Лекция №4. Тема: Казачество и неказачье население Подонья и Приазовья. Этнокультурные процессы и традиции в XVI- первой половине X1Х в.в.
Становление и развитие донского казачества как этнокультурной группы, её превращение в социо -корпоративный субэтнос к началу XIX века.
Отличительные черты донского казачества как этно-культурной группы в период ранней истории XVI-XVIII в.в.: единая территория, «донской говор» с разновидностями диалектов, экономическая и социальная общность, своеобразие культурных черт, обычаев, традиций.
Полиэтническая основа донского казачества. Влияние на становление самобытной культуры элементов восточных, азиатских (тюркских) культур, малороссийской культуры и различных великорусских культурно-этнических групп (рязанцы, севрюки, повольники и др.)
Сходство и отличие этнокультурных типов нижне-, средне- и верхнедонских казаков. Территориальные, культурные различия в среде казачества: черкасня, урюпинцы, хопрецы, вешенцы и др.
Основные сословные привилегии, права и обязанности казаков: личная свобода – воля, освобождение от налогов, рекрутчины, право беспошлинной торговли в пограничных городах, безоброчная ловля рыбы, добыча соли, свободное винокурение в пределах области, станичное самоуправление. Обязательная военная и пограничная служба, снаряжение «конно и оружно» за свой счет, из доходов своего земельного надела-пая. Подворная, почтовая и постойная государственные повинности.
Военные традиции. Вооружение, военная подготовка, спообы ведения боя, особенности казачьей боевой тактики «лава», «вертень», разведа и засада. Специфика морских военных походов. Система управления казачьим войском, войсковые чины и звания, символы и знаки.
Конь в хозяйственной и военной жизни казака.
Политические традиции, казачье демократическое самоуправление. Традиции проведения Войскового круга, станичного схода. Атаманская власть и выдающиеся донские атаманы.
Проблема соотношения этнокульткрных и военно-сословных традиций. Сложность и «мозаичность» сословно-корпоративной структуры казачьего донского субэтноса. Донские дворяне и чиновники, торговые казаки, рядовое служилое казачество.
Донские базовые (свои) татары и калмыки, их культурные и конфессиональные отличия, инкорпорация в состав казачества в 17 -19 веке.. Кочевья донских калмыков во второй половине ХУ111века, их приписка к Войску Донскому и казачьему сословию в 1802 -1806г.г.
Роль православной церкви и священнослужителей в казачьих общинах и войске. Войсковые и церковные праздники и обряды. Особенности жизни и быта казаков-старообрядцев. Веротерпимость казачества. Влияние моральных устоев христианской веры на культурную жизнь. Казачьи заповеди.
Традиционная одежда и жилище казаков, донской колорит: казачьи городки и станицы, столица – черкасский городок.
Хозяйство и быт, роль охоты и рыболовства, земледелия и скотоводства, виноградарства и виноделия. Торговля и «торговые казаки», их связи с русскими купцами.
Традиции казачьей семьи. Отношение к женщине-казачке и детям, особенности воспитания. Женщина казачка, ее роль в семье и внутренний мир. «Гулящие и порочные» казаки, борьба с пьянством и воровством в Войске Донском. Особенности казачьего менталитета: «рыцарский дух», казачье братство, молодечество, набожность, патриотизм. Становление традиций патернализма в отношении с «царствующим домом» Романовых, наивный монархизм казачества в Х1Х веке.
Крестьянское население на Дону в к.XVII-XVIII в.в. Жизнь и быт, основные занятия: земледелие, рыбная ловля, скотоводство. Превалирование культурного влияния великорусских и малороссийских(украинской) этнических групп. Оземейные, вольнонаемные рабочие и бурлаки на Дону их статус, работа на соляных промыслах и рыбных ловлях, отношения с казаками.
Переселение греков и армян в Приазовье, становление и развитие торгово-промышленных и сельских поселений в 70-90 г.г. XVIII века.
Особенности и культурный колорит армянских и греческих этнических групп. Жилища, одежда, особенности кухни, занятия. Развитие торговли и предпринимательства, добрососедские отношения с казачеством.
Архитектурные новшества, состав населения, культурные традиции первых крепостей и городов Приазовья и Подонья: Азова, Таганрога, Ростова и Новой Нахичевани, Черкасска и Новочеркасса. Деятельность инженера А.И. Ригельмана и его вклад в создание истории народов Кавказа и казачества.
Развитие медицины и просвещения на Дону. Открытие первого народного училища в г. Черкасске в 1790г. Просветительская и научная деятельность В.Д.Сухорукова.
Область Войска Донского – «транспереферия» Российской империи или «военизированная губерния» в нач. XIX века. Новые капиталистические тенденции в экономической жизни края. Быстрое развитие торговли и товарно-денежных отношений. Успехи товарного земледелия, торговля зерном через порты Азова и Таганрога. Крупнейшие ярмарки Дона: Ростовская, Урюпинская, Успенская и др. Создание в 1802-1804 г.г. «Общества торговых казаков». Становление мануфактурного производства. Открытие залежей угля, шахторазработки. Роль казачества в развитии горнодобывающей промышленности. Становление Грушевского поселения и угледобывающего района в 30-40 годы XIX века.
Успехи донского скотоводства и коневодства. Частные конезаводы и экономии Кирсановых, Иловайских, Корольковых.
. Присоединение городов Ростов и Нахичевань (Ростовского уезда) к Екатеринославской губернии в 1802 году. Утверждение герба и официального плана города в 1811 году. Развитие торговли и банковского дела в 40-50 годы, повышение уровня культуры и образования в н. XIX века.
Очередная волна колонистов в Приазовье. расселение на Дону малороссиян, тавричан, немцев, иудеев, поляков и других этнических групп.
Глоссарий: этнизация, культурный архетип, культура заимствования, ментальность, сословность и корпоративизм, поликонфессиализм и веротерпимость, таможня, транжемент, бурлаки, сипут
КОНТРОЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА № 1( конец октября - начало ноября КШИ, ХПК, конец марта - нач. апреля - СКСТ):Проводится в ко часах КСР в виде тестирования, проверки наличия у студентов текстов учебных лекций, план-конспектов тем и вопросов семинарских занятий.Результаты аттестации выставляются в ведомость в виде баллов рейтинга( аттестованным считается студент набравший от 15-и до 30-и баллов)