Территориальная целостность России

Уважение прав её населения и соседних народов - главное условие политического развития

ПЛАН:

1.Обеспечение территориальной целостности России

2. Осуществление мер территориальной целостности России.

3. Территория РФ и ее конституционно-правовой статус.

Обеспечение территориальной целостности России

Суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, так как составляют его основу, без чего государство не может существовать. Их обеспечение является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России.

Согласно сложившемуся в науке пониманию целостность – это обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой. Понятие целостности выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью. Оно характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития.

Иногда целостностью называют и сам объект, обладающий такими свойствами, – в этом случае это понятие употребляется как синоним понятия «целое». Указанные характеристики следует понимать не в абсолютном, а в относительном смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой, существует лишь в единстве с ней. Кроме того, представления о целостности какого-либо объекта исторически преходящи, обусловлены предшествующим развитием научного познания данного объекта. Методологическое значение представления о целостности состоит в указании на необходимость выявления внутренней детерминации свойств целостного объекта и на недостаточность объяснения специфики объекта извне.

Территориальная целостность государства является одним из основополагающих принципов международного права, направленным на обеспечение стабильности в межгосударственных отношениях. Сущность этого принципа, утвердившегося с принятием Устава ООН в 1945 г., составляет защита территории государства от любых посягательств. Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории.

Осуществление мер территориальной целостности

России

Принцип государственной целостности не может быть поставлен под сомнение в связи с федеральным характером Российского государства. Территориальная целостность является приоритетной по отношению к федеративному устройству Российской Федерации. «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти».

Для федеративных государств, правовое закрепление своей территории, имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение, поскольку непосредственно связано с такими понятиями как целостность территории и целостность государства. Как отмечается в Концепции национальной безопасности России, интересы государства на сегодняшний день, наряду с иными, состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России.

Обеспечение целостности территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Существуют общие положения по обеспечению целостности территории РФ:

1. Отделение любой части территории Российской Федерации от Российской Федерации не допускается.

2. Передача любой части территории Российской Федерации иностранному государству, за исключением случая, указанного в пункте 4 настоящей статьи, не допускается.

3. Обмен между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными участками территории допускается в пограничной зоне и только в целях делимитации, демаркации или редемаркации Государственной границы Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации».

4. Обмен между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными участками территории, в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется только при условии заключенного и ратифицированного международного договора Российской Федерации.

К числу конституционных гарантий территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации можно отнести, прежде всего:

1. провозглашение в тексте Конституции единства государства, территориальной целостности Российской Федерации (преамбула, ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 5);

2. закрепление обязанности государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4);

3. конституционное установление состава территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 67);

4. включение принципов и норм международного права, международных договоров России (в том числе об установлении Государственной границы, сотрудничестве в сфере обороны и безопасности) в ее правовую систему (ч. 4 ст. 15).

Существенным фактором обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности территории федеративного государства являются правовые механизмы вмешательства федерации в компетенцию ее субъектов, в том числе осуществление федеральными органами отдельных полномочий органов субъектов федерации. Соответствующие механизмы можно рассматривать как институт федерального вмешательства или «федеральной интервенции». Нарушение, а иногда и сама угроза нарушения территориальной целостности могут и должны вызывать ответную реакцию Российского государства.

Формами федерального вмешательства могут быть финансово-экономическое воздействие; отмена нормативных актов субъекта, если они противоречат федеральному законодательству, в том числе органами конституционного контроля; расформирование органов власти субъекта и управление им через специально уполномоченное должностное лицо (например, комиссара) либо непосредственно из центра (например, прямое президентское правление), а также применение вооруженной силы, т.е. ввод специальных подразделений полиции и (или) собственно вооруженных сил. Формы, пределы и процедуры федерального вмешательства в различных федерациях различаются в зависимости от угроз безопасности государства, его исторических традиций, уровня экономического и правового развития соответствующей страны, степени интегрированности общества. Кроме того, от концепции федерального вмешательства как обеспечительной, правовосстановительной или карательной меры будут зависеть и конкретные формы федерального вмешательства.

Согласно Конституции Российской Федерации в нашей стране для обеспечения государственного единства и территориальной целостности России могут быть реализованы нормы о согласительных процедурах (ст. 85), а также о чрезвычайном (ст. 88) и военном положении (ст. 87). Постоянно действующими структурами, обеспечивающими государственное единство и территориальную целостность Российской Федерации, являются уполномоченные представители Президента (п. «к» ст. 83), прежде всего, в федеральных округах

Введение военного положения, как и чрезвычайного положения, на территории Российской Федерации или части ее территории означает установление специального правового режима. Режим военного положения определяется рассматриваемым Федеральным конституционным законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Неотъемлемой частью сохранения и обеспечения территориальной целостности и единства территории страны является разрешение территориальных споров. Существует несколько правил, которые констатируют порядок мер по обеспечению целостности территории РФ:

1. В целях обеспечения целостности территории Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией обязаны принимать необходимые меры по разрешению территориальных споров, возникших между субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и иностранным государством.

2. Территориальные споры между субъектами Российской Федерации разрешаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

3. Территориальные споры Российской Федерации с иностранными государствами разрешаются исключительно мирными средствами путем принятия политических, дипломатических, экономических, правовых, организационных, административных, судебных и иных мер в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Существует также ответственность за нарушение настоящего Федерального закона, за которое предусматривается наказание. За нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, касающимся обеспечения целостности территории Российской Федерации, а также за правонарушения, совершенные в период действий особого режима, устанавливаемого в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, введение специальных правовых режимов в соответствии с Конституцией и федеральным конституционным законодательством на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее частях является важным конституционно-правовым механизмом обеспечения неприкосновенности территории и территориальной целостности Российской Федерации. В целом к числу конституционно-правовых средств обеспечения неприкосновенности территории и территориальной целостности Российской Федерации относится конституционное закрепление единства, неделимости территории, территориальной целостности государства, обязанности государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории; конституционное установление состава территории государства; включение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров государства в его правовую систему; установление и реализация (при необходимости) механизмов федерального вмешательства, режимов чрезвычайного и военного положения. В целом Российская Федерация обладает широким спектром конституционно-правовых средств обеспечения неприкосновенности своей территории и территориальной целостности страны. Насущной задачей остается эффективное их использование на практике.

Наши рекомендации