Правовое регулирование перевозки внешнеторговых грузов

С древнейших времен на Земле существует множество государств, одним из основных признаков которых является определенная территория. Географическое положение, наличие полезных ископаемых и природных ресурсов на этих территориях определили различную специализацию деятельности людей, населяющих данные страны.

Очевидно, что самая низкая цена за товар существует в месте с самой высокой концентрацией этого товара, т.е. там, где он производится. При удалении от места производства количество товара уменьшается и начинает действовать пропорция: чем дальше от места производства товара - тем выше его цена. Это правило легло в основу взаимовыгодного обмена продуктами труда между людьми, населяющими разные страны, и в конечном итоге - возникновения внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД).

Возможность быстрого получения большой прибыли привлекала людей и стимулировала развитие международных торговых отношений. В целях улучшения собственного благосостояния купцы пересекали границы различных стран, многократно покупая, продавая, обменивая товары, при этом нарабатывая оптимальные пути перемещения товаров и схемы их реализации[4].

Одновременно возрастал интерес к данной сфере и со стороны государства, заинтересованного в постоянном источнике пополнения казны. Возникли правоотношения, в рамках которых перемещение товаров через границу государства всегда сопровождалось для владельца определенными материальными потерями особого рода. Купец вынужден был часть товара в натуральном виде или часть его стоимости в денежном выражении передавать в пользу туземной казны. Это правило в полной мере используется и современной налоговой системой - таможенные платежи перечисляются в государственный бюджет. Понятно, что необдуманное увеличение налогового бремени охлаждает интерес предпринимателей к работе либо вообще ведет к их разорению, что в конечном итоге также негативно влияет и на наполняемость бюджета. Поэтому в основе бюджетной стратегии государства лежат следующие принципы: - постоянный поиск оптимальной (приемлемой обеими сторонами - государством и предпринимателями) системы налогообложения; - строгий надзор за уплатой установленных налогов и таможенных пошлин; - регулирование объемов перемещаемых через таможенную границу товаров.

Данные принципы также являются основой регулирования ВЭД и реализуются в таможенном деле, которое в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации) представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

В данном случае речь идет о правовом режиме особого рода, путем применения которого комплексно реализуется задача регулирования процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

По мнению С.С. Алексеева, правовой режим можно определить как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования[5]. Это своего рода «укрупненный блок» в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств. И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых отношений .

Ранее автор обосновал, что в рассматриваемой сфере регулирования общественных отношений государством решается только одна задача - фискальная .

Рассматриваемый правовой режим в первую очередь определяет общую стратегию регулирования процесса перемещения товаров через таможенную границу, а входящие в него и взаимопроникающие элементы (принципы, методы, правила, инструменты) так или иначе служат формированию доходной части бюджета .

Для наглядности представим базовую структуру правового режима перемещения товаров через таможенную границу следующим образом.

Принципы таможенного права - это базовые, "незыблемые" правила, которые устанавливает государство с целью обеспечения режима перемещения товаров через таможенную границу.

К сожалению, законодателем в Законе о таможенном регулировании принципы таможенного права особо выделены не были, поэтому с целью их обозначения автор воспользуется соответствующими положениями Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), а также некоторыми формально утратившими силу, но, по сути, действующими статьями из Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г. и Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 г. .

1. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС, иными федеральными законами и международными договорами РФ. 2. Участники ВЭД обязаны соблюдать запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. 3. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены таможенным законодательством. 4. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательств, Таможенного союза или иными правовыми актами РФ. 5. Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации. Фактически это означает, что распоряжаться перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза товарами нельзя до завершения их таможенного оформления. 6. Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров лежит на утвержденных ТК Таможенного союза и Законом о таможенном регулировании лицах. 7. В случаях, предусмотренных ТК Таможенного союза, Законом о таможенном регулировании и иными правовыми актами РФ, таможенные органы РФ вправе требовать от определенных лиц гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных таможенным законодательством[6].

Если обобщить приведенные принципы, то можно выделить основное правило, лежащее в основе действия рассматриваемого режима, - все заинтересованные лица могут перемещать через таможенную границу товары и транспортные средства в соответствии с установленным порядком, но пользоваться и распоряжаться ими в своем интересе могут только после окончания их таможенного оформления и уплаты причитающихся таможенных платежей.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, действующим федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством применения методов: 1) таможенно-тарифного регулирования; 2) нетарифного регулирования; 3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; 4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Федеральным законом. Основными являются и заслуживают поэтому особого внимания первые два. Впоследствии таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово «тариф» вошло во всеобщее употребление. В настоящее время в Российской Федерации применяются: - Единый таможенный тариф , который представляет собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС); - ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе .

Действие таможенной пошлины при регулировании товарных потоков, пересекающих таможенную границу, аналогично работе вентильного механизма, регулирующего подачу воды: кран открыт полностью (сумма таможенной пошлины, подлежащей уплате, невысока) - идет значительный поток, и наоборот - при закручивании крана (повышении ставки таможенной пошлины) поток уменьшается или совсем прекращается.

К.Н. Лодыженский еще в XIX в. очень точно отметил: «...на таможенном тарифе рельефно отражается то направление, которого держится правительство в своих отношениях к внешней торговле и к тесно связанной с нею внутренней производительности» [7].

Следует учитывать, что сумма начисляемых таможенных пошлин, определяемых при помощи ставок, установленных таможенным тарифом, может варьироваться в зависимости от страны происхождения ввозимого товара .

Нетарифное регулирование - это ограничение объемов перемещаемых через таможенную границу товаров путем применения лицензирования или квотирования. Как правило, они применяются вне зависимости от страны происхождения товара.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях: 1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; 2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; 3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; 4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств. В целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и корректности реализации указанных мер регулирования субъекты таможенных правоотношений совершают утвержденные ТК ТС и Законом о таможенном регулировании таможенные операции.

Комплексно оценить выполнение установленных законодательством правил призвана ключевая операция - декларирование перемещаемых товаров, т.е. подача заявления в утвержденном виде по установленной форме, которое содержит всю необходимую для этого информацию. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, т.е. достоверность всех перечисленных данных подтверждается.

В соответствии с п. 2 ст. 181 ТК ТС в декларацию на товары вносятся следующие основные сведения: 1) заявляемая таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами; 2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; 3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем; 4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем; 5) сведения о товарах: - наименование; - описание; - классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; - наименование страны происхождения; - наименование страны отправления (назначения); - описание упаковок и в других единицах измерения; - таможенная стоимость; - статистическая стоимость; 6) сведения об исчислении таможенных платежей: - ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; - применение льгот по уплате таможенных платежей; - суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; - курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом; 7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; 8) сведения о соблюдении ограничений; 9) сведения о производителе товаров; 10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру; 11) сведения о лице, составившем декларацию на товары; 12) место и дата составления декларации на товары.

Информация большинства пунктов декларации на товары дает возможность в полной мере оценить применение методов регулирования перемещения товаров, т.е. подтвердить соблюдение декларантом правового режима перемещения товаров через таможенную границу. Следует отметить, что в современном таможенном деле применяются и иные виды деклараций, различаемые и по форме, и по содержанию, но все они предназначаются для обеспечения действия рассматриваемой правовой категории. Очевидно, что данный режим является частным случаем специальных административных правовых режимов, ему присущи основные признаки данной формы правового регулирования, отмеченные Н.И. Матузовым и А.В. Малько: - он установлен законодательством и обеспечен государством; - он специфическим образом регламентирует конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; - представляет собой особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; - создает конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов и их объединений [8].

А.А. Долгополов, проводя исследование особенностей режимного административно-правового регулирования, отметил, что правовое регулирование общественных отношений во всем многообразии и многосубъектности не может быть осуществлено правовыми нормами только одной отрасли права[9] . Скорость и качество управления в определенных сферах снижаются за счет отсутствия в ведомствах унифицированных правил документооборота и обмена информацией .

Виды таможенных операций

Cовокупность всех таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, представляет собой их таможенное оформление. Таможенные операции, совершаемые участниками таможенных правоотношений, можно разделить на отдельные виды в зависимости от решаемых задач в процессе совершения этих операций.

Можно выделить следующие виды таможенных операций: 1. Операции, совершаемые до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу: - операции предварительного декларирования товаров; - получение свидетельств о допущении тех или иных транспортных средств к перевозке товаров под таможенным контролем под таможенными пломбами и печатями; - получение разрешений на применение отдельных таможенных процедур. 2. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации:- прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию; - операции процедуры таможенного транзита; - помещение товаров на временное хранение. 3. Таможенные операции, совершаемые при декларировании товаров. 4. Таможенные операции, осуществляемые после завершения таможенного декларирования товаров: - вывоз товара с таможенной территории;- при условном выпуске товаров, с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами. 5. Оформление завершения действия таможенного режима[10].

Различные виды таможенных операций, совершаемых при перемещении товара и (или) транспортных средств через таможенную границу, выполняет различный круг подвластных участников таможенных правоотношений. Касаясь таможенных представителей, то все действия, совершаемые таможенными органами в целях соблюдения таможенного законодательства, направлены на выполнение функций, закрепленных за таможенными органами и совершаются с учетом их прав.

В соответствии с существующей классификацией подвластные участники таможенных правоотношений можно разделить на:- лиц, ответственных за таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу товаров (декларант, таможенный представитель);- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области таможенного дела (таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли);- лиц, принимающих участие в области таможенных правоотношений в силу специфики своей деятельности или сложившихся обстоятельств. Основной задачей представителей первой группы является декларирование товаров и транспортных средств, поэтому и все их действия направлены на выполнение этой задачи. Так в зависимости от выбранной таможенной процедуры декларанту необходимо внести в декларацию те или иные сведения, для подтверждения которых он обязан выполнить множество действий - таможенных операций, связанных с условиями помещения декларируемых товаров под заявленную процедуру. Кроме того, он обязан также выполнить действия – таможенные операции, обеспечивающие осуществление таможенными органами таможенного контроля после выпуска товаров[11].

Так при помещении декларантом товара под процедуру выпуск для внутреннего потребления, ему необходимо рассчитать совокупный таможенный платеж. Для правильного расчета последнего ему необходимо правильно классифицировать товар в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). Для решения этой задачи он может обратиться в таможню для получения предварительного решения по классификации товара по ТН ВЭД ТС, а именно в соответствующее таможенное управление с заявлением в письменной или электронной форме, которому должны быть приложены соответствующие документы. Средний срок рассмотрения заявления таможенным управлением в 2014 году составляет менее 30 дней.

Предварительное решение по классификации товаров по ТН ВЭД ТС выдается бесплатно и представляет собой официальный документ установленной формы (также и в электронном виде), который будет действовать в течение трех лет на всей территории Российской Федерации.

Далее при необходимости он должен участвовать во взятии проб и образцов для проведении экспертизы, осуществлять транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров и др.

Таможенные представители так же, как и декларант, ответственны за перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, поэтому они нами были тоже отнесены к первой группе, хотя они и являются предпринимателями в области таможенного дела.

Лица данной группы предоставляют услуги для процесса перемещения товара через таможенную границу. Вид этих услуг связан с их профессиональными обязанностями. В соответствии с видом услуг представители второй группы выполняют те или иные таможенные операции. Так таможенный перевозчик при ввозе товаров на таможенную территорию ТС обязан: - представить товары, документы и сведения о них таможенному органу; - при выполнении таможенного транзита доставлять товар до места доставки с соблюдением установленных таможенными органами сроков и маршрутов; - передать товар для размещения в зону таможенного контроля - и др.

Владельцы складов временного хранения или таможенных складов обязаны:- обеспечить хранение товаров с соблюдением установленных сроков и правил;- обеспечить функционирование режима зоны таможенного контроля;- в предусмотренных случаях уплатить причитающиеся за товар таможенные платежи.

Лица третьей группы обязаны совершать различные таможенные операции в зависимости от конкретной ситуации. Так декларантом может стать, само того не желая, лицо, если оно получит права владения (или) распоряжения товарами, которые были ввезены на территорию ТС с нарушением установленных правил. Так часто неразборчивые граждане, польстившись на невысокую цену, покупают импортные временно ввезенные автомобили с иностранными номерами с недействительными таможенными документами.

Через какое-то время выясняется, что машина «нерастаможенна», и незадачливый владелец транспортного средства остается и без денег и без автомобиля, так как при выявлении подобных случаев на транспортное средство накладывается арест до вынесения постановления, которым зачастую помимо штрафа является конфискация. Таким образом незадачливый владелец, сам того не желая, вынужден совершить таможенную операцию – уплату штрафа[12].

Таким образом каждая из перечисленных групп лиц в процессе импорта товаров совершает «свои» таможенные операции. Эти операции многочисленны и напрямую зависят от административно-правового статуса выполняющих их лиц, и главным образом - от закрепленных за ними обязанностей, возникающих в связи с перемещением товара и (или) транспортных средств через таможенную границу или по поводу этого перемещения.

То есть существующему определению таможенной операции соответствует огромное количество самых разнообразных действий, совершаемых таможенными органами и иными субъектами таможенных правоотношений при перемещении товара и (или) транспортных средств через таможенную границу. В предыдущей заметке нами были рассмотрены виды и особенности таможенных операций. В свою очередь, таможенные операции, в подавляющем большинстве, по своим целям, кругу участвующих лиц, перечню требуемых документов и сведений группируются в самостоятельные группы, которые обозначаются, как таможенные процедуры.

В ТК ТС термин «таможенная процедура» введен вместо
используемых ранее терминов «таможенная процедура» и «таможенный режим» ТК России. Понятие таможенная процедура является одним из главнейших понятий таможенного права.

Таможенная процедура это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами. В ТК ТС отсутствует разделение таможенных процедур на группы, как это было Таможенном кодексе РФ.

Но в целях упрощения усвоения материала, возьмем на себя смелость разделить представленные в ТК ТС таможенные процедуры на группы.

По целям таможенного регулирования виды таможенных процедур можно разделить на четыре группы.

К первой группе относятся, так называемые основные таможенные процедуры, для которых характерен общий, без каких-либо изъятий и ограничений порядок применения таможенных средств и методов регулирования. С экономической точки зрения основные таможенные процедуры выступают как относительно самостоятельные и завершенные коммерческие операции.

Вторую группу составляют так называемые экономические таможенные процедуры, которые имеют своей целью решение определенных экономических задач и прямо или косвенно связаны с коммерческой деятельностью.

Экономические таможенные процедуры предоставляя определенные экономические выгоды, допускают использование товара только в строго определенных целях. Они предоставляют их пользователям заранее определенные экономические выгоды и преимущества в форме полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов (либо возврата ранее уплаченных таможенных платежей), неприменения мер экономической политики (количественных ограничений, лицензирования и других средств нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности).

Разрешение на применение экономических таможенных процедур выдается только при наличии экономического обоснования проведения предполагаемых операций. Таким образом, предоставление экономических таможенных процедур носит целевой и индивидуализированный характер.

Третья группа таможенных процедур – завершающие таможенные процедуры, характеризующиеся окончанием предшествующих таможенных процедур и завершением таможенного контроля по завершению действия любой из них.

Четвертая группа таможенных процедур, так называемые специальные таможенные процедуры предусматривает в основном узконаправленное (конкретно определенное) использование товаров, полностью освобожденных от уплаты таможенных платежей.

Наши рекомендации