Основные уровни развития учебной деятельности и ступени готовности к обучению и учению

Прежде чем перейти к характеристике того, как под влиянием обучения формируется учебная деятельность де­тей в дошкольном возрасте, необходимо охарактеризовать явление «обучаемости» и «необучаемости» детей.

А. П. Усова показала, что явление невосприимчиво­сти детей к обучению является следствием неправильной методики предыдущего воспитательного влияния, основан­ной на предоставлении детям свободы в путях и спосо­бах действия, на идее «детского творчества».

В настоящее время чаще всего выделяют следующие составные части обучаемости:

1) обобщенность мыслительной деятельности;

2) осознанность мышления, определяемая соотноше­нием его практической и словесно-логической сторон;

3) гибкость мыслительной деятельности;

4) устойчивость мыслительной деятельности;

5) самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи.

Наличие этих особенностей в мыслительной деятель­ности детей и определяет темп их продвижения в процессе обучения.

А. П. Усова выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью у дошкольников. Выделены три уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности.

I уровень отличается производительностью и целе­направленностью всех процессов познавательной деятель­ности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умствен­ной деятельности.

II уровень — более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие откло­нения.

III уровень — начало формирования учебной деятель­ности, характеризующееся внешней дисциплинирован­ностью на занятии.

Более подробно признаки этих уровней даны в табл. 1.

Таблица 1

Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста

(по А. П. Усовой)

  Уровни  
I II III
Слушают указания Слушают указания, условно придержива­ются их в работе Слушают указания, но как бы не слышат
Руководствуются ими в работе Самоконтроль не­устойчив, осущест­вляется через работу других детей Не руководствуют­ся ими в работе
В случае непонима­ния задают вопросы При выполнении ра­боты склонны к под­ражанию другим детям К оценке нечувст­вительны
Правильно оцени­вают работу других Правильно оцени­вают свою собствен­ную работу Достигают нужных результатов Результаты услов­ны Результата не до­стигают


Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятель­ности. Формирование готовности к обучению и учению также имеет несколько ступеней. Каждая из них харак­теризуется: усложнением познавательного содержания; возрастающими требованиями к умственной деятельно­сти детей; развитием их самостоятельности.

На начальной ступени находятся дети младшего дошкольного возраста. Их умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, так как знания, умения и навыки они усваивают, а потребности учиться еще не испытывают.

У детей среднего дошкольного возраста обнаружи­вается готовность к усвоению знаний, возникает возмож­ность обучения их на занятиях, постановки перед ними познавательных задач.

Но эти задачи еще непосредствен­но связаны с условиями жизни и игровой деятельности детей, общением их друг с другом и со взрослыми. В этом возрасте учение обслуживает практические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста отмечаются заметные сдвиги в учебной деятельности, в способности к умственному и волевому усилию. Об этом свидетель­ствуют вопросы детей, интерес к выявлению связей и от­ношений между предметами и явлениями.

Интеллектуальные запросы старших дошкольников выражаются и в том, что их уже не привлекают простые игры и игрушки. У них развивается интерес к приобретению знаний и умений не только для применения в на­стоящее время, но и «впрок». Повышается любознатель­ность, интерес к знаниям и умственной деятельности, появляется требовательность к себе и другим.

Учебная деятельность у старших дошкольников ясно выделяется из других видов деятельности, предполагает целенаправленное обучение детей и усвоение ими опреде­ленных знаний, умений и навыков. На основе этого багажа ребенок становится способным решать различные позна­вательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности дошкольников и должно быть сформировано к концу дошкольного дет­ства.

Таким образом, полноценное развитие учебной дея­тельности дошкольников позволяет осуществлять форми­рование у них психологической готовности к школе и, в частности, к школьному обучению.

Литература

Амонашвили Ш. А. Созидая человека. М., 1982.

Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте// Избр. психологические произведения. М., 1956.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающееся обучение. М., 1981.

Леонтьев А. Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии//Избр. психологические произве­дения. М., 1983. Т. 1. С. 324—347.

Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.

Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

Усова А. П. Обучение в детском саду. М., 1981.

Эльконин Д. Б. Детская психология//Развитие ребенка от рож­дения до семи лет. М., 1960.

Якобсон С. Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы форми­рования начальных форм учебной деятельности у дошкольников//Вопр. психологии. 1988. № 3. С. 30—36.

Вопросы для повторения

1. Назовите предпосылки формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте.

2. Какие условия необходимы для развития учебной деятельности у дошкольников?

3. Выделите уровни развития учебной деятельности.

4. Назовите ступени готовности ребенка к обучению и учению.

Практические задания

1. Проведите наблюдение за детьми на занятиях во второй млад­шей, средней и старшей группе детского сада, определите уровни развития учебной деятельности. Будут ли они одинаковыми у всех детей одной возрастной группы?

2. Понаблюдайте за детьми младшего, среднего и старшего до­школьного возраста, выделите признаки, характеризующие появление у детей учебных интересов.

3. Организуйте и проведите с детьми каждой возрастной группы сюжетно-ролевую игру «Школа». Докажите, что, используя материалы, полученные в результате наблюдения за поведением детей в игре, вы­полнением взятых ролей и т. п., можно определить уровень готовности ребенка к обучению в школе.

Наши рекомендации