Институты социального воспитания

Институты социального воспитания – это специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.

институты социального воспитания - student2.ru

Институты социального воспитания включают в себя большой спектр воспитательных организаций.

1. Образовательные учреждения (д/с, школа)

2. Учреждения дополнительного образования(ДДТ,ЦДТ,итд)

3. Учреждения для детей и подростков с ослабленным здоровьем(лесная школа,школа-санаторий,оздоровительные лагеря итд)

4. Учреждения и организации для детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом, школа-интернат, социального развития).

5. Учреждения для детей с психосоматическими расстройствами (реабилитационные центры)

6. Учреждения для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (социальные приюты, кризисные центры).

7. учреждения для одаренных детей (спец.школы,шк-интернаты, центры сопровождения одаренных детей)

8. Пенитенциарной системы (учреждения закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей)

9. Детские общественные молодежные организации

Функции социальных институтов

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

§ Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

§ Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.

§ Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.

§ Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Содержание социального воспитания в воспитательных организациях.

Социализирующее влияние воспитательных организаций

Воспитательные организации – одна из разновидностей социальных организаций, в которых присутствует фиксированное членство, а также системы власти, социальных ролей и формальных позитивных и негативных санкций. Воспитательные организации – специально воспроизводимые государственные и негосударственные организации, главной задачей которых является социальное воспитание некоторых возрастных групп населения.

Посредством системы воспитательных организаций общество и государство пытаются обеспечить равные возможности, с одной стороны, для воспитания непосредственно всего подрастающего поколения, а с другой стороны, для удовлетворения каждым своих позитивных потребностей, способностей и интересов.

В процессе социализации детей, подростков, юношей воспитательные организации играют двоякую роль.

С одной стороны, только в них осуществляется социальное воспитание как более или менее социально-контролируемая социализация, с другой стороны, они (как разные человеческие общности) влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своим характеристикам мало или вообще не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в процессе социального воспитания.

Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации принято считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий, которые способствуют индивидуальному развитию и духовно-ценностной ориентации; отделение подрастающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными свойствами применительно к действительной социально-профессиональной структуре общества.

На процесс самоизменения своих членов воспитательная организация воздействует в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, создающих более или менее нормальные условия для развития человека, удовлетворения им своих позитивных потребностей, способностей и интересов. В то же время практика реальной жизни организации влияет на вектор самоизменения.

Воспитательные организации играют главную роль в контролируемой социализации. Социальное воспитание происходит в создаваемых специальных воспитательных учреждениях, помогающих развить возможности человека, его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для социума, в котором он растет.

.

Компоненты содержания соц.воспитания: В содержательном смысле социальное воспитание представлено совокупностью 3-х взаимосвязанных и в то же время автономных по содержанию стилей компонентов:

Наши рекомендации