Направления социального воспитания:
Социальное воспитание
Социальное воспитание -целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации (М.А. Галагузова).
Социальное воспитание обеспечивает целенаправленное овладение различными социальными ролями в разных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, досуговой), социальными установками и ценностными ориентациями, развитие человека как личности, индивидуальности, субъекта собственной жизни и социального творчества.
Психологический механизм социального воспитания можно представить в виде схемы:
1. включение человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций
2. приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта
3. их интериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальных деятельностей
4. экстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания).
Возможности социального воспитания ограничиваются стихийным влиянием социальных условий и жизненных обстоятельств, а также физическими и психическими особенностями конкретного человека.
Государство регулирует процесс социального воспитанияс помощью нормативно-правовых документов, через организацию воспитания в государственных образовательных учреждениях, посредством подготовки социальных педагогов и социальных работников.
Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.
Социализация человека в сфере досуга
Принципы досуговой деятельности.
Адольф Фалеевич Воловик, Вадим Адольфович Воловик выделяют: принцип интереса, единства рекреации (отдыха и восстановления сил) и познания, совместной деятельности.
Сталь Анатольевич Шмаков выделяет такие принципы: принцип «красной линии», принцип «могучей кучки», принцип «фельдмаршала Кутузова», принцип «горы», принцип «антиканонов», принцип «камня, брошенного в воду», принцип опоры на положительные эмоции ребенка.
Функции досуговой деятельности: релаксационная, коммуникативная, когнитивную, креативная, духовная, компенсаторная и др.
Виды досуговой деятельности.
Эльмар Владимирович Соколов предлагает выделять шесть видов досуга:
1. отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать в себя различные уровни и степени активности;
2. развлечение, исполняющее роль психической разрядки, эмоциональной разгрузки, создающее условия для реализации тех физических и духовных способностей и склонностей человека, которые в силу ряда причин не могут быть востребованы ни в труде, ни в обучении, ни в отдыхе;
3. праздник, связывающий всегда прошлое и настоящее путем торжественного, художественного по преимуществу, преображения действительности, служащей основанием для «смены времен», для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально-насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения личных чувств;
4. созерцание как освобождение от мелких работ, мелочных волнений, эгоистических желаний, позволяющее человеку возвыситься над «злобой дня», углубиться в сущность вещей, осмыслить прожитые отрезки жизни, оценить их и сделать какие-то жизненно важные выводы, утвердиться в своих жизненных стратегиях или изменить их;
5. творчество, которое, отвечая глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое;
6. просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры.
Формы организации досуга.
Клуб
Кружок
Творческое объединение
Праздники и карнавалы
Бал
Прочие
Хобби.
Хобби - это любимое времяпровождение.
Хобби (от англ. hobby) – какое-либо увлечение человека, разновидность развлечения, некое занятие, не несущее особой материальной выгоды или приобретения статуса, которым занимаются на досуге, для души, для общения.
То, что для одного человека является хобби, для другого может быть профессией.
Хобби бывают разными: активными и пассивными; общественными, внедомашними и частными, приватными; спортивными и интеллектуальными и т.д.
Значение хобби. Хобби может быть хорошим способом борьбы со стрессом, кроме того занятия хобби зачастую помогают развить кругозор, расширить круг друзей и может помочь самореализоваться.
По мнению специалистов хобби, позволяют задействовать те способности, которые не используются во время работы.
Хобби при правильной организации оно реализует следующие потребности человека:
- отдых;
- снятие стресса;
- расширение кругозора;
- получение удовольствия;
- самореализация;
- появление новых друзей.
Виды хобби:
1.Коллекционирование
2.Спорт
3.«Умелые руки»
Компьютер
Творчество
6.Original
Есть и очень необычные варианты хобби. Кто-то ищет клады, а кто-то строит домики из спичек. Чем необычнее хобби, тем больше оно может рассказать о человеке.
7. Социально полезная деятельность
Типы молодежных субкультур.
1.По направленности группы бывают:
1) для просоциальных групп характерна социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников и т.д.
2)Асоциальные группы стоят в стороне от общественных проблем. Для них характерно наличие более или менее четко выраженного мотива сбора: употребить спиртное, выяснить отношения с соседней группировкой и т. п.
3) Антисоциальные – это криминальные, агрессивно-националистические группы. Особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций – либо неформальных, либо прячущихся за вывеской «патриотической» деятельности.
Социальное воспитание
Социальное воспитание -целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации (М.А. Галагузова).
Социальное воспитание обеспечивает целенаправленное овладение различными социальными ролями в разных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, досуговой), социальными установками и ценностными ориентациями, развитие человека как личности, индивидуальности, субъекта собственной жизни и социального творчества.
Психологический механизм социального воспитания можно представить в виде схемы:
1. включение человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций
2. приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта
3. их интериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальных деятельностей
4. экстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания).
Возможности социального воспитания ограничиваются стихийным влиянием социальных условий и жизненных обстоятельств, а также физическими и психическими особенностями конкретного человека.
Государство регулирует процесс социального воспитанияс помощью нормативно-правовых документов, через организацию воспитания в государственных образовательных учреждениях, посредством подготовки социальных педагогов и социальных работников.
Направления социального воспитания:
1.индивидуальная помощь ребенку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников), когда необходимо восстановить физическое, психическое и социальное здоровье ребенка (подростка);
1. защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе:
2. охрана здоровья ребенка — физического, психического, нравственного;
3. организация разнообразной деятельности ребенка — социальной, трудовой, досуговой;
4. помощь в выработке умения принимать самостоятельные решения в организации своей жизни.
Особую группу составляют направления, связанные с интеграцией в общество детей и подростков, испытывающих трудности в процессе социализации или ставших жертвой неблагоприятных условий социализации:
1. детей- инвалидов,
2. детей-сирот (в том числе социальных сирот, от которых отказались родители),
3. детей из неполных и малообеспеченных семей,
4. детей из антисоциальных семей (семей алкоголиков, наркоманов, преступников),
5. детей-мигрантов,
6. «трудных» детей,
7.ВИЧ-инфицированных подростков.
Принципы социального воспитания:
1.Принцип ценностной ориентации социального воспитания означает, что в основе такой деятельности педагога лежит присвоение человеком ценностей, характерных для данного общества; с другой стороны, данный принцип ориентирует на отношение к обществу и составляющим его отдельным людям как к ценности.
2.Принцип природосообразности базируется на представлении о человеке как существе одновременно общественном и природном, о единстве его психофизических и социальных свойств и их проявлений.
Современная трактовка принципа природосообразности предполагает, что социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя, своих психофизических и социальных свойств, помогать ему в становлении гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
3.Принцип культуросообразности направлен на осуществление социального воспитания в контексте культуры и предполагает учет социокультурных особенностей, культурно-нравственных норм конкретного общества.
Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что социальное воспитание должно основываться на ценностях и нормах конкретных национальных и региональных культур и способствовать присвоению общечеловеческих культурных ценностей.
4.Принцип центрации социального воспитания на развитии человека предполагает планомерное создание условий для целенаправленного развития личностных, индивидуальных и субъектных свойств человека. Он основан на признании индивидуальности каждого ребенка, приоритета его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердии и поддержке в кризисной ситуации.
5.Принцип дополнительности (комплементарности) в социальной педагогике отражает связь воспитания с другими условиями развития человека.
6.Важную роль в социальном воспитании играет принцип социальной ответственности общества за самореализацию человека (в т.ч. и ребенка) в творчестве, приобретение знаний, необходимых для жизни и самореализации в обществе, удовлетворение в общении и выражается в создании благоприятных условий для развития одаренных детей, детей физически слабых, умственно отсталых, с отклонениями в поведении, детей-сирот, детей-инвалидов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве.
Данный принцип предполагает также ответственность каждого педагога за результаты своей деятельности.
К принципам социального воспитания относят также (в различных сочетаниях):
· связь воспитания с жизнью,
· обеспечение единства сознания и поведения воспитанников,
· воспитание в труде,
· воспитание в коллективе и через коллектив,
· сочетание педагогического руководства и самодеятельности воспитанников,
· сочетание уважения к воспитаннику с разумной требовательностью к нему,
· опору на положительное в человеке,
· единство требований,
· преемственность воспитательных влияний.
К институтам социального воспитания относятся:
1. семья,
2. образовательные (воспитательные),
3. общественные организации,
4. религиозные организации,
5. учреждения культуры.
Под институтами социального воспитания понимают организации и структуры, призванные оказывать на человека целенаправленное воспитательное воздействие с целью его социализации.
Педагогические основы взаимодействия образовательного учреждения и семьи
Назначение работы ОУ с семьёйзаключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного воспитания и воспитания в ОУ, организовать их взаимодополнение, положительное взаимовлияние, взаимопроникновение.
Другими словами: назначение работы ОУ с родителями учащихся в создании единой воспитывающей среды.
Функции взаимодействия образовательного учреждения и семьи:
1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
4. Корректировка воспитания в семьях отдельных детей.
5. Организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей.
Формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи: коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия. Целесообразным считается их сочетание.
Условия успешного осуществления взаимодействия образовательного учреждения и семьи:
Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия семьи и школыво многом определяется правильно избранной позицией педагога. Она должна быть такой: я, ребенок, его родители вместе справимся со всеми проблемами.
Важно определение каждым педагогом своего стиля и тона общения с родителями.В основе любого общения педагога с родителями, по мнению Людмилы Ивановны Маленковой, должно быть положено пять обязательных элементов:
1. Выражение позитивного отношения к ученику (начинать беседу с родителями необходимо с перечисления его достоинств, показывая уважение и любовь к ребёнку).
2. «Но меня беспокоит» (высказывание того негативного, ради чего встреча и задумана).
3. Выявление и анализ причин, породивших данное негативное явление.
4. Выбор мер воздействия.
5. Выработка единого стиля и тона, общих критериев оценки поступков ребёнка.
Деятельность социального педагога по работе с семьей:
Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.
1.Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
2.Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включаете себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Психологическую поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный педагог может осуществлять, если у него есть дополнительное психологическое образование, кроме того эту работу могут выполнять психологи и психотерапевты. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводит лечение.
Коррекциямежличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. В отличие от психотерапии социально-психологическая коррекция вскрывает конфликты внутрисемейных взаимоотношений и отношений между семьей и обществом. Цель ее заключается в том, чтобы помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимодействия более конструктивными.
3. Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов но ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник— информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант— консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Формы социально-педагогической помощи семье:
1. Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.
Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
Как и кризисинтервентная, проблемно-ориентированная модель взаимодействия относится к краткосрочным стратегиям работы, продолжительность которых не превышает 4 месяцев. Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, т. е. в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать, и это важнее, чем взгляд специалиста на природу, причину самой проблемы.
Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, иди хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача социального педагога — создать такие условия. Особенности диагностического этапа в рамках этой модели в том, что социальный педагог сосредотачивает внимание не столько ни внутренних особенностях семьи, сколько на ситуации, породившей проблему. Совместно с семьей формулируются конкретные, достижимые цели.
2. Долгосрочные формы работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психосоциальном подходе. Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию - другие общественные системы, оказывающие влияние на семью, либо воздействовать на то и другое одновременно.
В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж - одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено, в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи — образовательные, психологические, психолого-педагогические.
Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы — с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) — тренинги.
Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Вышеописанные методы: консультативная беседа, образовательный тренинг — являются универсальными, т.е. используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы.
Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.