Самодиагностика профессиональной деятельности педагога.
Самодиагностика и самоанализ педагогических умений воспитателя
№ п/п | Виды умений | Начало учебного года (сентябрь) | Середина учебного года (январь) | Конец учебного года (май) | ||||||
Владею | Не владею | Владею | Не владею | Владею | Не владею | |||||
свободно | недоста- точно | свободно | недоста- точно | свободно | недоста- точно | |||||
Гностические | ||||||||||
1.1 | Изучение индивидуальных и психологических особенностей детей (диагностика) | |||||||||
1.2 | Анализ особенностей детского коллектива в условиях гуманизации образования | |||||||||
1.3 | Самоанализ результативности собственной деятельности | |||||||||
1.4 | Выявление уровня развития детей | |||||||||
Проектировочные | ||||||||||
2.1 | Постановка целей обучения и воспитания | |||||||||
2.2 | Планирование, проектирование учебного процесса | |||||||||
2.3 | Разработка новых технологий обучения (нестандартных форм занятий) | |||||||||
2.4 | Планирование целей и задач индивидуальной методической работы | |||||||||
Конструктивные | ||||||||||
3.1 | Выбор наиболее оптимальных форм работы с детьми на занятии |
Окончание табл.
3.2 | Выбор и организация оптимальных форм обучения | |||||||||
3.3 | Умение привлекать детей, делая их соавторами занятий | |||||||||
3.4 | Выбор оптимальных способов оценки деятельности детей | |||||||||
Коммуникативные | ||||||||||
4.1 | Установление доброжелательных отношений с детьми и коллегами | |||||||||
4.2 | Умение вести диалог, культура диалога | |||||||||
4.3 | Педагогический такт | |||||||||
4.4 | Адекватная самооценка, умение объективно оценить уровень педагогического мастерства |
Сводная диагностическая карта анализа умений воспитателя
№ п/п | Ф. И. О. | Гностические | Проектировочные | Конструктивные | Коммуникативные | ||||||||||||
Условные обозначения: ВС (владеет свободно); ВН (владеет недостаточно); НВ (не владеет).
САМОДИАГНОСТИКА (САМОКОНТРОЛЬ) УРОВНЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).
Самооценка эффективности работы по освоению детьми
образовательной области «физическое развитие»
№ п/п | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Характеристика деятельности воспитателя: | ||||
Дает детям знания о правилах здорового образа жизни | ||||
Дает детям знания о полезных и вредных привычках | ||||
Характеристика деятельности и (или) знаний, умений, навыков детей: | ||||
Заинтересованы в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья близких | ||||
Рассказывают о своем самочувствии | ||||
Владеют культурой приема пищи | ||||
Умеют выполнять дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения для сохранения осанки и т. д. | ||||
Проявляют интерес к закаливанию, спорту | ||||
Умеют в угрожающих здоровью ситуациях оказать помощь себе и другим |
Самооценка эффективности работы по освоению детьми
образовательной области «речевое развитие»
№ п/п | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Компоненты устной речи детей: | ||||
Объем словарного запаса детей соответствует возрастным показателям | ||||
Уровень сформированности грамматической стороны речи детей соответствует возрастным показателям | ||||
Уровень развития связной речи детей соответствует возрастным показателям | ||||
Уровень звуковой культуры речи детей соответствует возрастным показателям | ||||
Свободное общение детей: | ||||
Умеют вести деловой диалог со взрослыми и сверстниками | ||||
Владеют доказательством, аргументацией, рассуждением | ||||
Интересуются речью как особым объектом познания | ||||
Овладение детьми нормами речи: | ||||
Владеют речевым этикетом | ||||
Владеют всеми средствами звукового анализа | ||||
Владеют структурой повествования; легко сочиняют, фантазируют | ||||
Владеют речевыми средствами выразительности |
Окончание табл.
Характеристика деятельности воспитателя: | |||||
Стимулирует у детей стремление к постоянному общению с книгой | |||||
Поддерживает у детей желание самостоятельно научиться читать | |||||
Характеристика деятельности и (или) знаний, умений, навыков детей: | |||||
Сформирован эстетический вкус | |||||
Называют любимые произведения и объясняют, чем нравятся | |||||
Знают фамилии 4–5 писателей, особенности их творчества | |||||
Знают фамилии 3–4 художников-иллюстраторов, особенности их творчества | |||||
Высказывают свое отношение к образам героев, идее произведения | |||||
Различают основные жанры произведений, имеют представления о некоторых особенностях жанра | |||||
Владеют средствами интонационной выразительности | |||||
Активны в драматизации, театрализованных играх и других творческих видах деятельности на основе художественных текстов | |||||
Самооценка эффективности работы по освоению детьми
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
№ п/п | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | |
Характеристика деятельности воспитателя: | |||||
Побуждает детей взаимодействовать, сотрудничать, цивилизованно решать проблемы | |||||
Развивает у детей уверенность в себе; учит положительно оценивать себя и свои личностные качества, возможности, интересы | |||||
Формирует у детей доброжелательное отношение к окружающим | |||||
Характеристика деятельности и (или) знаний, умений, навыков детей: | |||||
Развитие игровой деятельности | Сформирован интерес к разным видам игр | ||||
Проявляют заинтересованность в совместной игре | |||||
Умеют объяснять замысел, адресовать обращение партнеру, договариваться | |||||
Согласовывают свои игровые интересы с интересами партнеров | |||||
В играх с готовым содержанием действуют точно в соответствии с задачами и правилами, требуют того же от партнеров | |||||
Знают много считалок, используют их в играх | |||||
Развитие социальных представлений | Оценивают действия и поступки, опираясь на нравственные представления | ||||
Выполняют правила культуры поведения; вежливы в общении в семье, детском саду, общественных местах | |||||
Умеют радоваться общим результатам совместной деятельности | |||||
Проявляют участие, заботу о близких и сверстниках по собственной инициативе |
Окончание табл.
Имеют близких друзей (друга) | |||||
Интересуются прошлым, настоящим и будущим семьи, города, страны, других стран | |||||
Имеют представление о школе, стремятся быть школьниками | |||||
Труд взрослых | |||||
Проявляют устойчивый интерес в познании разных видов трудовой деятельности взрослых | |||||
Имеют представление о многообразии профессий, устанавливают связи между видами труда | |||||
Используют различные источники для познания трудовой деятельности взрослых | |||||
Осознают ценность труда и его результатов | |||||
Оказывают активную помощь взрослым в бытовом труде | |||||
Рукотворный мир | |||||
Определяют, кто, когда, для чего изготовил тот или иной предмет | |||||
Сформировано бережное отношение к предметам как результатам труда взрослых | |||||
Самостоятельность | |||||
Инициативны в организации своего труда и трудовой деятельности других | |||||
Сформирована привычка повседневно трудиться | |||||
Сформировано чувство ответственности, добросовестное отношение к труду и его результату | |||||
Трудовая деятельность основана на самоконтроле |
литература
1. Варенцова, Н. С. Обучение дошкольников грамоте : пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет / Н. С. Варенцова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
2. Детские народные подвижные игры : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995.
3. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья. Методика работы с родителями : пособие для педагогов и родителей / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
4. Загик, Л. В. Воспитателю о работе с семьей : пособие для воспитателя дет. сада / Л. В. Загик [и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989.
5. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников : для работы с детьми 5–7 лет / М. Б. Зацепина. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
6. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) : пособие для воспитателя детского сада / Т. Г. Казакова. – М. : Просвещение, 1985.
7. Комплексное перспективное планирование. Подготовительная группа / под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
8. Кравченко, И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы : метод. пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова ; под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. : ТЦ «Сфера», 2011.
9. Кулик, Г. И. Школа здорового человека. Программа для ДОУ / Г. И. Кулик, Н. И. Сергиенко. – М. : ТЦ «Сфера», 2010.
10. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной группе детского сада / Л. В. Куцакова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
11. Лиштван, З. В. Конструирование : пособие для воспитателя дет. сада / З. В. Лиштван. – М. : Просвещение, 1981.
12. Максаков, А. И. Учите, играя : игры и упражнения со звучащим словом : пособие для воспитателя дет. сада / А. И. Максаков. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1983.
13. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
14. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми / Л. И. Пензулаева. – М. : ВЛАДОС, 2000.
15. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателя дет. сада / С. В. Петерина. – М. : Просвещение, 1986.
16. Ребенок и окружающий мир : занятия на прогулке. Подготовительная группа / авт.-сост. А. А. Машкова. – Волгоград : Корифей, 2007.
17. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2006.