Лекция 3. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. 2 страница

Исследователи М.Б.Щукин, Г.С.Лебедев, Д.А.Мачинский, Ю.М.Лесман «придают особое значение противостоянию славян и Византии на Дунае для формирования культуры Прага – Корчаг в пограничье балто-славянского мира: славяне выделились из балто-славянской общности, столкнувшись с Византией, выйдя «из лесов и болот» на «исторические рубежи» (Петрухин В.Я. С. 13). Именно поэтому все новое в культуре племен, назвавшихся славянами, восходит к провинциально-римским образцам. Так называемые «древности антов» (термин А.А.Спицына) – это клады вещей византийского происхождения сер. I тыс. н.э., найденные на территории среднего Поднепровья. Письменным источникам раннеславян-ских государств хорошо известна легенда о дунайской «прародине» славян. Изложена она и в раннем русском летописании: «По мнозех же вре-менех селе суть Словени по Дунаеви, кде есть ине Оугорьская земля и Бол-гарьская. От тех Словен разидошашася по земьли и прозвашася имены своими кде седоша на котором месте ...» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 5).

Важно знать и особенности этногенеза различных восточнославянских «союзов племен». Так, словене новгородские, суда по орфографии берестяных грамот и данным антропологии, пришли на берега Волхова и Ильменя с балтийского (польского) Поморья, кривичи сформировались при значительном участии аборигенного балтского населения, на культуру волынян оказало влияние предшествующее кельтское население вельбар-ской археологической культуры, поляне и древляне - две части племени с единой материальной культурой. Северяне, радимичи и вятичи происходят от единой племенной группы «север», испытавшей алано-болгарское влияние. Следует отметить, что аланы - это потомки ираноязычных сарматских племен. Прямыми потомками аланов в настоящее время являются осетины. Болгары - первоначально, в VII-IX вв., тюркские кочевые племена. Термин «болгары» буквально означал «смесь» (смесь племен). В период славянской колонизации Восточной Европы во 2 пол. I тыс. н. э. аланы и болгары составляли основное население степей этого региона (Артамонов М.И. С. 221-238, 473-490). На рассмотрении культуры вятичей как племени, населявшего территорию современной Тульской области, можно остановиться более подробно. Еще в конце XIX в. русский археолог А.А.Спицын отметил совпадения мест расселения восточнославянских «союзов племен», известных по тексту «Повести временных лет», с ареалами распространения определенных типов одной из категорий женских украшений, т.н. височных колец*. Обычно их находили в области черепа в погребениях, совер-шенных по обряду, совмещавшему языческие традиции и христианские нововведения: когда труп уже не сжигали, но еще насыпали курган. Для ареала расселения словен новгородских были характерны т.н. ромбощит-ковые височные кольца, для дреговичей - трехбусинные, для радимичей -семилучевые, для вятичей – семилопастные, для кривичей - браслетооб-разные. Височные кольца вятических девушек и женщин наиболее интересны с точки зрения эстетики и очень похожи на височные кольца радимичей. Ранние типы височных колец этих этнических (племенных) групп абсолютно аналогичны между собой и с ранними височными кольцами северян. Кроме того, ранние типы этих украшений являются плоскостным подражанием объемным колтам – серьгам византийского производства. Таким образом, столь незначительный, на взгляд современного человека, элемент материальной культуры как тип женских серег подтверждает данные письменных источников о первоначальном месте проживания северян по соседству с Византией и о дальнейшем выделении из состава северян радимичей и вятичей (легенда «Повести временных лет» о происхождении радимичей и вятичей от родных братьев, пришедших «от Ляхов») (Григорьев А.В. С. 121-133). Помимо этого, данные археологии, в первую очередь, исследования костяков в слое 1 четв. X в. на городище у с. Супруты Щекинского р-на Тульской обл., позволяют утверждать о значительном участии в формировании этнографического облика вятичей верхнего По-очья не только алано-болгар, но и балтского и финно-угорского автохтонных населений. У с. Уткино в верховьях р. Упы на территории Киреевского р-на Тульской обл. исследовано поселение IX в., где постройки представляли из себя симбиоз славянского и алано-болгарского принципов создания жилища: котлованы традиционных для славян полуземлянок имели не подпрямоугольную, а округлую форму, т.е. были приспособлены под перекрытие не деревянным срубом, а кочевничьей юртой. Интересным представляется и характерный для вятичей обряд захоронения остатков кремации в подкурганных домовинах - деревянных ящиках. Подобный тип погребений исследован С.А.Изюмовой при раскопках курганной группы у с. Тризново Щекинского р-на Тульской обл. Подкурганные домовины известны и среди погребений кривичей. Поэтому, скорее всего, этот элемент обряда возник в итоге участия балтов в этногенезе отдельных групп славян – вятичей и кривичей.

К распространенному заблуждению, встречающемуся в учебной литературе, следует отнести описание погребальной обрядности славян. По данным археологии хорошо известно, что вплоть до распространения христианства славяне своих покойников сжигали. Наиболее архаичен обряд кремации «на месте», когда на месте сожжения насыпали курган. Гораздо более распространен был обряд кремации «на стороне», когда остатки кремации помещали в глиняном горшке либо высыпали в основании кур-гана, в его средней или верхней части. Широко распространена была практика досыпки курганов, когда они служили коллективными родовыми усыпальницами. При этом для славянских погребений характерно присутствие минимального набора вещей - глиняных горшков, железных ножей, поясных пряжек, женских украшений (височных колец, бус, браслетов, шейных гривен, перстней). Тем не менее, часто славянам «приписывают» погребения в ладье, погребения с человеческими жертвоприношениями, погребения с лошадьми, с богатыми вещевыми наборами. Истоки этого заблуждения ясны. Они основаны на описании Ибн Фадланом погребения знатного «русса» в 60-х годах X в., на материалах раскопок курганов русских дружинников (дружинные некрополи Киева, Чернигова. Гнездово) и призваны обосновать славянский характер русской дружины Х в. Однако погребения в ладье либо с частью корабельной бортовой обшивки относятся к типично скандинавским. Погребения с лошадью характерны для кочевников, балтийских племен, встречаются в скандинавов. Характерны для кочевников и скандинавов и богатые вещевые наборы в могилах. Следы человеческих жертвоприношений вообще неизвестны среди восточнославянских древностей.

Славянские религиозные воззрения, и так называемое «язычество», базировались на общем индоевропейском религиозном мировоззрении. Центрами поклонений являлись святилища (капища), на которых росли священные дубы, либо устанавливались каменные, чаще – деревянные, изображения богов (идолы). Священным животным у славян была свинья. Наиболее ранним верховным божеством, очевидно, был Род, символом которого служило дерево дуба.

3. Наиболее ранняя форма общественной организации славян – кровнородственная (родовая) община, которая постепенно трансформировалась в соседскую (территориальную) общину. Однако основными составляющими элементами территориальных общин служили большие патриархальные семьи – единый хозяйственный коллектив. Судя по небольшим размерам жилищ, в рамках патриархальных семей существовали моногамные семьи, как отдельные супружеские коллективы.

Из ремесел основными были – металлургическое (плавка железа в домницах), кузнечное, обработка цветных металлов (ювелирное), косторезное и кожевенное. Важной отраслью хозяйства было бортное (лесное) пчеловодство.

Очевидно, приход в последней четверти VII в. тюрок - болгар во главе с ханом Аспарухом на нижний Дунай послужил отправным моментом для расселения славян по просторам Центральной и Восточной Европы.

На территории будущего Древнерусского государства наиболее ранние славянские памятники археологии датируются VI-VII вв. и относятся к восточной части ареала культуры Прага – Корчак – бассейну р. Буг и восточному Прикарпатью. Очевидно название их населения было "дулебы": "Дулебы живяху по Бугу, где ныне волыняне" (Повесть временных лет). В формировании этнического облика этого племени помимо славян приняло участие более раннее кельтское население Прикарпатья. Южнее – в бассейне рек Днестра и Прута расположены археологические памятники синхронной культуры типа Пеньково. Обычно их связывают с антами, упоминавшимися Иорданом и другими авторами VI в. В формировании этой славянской культуры заметно влияние сарматского (иранского) населения.

"Повесть временных лет", написанная в начале XII в., упоминает ряд славянских племенных объединений Восточной Европы, которые вошли в состав Древнерусского государства. Данные археологии подтверждают летописную информацию. В лесостепном ареале среднего Поднепровья проживало "племя" полян, севернее - в зоне лесов - древляне (деревляне) и в районе, так называемого "Полесья", в бассейне р. Припять - дреговичи. Материальная культура этих объединений была единой, а их названия, буквально обозначавшие районы расселения - поля, леса и "дрегву"- болота, очень архаичны и, очевидно, отражали регионы расселения первоначально единой племенной группы (археологическая культура типа Луки Райковецкой). Южнее - по Днестру и "до моря" расселились уличи и тиверцы. Со 2 пол. VIII в. по левым притокам Днепра расселилось племенное объединение «Север» (северяне). В сложении их этнического облика приняли участие кочевые алано-болгарские (ирано-тюркские) племена. В IX-X вв. часть северян освоила бассейн верхней Оки и, смешавшись с местными балтскими племенами, образовала "племя" вятичей. Часть северян в это же время продвинулась на север и стала известна в бассейне р. Сож (юго-восточная Белоруссия) как радимичи. Бассейн р. Волхов осваивался так называемыми "словенами новгородскими" с территории польского Поморья. Это известно по данным антропологии и орфографии новгородских берестяных грамот. Они смешивались с местными финно-угорскими племенами. Территория современной Белоруссии, Смоленской области, юго-западной части Московской области и вплоть до рязанского Поочья была колонизирована кривичами (буквально: кровные — родные). Эта группа восточных славян сформировалась при сильном влиянии автохтонных балтских племен. Очевидно, под балтским влиянием у кривичей и вятичей сформировался обряд захоронения остатков кремации в домовинах – небольших деревянных ящиках, размещавшихся в основании кургана, ближе к краю (могильник у с. Тризново Щекинского района Тульской области). В VII-IX в.в. славянские племена Восточной Европы были вовлечены в международную транзитную торговлю, которая осуществлялась по водным артериям Волхова, Западной Двины, Днепра, Волги и Дона между скандинавами, славянами, финно-уграми, Византией, Хазарским каганатом и Арабским халифатом. Славяне "попадают на строки" сочинений арабских авторов Ал Масуди, Ибн Фадлана, Ибн Хордадбеха, Гардизи, Ибн Руста, носивших красивые названия: "Золотые луга и россыпи самоцветов", "Промывальни золота и рудники самоцветов". В обмен на пушнину, рабов и зерно в славянские земли с VIII в. началось массовое поступление арабских серебряных монет, украшений (большинство из которых составляли стеклянные, реже – каменные бусы). Колонизация восточноевропейских просторов и участие в международной торговле активизировали процесс общественного развития славян. Не позднее VIII-IX вв. у славян в итоге распада родоплеменного строя формируется так называемая "военная демократия" – предгосударственная фаза общественного развития. Катализатором этого процесса являлось политическое и культурное влияние на славянские племена Хазарского каганата - первого государства Восточной Европы, существовавшего с сер. VII в. по 2 пол. X в. Центром образования этого государства были предкавказские и прикаспийские степи. Господствующим этносом – тюркоязычные хазары. Два другие основные этносы, составлявшие большинство населения государства – потомки ираноязычных сарматов – аланы и болгары – тюрки. Исследования советских археологов во 2 пол. XX в.(М.И.Артамонова, С.А.Плетнева ) показали высокий уровень развития городской культуры в каганате. Его столицей был город Итиль на Волге (Итиле), археологические остатки которого пока не найдены. Второй по значению город государства – Саркел, крепость которого была построена в 835 г. византийским инженером Петронасом на р. Дон (археологическое Левобережное Цимлянское городище). В 730/731 гг. хан Булан в качестве государственной религии принял иудаизм. Древнейшая русская летопись XI в. зафиксировала в форме придания "о хазарской дани" информацию о вхождении в VIII-IX вв. полян, северян и вятичей в состав Хазарского каганата. Возможно, что Киев как город сформировался на окраине этого государства. Византийский император и историк X в. Константин Багрянородный в своем сочинении «Об управлении империей» привел хазарское название Киева – Самбатас, что значит "предел земли".

Другим центром политического и культурного влияния на славянские племена Восточной Европы в кон. I тыс. н.э. был Скандинавский полуостров.

Лекция 3. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

План:

1. Основные этапы становления государственности

2. Норманская теория, её политический смысл. Антинорманизм.

3. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей

4. Крещение Руси при князе Владимире: легенды и реалии

5. Расцвет Киевской державы при Ярославе Мудром. «Русская правда».

6.Политическая раздробленность Руси, её позитивные и отрицательные последствия

Литература:

Артамонов М.И. История хазар. – Л., 1962; СПб., 2001.

Древнейшие государства Восточной Европы. – 1988 г. – М., 2000.

Кобищанов Ю.М. Полюдье: Явление отечественной и всемирной истории цивилизаций. – М., 1995.

Ловмяньский Х. Русь и норманны. – М., 1985.

Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. - М., 1951 (переиздание – СПб., 2002).

Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. – 1991. - № 2-3.

Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М., 1990.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI вв. - М.; Смоленск, 1995.

Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – 2-е изд. – М., 2004.

Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений - М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2005.

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII в. – СПб., 2003.

1. Участвуя в Великом переселении народов, к VIII веку славяне заселяют обширные пространства Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы. Не позднее VIII-IX вв. у славян формируется так называемая «военная демократия» – предгосударственная фаза общественного развития. В ходе расселения у славян происходило разложение племенного строя и переход к соседской общине. Вместо патриархальных родов возникают новые общности, которые носили уже территориальный характер. Структура этих общностей была двухступенчатой: несколько относительно небольших образований составляли, как правило, более крупные – «союзы племенных княжеств». В эпоху раннего средневековья уже выделяются устойчивые объединения восточных славян. «Повесть временных лет», написанная в начале XII в., упоминает ряд славянских племенных союзов Восточной Европы, которые вошли в состав Древнерусского государства. Данные археологии подтверждают летописную информацию. В лесостепном ареале среднего Поднепровья проживало «племя» полян, севернее - в зоне лесов - древляне (деревляне) и в районе, так называемого «Полесья», в бассейне р. Припять - дреговичи. Материальная культура этих объединений была единой, а их названия, буквально обозначавшие районы расселения - поля, леса и «дрегву» - болота, очень архаичны и, очевидно, отражали регионы расселения первоначально единой племенной группы (археологическая культура типа Луки Райковецкой). Южнее - по Днестру и «до моря» расселились уличи и тиверцы. Со 2 пол. VIII в. по левым притокам Днепра расселилось племенное объединение «Север» (северяне). В сложении их этнического облика приняли участие кочевые алано-болгарские (ирано-тюркские) племена. В IX-X вв. часть северян освоила бассейн верхней Оки и, смешавшись с местными балтскими племенами, образовала племенной союз вятичей. Часть северян в это же время продвинулась на север и стала известна в бассейне р. Сож (юго-восточная Белоруссия) как радимичи. Бассейн р. Волхов осваивался так называемыми «словенами новгородскими» с территории польского Поморья. Это известно по данным антропологии и орфографии новгородских берестяных грамот. Они смешивались с местными финно-угорскими племенами. Территория современной Белоруссии, Смоленской области, юго-западной части Московской области и вплоть до рязанского Поочья была колонизирована кривичами (буквально: кровные — родные). Эта группа восточных славян сформировалась при сильном влиянии автохтонных балтских племен. Очевидно, под балтским влиянием у кривичей и вятичей сформировался обряд захоронения остатков кремации в домовинах – небольших деревянных ящиках, размещавшихся в основании кургана, ближе к краю (могильник у с. Тризново Щекинского района Тульской области). На основе союза племенных княжеств полян в Среднем Поднепровье к началу IX века сложилось политическое образование, поучившие название Русь. Для отстраненного взгляда «извне», со стороны византийских и арабских авторов, это был народ «неизвестный» и «неименитый», варварский, языческий; его происхождение связывалось, прежде всего, с чудовищными народами края ойкумены - Гогом и Магогом, князем Рос и т.п. Представление о варварском северном народе рос, широко распространившееся в контексте эсхатологической легенды о Гоге и Магоге, было непосредственно использовано патриархом Фотием связи с осадой Константинополя в 860 г.: «Народ вышел из страны северной, устремляясь как бы на другой Иерусалим»

2. Ответ на вопрос «откуда есть пошла Русская земля» русский летописец (который назван в некоторых древнерусских памятниках Нестором) дал в начале «Повести временных лет» (ПВЛ): от призванных в 862 г. (лето 6370 от сотворения мира по летописной датировке) «варяг прозвася Руская земля» [ПВЛ. I. С. 18]. Присутствие на Руси в IX – X вв. скандинавских дружинников-варягов и летописный рассказ о варяжском происхождении правящей династии (Рюриковичей) породили длительную (с XVIII века) дискуссию между норманистами и антинорманистами. Первые отстаивали точку зрения о создании Древнерусского государства скандинавами, а вторы отрицали это.

Острота споров вокруг этимологии названия восточнославянского государства возникших во второй половине XVIII в. в полемике М. В. Ломоносова с немецкими учеными (Байером, Миллером) в Российской академии и имевших в то время отчетливо выраженный политический характер, сохранялась до последних десятилетий. И норманисты, и антинорманисты в XVIII — первых десятилетиях XX в. стояли на единых методологических позициях: идеалистическом представлении о возможности создания государства одним лицом или группой лиц. Это обусловило подмену проблемы происхождения государства вопросом о происхождении его названия. В то же время уже отечественный историк В. О. Ключевский отмечал нетождественность этих вопросов.

В настоящее время у отечественных и зарубежных историков существует мнение, что возникновение Древнерусского государства стало возможным в результате экономического и социального развития, внутренних процессов; что внешние влияния могли несколько ускорить или замедлить, но отнюдь не заменить их.

3. Согласно ПВЛ, в 879 году умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, вместо которого, стал управлять родственник князя Олег (879 - 912). Дата эта, как и другие в ПВЛ достаточно условная. Но, в отличие от Рюрика, историчность Олега и Игоря не подвергается никакому сомнению. Вряд ли приходится сомневаться и в общей канве дальнейших событий, описанных в ПВЛ, прежде всего походе Олега на юг. По сути, северный правитель закрепился в земле кривичей (Смоленске) и других пунктах вдоль «пути из варяг в греки». Уже это ясно показывает направленность действий Олега. По словам ПВЛ, Олег, достигнув Киева, обманом умертвил Аскольда и Дира, и сам закрепился в южном городе, объявив его «матерью городов русских». Несомненно, этот термин более позднего происхождения (он - калька с греческого), но сам факт захвата Олегом Киева сомнений не вызывает.

Время княжения Олега примечательно его военным походом к Царьграду в 907 - 911 гг. Летописцы пишут, что Олег, приплыв к стенам византийской столицы, велел своим дружинникам вытащить ладьи на берег, поставить их на колеса и, развернув паруса, подступить к городу. Изумленные греки признали себя побежденными, заплатили Олегу дань и подписали с ним выгодный для Руси договор в 911 году. Предание гласит, что победоносный князь прибил к воротам Царьграда свой щит.

Русские летописи оставили об Олеге противоречивые сообщения:

Лаврентьевская летопись - Олег родственник Рюрика, а значит князь, имевший право на престол. Умер в Киеве в 912 году от укуса змеи.

Новгородская I летопись - Олег воевода Рюрика. Умер своей смертью в Ладоге в 922 году.

Есть еще и другие вопросы, ответы на которые ищут историки: каков бы возраст Игоря в год смерти Рюрика и узурпировал ли власть Олег?

В силу этого обстоятельства историки по-разному относятся к Олегу Вещему. Одни считают его безвестным конунгом, разбойничьи захватившим Киев, а другие, наоборот, идеализируют его. Академик Б. А. Рыбаков считает княжение Олега в Киеве незначительным эпизодом, излишне раздутый позднее летописцами и норманистами.

После смерти Олега княжить начал Игорь (912-945). Его княжение было долгим и деятельным. Игорь принял власть уже в зрелом возрасте, по подсчетам С. М. Соловьева, приблизительно в 35 лет. «Повесть временных лет» мало упоминает об Игоре до начала его княжения: в 903 году Игорь женился на псковитянке Ольге, в 907 году во время похода Олега на Царьград Игорь оставался в Киеве.

В самом начале княжения Игорю пришлось вновь подчинять власти Киева древлян. Недовольные данью Олега, древляне отказались платить дань новому князю. Игорь не только нанес поражение древлянам, но и обложил их большей данью, чем Олег. Однако второе столкновение с древлянами закончилось гибелью князя. После сбора дани в 945 году Игорь с малой дружиной решил собрать ее повторно. Древляне во главе со своим князем Малом перебили малочисленную дружину Игоря и самого князя.

Игорь совершил два военных похода на Царьград. В первом походе русские суда были сожжены «греческим огнем». Во втором походе Игорь принял предложение греков о мире и подписал с ними в 944 году договор, менее выгодный для Руси по сравнению с договором 911 году.

Договоры Киевской Руси с Византией отражали самую раннюю стадию международных отношений. Тогда подданные различных государств смотрели друг на друга как на скрытых врагов и каждый, кто попадал в чужую страну, чувствовал себя в ней, как во вражеском стане.

По договору 944 года русский князь должен был всех посланных от себя в Царьград снабжать специальными грамотами, в которых указывать, сколько послал кораблей, чтобы греки знали, что русские прибыли к ним с миром. Прибывших без грамот византийское правительство задерживало и сообщало о них киевскому князю. В случае, если задерживаемые пытались оказать сопротивление властям, те снимали с себя ответственность за жизнь прибывших. Русским послам и купцам запрещалось творить какие-либо бесчинства по пути в столицу Византии. По прибытии в Царьград они обязаны были зарегистрироваться и жить на подворье монастыря Святого Мамы, в предместье города.

С утверждением постоянной столицы в Киеве складывается понятие «Русская земля», «Русь» (у византийцев «Россия»). К середине X в. это понятие уже обнимало Киевскую землю, корме нее термин применялся и к Новгородской земле, именуемой Внешней Русью. Не случайно в договорах с греками русскими городами названы в первую очередь Киев, Чернигов и Переяславль, но возможно, к ним причислялись и другие города, находившиеся под непосредственным княжеским управлением.

В последние десятилетия в мировой науке конкурируют две трактовки слова «русь». Многие отечественные и зарубежные лингвисты, историки и археологи придерживаются скандинавской этимологии названия и постепенно пополняют ее аргументацию (лингвистическую — А. И. Попов, Г. А. Хабургаев, Г. Шрамм, археологическую — Г. С. Лебедев). Ряд отечественных историков вслед за М. Н. Тихомировым настаивает на автохтонном (среднеднепровском) происхождении этого названия, однако доказательства в их трудах либо отсутствуют, либо сводятся к общим соображениям о существовании в Среднем Поднепровье Русского государства на рубеже VIII—IX вв. (или раньше) при отсутствии здесь скандинавских древностей.

Вопрос остаётся дискуссионным, но вероятнее всего слово «русь» имеет неславянское происхождение. Участники варяжских отрядов, гребцы и воины, носили название, производное от rops. Можно предположить, что самоназвание скандинавов, отраженное словом «русь» было нейтральным, не связанным с племенными традициями. Дружина Олега прозвалась русью уже будучи полиэтничной.

Распространение названия «русь» на полиэтничные дружины вело к быстрому размыванию первоначальной этнической приуроченности его к скандинавам. К середине Х в. по всей территории расселения восточных славян от Киева до Ладоги распространяются дружинные древности, складывается «дружинная культура», впитывающая и сплавляющая в единое целое элементы разноэтничного происхождения. Ее носителями являются прежде всего великокняжеские дружины, присутствие которых отмечается по археологическим данным на важнейших водных путях, на погостах и в городах Древнерусского государства: в Верхнем Поволжье и Поднепровье, в Поволховье, а также на территории формирующейся «русской земли» в узком смысле — собственно в Киеве и в Черниговской земле. Включение этих земель в сферу действия великокняжеских дружин свидетельствует об их консолидации и формировании территории государства, подвластного «великому князю русскому», как он именуется в договорах руси и греков.
Отсутствие четкой этнической атрибуции прилагательного «русский» в договорах подчеркивается тем, что имена доверителей, заключавших договор «от рода русского», имеют не только скандинавское, но и славянское, балтское, финское происхождение; при этом славянскими оказываются и имена некоторых представителей собственно княжеского «русского рода». Таким образом, названия «русь», «русский» здесь не связываются со скандинавами, а все территории, подчиненные великому князю, хотя и заселенные разноэтничными народами, называются «Русской землей» («всякое княжье и все люди Русския земли»). Постепенно в процессе консолидации разноэтничных территорий под эгидой великокняжеской власти возникает расширительное географо-политическое понятие «Русь» и «Русская земля».

Эволюция названия «русь» не представляет ничего исключительного. Она характерна для эпохи становления государств и сложения новых этнических общностей (народностей). Так Болгария, славянское государство, восприняло название от тюркской группы болгар, а романоязычная (по основному населению) Франция, получила название по германскому племенному объединению франков. История последнего этнонима заслуживает внимания в связи с историей названия «русь». Очевидно, что и название «франки» не имело первоначально значения племенного этнонима: оно обозначало конгломерат германских племен.

Держава, созданная Олегом, была весьма своеобразным политическим объединением. Олег и его ближайшее окружение были варягами, но на юге эти пришельцы быстро ославянились, очевидно, вступая в брачные связи с местным населением и сливались с ним уже в следующем поколении.

Главной задачей русских князей первой половины X века была организация полюдья, а затем военно-торговых экспедиций с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра. Эти экспедиции носили регулярный характер (по Константину - ежегодный), и их не следует путать с большими военными мероприятиями Олега и Игоря, результатом которых были заключения договоров, обусловливавших регулярную торговлю.

Внешнеполитические мероприятия первых киевских князей выглядят двояко. С одной стороны, это обеспечение сбыта товаров, собранных во время полюдья, с другой - это уже чисто государственные акты, имеющие и политическую подоплеку. Именно такой характер носили походы Олега и Игоря. Наибольшей активностью отличалась внешнеполитическая деятельность сына Игоря и Ольги – Святослава.

Святослав (945 – 964) продолжил дело Игоря и Ольги по объединению восточнославянских земель и централизации системы управления. При нем в состав Руси вошел находившийся в междуречье Оки и Волги племенной союз вятичей. Установив власть Киева в земле вятичей Святослав вышел на Волгу, разгромил Волжскую Булгарию и, двинувшись вниз по Волге, обрушился на Хазарский каганат. Переживавшая к этому времени упадок Хазария потерпела поражение. Святослав разрушил обе её столицы (Итиль и Семендер). После этого восточное направление внешней политики Руси было резко изменено.

В 967 г. по договорённости с византийским императором Никифором Фокой он выступил против Болгарского Царства, одержал победу и обосновался на Нижнем Дунае. Отсюда Святослав начал угрожать Византии. Начинается затяжная война, в которой Византия активно использовала кочевников-печенегов, захвативших причерноморские степи после падения Хазарии. В 971 г. новый император Иоанн Цимисхий переходит в наступление и блокирует Святослава в крепости Доростол (на правом берегу Дуная). Святослав вынужден оставить Балканы. В 972 г. возвращающаяся в Киев часть русского войска попала в печенежскую засаду на Днепровских порогах. В стычке Святослав убит.

Наши рекомендации