Политика правительства страны по стимулированию социально-экономического развития
В последние годы в российской экономике наблюдается стабилизация. 17 апреля 2013 г., выступая с отчетом о деятельности правительства в Государственной думе, Д.А. Медведев заявил, что у правительства есть свое видение того, что необходимо предпринять для выправления экономической ситуации в России в связи с сохраняющейся тенденцией к замедлению экономического роста в мире.
На встречах с президентом России Владимиром Путиным был дан анализ экономики и обсуждались меры по стимулированию экономического развития. Так, валовой внутренний продукт (ВВП) в 2012 г. вырос на 3,4 проц., реальная зарплата на протяжении практически всего 2012 г. была выше, чем в 2011 г. /темп ее роста увеличился с 2,8 проц. до 8,4 проц. в 2012 г/.
Снизился уровень безработицы – 5,5 проц. /против 6,5 проц. в 2011 г. Потребительская инфляция за 2012 г. незначительно превысила предыдущий показатель – на 0,5 процентного пункта и составила 6,6 проц. Федеральный бюджет был исполнен с небольшим дефицитом в 0,06 проц. ВВП – в отличие от многих развитых стран. Для примера бюджетный дефицит в США – около 9 проц., в Японии – 10 проц., в Великобритании – 8,2 проц.
Доля нефтегазовых доходов возросла на 0,2 проц. ВВП /до 10,3 проц./, а доля ненефтегазовых доходов осталась на уровне прошлого года – 10,3 проц. ВВП. Безусловным достижением 2012 г. стало снижение госдолга, он у России составляет 10,5 проц. ВВП.
Надёжность финансовой системы неоднократно подчёркивалась
Д.А. Медведевым, именно она позволяет России осуществлять выгодные заимствования для финансирования бюджетных приоритетов.
В 2012 г. на международном рынке капитала размещены облигационные займы Российской Федерации общим объемом 7 млрд. долларов США. А заем со сроком погашения до 30 лет стал первым столь длинным российским выпуском.
Для того, чтобы Россия успешно развивалась в условиях жесткой экономической, технологической, интеллектуальной конкуренции необходимо продолжить работу по улучшению делового климата, повышению эффективности экономики и социальной сферы. Создавать условия для развития человеческого потенциала, конкурентоспособности наших людей.
Одним из важнейших направлений политики в данный период стало развитие пенсионной системы. В 2012 г. в Правительство РФ внесён Проект Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 г. Минтрудом России определены социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации. Стратегия направлена на развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне – и высокодоходных категорий – с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение).
В Стратегии в краткосрочной перспективе предлагается:
– установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, для обеспечения пенсионных прав соответствующих категорий пенсионеров;
– изменение тарифной политики для самозанятых граждан в целях полного финансового обеспечения их пенсионных выплат;
– приведение показателей ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости в соответствие с фактической (статистической) продолжительностью жизни;
– введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений;
- расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений.
В дальнейшем планируется:
– установление актуарно обоснованного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
– уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан;
- введение механизма по осуществлению выплаты пенсии с учетом совокупного дохода пенсионера, в том числе принимая во внимание факт осуществления пенсионером работы и получение им заработной платы выше средней по экономике;
– расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением до 70%;
– оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей. Стратегия с августа 2012 г. проходит общественное обсуждение.
К 2012 г удалось снизить остроту демографической проблемы. Благодаря тому, что в течение последних лет принимались системные меры для устойчивого роста рождаемости, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. В 2012 г. в нашей стране родилось почти 2 млн. детей, что на 102,5 тыс. больше, чем в 2011 г, причем доля вторых и последующих рождений увеличилась до 51,5 проц., а суммарный коэффициент рождаемости достиг самого высокого показателя после 1991 г.
Как отметил Д. Медведев, рождение ребенка не должно быть связано со снижением уровня жизни. Он напомнил, что материнский капитал регулярно индексируется, в текущем г он составил 409 тыс. руб. Всего сертификаты получили более 4 млн. семей. В 71 субъекте Федерации выдается региональный материнский капитал.
С начала года из федерального бюджета осуществляется софинансирование расходов 50 регионов с наиболее сложной демографической ситуацией. В них введена ежемесячная денежная выплата на третьего и последующих детей. Она производится, пока ребенок не достиг трех лет. В среднем - это около 7 тыс руб. В федеральном бюджете на 2013 г. на эти выплаты предусмотрено около 6 млрд руб. 14 регионов самостоятельно ввели эту выплату за счет собственных средств.
Российская экономика в 2013 г. продемонстрировала рост на уровне стран Евросоюза – основные макроэкономические показатели стабильны. По итогам 2013 г. экономика РФ продемонстрировала, хоть и небольшой, но рост: ВВП увеличился на 1,3% по сравнению с предыдущим годом, а за первый квартал этого года – на 0,8%. Большая часть макроэкономических и социальных показателей стабильны или находятся в положительной динамике.
По информации РИА, ЕЦБ прогнозирует рост экономики еврозоны в 2014 г. на уровне 1,2%.
Анализируя экономику России в 2014 г. президент России Владимир Путин подчеркнул, что, несмотря на то, что экономика страны стабильно развивается, но как существующие, так и прогнозируемые темпы роста власть не устраивают. Глава государства призвал к большей динамике в развитии на совещании по экономическим вопросам. «Конечно, нам бы хотелось большего, мы рассчитывали на большее. Имеющиеся и прогнозируемые сегодня правительством темпы роста не могут нас устраивать, нам нужно добиться большей динамики в развитии», – пояснил глава государства, передает агентство РБК. При этом по сравнению с ведущими экономиками дела в России выглядят неплохо, есть положительные сдвиги в ряде отраслей - сельском хозяйстве, транспорте и связи. Также снизились безработица и инфляция. «Особое внимание нужно уделить финансовым институтам поддержки проектов в реальном секторе экономики, в промышленности», - подчеркнул Путин.
В феврале 2014 г. Центробанк (ЦБ) понизил свой прогноз роста ВВП в полтора раза. Мегарегулятор снизил прогноз по росту ВВП на этот год с 2 до 1,5-1,8%, следует из опубликованного доклада о денежно-кредитной политике. Прогноз на следующие два года – 1,7-2% (ранее – 2,5-3%), но даже столь скромное ускорение будет возможно лишь при условии восстановления мировой экономики и улучшения инвестклимата внутри страны, подчеркивают монетарные власти. Основными сдерживающими рост факторами в ЦБ по-прежнему считают внешние: это низкая деловая активность в странах – торговых партнерах России, особенно в еврозоне, и, как следствие, слабый спрос на российскую продукцию, а также возможное увеличение добычи нефти, что ставит под угрозу высокие цены на нефть.
В 2014 г. по-прежнему перспективными и приоритетными направлениями развития науки и технологий в России являются информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, медицина и здравоохранение, новые материалы и нанотехнологии, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность и энергосбережение.
По словам вице-премьера РФ Ольги Голодец, стратегия и конкретные планы, разработанные на основе прогноза, будут представлены на утверждение правительства в I квартале текущего года. «Мы надеемся, что такая программа действительно будет корреспондировать с теми целями, которые мы для себя ставим и в плане увеличения ассигнований на науку. Я напомню, что по планам научных исследований доля расходов на науку должна увеличиться с 1,2% ВВП в 2020 г. до 3% к 2030 г., и эта программа научных исследований должна быть подкреплена именно содержательной частью, к которой мы стремимся и которая будет заложена в ближайшее время», – отметила О. Голодец.
По ее словам, Россия в настоящее время тратит на фундаментальные исследования из различных источников 700 млрд. рублей в год, из которых 360 млрд. – это средства федерального бюджета.
Как говорится в материалах правительства, в рамках прогноза выделены направления, оказывающие наибольшее влияние на сферу науки и технологий, а также вызовы долгосрочного развития экономики, науки и общества. Кроме того, определены риски и новые возможности для научно-технологического развития России.
По мнению внешних политиков и экономистов России и мира в ближайшей перспективе для экономики нашей страны существует ряд рисков.
Эксперты Организация экономического сотрудничества и развития – (ОЭСР), в среднесрочной перспективе борьба с инфляцией в России усложнится. Несмотря на снижение темпов роста потребительских цен в 3 квартале 2013, годовой показатель может выйти за рамки целевого коридора и составить в 2013 г 6,6%. В дальнейшем, несмотря на решения правительства временно отказаться от индексации цен на коммунальные услуги и заморозить зарплаты госслужащих, темпы роста цен ожидаются выше целевых показателей – на уровне 5,7% в 2014 г – и только к 2015 г могут уложиться в целевой коридор ЦБ, снизившись до 4,5%.
Новые риски для экономики РФ, по мнению экспертов ОЭСР, несет взрывной рост потребительского кредитования. Однако ужесточение пруденциального контроля, по мнению экспертов, является в настоящее время более целесообразным, чем повышение процентных ставок.
Среди других рисков – ухудшение ситуации в зоне евро, что скажется на дальнейшем замедлении развивающихся экономик. Ухудшение настроений инвесторов на финансовом рынке может привести к усилению оттока капитала. Исправить ситуацию в данном случае может только более решительное проведение структурных реформ в РФ, причем эффект от них может проявиться уже в 2015 г., полагают эксперты ОЭСР. Как написал американский Forbes со ссылкой на Всемирный банк, в последующие 20 лет ВВП России будет отставать от среднемирового уровня. А это, как уже пишут наши экономисты, напоминает не «застой».
Самостоятельная работа:
Задание 1.
Ответьте на вопросы:
1. Расскажите об основных проблемах развития Российской Федерации на современном этапе
2. Какие перспективные направления модернизации экономики России вам известны?
3. Расскажите о развитии малого предпринимательства как перспективное направление развития экономики России.
4. Охарактеризуйте экономику России на современном этапе,
политика правительства страны по стимулированию социально-экономического развития
Задание 2.
Напишите реферат о социально-экономическом развитии Ставропольского края в 2000-2014 гг.
Тема 2.10.