Влияние внешнего долга на социальную сферу и меры правительства в решении проблем социально-экономического развития страны

Нарастание внешнего долга – опасное явление для социальной сферы общества. Чем больше кредитов и процентов по ним необходимо выплатить государству иностранным держателям, тем больше средств изымается из статей бюджета, выделенных на социально-экономическое развитие страны. Поэтому правительство государства-должника обязано поддерживать баланс распределения средств, чтобы вовремя платить по кредитам и в то же время обеспечивать экономическую и социальную стабильность в стране. Далеко не каждое государство способно на такое. Тем не менее, Соединённые Штаты, являясь одной из крупнейших мировых держав, стараются держаться на плаву, несмотря на самый большой размер государственного долга.

Настоящая политика США в социально-экономической сфере обуславливается несколькими факторами: во-первых, это необходимость преодоления последствий финансового кризиса 2014-2009 гг. Американской экономике удалось выйти из кризиса, однако моментально искоренить такие факторы как высокий уровень безработицы, падение цен на недвижимость, замедление экономического роста попросту невозможно. Во-вторых, в последние годы правительство США проводит активную политику по ускорению темпов и увеличению объёмов экономического роста, а также по сокращению расходов бюджета, что в конечном результате должно привести к уменьшению внешней задолженности. Рассмотрим некоторые показатели, связанные с деятельностью государства по восстановлению социально-экономического развития страны.

Можно отметить значительное увеличение уровня безработицы с 5% в 2008 г. до 9,1% в 2011 г., связанное с мировым финансовым кризисом. Однако уже в 2012 г. наблюдается снижение данного показателя до 8,2%, а в период с 2011 по 2014 гг. уровень безработицы снизился на 2,5% и в январе 2014 г. стал равен 6,6% . В настоящее время уровень безработицы в США стремительно приближается к докризисному состоянию, что, безусловно, является положительной тенденцией.

Одной из причин роста государственных расходов, несомненно, выступают военные расходы, запланированные на 2007 г. в размере более 600 млрд. долл. (в 10 раз больше китайского военного бюджета и в 20 раз больше российского военного бюджета). Даже экономике США не под силу отвлекать безболезненно такие колоссальные средства, поэтому сокращаются, прежде всего, социальные расходы: на здравоохранение, образование, программы помощи бедным и престарелым, оказание помощи отсталым странам и т.д. Однако, в связи с политикой США по сокращению расходов бюджета, военные расходы также были лимитированы.

В 2014 г. по сравнению с 2013 г. планируется увеличить расходы на выплаты пенсий (на 54,903 млн. долл. или на 6,3%), на здравоохранение (на 91,382 млн. долл. или на 10,4%) и на образование (на 43,839 млн. долл. или на 44,7%). При этом сокращаются расходы на национальную оборону с 856,534 млн. долл. в 2013г. до 830,860 млн. долл. в 2014г. (снижение на 3%).

Такое изменение в политике расходования можно объяснить следующим: нынешнее правительство США настаивает на том, что наряду с общим сокращением расходов, необходимо их наращивание на ключевых направлениях, чтобы сохранять и усиливать конкурентоспособность страны в современной глобальной экономике. Главные приоритеты - образование и профессиональная подготовка, инновации и инвестиции в НИОКР, а также модернизация американской инфраструктуры. Президент сравнил предлагаемое республиканцами сокращение государственных расходов в области науки и образования с «облегчением перегруженного самолета путем снятия с него двигателя»

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на колоссальные размеры государственного и в частности внешнего долга, США всё же поддерживают статус мирового лидера. Политика государства в данный момент направлена на сокращение государственных расходов в области экономики, а также развитие социальных сфер общества. Америка стоит на пути увеличения темпов экономического роста и развития, и, пока она уверена в своих силах, иностранные инвесторы верят в надёжность американской экономики и будут продолжать вкладывать свои средства в казначейские бумаги США предпочитая надёжность доходности.

Выводы по 2-ой главе

Возникновению и росту внешней задолженности США предшествовала история этого государства, которая обуславливает и современное состояние внешней задолженности. В настоящее время размер внешнего долга США давно перешёл рубеж критического значения. Однако отношение внешнего долга Америки к ВВП, хоть и превысило отметку в 100 процентов, тем не менее, остаётся меньше такого же показателя некоторых стран. Увеличение внешних заимствований во многом обуславливается постоянным дефицитом бюджета, а также отрицательным сальдо платёжного баланса.

Это в свою очередь подводит нас к проблеме зависимости мировой экономики от государственного внешнего долга США и экономики страны в целом. Америка является главным потребителем на мировом рынке товаров и услуг. Стоит основным на сегодняшний день её кредиторам, таким как Китай и Япония отказаться от финансирования американской экономики, за этим тут же последует неминуемый застой в экономиках этих стран, а также возможный крах мировой валютной системы. К тому же сами США почти загнали себя в так называемую долговую петлю, когда новые внешние заимствования используются для погашения уже имеющихся долгов.

Тем не менее, правительство США определило дальнейший курс развития страны, направленный на достижение экономического роста. Начинают предприниматься следующие меры по разрешению данной проблемы: принимаются законопроекты по сокращению расходов федерального бюджета, обеспечивается социальная стабильность в обществе, а также национальная безопасность (сохранение независимости внутренней и внешней политики от кредиторов), осуществляются попытки введения грамотной бюджетно-налоговой политики.

Множество экспертов строят предположения насчёт дальнейших действий США и мирового сообщества. Проблема обслуживания Америкой своего внешнего долга является наиболее острой в последние годы в виду таких аспектов как достижение страной экономического роста, а также сохранение США своих позиций в мировой экономической системе. Однако, учитывая природу американцев и их уверенность в непоколебимости собственной страны, можно поверить в слова Джона Кеннеди: «Американец – оптимист по природе. Он – экспериментатор, изобретатель, строитель, который строит лучше всего тогда, когда должен возвести великое строение. Заставьте его поверить в себя, поставьте перед ним великую цель, и он найдёт способы достичь этой цели». Быть может, поставив перед собой цель, состоящую в решении проблемы государственного внешнего долга, Америка найдёт способ достичь и этой цели.

Выводы

Таким образом, мы выяснили, что представляет из себя зона свободной торговли и как интеграция влияет на страны-участников и их конкурентноспособность.

Помимо этого, я провел статистический анализ социально-экономического развития и конкурентоспособности США (ключевого члена НАФТА), и выяснил, что огромное влияние на состояние экономики, уровень жизни и поведение страны на мировой арене оказывает государственный долг.

Основываясь на знаниях, приобретенных и укрепленных во время создания данной курсовой работы, можно дать некоторые рекомендации для России.

С целью стимулирования экономического развития и повышения конкурентоспособности России важно активизировать участие в интеграционных процессах, развивать торговое, производственное и научно-техническое сотрудничество с развитыми государствами и наиболее развитыми из числа развивающих стран.

Для России как страны с переходной экономикой особо актуальным является сотрудничество с экономически развитыми государствами, где центром притяжения интересов России являются Евросоюз и АТЭС, выступающие источником принципиально новой продукции и технологий, финансовых инноваций, инвестиций, передового опыта организации производства, управления бизнесом и денежными потоками. Россия является членом АТЭС и Восточноазиатского саммита, в рамках которых поставлена задача формирования зон свободной торговли. В АТЭС – концепция Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (ФТААП) и в Восточноазиатском саммите – Восточноазиатского сообщества.

Наряду с этим, также не менее важны для России интеграционные тенденции в СНГ, поскольку исходя из теории таможенных союзов, чем территориально ближе страны-члены распложены друг к другу, тем меньше вероятность, что транспортные расходы будут препятствием на пути эффекта «создания торговли», а значит, такая интеграция будет выгодна всем странам-участницам.

В целом, интеграционные тенденции, проявляющиеся на постсоветском пространстве, могут привести к развитию реальной интеграции. Особую роль в этих объединениях, включая Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, СНГ, ЕврАзЭс, Союзное государство РФ и РБ играет Россия. Сохранение российского влияния в регионе Восточной Европы и Средней Азии в посткризисный период во многом зависит от способности России адекватно и своевременно реагировать на вызовы глобальной экономики. Это потребует от России глубокого переосмысления своей политики в регионе и поиска решений, обеспечивающих вовлечение ресурсов стран СНГ в модернизацию российской экономики.

Список литературы

1. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов.- М.: Изд-во Перспектива, 2007.- 256с.

2. Даркин А.В. Интеграция в рамках НАФТА.-Научный электронный журнал «Региональные исследования».- №2.-2010. – 45 с.

3. О влиянии интеграционных процессов в Северной Америке на Канаду см.: Комкова Е.Г. Канада и НАФТА: итоги и перспективы североамериканской экономической интеграции / Е.Г. Комкова. – М., 2005. – 349 с.

4. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие – Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – 3-е изд. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005. – 510 с.

5. Мировая экономика и международные экономические отношения: [в 2 ч.] Ч. 1: учебник под ред. чл.-корр. РАН, д-ра экон. наук, проф. Р.И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2006. – 671 с.

6. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения: учебник / Б.М. Смитиенко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 512 с.

7. www.bls.gov – официальный сайт Статистического управления министерства труда США

8. www.naftanow.org – Североамериканское соглашение о свободной торговле

9. www.trade.gov – официальный сайт управления Внешней торговли США

10. www.treasury.gov – официальный сайт Министерства Финансов США

11. www.ustr.gov – официальный сайт торгового представительства США

[1] Даркин А.В. Интеграция в рамках НАФТА.-Научный электронный журнал «Региональные исследования».- №2.-2010.- с.3.

[2] Источник: NAFTA//http://www.naftanow.org. Данные взяты за 2008 год для сравнения доступных показателей одного и того же периода разных стран. На 2014 г, данные показатели выросли в среднем на 10%

[3] Даркин А.В. Интеграция в рамках НАФТА.-Научный электронный журнал «Региональные исследования».- №2.-2010.- с.6.

[4] http://www.naftanow.org

[5] http://www.ustr.gov

[6] Источник: составлено на основе данных Министерства иностранных дел и международной торговли Канады// http://www.international.gc.ca/

Наши рекомендации