Путешествие с Хироном в мир Культуры.
Ведущий пригласил Хирона.
- Хирон, скажи, пожалуйста, а что изначально подразумевается под культурой?
- Изначально - это способ выживания. Когда вопрос выживания решен, то возникает следующий- как жить хорошо, с удовольствием. Как жить в радости, достатке, здоровье. Иными словами, культура - это способ жить.
- Это для нашей эпохи определение?
- Это общий принцип для всех эпох. Но, замечу, что когда вы совершили путешествие с Велесом в мир Ведического знания, вы могли убедиться, что Ведическое знание неразрывно с культурой. Там нет разделения на науку, религию, культуру, а все едино.
- Можно посмотреть, Хирон, как формировалась культура нашей цивилизации?
- Да, это будет поучительно.
Мое путешествие началось. Вначале я увидел быстро сменяющие друг друга образы: то кратер вулкана, то озеро, то бескрайние просторы океана... Таким образом, шла настройка восприятия. Потом я увидел устойчивый образ, в мире которого и очутился. Передо мной был человек, добывающий огонь. Для него сам огонь - бог, а добывание огня - священное действо. Человек совершал довольно простые действия - высекал искры из камня, но при этом все его существо выражало необычайную собранность и концентрацию духа.
Следующая ситуация, в которой я оказался: ритуал поклонения женщине, как символу плодородия. На скале нарисована полная женщина с огромными грудями и вагиной, откуда исходит в изобилии зерно и плоды. Я вошел в образ человека, склонившегося перед этим изображением в благоговейном трепете, и вдруг, ощутил, что если бы я не вошел в это благоговейное состояние, то не состоялась бы целая цепочка сил, и на землю не снизошел бы урожай... Состояние ранних форм религиозного прагматизма заключалось в том, что если молящий не настроился, не выстроил намерение - ожидаемого не случилось, и наоборот.
Далее - я вижу человека, который сидит на верхушке хвойного дерева и наблюдает за небом. Поздний вечер... Я приближаюсь к этому человеку и вхожу в его образ, начиная чувствовать как он. Удивительное переживание! Огромный объем сознания. Сознание охватывает все окружающее, вплоть до далеких звезд. Но зато нет внутри слов, чтобы что-то сказать, чтобы описать свои чувства. В наше время большинство предметов и явлений названо, и мы можем оперировать большим набором определений и описаний свойств, качеств и их взаимосвязях. А там этого нет. Сознание чистое, пустое, способное как зеркало отражать мир. И этот человек чувствует всей душой окружающие процессы, но думать о них так, как думаем мы, не может. И внутри присутствует мучение от невозможности поделиться переполняющими его чувствами и ощущениями. Я остро чувствую эту потребность. Может быть, Хирон показал мне один из первых случаев, когда эта потребность проснулась и отчетливо заявила о себе. Эта потребность послужила основой для формирования языка, который под ее влиянием со временем становился все более абстрактным... В этот момент Хирон сказал мне, что культура без языка невозможна. И чем сложнее язык, тем богаче и объемней культура.
Следующее, что я вижу, это люди трех рас - белой, черной и желтой. Мне в этот момент очевидно, что люди каждой расы воспринимают мир по-своему. У чернокожих преобладают первый, второй и седьмой центры (чакры). У белых более активны верхние центры, чем нижние. А у желтых активны второй, четвертый и седьмой центры. Это определяет тот угол зрения, под которым они смотрят на мир, и те ценности, которые для них являются более или менее важными, и, соответственно, методы сохранения и преумножения значимых для людей этих рас ценностей. Хирон поясняет:
- Чем больше разнообразие людей и сообществ, живущих на Земле, тем богаче культура Земли в целом, и тем полнее самоосознание человечества. Нет лучших или худших в чем-то рас. Каждая из рас необходима для общей мозаики культуры. И, кроме того, я хочу сказать, что культура важна не только для выживания и улучшения условий жизни, но и для наполнения жизни смыслом. И смыслы есть на разных уровнях: в ощущениях, в чувствах, в информации.
Далее Хирон поведал, что существуют ценности, которые переживают века и тысячелетия, и даже эпохи и смены эпох. Это - вечные ценности, а культура помогает их найти, сохранить и преумножить для будущих поколений.
Я спросил у Хирона, а существует ли в коллективном сознании или бессознательном людей такой же символ для культуры, как тот, что мы видели, путешествуя с Гермесом Трисмегистом в миры религии и науки. То есть, образ горда культуры? Хирон ответил, что религия и наука произрастают из культуры, а не наоборот.
И я увидел вновь город религии и город науки. А подо мной располагалась долина, которую я в предыдущих путешествиях не замечал. И в этой долине раскинулся город культуры. По сравнению с городами науки и религии, он был гигантских размеров. Города науки и религии по сравнению с ним казались небольшими пригородами. Город культуры совсем не был похож на лабиринт, как город религии. Он был испещрен огромным количеством улиц, проспектов, бульваров, переулков. Здания всех эпох, от античных храмов до современных небоскребов, находятся там. Даже при беглом взгляде можно было сделать вывод, что здесь есть образцы всего, что накопило человечество для жизни за всю историю нашей цивилизации. Библиотеки, музеи, концертные залы, стадионы и просто дома, где живут люди. Я вижу этот город иногда близко, большей же частью - с высоты полета самолетов - с нескольких километров. И при этом я не вижу границ этого города, он простирается до горизонта... Когда я приближаюсь, то вижу, что люди живут там и в больших домах, и в хижинах, и в шалашах, и во дворцах, и в подземных бункерах, и в избах, и даже в пещерах. Стилей их одежды также невероятное множество. В этом городе живут, конечно, не все люди, но самые яркие выразители направлений в той или иной области культуры. Людей там много. Когда я спросил у Хирона - сколько, он ответил, что около миллиарда. Из тех, кто жил когда-то в нашей цивилизации. В том числе там живут и те, кто ныне здравствует на Земле, но при жизни признаны как классики. Много очень простых ремесел представлено в этом городе: кулинарное, швейное, строительное... Все, что служит людям. Этот город - город мастеров. Творцов. Гуманистов.
Хирон сказал, что у этого города есть и антипод. Он гораздо меньше, и обитают там человеконенавистники и разрушители.
Творчество - это счастье людей, живущих в городе мастеров. Им нравится так жить. Они мир постигают, человека, волю бога, чтобы творить. Еще раз подчеркну отличие Ведического и Герметического путей. В Ведическом пути ничего не нужно творить, - только постигать. А наша цивилизация поневоле пошла по другому пути, продолжению Атлантического - пути Герметической традиции, в рамках которой существует вся наша культура, наука и религия. И люди нашей цивилизации заново открывают и творят ценности - собственно то, что для Ведического знания уже и так существует во всей полноте. Но нам необходимо пройти именно этот путь. Люди действительно дичали и постепенно возрождались заново. Возрождались путем культуры... Причем, в нашей цивилизации процесс идет в двух направлениях: часть людей возрождается, а часть, наоборот, деградирует. Время течет в двух направлениях. Одно направление создается обитателями города мастеров, а другое обитателями его антипода. На стыке этих времен, когда встречаются люди, влекомые процессом возрождения и его антиподом, происходят удивительные события. Обнажаются глубинные противоречия, которые, если бы не было противостояния культуры и антикультуры, никто бы никогда не увидел. Через встречу падения и взлета можно наблюдать анатомию души. Борьбу ценностей разрушения и созидания...
Интересно, что в результате этого путешествия внутри меня тоже произошли значимые перемены. Разрушились внутренние перегородки, разделявшие миры науки и религии. Появилось уважительное отношение к культуре, которую раньше я считал чем-то второстепенным... Без культуры не было бы ничего вообще. Это, как мне кажется, многие еще не осознают. Очень значимое открытие для меня: то, что ценно для человека - ценно для бога. И здесь значение культуры, как хранительницы человеческих ценностей, и, прежде всего, ценности самого человека, трудно переоценить.
- Скажи, Хирон, можем ли мы хоть кратко взглянуть на культуру других, более ранних цивилизаций, которые существовали на Земле ранее?
- В демонстрационном варианте...
Я поднимаюсь настолько высоко, что даже город культуры становится маленьким. И передо мной открывается путь, ведущий в древность. Он выглядит, как нить, на которую нанизаны жемчужины: каждая жемчужина - культура отдельной цивилизации. Всего я вижу четыре жемчужины. Хирон говорит, что они соответствуют нашей цивилизации, Атлантической цивилизации, Лемурийской цивилизации и цивилизации эфирных людей. Жемчужины отличаются цветом. Та, что соответствует цивилизации эфирных людей - серебристая. Лемурийская – желтая, с бурым оттенком. Атлантическая - огненно-бурая. Наша - светло-синяя. При этом возникают разные ощущения от созерцания этих жемчужин. Ощущение наибольшей дремучести исходит, как ни странно, - от культуры лемурийцев. А от культуры эфирных людей идет даже очень знакомое чувство.
- Хирон, расскажи немного про лемурийцев.
- Они были делатели. У них была очень крепкая связь с природой, и обладали они колоссальной силой. Причем, именно силой намерения. Намерением они могли реально двигать горы, смещать русла рек и совершать много других чудес (с вашей точки зрения). У атлантов эта сила выражена уже слабее. То, что мог сделать один лемуриец, например, создать небольшой остров в море, - для этого требовалось собрать тысячу атлантов и соединить их намерения на это. И то, такие масштабные проекты атланты произвели за всю свою цивилизацию всего несколько десятков раз. У лемурийцев же была неимоверная связь с Землей. Они были в прямом смысле дети Земли. Но исчезли - истребили друг друга.
- А что такое была их культура? Она была аналогична нашей?
- Нет. Она развивалась по-другому. Изначально они жили в прямом контакте и единстве с богом. Им не нужно было ничего сохранять и преумножать. Они просто изучали Землю, осмысливали ее и меняли. А культура возникла у них уже, когда они стали терять контакт с Богом. Основным мотивом их культуры была тема - как сохранить силу. Она была простая очень и конкретная. Впрочем, и разума у них было очень немного. С точки зрения современного человека, они были бесхитростными, как дети. Но обладали громадной силой. Атлантическая культура была уже намного сложнее. Там до предела дошло осознание ценности знаний. Знания и были основной ценностью атлантов. После гибели Атлантиды воля богов была однозначна - уничтожить все проявления атлантической культуры, как предельно разрушительной для Земли. Ибо знания атлантов, к периоду упадка, несли в себе, в основном, тенденции к уничтожению всего и вся. Культура атлантов была очень изощренная. Культура вашей цивилизации еще не дошла до такой степени изощренности. У атлантов было безумное количество выдумок по вызыванию разнообразнейших наслаждений, чаще всего извращенных. Масса способов удовлетворения разнообразных чувств при помощи затейливых устройств и механизмов. Приспособления для вхождения в различные состояния сознания всего возможного спектра, особенно чувственных оттенков его. У атлантов была своеобразная литература и музыка. Но менее разнообразная, чем сейчас. Преобладала тенденция к трансовым состояниям и всему, что к ним приводит, включая музыку или поэзию... Атланты были пленниками своих чувств. Так же, как лемурийцы - пленниками своей силы. Современная же культура гораздо более гармонична. В ней уравновешены все стихии. У эфирных людей преобладала стихия воздуха. У лемурийцев - земли и огня. У атлантов - воды. Культуры поздних лемурийцев и атлантов несли в себе тенденции гибели. Это были, по сути, жесты отчаяния, метафорически выражаясь.
- И еще вопрос, Хирон. Во снах иногда являются причудливые сооружения, например. Могут это быть какие-то отголоски тех ранних цивилизаций, сохранившиеся в коллективном бессознательном.
- Да, могут.
- Спасибо тебе, Хирон!