитесь в этом положении на 20-40 с.

Упражнения для шеи и глаз

Теперь мы займемся упражнениями для шеи и глаз, кото­рые помогут снять усталость глаз, ощущение напряжения и скованности шеи. Вы можете выполнять их по собственно­му усмотрению в начале занятий, в конце или в любое удоб­ное для вас время.

1. Сядьте на пол, скрестите ноги и положите руки на ко­лени. Если вы предпочитаете сидеть на стуле, возьмите жест­кий стул, иначе вам будет трудно держать спину прямо, а это очень важно. Расслабьте все тело. Вы должны ощущать его, только начиная от шеи вверх, все остальное остается непод­вижным и настолько расслабленным, как если бы вы сидели по шею в воде. Теперь закройте глаза и мягким движением уроните голову вперед, потом назад и снова вперед и назад. Для начала сделайте упражнение 4 раза. Позже вы можете увеличить число до шести и более раз. Запрокидывая голову назад, расслабьте лицевые мускулы. При таком движении головы рот слегка приоткрывается.

2. Поверните голову как можно дальше вправо, верните ее в исходное положение, потом поверните как можно дальше влево и обратно. Повторите 4 раза. При движении головы в стороны мышцы шеи сокращаются, при возвращении в ес­тественное положение мышцы расслабляются.

3. Наклоните голову направо, как если бы кто-то тянул ваше правое ухо к правому плечу. Потом выпрямите голову, наклоните ее к левому плечу.

И так повторите 4 раза. При наклоне головы в сторону не поднимайте плечо и не опрокидывайте голову назад. Из вер­тикального положения она должна наклониться почти до го­ризонтального. Иначе натяжение мышц будет слишком сла­бым. Натяжение должно сильно ощущаться левой стороной шеи при наклоне головы вправо и правой стороной при накло­не влево.

4. Вытяните шею как можно дальше и потом «уберите» ее обратно (движение черепахи). Делайте скользящее движение подбородком вперед, выдвинув подбородок как можно даль­ше. При этом напряжение будет чувствоваться сзади и по обе стороны шеи, между ушами, а также посередине. Повторите упражнение 4 раза.

5. Уроните голову вперед и почувствуйте, какая она стала тяжелая и безжизненная. Потом медленно вращайте головой по часовой стрелке. Повторите это несколько раз. Сделайте то же движение против часовой стрелки столько же раз. Не на­прягайте спину и плечи, пусть голова висит расслабленно, как у спящего ребенка.

В конце последнего упражнения похлопайте шею двумя руками (тыльной стороной ладони) по бокам и под подбород­ком. Ладонью и кончиками пальцев похлопайте шею сзади. Данные упражнения ослабят напряжение мышц шеи. Они также укрепляют зрение, которое улучшается в результате того, что глазные нервы получают усиленный приток крови.

Упражнения для глаз

Оставайтесь сидеть в том же положении: спина прямая, руки на коленях, тело расслаблено, голова прямо. Все тело неподвижно, ничто не двигается, кроме глаз.

Поднимите глаза и остановите взгляд на любой точке, ко­торую вы можете видеть, не напрягаясь, не щурясь и, конеч­но, не поворачивая головы. Выполняя упражнение, смотрите на эту точку каждый раз, когда поднимаете глаза.

Опустите глаза и найдите любую точку на полу, которую вы можете четко видеть, посмотрев вниз. Смотрите на нее каж­дый раз, когда опускаете глаза. Дыхание должно быть есте­ственным (то есть неглубоким).

1. Поднимите глаза и посмотрите на выбранную вами вер­хнюю точку. Опустите глаза и посмотрите на выбранную вами нижнюю точку. Повторите 4 раза. Закройте глаза и немного отдохните.

2. Сделайте то же самое, используя точки, расположен­ные справа и слева на уровне глаз. Ориентиром могут служить поднятые указательные пальцы или карандаши, которые вы будете держать с обеих сторон на таком расстоянии, чтобы вы их могли четко видеть, не напрягаясь, переводя взгляд спра­ва налево.

Держа пальцы на уровне глаз и двигая только глазами, посмотрите направо, потом налево. Повторите 4 раза. Несколь­ко раз моргните, закройте глаза и отдохните.

3. Выберите точку, на которую будете смотреть, подняв гла­за и отведя их вправо, затем другую, опустив глаза и отведя их влево, полузакрыв веки. Не забывайте сохранять свою обычную позу: прямая спина, руки на коленях, голова поставлена прямо и неподвижно. Посмотрите на выбранную точку в правом верх­нем углу, потом на точку в левом нижнем углу. Повторите 4 раза. Моргните несколько раз. Закройте глаза и отдохните.

4. Следующее упражнение не рекомендуется делать рань­ше, чем через 3-4 дня после начала курса. Это медленное вра­щение глазами сначала по часовой, потом против часовой стрелки. Выполняется следующим образом: опустите глаза и посмотрите на пол, затем медленно поверните глаза налево, все выше и выше, пока не увидите потолок. Теперь продол­жайте вращение направо, все ниже и ниже, пока снова не уви­дите пол. Медленно описав глазами полный круг, моргните, закройте глаза и отдохните. Повторите то же самое с враще­нием глазами против часовой стрелки.

5. Упражнение «переменного обзора». Выполняя его, по­очередно переносите взгляд от ближней к дальней точке, и так несколько раз. Карандашом или пальцем дотроньтесь до кон­чика носа. Затем отодвиньте палец на такое минимальное рас­стояние, при котором изображение остается четким, не рас­плывается и не двоится. Теперь чуть-чуть поднимите глаза и посмотрите вдаль на какую-нибудь точку, которую вы тоже ясно видите.

А сейчас посмотрите на ближнюю точку (карандаш или палец), потом переведите взгляд на дальнюю точку. Повто­рите несколько раз, моргните, закройте глаза и крепко заж­мурьтесь.

6. Упражнение, выполняемое с помощью ладоней. Оно помогает сохранить хорошее зрение и, кроме того, оказывает благотворное, успокаивающее действие на нервную систему.

Оставайтесь сидеть на полу. Подтяните к себе колени, слег- ! ка расставьте

Наши рекомендации