Некоторые особенности социально-экономического развития страны

Развитие капитализма и связанных с этим нетрадицион­ных форм машинного производства в России конца XIX - начала XX в. сопровождалось губительным ростом несчаст­ных случаев. В 80-90 гг. XIX в. в печати появляются много­численные публикации, в которых рассматривается статисти­ка таких случаев на заводах и фабриках России в целом, в от­дельных отраслях производства, а также в сельском хозяйст­ве, на железных дорогах. Например, по данным Д. П. Николь­ского, на южных металлургических заводах «При 43.000 рабо­чих в 1907 г. было 22.156 несчастных случаев. На каждую тысячу рабочих приходилось 515 несчастных случаев... то есть в течение 2-х лет не остается ни одного не потерпевшего ра­бочего...» [127. С. 173]. Именно в таком виде встала перед российским обществом проблема соответствия человека и его работы в рассматриваемый период. Это неизбежно породило идеи о соответствующих причинах и практических мерах, да­ло толчок конкретным исследованиям и проектам в области оптимизации труда и производства, породило некоторые пред­ставления о структуре соответствия человека и объективных требований деятельности.

В этот период мы видим многие существенные варианты выходов из создавшегося сложного положения - и серию предложений, проектов по рационализации, преобразованию внешних (как социальных, так и предметно-технических) ус­ловий труда, и рекомендации, идеи в области формирования профессионально ценных качеств (включая личностные каче­ства), а также умений, навыков, в частности, приемов самоор­ганизации трудовой деятельности, саморегуляции состояний работника, и рекомендации по оказанию помощи людям в де­ле выбора профессии, подходящих занятий, и предложения, рекомендации по отбору, подбору работников для той или иной работы, области труда. Возникают и специальные иссле­дования, в частности экспериментальные, направленные на расширение, уточнение психологической составляющей знаний о трудящемся человеке.

* * *

Становление крупного машинного производства в истории отечественной экономики тщательно исследовано В. И. Лени­ным в его книге «Развитие капитализма в России» [1]. Глав­ный вывод, к которому пришел В. И. Ленин, состоит в ука­зании на то, что в 80-90 годы XIX в. капиталистическая ма­нуфактура в России «...с громадной быстротой перерастает в крупную машинную индустрию» [1. С. 542]. Последняя «на глазах» становится определяющей формой хозяйствования. Обобщив большой статистический материал, В. И. Ленин по­казал, что в это время происходит быстрый рост фабричных центров, фабричного населения. Он показал также, что капи­талистическое предприятие вносит радикальную перемену в технику и технологию производства, производит подлинный «технический переворот», «выбрасывает за борт ручное искус­ство, преобразует производство на новых, рациональных на­чалах, систематически применяет к производству данные нау­ки» [1. С. 544].

Общая характеристика изменений сельскохозяйственного труда при введении машинного производства в условиях ка­питалистических производственных отношений сводится В. И. Лениным к следующему: повышается производительность тру­да, труд обобществляется, требуется кооперация взамен инди­видуальной формы работы; возникает иерархия в разделении труда - вычленяются «полные рабочие», «полурабочие» и «рабочие малой мощи» (т. е. дети подростки); виды работы и разная «пригодность» работников учитываются при найме и расстановке рабочей силы (критерии отбора - физическая сила, выносливость, ловкость, сообразительность, квалифика­ция); труд становится более интенсивным; растет травматизм рабочих, стихия в организации труда заменяется продуман­ной системой хозяйствования [Там же. С. 172]. В. И. Ленин убедительно показывает, как крупная машинная индустрия и в земледелии, и в промышленности «... с железной силой выд­вигает требования общественного контроля и регулирования производства» [Там же. С. 192], что в свою очередь ведет к не­обходимости научного обоснования этого контроля, регулиро­вания, т. е. к развитию наук о труде.

Итак, можно утверждать, что в России 80-90 гг. XIX в. и особенно в начале XX в., как и в США и в странах Западной Европы, могла и должна была сформироваться потребность в развитии научных знании об управлении предприятием, тру­довым сообществом. И, как показывает анализ отечественных публикации, соответствующая система знаний формировалась как вполне оригинальная, подчас предвосхищая возникнове­ние соответствующих идей в других странах, а отнюдь не только используя их.

Возвращаясь к работе В. И. Ленина, необходимо отметить, что он на основе изучения положения трудящихся в земледе­лии, на кустарных предприятиях, на крупных предприятиях, использующих машинные двигатели, орудия, показывает фор­мирование в России внутреннего рынка труда в результате обезземеливания крестьян в пореформенную эпоху. Он гово­рит о ломке сословных границ, регламентировавших ранее выбор профессиональных занятий. Тем самым создаются пред­посылки более свободного, чем прежде, выбора профессии молодежью и обострение трудностей, связанных с этим сво­бодным выбором. Введение сложных машин требует в целом большого числа квалифицированных рабочих для их создания и обслуживания, а это не может не обострять внимание об­щества к проблемам профессионально-технического обучения.

Наконец, В. И. Ленин отмечает, что развитие капитализ­ма сочетает в себе одновременно с прогрессивными тенденци­ями (рост производительности труда, требования к повышен­ной квалификации и более высокому общему уровню развито­сти, образования рабочих, развитие общественной сознатель­ности трудящихся, вовлечение в сферу труда женщин и подростков, ломка патриархальных традиций и пр.) и отрица­тельные тенденции. К ним В. И. Ленин относит рост эксплуа­тации трудящихся, безмерное удлинение рабочего дня, обра­зование резервной армии труда (безработных); рост травма­тизма и профессиональных болезней рабочих и т. д. Все это, с одной стороны, порождает обострение отношений между тру­дом и капиталом, проявляющееся в стихийном рабочем рево­люционном движении, и, с другой стороны, порождает попыт­ки общественности внести научно обоснованные формы регла­ментации труда в целях предотвращения травматизма и обес­печения охраны здоровья трудящихся.

Особая тяжесть положения трудящихся в России рассмат­риваемого периода связана с крайне несовершенным их юри­дическим статусом. В результате забастовочного движения конца 70-гг. правительство вводит один за другим фабрично-заводские законы: о работе малолетних (1882 и 1885 гг.); «Правило о найме рабочих на фабрики и заводы...» и «Пра­вило о взаимоотношениях рабочих и фабрикантов» (1886); «Закон о продолжительности и распределении рабочего вре­мени...» (1897); «Закон об ответственности предпринимателей за увечья рабочих...» (1903) и другие. Для осуществления го­сударственного надзора за соблюдением фабричных законов в 1882 г. была учреждена фабрично-заводская инспекция [107. С. 173]. Для сравнения: в Англии фабричные законы были введены в 40-е гг. XIX в., в Германии - в 70-е годы [107].

Введение фабричного законодательства, несмотря на его несовершенства, способствовало широкому общественному об­суждению «рабочего вопроса» и стимулировало, в частности, научные исследования в области человеческого фактора тру­да. Институт фабричного надзора, насколько это следует из до­кументов, определяющих права и обязанности фабричных ин­спекторов, круг их задач, должен был выполнять контроль­ные, профилактические и исследовательские функции, направ­ленные на поиск и систематизацию путей совершенствования, организации труда и управления на капиталистическом пред­приятии, урегулирование взаимоотношений между рабочими и предпринимателями, способствовать оздоровлению труда и ох­ране жизни и здоровья рабочих [107].

Анализ социально-экономического развития России конца XIX - начала XX вв. позволяет в итоге выделить те области общественной практики, в которых могла складываться пот­ребность в научных, и в частности, психологических знаниях о труде и трудящемся (и, где эти знания, следовательно, мог­ли порождаться), а именно: 1) организация труда и управле­ние производством на капиталистическом предприятии; 2) об­щественная и фабричная медицина, работа по охране жизни и здоровья работающих; 3) народное образование, профессио­нально-техническое обучение, содействие молодежи в выборе профессии.

Будучи порождены не чистой логикой теоретической мыс­ли, не умозрением, но потребностями практики, психологичес­кие идеи, исследования и опирающиеся на них проекты, акты внедрения науки в практику характеризуются признаком междисциплинарности и во всяком случае многоаспектности, комплексности. Так, например, «Железнодорожная психоло­гия» - труд видного деятеля железнодорожной службы Рос­сии Ивана Ивановича Рихтера [159] охватывает вопросы и того, что сейчас называют «организационное проектирова­ние», и анализ условий безопасности труда, и надежности ра­боты персонала, и разработку правил подбора и обучения служащих, и многое другое.

Если упомянутая работа И. И. Рихтера в своем заглавии содержит указание на область психологии, то многие работы других авторов, органично включающие психологические идеи и даже специальные исследования, не содержат номинальных указаний на психику или психологию.

Наши рекомендации