Причины возникновения критических ситуаций

начального обучения плаванию ребенка-инвалида'

Выявить причины возникновения критических ситуаций начального обучения плаванию ребенка-инвалида невозмож­но без учета прежде всего факторов, побудивших родителей обратиться в плавательный бассейн, и возникающих на этом пути трудностей. С целью выяснения этого вопроса использо­вались анкетный опрос и метод бесед с родителями и тренера­ми - специалистами по обучению детей-инвалидов.

Результаты опроса показали, что 96,4% родителей не зна­ли о существовании групп, занимающихся обучением плава­нию детей с соответствующими заболеваниями и патологией. Необходимость коррекции двигательных и интеллектуальных особенностей характера заболеваний ребенка-инвалида (79,3%) побуждала родителей обращаться к специалистам физического воспитания. Многие респонденты (72,3%) отме­чают большие сомнения врачей в возможностях обучения пла­ванию детей с тяжелыми последствиями заболеваний и пора­жений. 38% родителей указывают на отсутствие внимания тренерского состава к ребенку-инвалиду и только 3,5% взрос­лых отзываются с теплотой о тренере, научившем плавать их больного ребенка.

По мнению специалистов, причинами возникновения кри­тических ситуаций на воде являются: недостаточный уровень знаний тренера о двигательных возможностях детей-инвали- дов, отсутствие специального оборудования в бассейнах, низ­кий уровень двигательной активности детей и часто неадек­ватная реакция на решение двигательных задач, отсутствие технологий разрешения конфликтных ситуаций на воде.

Остальные ответы на анкету и вопросы собеседования с родителями составили менее 40% . Из них 39,1% указывает на отсутствие специальных приспособлений и тренажеров в плавательных бассейнах. 25% родителей предпринимали по­пытки самостоятельного обучения плаванию своих детей и, как показали наши последующие наблюдения, обучили их в основном народным способам передвижения в воде (кроль на груди без выноса рук популярно называют «по-собачьи»).

100% опрошенных родителей не сомневались в необходи­мости обучения плаванию своего ребенка. Этой уверенности способствовали их знания о пользе плавания, об оздоровитель­ном реабилитационном влиянии водной среды на организм че­ловека. Однако окончательное решение прийти с ребенком в бассейн возникало тогда, когда представилась возможность найти тренера в бассейне, где занимались с подобными детьми.

Основной причиной, тормозившей развитие плавания сре­ди инвалидов, являлась ориентация общественного развития страны на набор и отбор здоровых детей для детских спортив­ных школ (Булгакова Н.Ж., 1979) с перспективой на их вы­ступления в большом спорте, что не давало тренеру право­вой и финансовой базы для оздоровительных занятий. Поэтому жизнь многих поколений детей-инвалидов протека­ла вдали от профессионалов в обучении плаванию в условиях подавления ярких эмоций, несбывшихся надежд и упущен­ных возможностей физического, интеллектуального, психи­ческого и эмоционального развития от взаимоотношений с водной средой. Родители не могли записать ребенка в бассейн, поскольку куда бы ни обращались, получали отказ.

Главный вопрос, волновавший родителей: мы уходим из жизни, а ребенок остается, сможет ли он выполнять хотя бы элементарные действия по самообслуживанию и ориентации в общественной обстановке? Сумеем ли мы подготовить ребен­ка к самостоятельной жизни?

Поставленный вопрос не является проявлением сформи­рованного комплекса родительской вины, в чем усиленно ста­раются убедить нас некоторые специалисты по психологии. Но он является одной из ведущих проблем родителей на со­временном этапе общественного развития страны (безысход­ность, постоянная нехватка денег на питание, на одежду, а зачастую мать либо отец, в одиночку воспитывающие тяже­лобольного ребенка).

Хотя данная критическая ситуация носит безусловно об­щественный характер, но в процессе работы в области гидро­реабилитации мы ежегодно до 35% нового набора занимались с детьми-инвалидами, имеющими одного из родителей, а по­рой, к сожалению, лишь бабушку или дедушку.

Нами отмечен буквально эмоциональный взрыв у детей- инвалидов при организации особенно первых занятий на воде. Присутствие в плавательном бассейне приносит детям, у ко­торых ограничена возможность получения родительской опеки, безудержный поток положительных, подчас неконтролируе­мых эмоций: радости, счастья, развития свободы и повыше­ния двигательной активности, смены новой обстановки, обо­стренное чувство гидроневесомости, массы воды. Для тех детей-инвалидов, кто не умеет плавать, появляется возмож­ность испытать радость, счастье находиться на руках трене­ра, держаться за него, чувствовать силу и уверенность в за­щите и поддержке на воде.

При работе с такими детьми от тренера требуется усиленное внимание, доброжелательность, долготерпение, чувство такта и одновременно необходимой требовательности к ребенку.

Главная задача тренера на первых занятиях - ежесекунд­ная готовность к предупреждению развития особоопасных ситуаций и преодоления случившихся.

Основные следствия критических ситуаций в условиях принятия родителями решения привести ребенка в бассейн связаны с отдалением конечной цели обучения - научить ре­бенка плавать. Чем больше сомнений и колебаний у родите­лей о возможностях ребенка, тем дальше отдаляется и затруд­няется процесс самореабилитации отстающих двигательных и функциональных проявлений ребенка-инвалида.

Главной причиной неудач в начале обучения плаванию детей-инвалидов является нежелание либо непонимание ре­бенка, что означает умение плавать. В результате обобщения бесед с родителями, уточняя проблемы нежелания ребенка- инвалида учить плавать, мы выделяем три основные причи­ны: отсутствие адекватной самооценки; тактильная или иная память неприятных моментов взаимоотношений с водной сре­дой, возможная гинетическая наследственность водобоязни.

Отсутствие адекватной самооценки отражает непонима­ние измененного состояния в условиях гидроневесомости, ощущения потери веса тела, восприятия повышенного гидро­динамического сопротивления движению одновременно всей поверхностью тела, реакции подвижной опоры.

У детей с сохранным интеллектом выявлена характер­ная особенность поведения: часто ребенок своеобразно ведет себя в новой обстановке, активно беседует с тренером, одна­ко на воде может неожиданно испугаться. Результаты бесед с такими детьми показали, что информацию о тренере, кото­рый будет обучать их плаванию, они впервые получают от родителей. Вначале у ребенка создается абстрактный образ тренера-учителя, который имеет определенное лицо и харак­тер - часто похож на маму или папу, некоторые дети ассоци­ируют его с дедушкой или бабушкой. В итоге можно ожидать некоторое разочарование ребенка.

Результаты обобщения опыта работы тренеров по плава­нию и бесед с родителями детей-инвалидов, страдающих раз­личными последствиями заболеваний или поражений, позво­ляют выяснить и изучить причины возникновения некоторых критических ситуаций в начальном обучении плаванию.

Использование базовой видеозаписи занятий в процессе педагогического эксперимента позволило выявить определен­ное количество конкретных объектов наблюдения, ранжиро­вать их по количеству проявлений (табл. 1).

Как показывает анализ полученных данных, наибольшее ко­личество критических ситуаций зафиксировано при наблюдении объектов «захлеб», «вход в воду» и «плавание с доской». Результа­ты исследований данных объектов подробно показаны в соответ­ствующих разделах работы. Меньше всего критических ситуаций зафиксировано при оказании «страховки» ученику с помощью Шеста и при проведении «спуска в воду на руках тренера».


Таблица 1 Ранжирование объекта наблюдений по количеству фиксированных видеозаписью критических ситуаций (КС) в начальном обучении плаванию детей-инвалидов
Объект Всего Количество
п/п наблюдений наблюдений критических
    объекта ситуаций
Захлеб
Вход в воду
Плавание с доской
Удар
Страховка
Захват тренера
Выход из воды
Подъем
Укус
Плавание на спине
Беседа
Поддержка
Катание
Помощь
Объяснение
Падение
Помощь шестом
Спуск в воду на руках тренера

Аналогичные объекту видеонаблюдения получены в ре­зультате визуальных педагогических наблюдений. Владение предупреждением критических ситуаций характеризуется хорошим профессиональным умением тренера.

Наши рекомендации