Сотрудничество детского сада и семьи

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и УДО. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие», которые означают организацию совместной деятельности, общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. УДО должно стать открытым как «внутрь», так и «наружу».

В работе с родителями можно выделить следующие задачи:

1) изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка;

2) психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;

3) вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность;

4) помощь отдельным семьям в воспитании;

5) взаимодействие с общественными организациями родителей.

Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними в 4 этапа (В.А. Петровский).

1-й этап— «Трансляция родителям положительного образа ребенка».

2-й этап— «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье».

3-й этап— «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка».

4-й этап— «Совместное исследование и формирование личности ребенка».

Общая продолжительность всех этапов занимает около полутора — двух месяцев.

Все формы взаимодействия с семьей делятся на:

· коллективные (презентация дошкольного учреждения, родительские собрания, открытые занятия с детьми в ДУ для родителей, круглый стол, родительские конференции, школы для родителей и др.);

· индивидуальные (посещение семьи, педагогическая беседа, тематическая консультация);

· информационно-наглядные (День открытых дверей, родительский уголок, стенды, папки-передвижки, дежурства родителей в ДУ, тематические выставки).

Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Виды готовности.

Одной из задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, к переходу на следующий уровень основного образования. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал «кризисом 7 лет». Результатом подготовки является готовность детей к обучению в школе. Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность детей к школе непосредственно зависит от качества подготовки. Дошкольное образование предполагает постоянное совершенствование системы подготовки детей к обучению в школе. На решение этого вопроса ориентируют Кодекс «Об образовании», Учебная программа дошкольного образования.Вопросы готовности детей к обучению в школе рассматриваются в образовательном стандарте «Дошкольное образование».

В широком плане под готовностью к школепонимают такой уровень развития детей, который позволяет им достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане под готовностью понимают структурные компоненты, которые определяются уровнем интеллектуального, личностного, эмоционального и социального развития детей 6 лет.

Выделяют общуюи специальную готовность детей к обучению в коле.

1.морфофункциональной готовностью («школьной зрелостью») Интеллектуальная готовность Личностная готовность

2.Под специальной готовностью понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам.

В соответствии с государственным образовательным стандартом «Дошкольное образование» в старшей группе ДУ предусматривается набор образовательных областей, определяющих уровень специальной готовности 6-летних детей:

· Физическая культура;

· Обучение грамоте;

· Математика;

· Мир природы;

· Мир изобразительного искусства;

· Мир музыки.

Установлено, что неготовность ребенка к школьному обучению определяют следующие показатели

- дисгармоническое развитие интеллектуальных структур;

- несформированность познавательной мотивации (игровая мотивацияпреобладает над учебной);

- непонимание профессиональной роли учителя и неумение строить отношения в учебной деятельности;

- неадекватное отношение к себе и неумение оценивать причины своих неудач;

- недостаточно сформированные навыки сотрудничества со сверстниками в учебной ситуации;

- учебной деятельности.

Наши рекомендации