Плавание лиц, имеющих ограниченные возможности, - гидрореабилитация
Глава Q
Вероятность возникновения критической ситуации на одном занятии
Вероятность возникновения на одном занятии критических ситуаций зависит от многих объективных и субъективных факторов и их комплексного системного воздействия на педагогический процесс.
В различных областях знания вероятность определяют, используя различные методы исследования: математическое и статистическое моделирование, модельные испытания, ее-
тественные процессы, тренажеры, компьютерное программирование, теория обучения, психологическое тестирование.
В нашей работе определялась вероятность частоты проявления объекта наблюдения при обучении плаванию ребенка- инвалида (табл. 2).
Таблица 2
Подвижные игры на прогулках
Прогулки в лес и парк особенно полезны. Во время прогулки можно совместить ходьбу с подвижными играми и развлечениями, купанием, воздушными и солнечными ваннами.
Чтобы прогулка была веселой и интересной, можно организовать игры, которые не требуют особого оборудования, специальной площадки. Имея с собой только волейбольный или теннисный мячик, можно провести множество разнообразных игр и эстафет. Такие как:
«Пятнашки мячом»
Цель: развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве, точности и быстроты движений. Количество игроков может быть любым. Инвентарь: мяч.
Инструкция: все играющие произвольно располагаются на лужайке или поляне, в центре - водящий с мячом в руке. По сигналу начинается игра: водящий должен запятнать мячом любого игрока, который после этого сам становится водящим. Играют 6-8 мин.
Методические указания. Если у детей сохраняется интерес к этой игре, ее можно повторить после небольшого перерыва.
«Круговая лапта»
Цель: развитие ловкости, чувства дистанции, точности и быстроты движений. Количество игроков - 6-15 человек. Инвентарь: мяч.
Инструкция: двое водящих находятся за границами условной площадки на расстоянии 10-12 м, все остальные - в центре площадки. Водящие, перебрасывая мяч друг другу, стараются запятнать тех, кто находится на площадке. Те, в Кого попали мячом, выбывают из игры, но их могут выручить те играющие, которые поймали мяч. Выигрывает тот, кто последним останется на площадке. Водящими становятся двое, которые первыми выбывают из игры.
Методические указания. Играют 3-4 раза, с небольшими перерывами для отдыха.
«Змейка»
Цель: развитие координации коллективных действий, умение ориентироваться в пространстве. Количество игроков - 6-7 человек.
Инструкция: 5-6 участников, взявшись за руки друг за друга, выстраиваются в колонну - «змейку». Водящий становится перед ними и старается запятнать последнего. Стоящий в «змейке» первым - капитан - преграждает путь водящему: широко расставляя руки, ставит заслоны, преграждает путь водящему, выполняет различные движения туловищем. Если водящий запятнал игрока, то он становится капитаном, а запятнанный - водящим.
Методические указания. Игру можно повторять несколько раз, с небольшими перерывами на отдых.
«Шишки, желуди, орехи»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, точности движений. Количество играющих - более шести.
Инструкция: играющие встают по трое, один за другим, лицом к центру, где стоит водящий. Первые в тройках - «шишки», вторые - «желуди», третьи - «орехи». Водящий произносит одно из трех названий. Все играющие должны поменяться местами. Водящий стремится встать на место одного из игроков, оставшегося без места. Можно выкрикивать сразу два или три названия. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.
Методические указания. По желанию детей эту игру можно проводить несколько раз.
Подвижные игры в походах
В походах решаются задачи активного отдыха, укрепления здоровья, всестороннего развития, расширения знаний об окружающем мире, природе; приобретаются навыки общения, взаимопомощи, заботливого отношения к товарищам.
Поход может пройти весело и интересно, если заранее продумать и предложить детям новые игры, в частности те, которые содержат элементы ориентирования на местности.
«К флажку»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции; умения ориентироваться в пространстве без зрительного контроля. Инвентарь: флажок, повязка на глаза.
Инструкция: посередине поляны ставится флажок. Играющие располагаются полукругом в 40 - 50 м от него. По сигналу все завязывают глаза повязками. Даются команды «Налево», «На месте», «Бегом марш!», «Направо», «Кругом!» и др., игроки выполняют их. Затем дается команда «К флажку шагом марш!» Все начинают двигаться к нему, через 10-15 шагов дается команда «Стой!» Все останавливаются снимают повязки, выигрывает тот, кто ближе всего оказался к флажку.
Методические указания. Игра повторяется 4-5 раз.
«Переправа через болото»
Цель: развитие координации движений, равновесия, смекалки. Количество игроков -10-20 человек. Инвентарь: две доски.
Инструкция: играют 2-3 команды, которые делятся пополам. Одна половина каждой команды выстраивается с одной стороны «болота», вторая - с другой. Ширина болота 15-20 м. Направляющие на старте, у них с одной стороны имеется две палки длиной 50-60 см. По команде направляющие кладут одну палку перед собой и встают на нее, вторую кладут вперед на такое расстояние, чтобы можно было встать на нее; достав первую доску, снова кладут ее перед собой и т. д. Таким образом играющие переправляются на другой «берег», где их ждут следующие игроки, которые подобным образом возвращаются обратно. Игра заканчивается, когда через болото перейдут все играющие. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Методические указания. При проведении этой игры необходимо следить за выполнением всех правил техники безопасности.
«Ориентировка по слуху»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве без помощи зрения, тренировка внимания. Количество игроков может быть любым. Инвентарь: свисток, повязка на глаза.
Инструкция: все играющие располагаются полукругом на расстоянии 2 -3 м друг от друга и завязывают глаза повязками. Водящий встает в 30-40 м и дает сигнал - свисток. Все начинают двигаться в сторону водящего, стараясь подойти как можно ближе. По второму свистку все останавливаются, а ведущий переходит на другое место и снова дает свисток. Так повторяется 5-6 раз. Затем дается длинный свисток - сигнал к окончанию игры. Все снимают повязки. Выигрывает тот, кто ближе других подошел к водящему.
Методические указания. Игра проводится на большой ровной поляне.
«Грибная охота»
Цель: развитие равновесия, точности броска и быстроты движений. Количество игроков может быть любым. Инвентарь: доски - мостики, веревочные перила, мешки, шишки.
Инструкция: через канаву шириной 1,5-2 м переброшены параллельно два узких мостика. По два человека с каждой команды держат рядом с мостиком для страховки веревочные перила. На одной стороне канавы растут «грибы» (разбросанные шишки), на другой - находятся две команды играющих. По сигналу первые игроки переходят через мостик, срывают по одному грибу, приносят их своей команде и кладут в корзину (полиэтиленовые мешки), затем отправляют следующего игрока и так далее. Играют 5-7 мин. По сигналу свистка игра заканчивается. Выигрывает команда, у которой в корзине больше всего грибов.
Методические указания. Игру можно проводить 2-3 раза.
Глава Q
Туризм как метод реабилитации и оздоровления лиц с ограниченными возможностями1
Основным методом в практике социальной реабилитации считаются занятия в рамках определенных видов деятельности. Подразумевается, что данные занятия способствуют развитию способностей, навыков, компетентности, интеграции в социальную жизнь. В качестве средства социальной реабилитации в настоящее время активно используются следующие виды деятельности: чтение художественной литературы и рисование; живопись, скульптура, танцы, игра на музыкальных инструментах; лепка; разведение цветов, экологические опыты; игры; спорт и физическая культура.
В последние годы в данный перечень был включен туризм, отдельные направления которого соединяют в себе реабилитационный эффект многих других видов социальных воздействий.
Большинство путешествий совершается в группе. Данный момент актуален с точки зрения социальной и психологической. Так, экскурсионный туризм (особенно за рубежом) является признанным направлением культурной реабилитации инвалидов. Образовательный туризм является эффективным средством социализации, повышения социальной активности, педагогического и физического воспитания. Представляют большой интерес сведения о том, что туристские мероприятия могут служить средством борьбы с суицидальным Настроем у инвалидов молодого возраста. Достижения инвалидов-путешественников оказывают позитивное влияние на Других инвалидов со схожими заболеваниями. Являясь раз-
1 Ахмедшин A.M. Туризм как метод реабилитации и оздоровления инвалидов и пожилых людей. - Уфа, 2002. - 69 с.
7 - 10731
новидностью адаптивной физической культуры и спорта, оздоровительный и спортивный виды туризма позитивно влияют на здоровье и общее психофизическое состояние человека.
Так как достаточно распространенным явлением является замыкание инвалидов в узком социальном кругу, отметим, что человек в группе ведет себя особым образом и группа может позитивно влиять на человека.
Сами инвалиды-туристы оценивают данное влияние следующим образом: «То состояние общности,... которое возникло в походе между совершенно незнакомыми раньше людьми, ... позволяет смотреть на мир совершенно другими глазами». В туризме (особенно спортивном туризме высоких категорий) группа оказывает на индивида выраженное воздействие, предъявляя повышенные требования к уровню социализации и соблюдению групповых норм.
Индивид с выраженными нарушениями, отправляющийся в дальнее путешествие первый раз в жизни, сталкивается с необходимостью преодолеть мощный барьер страха перед неизвестностью. Его мучают вопросы: «Смогу ли я?», «Соответствуют ли мои возможности требованиям, предъявляемым этим видом деятельности?» Данный момент особенно актуален для лиц с наследственными дефектами, которые часто не знают собственных возможностей. Тот факт, что в процессе туристских мероприятий инвалиды лучше узнают свой реальный уровень жизненных возможностей, подтверждается самими лицами с ограниченными жизненными возможностями (особенно инвалидами со значительным нарушением жизненно важных функций, например слепыми), принимавшими участие в активных туристских мероприятиях.
Впечатления инвалидов-туристов свидетельствуют о том, что они рассматривают туризм как средство интеграции людей с ограниченными жизненными возможностями в общество: «Подавляющее большинство людей не представляют себе, что это такое - жить в инвалидной коляске, когда выход на улицу, поездка в магазин сравнима с выходом в открытый космос. ...Во время похода инвалиды живут в палатках, разжигают костер, сами готовят себе еду на костре, общаются, поют песни и, самое главное, начинают верить в себя и свои возможности. Именно вера в самого себя - ...самое сильное средство для интеграции инвалидов в общество».
Кроме того, инвалиды видят в туризме активное средство социально-психологического воздействия:
- «...путешествие помогло участникам обрести уверенность в своих силах, заставило больше уважать самих себя, кого-то научило недостающей самостоятельности».
- «...активный отдых на природе закаляет организм, дарит здоровые эмоции, помогает преодолеть многие психологические барьеры».
- «...наши инвалиды испытали незабываемые ощущения от сплава по реке».
Спортивно-оздоровительный туризм сочетает в себе следующие виды реабилитационных воздействий:
- Оздоровление. В этом плане спортивно-оздоровительный туризм является разновидностью таких видов деятельности, как физическая культура и спорт. Более того, с точки зрения влияния на соматическое и психическое здоровье лиц с ограниченными жизненными возможностями спортивно-оздоровительный туризм можно смело назвать реабилитационным видом спорта и физической культуры.
- Социальная реабилитация, в том числе социально-ком- муникативная реабилитация. Действующие факторы: изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп, изменение социальной роли.
- Социально-бытовая реабилитация. Действующие факторы: деятельность, направленная на самообеспечение, уход за собой и организация быта в условиях природы.
- Социально-средовая реабилитация. Действующие факторы: овладение технологиями эффективного функционирования в разных средах обитания.
- Социально-педагогическая реабилитация. Действующие факторы: овладение новыми знаниями, умениями, навыками.
- Социально-культурная (социокультурная) реабилитация. Действующие факторы: экскурсии, конкурсы, фотовыставки, песни, беседы и так далее. Расширение кругозора.
- Социально-психологическая реабилитация. Действующие факторы: социальная активизация в процессе туристских мероприятий; самосознание, наблюдение за успехами Других инвалидов, трансформация мировоззрения (изменение 7* точки зрения на уровень возможностей инвалидов, снижение рентных установок, изменение точки зрения на степень ограничений, создаваемых имеющимся у инвалидов дефектом).
Таким образом, туризм является комплексным средством социальной реабилитации лиц с ограниченными жизненными возможностями. Вместе с тем туризм эффективно решает проблему организации досуга инвалидов, что считается актуальной социальной проблемой, особенно в детском возрасте. Очевидно, что туризм вполне соответствует понятию социальная работа в части «развития личности» и «укрепления здоровья» инвалида с ограниченными жизненными возможностями. Факторы воздействия отдельных видов туризма могут быть применены для решения локальных задач. Так, микроклимат соляных пещер может быть применен для реабилитации больных бронхиальной астмой.
Подчеркнем, что хотя общая численность спортсменов в процентном отношении к общей численности членов общественных организаций весьма незначительна, именно спорт является одной из самых затратных статей бюджета общественных организаций инвалидов.
Социальный туризм для инвалидов в РФ прежде развивался в основном в рамках Всероссийского общества глухих (в дальнейшем ВОГ) и Всероссийского общества слепых (в дальнейшем ВОС). Главным направлением туризма в этих организациях были соревнования, походы выходного дня и туризм-отдых. Туризма для пожилых людей как отдельного направления не было вообще.
В РФ сегодня туризм для инвалидов и пожилых людей существует главным образом в рамках спортивного, оздоровительного и экскурсионного туризма.
Оздоровительный туризм, как более «щадящий», простой и доступный, привлекает наибольшее количество участников. Так же, как спортивный туризм, он приближает жизненное пространство инвалидов и пожилых людей к жизненному пространству здоровых людей и способствует их психической реабилитации. Пребывание на свежем воздухе в экологически чистых районах, умеренные физические нагрузки и другие факторы туризма способствуют укреплению здоровья. Знания о родном крае, навыки выживания в условиях отрыва от цивилизации помогают людям с ограниченными жизненными возможностями интегрироваться в сложный и многогранный мир. Экскурсии хороши в зимнее время и межсезонье, когда выезды на природу становятся проблематичными. Вот как оценивают экскурсии пожилые люди: «Они вносят яркие краски в серость буден. После экскурсий мы снова чувствуем себя членами общества, а не выброшенными на свалку жизни пенсионерами». При проведении экскурсий должен преобладать дифференцированный подход (Емельянов Б.В.).
Руководителям общественных организаций, заинтересованным в развитии туризма, следует изначально ориентироваться на параллельное развитие всех видов туризма. У каждого из них свой контингент, свои традиции и приоритеты. Не совпадают даже начало и окончание туристского сезона. Так, спортсмены-водники первые соревнования проводят в конце апреля - начале мая. Любители оздоровительного туризма «выходят» на воду в июне. Экскурсии наиболее привлекательны в межсезонье зимой, когда кончаются походы и работа в садах.
Заболевания органов зрения
Для инвалидов с детства по зрению характерны дисциплинированность, хорошее развитие пространственно-логического и вербального мышления. Туристы с нарушением зрения любят петь и слушать туристские песни, с симпатией относятся к пешему туризму (когда нет опасности для здоровья и жизни), с удовольствием участвуют в сплавах. Интересно отношение инвалидов по зрению к спелеотуризму. Те, кто не видит совсем, с удовольствием ходят в пещеры, ощупывают сталактиты, сталагмиты, каменные цветы. Те, у кого есть остаточное зрение, часто относятся к спелеотуризму неприязненно.
Для незрячих (при отсутствии осложнений) доступны все основные виды спортивного туризма невысоких категорий сложности. Подчеркнем, что инвалидам с абсолютной потерей зрения нужны индивидуальные сопровождающие, которые (в том числе) водят его в туалет, что диктует желательность подбора однополого сопровождающего. Незрячие туристы не должны попадать в ситуации, где от них могут потребоваться неожиданные, быстрые и точные перемещения.
Достаточно распространенными приобретенными заболеваниями органов зрения являются глаукома и отслоение сетчатки. При глаукоме повышается внутриглазное давление и нарушается питание тканей глаза. При отслоении сетчатки происходит отделение одного слоя глазной ткани (сосудистого) от другого (пигментного, чувствительного), что приводит к нарушению (прекращению) питания пигментного слоя и снижению (потере) зрения. При этих заболеваниях нельзя поднимать тяжести и физически перенапрягаться. Больным с данными заболеваниями можно ходить в несложные водные походы без физических перегрузок, форсированного темпа передвижения и необходимости переносит тяжести.
Одним из самых распространенных заболеваний органов глаз является катаракта, или помутнение хрусталика. Для неосложненной катаракты характерно главным образом падение остроты зрения. Катаракта в запущенной стадии может осложниться другими заболеваниями, например глаукомой.
Заболевания суставов
Для многих заболеваний суставов, ставших причиной инвалидности (артриты, артрозы, анкилозы, спондилиты, спон- дилоартрозы и так далее), характерна непереносимость высоких физических нагрузок и длительного пребывания в одной позе, чувствительность к переохлаждению. Данной категории инвалидов можно ходить в несложные водные походы (в стадии компенсации заболевания), но следует позаботиться о комфортной позе и профилактике переохлаждения. Для больных с анкилозом суставов нижней конечности в водных походах целесообразно использовать катамараны со специально изготовленными креслами с вертящейся спинкой. Многие дети с данным заболеванием учатся в специализированных интернатах. При ДЦП инвалиды нередко неправильно оценивают уровень своих физических возможностей. Приведем пример. В пешем походе 1-й к. с. по пустыне Каракумы в 1991 г. участвовал инвалид с ДЦП. Ему с самого начала было предложено передать часть груза здоровым туристам, но он сказал: «Я пойду этот маршрут сам!» В этом походе надо было идти по 15 км в день по пересеченной местности, от колодца к колодцу и при этом нести с собой воду. Спустя 3 дня после начала путешествия наш герой стал отставать. Через 4 дня у него «разболтались» суставы и стали подгибаться ноги. На 5-й день он не смог нести рюкзак. Инвалидам с ДЦП можно ходить в водные походы 1-3-й к. с. (в зависимости от степени выраженности заболевания).
Глава Q
Самомассаж
Способ лечения острых респираторных заболеваний и их осложнений А.А. Уманской[22]
А.А. Уманской был разработан метод, который сводится к массированию кончиками пальцев девяти биологически активных зон, что повышает устойчивость организма к простудным заболеваниям.
На теле человека имеется свыше 700 биологически активных точек, связанных с определенными внутренними органами и тканями. А.А. Уманской удалось выделить те из них, от которых зависит сопротивляемость человека гриппу и острым респираторным заболеваниям. При гриппе эти точки как бы воспаляются и вызывают различные симптомы заболеваний (озноб, насморк, головную боль, слабость и т. д.). Массаж этих точек активизирует систему биорегулирования, мобилизует защитные силы организма.
Первая зона расположена на грудине. При воздействии на нее нормализуется кровообращение и иннервация костного мозга, улучшается кровоснабжение пищевода, трахеи, легких, бронхов.
Вторая зона связана с вилочковой железой, играющей большую роль в формировании защитных сил организма. Изменяя частоту, силу и направленность воздействия на вилоч- ковую железу, можно влиять на ее функцию, тем самым усиливая или угнетая иммунный ответ организма.
Третья зона управляет так называемыми синокаротидны- ми клубочками, контролирующими химический состав крови и артериальное давление. Расположены они в месте разветвления общей сонной артерии на наружную и внутреннюю ветви. Воздействие на эту зону помогает регулировать обмен веществ и поддерживать постоянство внутренней среды организма.
Четвертая зона - это область первых четырех шейных позвонков, где расположен верхний шейный симпатический узел. Район четвертого шейного позвонка особенно важен для нормальной работы головного мозга. Массаж снимает головную боль и снижает давление.
Пятая зона находится в районе остистых и поперечных отростков седьмого шейного и первого грудного, где пересекаются многие нервные пути. Воздействие на эту зону помогает компенсировать нарушения в организме, вызванные отрицательными факторами внешней среды.
Шестая зона - область носа и гайморовых пазух. Она наиболее доступна для нахождения. Вместе с тем эта область наиболее уязвима и чувствительна к вредным воздействиям на слизистую носа и носоглотки.
Вирусы и другие микроорганизмы проникают здесь в кровяное русло, поражая затем многие органы и системы, а также вызывая бурное выделение слизи, именуемое насморком. Регулярный самомассаж этой зоны стимулирует выработку биологически активных антивирусных веществ.
Рис. 1. Зоны самомассажа по методу А. А. Уманской |
Седьмая зона определяется легко, точки расположены в местах начала роста бровей. Самомассаж ее улучшает кровоснабжение и иннервацию любых отделов мозга, а также глаз, что снимает головную боль и резь в глазах.
Восьмая зона расположена у самой ушной раковины в области козелка уха. Самомассаж ее улучшает работу некоторых отделов коры головного мозга, вестибулярного аппарата и органа слуха.
Девятая зона расположена на самой высокой точке в конце складки, образующейся при прижимании большого пальца к указательному (место размыкания). Самомассаж этой точки снимает острую боль, помогает избавиться от головной боли и насморка.
А.А. Уманская предлагает следующую методику антигриппозного самомассажа. Указательным или средним пальцем обеих рук воздействуют на симметричные зоны одновременно с двух сторон. После давления на точку в течение 3-5 с выполняют вращательные круговые движения (как бы ввинчивая шуруп) по часовой стрелке и столько же по длительности против часовой стрелки. Чем сильнее давление, тем более активна ожидаемая реакция. Обычно минимальное давление на зону применяется в профилактических целях, максимальное - для лечения.
Самомассаж 9-й зоны выполняется поочередно на каждой руке большим пальцем противоположной руки.
При воздействии на 2-ю зону нельзя подниматься выше яремной вырезки (ямки). Давление здесь должно быть минимальным. Еще более легким и кратким (не более 3-5 с) должен быть массаж 3-й зоны. Эти рекомендации необходимо выполнять, иначе можно вызвать нарушение кровотока по сонной артерии.
В 4-й зоне (от волосистой части головы до наружного края трапециевидной мышцы) массаж делается только движениями сверху вниз (плотно сжатыми пальцами).
Как показывает практика, массаж 5-й зоны вызывает быструю ответную реакция: при сухости слизистой носа обычно приходит ощущение увлажнения, а при заложенном носе - восстанавливается воздухопроходимость. К сожалению, это состояние кратковременно, но при систематическом воздействии на зону значительно увеличивается.
В профилактических целях проводят самомассаж всех точек три раза в день (3 вращения в 1 с на счет раз-и-два), по девять вращений в каждую сторону по часовой и против часовой стрелки. При кашле, насморке, головных и суставных болях каждые 30-40 мин надо воздействовать на все зоны (по 10-15 с), обязательно учитывая при этом особенности 2-й, 3-й и 4-й зон.
Применение сочетания систематических умеренных физических нагрузок, закаливания и других оздоровительных методик позволяет человеку быть здоровым, поддерживать постоянно работоспособность и творческую активность.
Гимнастика для глаз
Метод Бейтса[23]
Для лечения близорукости (миопии) американский офтальмолог У. Бейтс предлагает следующие упражнения, которые он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев. Он определил, что феноменальная зоркость североамериканских индейцев не является генетической особенностью, а вырабатывается в раннем детстве с помощью упражнений.
Вот некоторые из них:
1. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке - карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.
2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего - в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.
3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.
4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.
5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз.
Эти и подобные упражнения У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день. Спустя месяц, сделать паузу на 2-3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаза.
Хатха-йога для детей
Йоги говорят, что почти половина биоэнергии, потребляемой организмом, тратится на зрение. Ученые утверждают, что 70-90% всей информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью органов зрения.
Нагрузка на глаза у современного школьника (да и взрослого человека) огромная: уроки, чтение книг, просмотр телевизионных передач и тому подобное. Глаза в основном отдыхают только во время сна. Вот почему выполнение упражнений для глаз полезно всем для гигиены и профилактики нарушений зрения.
На зрение влияет и общее состояние организма, нервной системы, поэтому ежедневные физические упражнения принесут вашему зрению огромную пользу. Включайте упражнения для глаз в утренний комплекс зарядки, в паузы отдыха дома и в школе.
В предлагаемом комплексе используются упражнения йогов и упражнения, разработанные специалистами по охране зрения детей. Не обязательно выполнять его полностью. Можно выбрать несколько наиболее понравившихся упражнений и регулярно их выполнять.
Выполняя упражнения, спину держите прямо. Внимание сосредоточьте на глазах. После каждого упражнения давайте глазам отдых - закройте их или быстро поморгайте 20-30 с.
1. Медленно вращайте глазными яблоками по кругу слева направо и справа налево. Повторите 3-5 раз.
2. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, в правый нижний угол, в левый верхний угол, затем в правый верхний и в левый нижний. Глаза поворачивайте с усилием. В крайних положениях фиксируйте взгляд на несколько секунд. Цикл из этих восьми движений можно повторить. В конце каждого цикла не забудьте расслабить глаза.
3. Смотрите 5-6 с на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Отводя руку вправо, следите за пальцем, не поворачивая головы. Верните руку в исходное положение, не отрывая взгляд от кончика пальца. То же выполните с левой рукой.
4. Смотрите на кончик пальца, удерживая его перед лицом примерно на расстоянии 30 см. Затем переведите взгляд вдаль. В каждом положении задерживайте взгляд на 2-3 с. Повторите 3-5 раз, хорошо сосредоточившись на выполнении.
5. Левой ладонью заслоните открытый левый глаз. Пальцы правой руки сложите в кулак так, чтобы большой палец оказался сверху. Разогните средний палец, высвободив его из кулака, и сделайте им круговые движения около правой глазницы. Начните от внутреннего угла глаза, далее вверх по линии бровей до внешнего, затем по линии нижнего века до внутреннего угла. Одновременно следите правым (открытым) глазом за движением пальца. Движения пальца и глаза должны быть плавными, спокойными. То же повторите, поменяв руки. Постепенно доведите продолжительность выполнения упражнения до 3 мин.
6. Лучший отдых для глаз - расслабление, которое можно выполнять в положении лежа на спине или сидя. Закройте глаза и постарайтесь максимально расслабить веки, а глазные яблоки как бы опустить в глазницы. Если вам трудно достичь полного расслабления, разотрите ладонь о ладонь до появления тепла, легко прикоснитесь подушечками пальцев к закрытым векам. Это поможет вам максимально расслабить мышцы глаз. Задержитесь в этом положении на 20-40 с.
Упражнения для шеи и глаз
Теперь мы займемся упражнениями для шеи и глаз, которые помогут снять усталость глаз, ощущение напряжения и скованности шеи. Вы можете выполнять их по собственному усмотрению в начале занятий, в конце или в любое удобное для вас время.
1. Сядьте на пол, скрестите ноги и положите руки на колени. Если вы предпочитаете сидеть на стуле, возьмите жесткий стул, иначе вам будет трудно держать спину прямо, а это очень важно. Расслабьте все тело. Вы должны ощущать его, только начиная от шеи вверх, все остальное остается неподвижным и настолько расслабленным, как если бы вы сидели по шею в воде. Теперь закройте глаза и мягким движением уроните голову вперед, потом назад и снова вперед и назад. Для начала сделайте упражнение 4 раза. Позже вы можете увеличить число до шести и более раз. Запрокидывая голову назад, расслабьте лицевые мускулы. При таком движении головы рот слегка приоткрывается.
2. Поверните голову как можно дальше вправо, верните ее в исходное положение, потом поверните как можно дальше влево и обратно. Повторите 4 раза. При движении головы в стороны мышцы шеи сокращаются, при возвращении в естественное положение мышцы расслабляются.
3. Наклоните голову направо, как если бы кто-то тянул ваше правое ухо к правому плечу. Потом выпрямите голову, наклоните ее к левому плечу.
И так повторите 4 раза. При наклоне головы в сторону не поднимайте плечо и не опрокидывайте голову назад. Из вертикального положения она должна наклониться почти до горизонтального. Иначе натяжение мышц будет слишком слабым. Натяжение должно сильно ощущаться левой стороной шеи при наклоне головы вправо и правой стороной при наклоне влево.
4. Вытяните шею как можно дальше и потом «уберите» ее обратно (движение черепахи). Делайте скользящее движение подбородком вперед, выдвинув подбородок как можно дальше. При этом напряжение будет чувствоваться сзади и по обе стороны шеи, между ушами, а также посередине. Повторите упражнение 4 раза.
5. Уроните голову вперед и почувствуйте, какая она стала тяжелая и безжизненная. Потом медленно вращайте головой по часовой стрелке. Повторите это несколько раз. Сделайте то же движение против часовой стрелки столько же раз. Не напрягайте спину и плечи, пусть голова висит расслабленно, как у спящего ребенка.
В конце последнего упражнения похлопайте шею двумя руками (тыльной стороной ладони) по бокам и под подбородком. Ладонью и кончиками пальцев похлопайте шею сзади. Данные упражнения ослабят напряжение мышц шеи. Они также укрепляют зрение, которое улучшается в результате того, что глазные нервы получают усиленный приток крови.
Упражнения для глаз
Оставайтесь сидеть в том же положении: спина прямая, руки на коленях, тело расслаблено, голова прямо. Все тело неподвижно, ничто не двигается, кроме глаз.
Поднимите глаза и остановите взгляд на любой точке, которую вы можете видеть, не напрягаясь, не щурясь и, конечно, не поворачивая головы. Выполняя упражнение, смотрите на эту точку каждый раз, когда поднимаете глаза.
Опустите глаза и найдите любую точку на полу, которую вы можете четко видеть, посмотрев вниз. Смотрите на нее каждый раз, когда опускаете глаза. Дыхание должно быть естественным (то есть неглубоким).
1. Поднимите глаза и посмотрите на выбранную вами верхнюю точку. Опустите глаза и посмотрите на выбранную вами нижнюю точку. Повторите 4 раза. Закройте глаза и немного отдохните.
2. Сделайте то же самое, используя точки, расположенные справа и слева на уровне глаз. Ориентиром могут служить поднятые указательные пальцы или карандаши, которые вы будете держать с обеих сторон на таком расстоянии, чтобы вы их могли четко видеть, не напрягаясь, переводя взгляд справа налево.
Держа пальцы на уровне глаз и двигая только глазами, посмотрите направо, потом налево. Повторите 4 раза. Несколько раз моргните, закройте глаза и отдохните.
3. Выберите точку, на которую будете смотреть, подняв глаза и отведя их вправо, затем другую, опустив глаза и отведя их влево, полузакрыв веки. Не забывайте сохранять свою обычную позу: прямая спина, руки на коленях, голова поставлена прямо и неподвижно. Посмотрите на выбранную точку в правом верхнем углу, потом на точку в левом нижнем углу. Повторите 4 раза. Моргните несколько раз. Закройте глаза и отдохните.
4. Следующее упражнение не рекомендуется делать раньше, чем через 3-4 дня после начала курса. Это медленное вращение глазами сначала по часовой, потом против часовой стрелки. Выполняется следующим образом: опустите глаза и посмотрите на пол, затем медленно поверните глаза налево, все выше и выше, пока не увидите потолок. Теперь продолжайте вращение направо, все ниже и ниже, пока снова не увидите пол. Медленно описав глазами полный круг, моргните, закройте глаза и отдохните. Повторите то же самое с вращением глазами против часовой стрелки.
5. Упражнение «переменного обзора». Выполняя его, поочередно переносите взгляд от ближней к дальней точке, и так несколько раз. Карандашом или пальцем дотроньтесь до кончика носа. Затем отодвиньте палец на такое минимальное расстояние, при котором изображение остается четким, не расплывается и не двоится. Теперь чуть-чуть поднимите глаза и посмотрите вдаль на какую-нибудь точку, которую вы тоже ясно видите.
А сейчас посмотрите на ближнюю точку (карандаш или палец), потом переведите взгляд на дальнюю точку. Повторите несколько раз, моргните, закройте глаза и крепко зажмурьтесь.
6. Упражнение, выполняемое с помощью ладоней. Оно помогает сохранить хорошее зрение и, кроме того, оказывает благотворное, успокаивающее действие на нервную систему.
Оставайтесь сидеть на полу. Подтяните к себе колени, слег- ! ка расставьте