Социальная справедливость. Функции государства и его ограниченные возможности.

Социальная справедливость это процесс и результат создания, накопления и передачи созидательной энергии и творческой воли поступков людей во все сферы социальных, культурных и гуманитарных взаимодействий между людьми и народами, направленные на создание высшего смысла высшей цели на основе нравственности и культуры; на достижение высшего блага, равенства и чувства меры для каждого человека.

Социальная справедливость распределение материальных благ, имеющее моральное обоснование; близка (по мнению многих людей, слишком близка) к идее равенства.

Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.

Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т.п.;

2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;

3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве;

4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

Внешние функции:

1) экономическое сотрудничество с другими странами;

2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;

3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;

4) борьба за мир и мирное существование;

5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;

6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.

А сейчас перечислим некоторые факторы, ограничивающие его возможности:
- Неадекватная информация (или отсутствие адекватной информации): государство может просто не располагать информацией, необходимой для выполнения предписанных обязанностей.
- Невозможность угодить всем: когда решения принимаются большинством голосов, меньшинство все же может остаться в проигрыше.
- Полагаясь на правительство, избиратели и налогоплательщики сталкиваются с проблемой принципала—агента {principal-agent problem): она возникает тогда, когда агент, действующий от имени принципала, принимает решения в своих личных интересах, нанося ущерб принципалу. В нашем случае агентом является государство, которое должно честно действовать в интересах своего принципала — избирателя или налогоплательщика.

3.Частные издержки государственного финансирования

Государственные расходы финансируются из налоговых сборов, государ ственных займов или продажи государственных ценных бумаг. В некоторых государствах источником средств также является эмиссия денег или прове дение лотерей. Все эти разнообразные источники объединяет то, что бремя расходов ложится на плечи налогоплательщика. Индивиды оплачивают и частные, и государственные расходы. Налоги — это форма текущих обязан ностей платить деньги государству. Выплата процентов за продаваемые се годня государственные ценные бумаги будет производиться из налоговых средств, собранных в будущем. Эмиссия денег — это тоже один из видов на логообложения путем обесценивания денег и других номинальных активов, принадлежащих частному владельцу. Лотереи приносят государству доход, пробуждая в гражданах необоснованный оптимизм и/или пользуясь тем, что граждане часто не осознают, каковы их реальные шансы выиграть. Как сказал Милтон Фридман (лауреат Нобелевской премии 1976 г.), «бесплатного завтрака не бывает». Другими словами, индивид платит всегда, даже если (особенно если) государство предоставляет ему чтолибо бесплатно.

4. Оценка затрат и результатов в частном и общественном секторах

Оценка и сопоставление затрат и результатов необходимы для подготовки обоснованных решений не только в общественном, но и в частном секторе. В обоих случаях требуется как можно полнее и точнее определить, во-первых, компоненты издержек; во-вторых, круг последствий, к которым они приводят; в-третьих, экономические измерители, позволяющие оценивать разнообразные элементы затрат и результатов в едином масштабе; в-четвертых, чистую отдачу, т.е. разницу между результатами и затратами. Однако в упомянутых двух секторах эти задачи решаются по-разному, в зависимости от того, чьи интересы диктуют хозяйственные решения. В предпринимательском секторе естественно исходить из частных интересов конкретных инвесторов, в общественном – из общих интересов граждан (налогоплательщиков).

Для частной фирмы, действующей в интересах своих владельцев, компоненты затрат – это оплата факторов производства, а также налоги. Непосредственные результаты этих затрат воплощаются в готовой продукции фирмы, поступающей на рынок. В роли адекватных экономических измерителей затрат и результатов выступают те рыночные цены, по которым фактически осуществляются покупки и продажи. Чистая отдача характеризуется прибылью, которая представляет собой итог рыночных взаимоотношений (разность между суммой, вырученной от продаж, и суммой, потраченной на закупки).

Когда же речь идет об общественном секторе, дело обстоит сложнее. Издержки и выгоды должны быть оценены с позиций всего общества. Чистая отдача, подлежащая максимизации, представляет собой разность между общественными выгодами и общественными издержками.

Отсюда прежде всего следует, что и компоненты затрат, и круг достигаемых результатов следует оценивать с учетом экстерналий. Если частная фирма оказывает негативное воздействие на природную среду, не подвергаясь за это санкциям, соответствующие потери общества не входят в состав ее издержек. Если же ужесточение законодательства заставит фирму уплачивать корректирующий налог либо приобрести более совершенные очистные установки, ее затраты возрастут, а прибыль уменьшится. Однако коль скоро какая-либо деятельность осуществляется в общественном секторе или финансируется за счет общественных расходов, ее негативные экстерналии должны быть полностью приняты в расчет в составе издержек, а их уменьшение следует рассматривать как положительный результат, так как оно отвечает интересам общества.

Тема 9

Наши рекомендации