Понятие готовности педагога к антинаркотической деятельности. Основные компоненты и уровни готовности
Наше общение сегодня мы начинаем именно с этой темы, потому что педагог должен ясно себе представлять, каким ему следует стать, какими знаниями и умениями необходимо овладеть, чтобы успешно справляться с поставленными задачами по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения, в том числе антинаркотической профилактикой.
Ранняя алкоголизация, курение, наркомания, токсикомания наносят огромный вред здоровью подрастающего поколения, подрывают нравственные и духовные основы общества. Одурманенное и покалеченное наркотиками поколение не сможет вывести общество из кризиса, необратимо страдает генофонд.
В преодолении молодежного наркотизма большая роль отводится школе, учителю. Однако специфика проблемы требует и специального обучения, готовности педагога к антинаркотическому воспитанию.
По мнению большинства исследователей, под готовностью понимается набор квалификационных характеристик, система определенных требований к специалисту, его знаниям, умениям, личностным качествам.
На основании изученной литературы, в модель готовности специалиста по антинаркотическому воспитанию мы предлагаем включить следующие четыре компонента. 1) мотивационно-волевой (личностный); 2) содержательный (теоретический); 3) процессуальный (технологический): 4) рефлексивный (методологический).
Мотивационно-волевой компонент. Мотивация, с точки зрения психологии, есть совокупность причин, определяющих ту или иную направленность поведения личности. Регуляция поведения личности осуществляется посредством влияния на субъективные переживания - стремления, желания, установки.
Основные мотивы, которые приводят специалистов на наши спецсеминары по антинаркотическому воспитанию - это желание разобраться в проблеме, стремление помочь друзьям, близким, будущим ученикам, иногда самому себе, а также надежда на перспективу трудоустройства, повышение своей конкурентноспособности на рынке труда.
Воля предполагает возможность регулировать собственные психические процессы и действия, подчиняя их своим сознательным решениям. Воля проявляется через такие качества, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость. В волевой регуляции поведения участвуют мышление, воображение, эмоции, мотивы. Развитие волевой регуляции поведения связано, прежде всего, с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкостью мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям в критических ситуациях.
Для проявления воли педагогу необходимо овладеть организационными и прогностическими умениями, техникой настойчивого поведения.
Развитие мотивационно-волевого компонента педагога-организатора антинаркотического воспитания предполагает наличие убежденности в необходимости антинаркотического воспитания учащихся, наличие собственных антинаркотических убеждений, организованность, дисциплинированность, творческую самостоятельность, любовь к детям, одержимость идеей спасения подрастающего поколения от всех видов одурманивания, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни. Педагог-организатор антинаркотического воспитания должен быть сам полностью свободен от всех наркотических зависимостей. Поэтому необходимым условием обучения на нашем семинаре является отсутствие вредных привычек или, как минимум, желание от них избавиться.
Содержательный (теоретический) компонент готовности предполагает, прежде всего, формирование базовых профессиональных знаний по педагогике и психологии: усвоение теории обучения, теории воспитания, методики воспитания, знание возрастных психологическиx особенностей и т. д. Причем, важны не только сами знания, но и способы их получения. Вот почему в наши семинары мы включаем и некоторые методологические материалы. К методологическим знаниям относятся мировоззренческие, теоретико-познавательные знания как в конкретной области, так и в науке в целом, знания по методологии научного познания, об основных законах мышления и т. д.
С позиций общеметодологического подхода рассматриваются следующие признаки научно-педагогического мышления:
умение наблюдать, анализировать и объяснять данные наблюдений, отделять существенные факты от несущественных;
умение проводить эксперимент (постановка, объяснение и оформление результатов);
осознание гносеологического цикла (факты - модель - гипотеза - следствия - экспериментальная проверка следствий);
понимание структуры теоретического знания, построение на основе опытных данных идеализированной модели, нахождение связи между количественными и качественными сторонами явлений;
овладение общенаучными идеями и принципами;
умение выделить главное в сложных явлениях природы, абстрагироваться, анализировать и обобщать материал;
осознание методов научного познания в конкретной области; их соотношение с общенаучной методологией;
умение рассматривать явления и процессы во взаимосвязи, вскрывать сущность предметов и явлений, видеть их противоречия.
Кроме базовых профессиональных психолого-педагогических и методологических знаний, в содержательный компонент готовности также входит и система специальных знаний о наркотиках, их химических свойствах, причинах и мотивах их употребления, медицинских и социальных последствиях, мифах и реалиях.
Причем, при формировании содержательного компонента готовности, необходима инвариантность знаний. Нельзя объяснить каждое частное явление, необходимы не отдельные рецепты, а теории. Надо также учитывать особенности теоретико-познавательного мышления: до тех пор, пока та или иная информация не будет сведена к простой и логической схеме, формуле, таблице, диаграмме, формулировке и т. д., материал не может считаться до конца усвоенным. Это касается как обучающих при построении учебных занятий, так и обучающихся при самообучении. Понять - значит упростить.
При формировании содержательного компонента достигается функциональная готовность специалиста. Однако необходим уровень операциональной готовности. Поэтому в модель готовности также включается и технологический или процессуальный компонент.
Процессуальный или технологический компонент предполагает сформированность определенных практических умений: диагностических, коммуникативных, подготовленность к проведению отдельных направлений воспитательной работы, владение педтехникой. Можно знать много фактов о наркотиках, но, не владея технологиями диагностики, формирования убеждений, установления взаимодействия с учащимися и их родителями и т. д., в конкретной педагогической ситуации можно оказаться совершенно беспомощным.
Педагогическая технология исследует тот же процесс, что и методика воспитания, но на другом уровне. Она изучает деятельность педагога в момент воспитательного воздействия, в момент его взаимодействия с воспитанником.
В производственном процессе технология - это система алгоритмов, шагов, гарантирующих определенный результат. Так и в педагогике, в значительной мере достижимо обучение технологии, гарантия определенного результата. Технология есть концентрированное мастерство.
Важным является и владение педтехникой: голосом, интонацией, мимикой, жестами. С этой точки зрения профессия педагога сродни профессии актера.
Наконец, рефлексивный компонент предполагает саморефлексию, взаиморефлексию, способность к прогнозированию.
Рефлексия означает "размышление". Это - постоянный самоанализ как самой работы, так и своего места в этой работе, это - постоянный "суд совести", когда анализируются все просчеты и ошибки.
Этот компонент готовности предполагает способность к постоянному самообучению, умение планировать свою работу, проектировать технологии, подбирать нужный материал для работы.
Между всеми названными компонентами готовности нет непреодолимой грани. Наоборот, они тесно взаимосвязаны. Например, формирование мотивационно-волевого компонента предполагает наличие антинаркотической убежденности, а значит и определенных антинаркотических знаний. Теоретические знания необходимы и для формирования технологического компонента. Наконец, рефлексивный компонент - вершина всего достигнутого, результат высочайшего развития всех остальных квалификационных характеристик специалиста.
Ясно, что степень сформированности всех этих компонентов может быть разная. Поэтому необходимо также различать и уровни готовности. Обычно различают несколько уровней. Так, в ранних работах проф. B. A. Сластенина названо пять уровней: интуитивный, репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческо-репродуктивный и творческий уровни, а в последних исследованиях по инновационной деятельности педагога В. А. Сластенин выделяет уже только три уровня: репродуктивный, эвристический и креативный (1997). Многие авторы обозначают уровни готовности как высокий, средний, низкий и т. п. Применительно к теме исследования договоримся взять за основу следующие четыре уровня: низкий, средний, высокий, очень высокий.
Низкий уровень готовности предполагает отсутствие системы знаний и умений, необходимых для антинаркотической работы, наличие пронаркотических предрассудков и заблуждений; возможны вредные привычки. Договоримся оценивать этот уровень оценкой "2".
Средний уровень предполагает наличие личной мотивации при решении заняться антинаркотической деятельностью, отсутствие вредных привычек или наличие прочной установки на избавления от них, репродуктивный уровень владения антинаркотическими знаниями и умениями (уровень воспроизведения, узнавания). Оценка "3".
Высокий уровень дополняется творческой активностью личности педагога, начинает формироваться самоанализ. Оценка "4".
Наконец, очень высокий уровень означает высокую степень развития самоанализа и творческой активности. Знания приобретают методологический характер. Это - уровень педагога-исследователя, "учителя учителей". Оценка "5".
Думается, что предлагаемая привычная пятибалльная система оценок облегчит проведение количественной оценки и самооценки умений и навыков специалиста.
Таким образом, степень готовности учителя к антинаркотической деятельности предполагается оценивать по четырем компонентам: мотивационно-волевому, содержательному, процессуальному и рефлексивному и по четырем уровням; низкому, среднему, высокому и очень высокому по пятибалльной шкале оценок.
Таблица l a