Материалы и оборудование для детского сада

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Пособие для воспитателей и заведующих

Под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой

Допущено Министерством образования Российской Федерации

Москва; ЗАО "Элти-Кудиц",2003

Первая младшая группа

Материалы для сюжетной игры

Игрушки-предметы оперирования для детей от 2 до 3 лет (лишь только овладевающих условным замещающим действием, подражающим в игре простым бытовым действиям взрослых) представляют собой прототипические имитации бытовых "орудий" — игрушечные посуда, утюг, молоток и пр. Привлекательны для детей и прототипические имитаторы транспорта — грузовики (деревянные и пластмассовые, в которые ребенок может нагружать кубики, усесться сам),коляски для кукол, конь на колесиках, тележки и т.п.

Все эти игрушки для детей до 3 лет должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребенку или кукле) и готовыми к использованию.

Игрушки-маркеры условного пространства для детей этого возраста также должны быть прототипическими, крупными и готовыми к использованию. В основном, это предметы, имитирующие бытовую обстановку: крупная игрушечная мебель, соразмерная самому ребенку и большим куклам (кроватка, стол, стулья), кухонный шкафчик, кухонная плита и т.п. Это могут быть также имитаторы жилища (ширма-домик, теремок), крупные предметы, моделирующие пространство транспортного средства ("остов" автомобиля, автобуса с рулем и узнаваемым "фасадом"), в которые дети могут заходить и размещаться внутри.

Игрушки-персонажи в игре детей 2-3 лет занимают очень важное место, особенно куклы. Как и рассмотренные выше типы игрушек, игрушечный персонаж для ребенка 2-3 лет должен представлять собой прототипическую по облику игрушку, крупную и среднюю по размерам (далее, говоря о размерах игрушек-персонажей, мы будем иметь в виду примерно такие градации: крупная — 35-50 см., средняя — от 10-15 см. до 20-30 см., мелкая — от 5-7 см. до 10 см.). Прототипичность куклы заключается в том, что основные черты человеческого существа даются в наиболее общем виде. Кукла для ребенка до трех лет - это, в известном смысле, подобие его самого: голыш с обобщенными "детскими" чертами лица, одетый в простую детскую одежду (как одевают девочек и мальчиков до трех лет). В этом возрасте кукла служит объектом воздействия ребенка (а не замещает активного партнера по игре). Он осуществляет по отношению к ней условные игровые действия, которые в реальности взрослый осуществляет по отношению к нему самому (кормит куклу, поит, купает, укладывает спать и т.п.). Именно поэтому существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: кукла должна "уметь" менять положение — стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за ручку и вести рядом с собой.

Большой значение для игры детей, начиная с самого раннего возраста, имеют мягкие игрушки-персонажи — подобия животных. Как и куклы, для детей раннего возраста мягкая игрушка-животное должна быть прототипической,— задавать в своем облике обобщенные, наиболее выразительные черты того или иного животного, делая его для ребенка узнаваемым (мишка, зайчик, собачка и пр.). Условность мягких игрушек-животных заключается еще и в том, что, намекая на облик реального животного, они антропоморфны — имеют строение человеческого тела (игрушку можно как куклу усадить за стол, уложить в кроватку, водить за лапу-ручку). Такого рода игрушка, как и кукла, выступает для ребенка в качестве объекта условных игровых действий. Помимо этого, мягкая антропоморфная игрушка становится для ребенка другом, компаньоном. В этой функции она сохраняет свое значение до конца дошкольного детства.

Полифункциональные материалы, которыми замещаются недостающие прототипические игрушки, необходимы для обеспечения игры взрослого с детьми и их самостоятельной игры. Для детей данного возраста круг полифункциональных материалов невелик. Это небольшое количество надувных и набивных модулей, которые маленький ребенок может свободно перемещать (валики, кубы, параллепипеды). Они используются для огораживания "домика", "автобуса" и пр., как сидения в них, для устройства кроватей для кукол и т.п. Кроме того, целесообразно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

Примерный набор игровых материалов для первой младшей группы

Материалы для сюжетной игры

Тип материала Наименование Количество на группу
Игрушки-персонажи Куклы крупные (35-50 см.) 5 разные
Куклы средние (25-35 см.) 5 разные
Мягкие антропоморфные животные, крупные (35-50 см.) и средние (25-35 см.) 8 разные
Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см.) 15-20 разные
Звери надувные, крупные 2-3 разные
Игрушки-предметы оперирования Набор чайной посуды (крупной) 2-3
Набор кухонной посуды (крупной) 2-3
Миски (тазики)
Молоток (пластмассовый)
Набор овощей и фруктов (объемные - муляжи)
Комплект постельных принадлежностей для кукол
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)
Тележка-ящик (крупная)
Звери и птицы на колесах (каталки - с палочкой или шнурком) 5 разные
Автомобили с открытым верхом (крупные и средние) 5 разные
Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные)
Конь, (или другие животные) на колесах / качалка
Телефон
Ведерки
Маркерыигрового пространства Кукольный стол (крупный)
Кукольный стул (крупный)
Кукольная кровать
Кукольный диванчик
Шкафчик для кукольного белья
Кухонный шкафчик, (соразмерный ребенку)
Кухонная плита, (соразмерная ребенку)
Ширма-остов домика
Складной остов автобуса (вагончика) с рулем
Полифункциональные материалы Объемные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды)
Ящик с мелкими предметами-заместителями  

Вторая младшая группа

Материалы для сюжетной игры

С трех лет дети становятся более требовательными к "похожести" игрушек на реальные вещи.

Игрушки-предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается также их тематическое разнообразие), т.е. по параметру внешнего облика игрушки осуществляется движение в сторону ее большей реалистичности. Вместе с тем, в соответствии с усложнением игры ребенка, условность игрушек по параметрам размера и готовности, напротив, должна усиливаться (это могут быть уже игрушки меньших размеров, соразмерные не самому ребенку, а небольшой кукле, по отношению к которой осуществляется орудийное действие — ее кормят, катают в машине и т.п.).

Игрушки-маркеры условного пространства для детей 3-4 лет сохраняют свои характеристики, являясь примерно такими же, как и в первой младшей группе. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой-"прилавком" (имеющей многофункциональное значение — магазина, аптеки и пр., в зависимости от расширяющихся детских игровых интересов). Наряду с прототипическим маркером многофункционального "транспортного средства" — ширмой-автомобилем, или вместо него, может использоваться скамеечка со съемным рулем на одном конце (на ней помещаются "водитель" и пара пассажиров).

Игрушки-персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) для детей 3-4 лет приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размерах (до среднего). Также для этого возраста полезны прототипические по облику игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера — до 10-15 см.), с которыми ребенок может разыгрывать соответствующие сюжетные события. Для такой игры необходим набор персонажей (по крайней мере, два персонажа) из одного смыслового контекста (например, Филя, Хрюша и Каркуша из телепередачи "Спокойной ночи, малыши"; Красная шапочка и Серый волк; крокодил Гена и Чебурашка и т.п.). Полезны будут эти персонажи как в виде обычных кукол, так и в виде наручных кукол би-ба-бо, плоскостных фигур на подставках (все — среднего размера).

Полифункциональные материалы практически те же, что и в первой младшей группе. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, для гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры).

Примерный набор игровых материалов для второй младшей группы

Материалы для сюжетной игры

Тип материала Наименование Количество на группу
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты Куклы крупные (35-50 см.) 3 разные
Куклы средние (20-30 см.) 7 разные
Мягкие антропоморфные животные, крупные 3 разные
Мягкие антропоморфные животные, средние 7 разные
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см.) 15-20 разные
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья
Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи
Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи 2-3
Набор солдатиков (среднего размера)
Фигурки-человечки (объемные, 10-15 см.) 10 разные
Белая шапочка
Плащ-накидка
Фуражка/бескозырка
Каска
Набор масок сказочных животных
Игрушки-предметы опериро-вания Набор чайной посуды (крупной и средней)
Набор кухонной посуды (крупной и средней)
Миски (тазики)
Ведерки
Молоток (пластмассовый)
Набор овощей и фруктов (объемные - муляжи)
Комплект кукольных постельных принадлежностей
Утюг
Гладильная доска
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) 3 разные
Тележка-ящик (крупная)
Автомобили с открытым верхом, крупные 2 разные
Автомобили с открытым верхом, средних размеров 5 разные
Пожарная машина, средних размеров
Машина "скорой помощи", средних размеров
Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров
Лодка, средних размеров
Самолет, средних размеров
Кукольные коляски (складные)
Конь или другие животные на колесах/качалка
Конь на палочке
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель)
Полосатый жезл
Бинокль (подзорная труба)
Телефон
Руль
Весы
Сумки, корзинки, рюкзачки 7 разные
Маркеры игрового пространства Кукольный стол (крупный)
Кукольный стул (крупный)
Кукольная кровать
Кукольный диванчик
Шкафчик для кукольного белья
Кухонная плита/шкафчик(соразмерная ребенку)
Ширма-остов домика
Ширма-остов автобуса (вагончика) с рулем
Ширма-прилавок
Набор мебели для кукол среднего размера
Бензоколонка (крупная)
Полифункциональные материа-лы Объемные модули (набивные и надувные: кубы, валики, параллепипеды)
Крупный строительный набор
Ящик с мелкими предметами-заместителями
Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)

Первая младшая группа

Здоровый, эмоционально благополучный ребенок третьего года жизни отличается большой активностью и стремлением к самостоятельности. Поэтому отсутствие условий для проявления этой активности часто является, по мнению врачей, причиной нарушений возбудимости их нервной системы, а, по мнению психологов, — приводит к задержкам психического развития.

Свою активность и стремление к самостоятельности дети этого возраста могут успешно реализовывать в продуктивной деятельности. След, оставленный фломастером на бумаге, цветное пятно краски и составленные вместе кубики – это реальный продукт деятельности ребенка, который он видит сам, может показать другим и испытать чувство удовлетворения за свои достижения. Поэтому продуктивная деятельность, как и игра, является одним из любимых и развивающих занятий детей этого возраста. Кроме того, рисуя то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность "выплеснуть" на бумагу свои переживания, а не "хранить" их в себе, что имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребенка.

Кроме того, правильно подобранные материалы и оборудование во многом способствуют социально-личностному развитию детей — появлению и становлению у них целенаправленности, т.е. способности ставить простые цели и реализовывать их в процессе собственной деятельности.

Дело в том, что появление целенаправленности происходит у детей этого возраста совсем не так, как у взрослых, которые начинают любое дело с постановки цели. Вначале ребенок просто манипулирует с понравившимися ему материалами. Но вдруг у него что-то получилось (разложенные кубики напомнили дорогу, а штрихи на бумаге — травку, и т.п.). Малыш в своем сознании зафиксировал это, а затем смог вновь повторить конструкцию или нанести штрихи на бумагу. А через какое-то время ребенок уже сможет сказать, что он будет строить дорогу или рисовать травку, т.е. осуществлять целенаправленную деятельность.

Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 2 до 3 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, необходимо иметь в каждой группе соответствующие материалы и оборудование. Для этого педагоги должны позаботиться о том, чтобы в группе было много привлекательных, разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной и конструктивной деятельности детей.

Размещение материала

Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны детям.

Дети этого возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материалы и пособия должны иметь постоянное место.

Крупный строительный материал требует много места, поэтому его лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных полках, платформах где-нибудь в стороне от игрушек, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины, которые дети используют в играх со строительными материалами.

Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.

Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки. Хорошо, если в корзинах окажутся маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки, уточки, машинки и др., которые будут побуждать детей к использованию их в конструировании.

Конструкторы лучше разместить на столах в открытых коробках или небольших корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв корзинку, устроиться с конструктором на ковре.

По окончании работы педагог побуждает детей к совместному складыванию материала в коробки, корзины.

Примерный набор материалов и оборудования для первой младшей группы

Вторая младшая группа

Дети трех лет уже могут на короткое время сдерживать свои действия и желания. Однако по-прежнему легко возбуждаются и утомляются. Однообразие обстановки, отсутствие условий, пособий и оборудования для активной продуктивной деятельности детей часто является причиной нарушений возбудимости их нервной системы.

Появление у детей целенаправленной деятельности [9] позволяет им проявлять особую активность в продуктивной деятельности. Действуя с изобразительными материалами или конструируя, ребенок ощущает себя "созидателем", способным ставить множество целей. А для этого детям необходимо много разнообразных материалов и оборудования.

Но дети стали старше и уже понимают разницу между успешной и неуспешной деятельностью. Их уже не устраивает просто результат, а нужен результат с определенными качествами.

Так как в основном жизнь и деятельность ребенка 3 – 4 лет связана с игрой, то и требования к результату определяются, прежде всего, возможностью использования созданного продукта в играх: конструкции и поделки должны быть прочными, надежными и позволяющими играть с ними. Благодаря этому в процессе конструирования ребенок получает значительно более полные представления о различных свойствах деталей конструктора. Так, например, начиная возводить какую-либо постройку, ребенок на опыте убеждается, что одни детали устойчивы, как бы их ни поставили, а другие устойчивы лишь в определенном положении. Ребенок накладывает одни детали на другие и видит, что различные сочетания их в постройке обусловливают ее различную прочность. Трудно создать прочную постройку из одних пластин, но, определенным образом сочетая кубики и пластины, можно сделать прочный домик. Но, для того чтобы ребенок смог сам сделать соответствующие выводы, педагогу нужно обеспечить его разнообразными материалами.

Кроме того, процесс обучения конструированию в младшей группе существенно отличается от занятий в остальных группах. Каждую тему педагог должен осваивать с детьми постепенно, предлагая им для построек целый ряд усложня­ющихся объектов, а затем перевести детей от подражательной деятельности к творческой. Для этого требуется значительное количество материала.

В этом возрасте детям уже необходим строительный материал для коллективных игр. С этой целью могут использоваться наборы мелких и средних деталей, а также крупных, соответствующих росту детей.

Все элементы строительного набора должны быть сомасштабны исходному кубу и даваться в двух размерах (большие и маленькие): куб, кирпичик, призма, сфера, полусфера, цилиндр и т.п.

Для того чтобы происходило развитие ребенка в рисовании, педагогу необходимо позаботиться об увеличении количества цветов в изобразительных материалах, которыми будут пользоваться. Так, например, дети четвертого года при создании образа широко используют цвет. И для того, чтобы дети могли выразить свое эмоциональное отношение к образу, они должны иметь возможность широкого выбора различных цветов среди имеющихся у них красок, карандашей, фломастеров.

Размещение материала

- Все материалы для продуктивной деятельности должны быть доступны детям.

- Материалы и пособия для изобразительной деятельности ежедневно, после вечернего приема пищи, размещаются на столах, которые имеются в группе. В рабочем состоянии все материалы, пособия, оборудование и незаконченные детские работы сохраняются до завтрака следующего дня.

- Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.

- Все материалы и пособия должны иметь постоянное место.

- Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы.

- Напольный строительный материал требует много места, поэтому его лучше поместить отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом постелить ковер, дорожку.

- Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки.

- Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках и деревянных ящиках.

- По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме.

Примерный набор материалов и оборудования для второй младшей группы

Примерный набор материалов для первой младшей группы

Тип материала Наименование Количество на группу
Объекты для исследования в действии Пирамидки ( 3-5 элементов), окрашенные в основные цвета 6 разные
Напольная пирамида (из 6-7 элементов)
Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 элементов)
Набор: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов), 4-х цветов
Дидактический стол
Объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы) 6-8
Матрешки (3 элемента) 5 разные
Доски-вкладыши (с основными формами) 5 разные
Набор объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски)
Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов
Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)
Набор кубиков с цветными гранями (4 цвета)
Ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел
Емкости с крышками разного размера и цвета (для сортировки мелких предметов)
Рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки)
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.)
Ящик для манипулирования со звуко-световыми эффектами
Набор для забивания: молоточек с втулочками (пластмассовые)
Набор шумовых коробочек (по Монтессори)
Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки) по 1-2 каждого наимен
Мягконабивная игрушка (крупная напольная) из тканей разной фактуры
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия — совочки, лопатки
Образно-символический материал Наборы картинок для группировки, по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки по 1 набору каждой тематики
Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики 10 разные
Наборы парных картинок типа "лото" (из 2-3 частей), той же тематики 5-6 разные
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части 3 разные
Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой 10 разные
Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации) 10 разные
Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку - сказочной, социобытовой), крупного формата 20-30 разные

Примерный набор материалов для второй младшей группы

Тип материала Наименование Количество на группу
Объекты для исследования в действии Пирамидки (из 6-10 элементов), окрашенные в основные цвета 6-8 разные
Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами и т.п. (из 5-7 элементов) 6-8
Объемные вкладыши из 5-10 элементов (миски, конусы, коробки с крышками разной формы) 4-6
Матрешки (из 5-7 элементов) 3 разные
Доски-вкладыши (с основными формами, разделенными на 2-3 части) 6-8 разные
Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) монолитными и составными формами, разными по величине 10 разные
Набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) 2-3
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов)
Набор объемных геометрических тел
Наборы объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндры, бруски и т.п.) 2-3
Сортировочный ящик с прорезями разной формы (Сегена, Венгера, дом-сортировщик)
Набор плоскостных геометрических форм
Мозаика разных форм и цвета, крупная
Набор для забивания: молоточек с втулками (пластмассовые)
Набор для завинчивания (верстак с отверстиями и набором винтов, пластмассовые)
Рамки с 2-3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки) 2-3
Панно с разнообразными застежками и съемными элементами
Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм (5-7 элементов)
Красочное панно (коврик) или крупная мягконабивная игрушка из тканей различной фактуры
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 2-3 элементов) 10 разные
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (народные игрушки, механические заводные) 10-15 разные
"Проблемный" ящик со звуковым, световым, механич. эффектами
Разноцветная юла (волчок)
Вертушки (ветряные) 4-6 разные
Музыкальная шкатулка
Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки и др.) по 1 каждого наимен.
Набор шумовых коробочек (по Монтессори)
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации и размера, емкости, предметы-орудия — совочки, лопатки
Образно-символический материал Наборы картинок для группировки (реалистические изображения), до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы,овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода по 1 набору каждой тематики
Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению предметов, цвету, величине) 3-4 разные
Наборы парных картинок (та же тематика) 10 разные
Наборы парных картинок типа лото (из 3-4 частей), та же тематика 5-6 разные
Набор парных картинок типа "лото" с геометрическими формами
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) 4 разные
Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали) 15-20 разные
Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) 10 разных
Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения) 2-3 разные
Серии из 4-х картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) 2-3 разные
Сюжетные картинки, крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку - сказочной, социобытовой) 20-30 разные

Первая младшая группа

Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).

Самостоятельная двигательная активность детей 2-3 лет связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определённые усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.

Существенное значение для развития моторики детей имеет возникновение сюжетной игры. Однако, наблюдения показывают, что часто в этих играх малыши двигаются недостаточно. Их игры носят малоподвижный характер, так, все действия с куклой, мишкой, зайчиком и др. выполняются, главным образом, в процессе сидения, стояния или в ходьбе.

Движения ребёнка 3-го года жизни ещё недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. В освоении движений и проявлении своей двигательной активности значительную роль у малышей играет способность действовать по подражанию знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т. д. Имитационные движения занимают у детей важное место в их самостоятельной деятельности. Можно наблюдать, как ребёнок самостоятельно проявляет свою двигательную активность в играх с образными игрушками. Например, ребёнок с зайчиком прыгает, убегает от волка, подлезает под дуги, прячется в туннеле и т. д.

Малыши стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное многократно самостоятельно повторять движения и действия, при этом ощущая огромную радость.

Значительно увеличивается двигательная активность детей 2-3 лет в процессе игр с использованием физкультурных пособий. Их действия с пособиями достаточно просты, они обычно обыгрывают их. Например, ребёнок берёт обруч, лежащий на полу, садится в него, представляя, что это домик, затем бежит к лисичке и садится вместе с ней. Потом берёт зайку, мишку и т. д. и опять кладёт их в свой "домик" и т. д. Другой ребёнок может использовать обруч в качестве руля автомобиля. Из верёвки, скакалки дети могут также соорудить дом (выложить на полу круг), построить заборчик из гимнастических палок, при этом используя такие действия, как перешагивание, подлезание.

Если проанализировать действия ребенка, то можно заметить, что они выполняются в различных комбинациях и пространственно-временных соотношениях (разное направление, скорость, темп и т.д.). Важно педагогу находить рациональное сочетание пособий и движений, не допускать их однообразия. В таких условиях у детей быстро появляется умение переносить уже хорошо знакомые движения в новую обстановку. В процессе руководства двигательной активностью детей следует обращать внимание на то, чем заняты дети, и, в случае необходимости, переключать их с одного вида деятельности на другой. Учитывая быструю утомляемость младших дошкольников от однообразных движений и поз, их неумение регулировать свою двигательную активность, важно постоянно следить за сменой движений и чередованием их с отдыхом.

Двух-трехлетние дети любят выполнять поручения взрослых, поэтому чаще надо привлекать малышей к расстановке и уборке пособий. Педагог должен поддерживать интерес детей к разным физкультурным пособиям с помощью внесения новизны в их использование (внесение нового пособия, перестановка его с одного места на другое, усложнение двигательной задачи с одним и тем же пособием).

Для того, чтобы каждый ребенок в возрасте с 2-х до 3-х лет проявлял свою двигательную активность в разных видах деятельности необходимо иметь в группе достаточный набор физкультурного оборудования.

Примерный набор физкультурного оборудования для первой младшей группы

Тип оборудования Наименование Размеры, масса Кол-во на группу
Для ходьбы, бега, равновесия Валик мягкий укороченный Длина 30 см Диаметр 30 см
Горка детская  
Доска с ребристой поверхностью Длина 150 см Ширина 20 см Высота 3 см
Коврики, дорожки массажные,со следочками (для профилактики плоскостопия) 180 х 40 см
Скамейка гимнастическая Длина 150-200 см Ширина 35 см Высота 15 см
Шнур длинный Длина 100-150 см
Для прыжков Мини-мат Длина 60 см Ширина 60 см Высота 7 см
Куб деревянный малый Ребро 15- 30 см
Обруч плоский (цветной) Диаметр 40-50 см
Палка гимнастическая длинная Длина 150см Сечение 3см
Шнур короткий плетёный Длина 75 см
Для катания, бросания, ловли Корзина для метания мячей  
Мяч резиновый Диаметр 10-15см
Мяч-шар надувной Диаметр 40 см
Обруч малый Диаметр 54-65см
Шарик пластмассовый Диаметр 4 см
Для ползания и лазанья Лесенка-стремянка двухпролетная Высота 103 см Ширина 80-85 см
Лабиринт (3 секции)  
Ящики для влезания (складирующиеся один в другой)   1 комплект
Для общеразвивающих упражнений Мяч массажный Диаметр 6-8 см
Мяч резиновый Диаметр 10-15 см, 20-25 см
Обруч плоский Диаметр 20-25 см
Палка гимнастическая короткая Длина 60 - 80 см
Колечко с лентой Диаметр 5 см
Кольцо резиновое Диаметр 5-6, 18 см по 10

Вторая младшая группа

Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д.), так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы.

У детей на четвертом году жизни формируются элементарные навыки совместной двигательной и игровой деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазаньи. Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец.

Во второй младшей группе сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей.

Проявляя самостоятельную двигательную активность дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по "дорожке" и бег за ним, прыжки вверх, стараясь п

Наши рекомендации