ЦЕННОСТИ (полезные характеристики)
ИНДИВИД *г::;;:::;;:;;:;;:;:::;:;:.тГ ГРУППА
(авторитет, статус) ЦЕННОСТИ
Рис. 3.2. Схема собственно группового ценностного обмена в лидерстве
Содержательно данная схема показывает, что статус индивида обусловлен его ценностным вкладом в жизнедеятельность
86_____________ Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
группы (коллектива) как совокупного субъекта. Иными словами, мера психологического вознаграждения группой своего члена (в частности, наделение авторитетом, признание лидером) зависит от величины его ценностного вклада в эффективность группового функционирования. Таковы основные элементы модели механизма выдвижения в позицию лидера. Следует отметить, что в реальном групповом процессе, на стадии значительного развития группы оба указанных уровня ценностного обмена тесно связаны между собой. И их разведение зачастую (как правило, в сложившейся, стабильной группе) возможно скорее лишь в теоретическом анализе, нежели в конкретном эмпирическом исследовании. Кроме того, в свете данных, представленных в предыдущей главе, необходимо конкретизировать «поле» ценностного обмена, имея в виду не группу вообще, но прежде всего - важнейшие сферы ее жизнедеятельности как отвечающие активностям инструментального и экспрессивного типа. Именно в них (на основе того или иного типа групповой активности) происходит развертывание внутригруппового ценностного обмена, следствием чего является как образование отдельных лидерских структур, так и складывание общей структуры группового лидерства.
Обсуждаемая модель прошла значительную эмпирическую проверку. Ее результаты подробно изложены ранее [Кричев-ский, 1985; Кричевский и Рыжак, 1985] и хорошо поддерживают основные положения модели.
Замечу также, что модель ценностного обмена в лидерстве успешно «работает» не только в группах взрослых или людей, по возрасту к ним приближающихся (я имею в виду, например, старшеклассников). Как показывает, например, диссертационное исследование Т. В. Каширских [1999], она может быть использована и при объяснении процесса лидерства в группах дошкольников.
В этом исследовании, проведенном в группах 6-7-летних детей, поведение лидеров (они выявлялись посредством игрового варианта социометрического теста) характеризовалось стремлением к поиску и реализации компромиссного решения фрустрационных проблем. Дети-лидеры, хотя и обладали довольно высоким уровнем экстрапунитивности (по детскому тесту Розенц-вейга), в то же время умело вовлекали сверстников в процесс конструктивного разрешения возникшей проблемы, оптимально используя при этом их возможности. Тем самым они вносили весомый ценностный вклад в нормальное функционирование детской группы, получая в награду за это от сверстников лидерский статус.
Причинно-следственные связи между ценностным вкладом и статусом руководителя рассматриваются чуть ниже, в 3.3. Здесь же, в завершение раздела, приведу интереснейшую, на мой взгляд, иллюстрацию яркого жизненного проявления механизма ценностного обмена в лидерстве.
Жизненная иллюстрация. В июньских номерах «Комсомольской правды» за 1983 г. печаталась документальная повесть Василия Пескова «Зимовка» о тяжелейшей по своим условиям, полной драматизма зимовке в Антарктиде на станции «Восток» группы советских исследователей. На станции при 70-градусном морозе случился пожар, уничтоживший большую часть жилья, оборудования, продовольствия зимовщиков, вызвавший человеческие жертвы. Люди оказались в критической ситуации.
«Лидер? Да, он, конечно, немедленно обнаружился, -пишет В. Песков, - как только люди оказались у грани опасности. В такие минуты люди, как к магниту, тянутся к человеку, не потерявшему голову, к человеку, решения которого безошибочно верные, «к человеку, с которым, - как сказал самый молодой из «восточников», Петр Полянский, - я сразу почувствовал: не пропадешь». Таким человеком оказался инженер-буровик Борис Моисеев».
88_____________ Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА
Журналист далее замечает, что герой его в обычной жизни скромен, незаметен и, по мнению хорошо знающих его зимовщиков, никак «в лидеры не проходит».
«А там, - продолжает В. Песков, - он был подлинным лидером. С самой первой минуты драмы». Почему же именно этот человек, а не кто-то другой, например начальник станции или парторг (фигура для тех лет, как принято теперь говорить, знаковая), стал лидером? Что обеспечило восприятие людьми именно его как отвечающего этой роли?
Немало профессиональных и чисто человеческих достоинств инженера Моисеева описывается в повести. Но я приведу лишь те из них, которые в наибольшей степени помогают объяснить психологический взлет этого человека.
Итак, в момент пожара «это он, точно оценив ситуацию, крикнул: "Ребята, немедленно вниз - крыша сейчас провалится!" Сам он спрыгнул последним. Это он сразу же вспомнил - на буровой есть забытый движок и побежал его заводить. Движок нуждался в наладке. Борис все сделал, и движок заработал. Борису принадлежит идея спасательных печек. И это он, обнаружив на свалке дизель, сказал: "Ребята, чего бы нам это ни стоило, - восстановим!". Омертвевший на морозе трактор ухитрился завести он, и дизель удалось втащить к месту ремонта. Баню построить Борис настоял, предложил под нее жилую свою комнатушку, был «прорабом» на этой жизненно важной стройке... Тут нет возможности перечислить все, что придумано, предложено и сделано руками инженера-буровика в критические моменты зимовки. Делая записи, я спросил у ребят: все точно, не перехвалим? Сказали: все справедливо!»
А заканчивает В. Песков портрет лидера следующими словами зимовщиков с «Востока»: «Абсолютной честности человек... За самое трудное берется первым. Пока не закончено дело, не успокоится. Не ждет похвал... Человек мягкий и добрый. Не дожидается, когда попро-
сят помочь, сам видит, где трудно, и без слов помогает... Ничего - очертя голову: сначала подумает, потом делает. Обязательно посоветуется. И тебе посоветует, но мягко и не обидно... Иногда нужно, чтобы с тебя не только спросили, но поддержали, поняли, вошли в твое положение. Борис и это умеет... Верит в людей. Ему всегда хочется, чтобы все было хорошо. И сам для этого делает все возможное. Его любимое обращение: "Мужики!.." Любимый тост за столом: "За любовь!.."» «Таков, - резюмирует журналист, - лидер. Такие качества ценят люди в сложной, критической обстановке» (Комсомольская правда. 1983. № 138). Не вдаваясь в детальный анализ приведенного текста, ограничусь лишь кратким психологическим комментарием к нему. На мой взгляд, в описанных В. Песковым событиях нашли отражение как минимум два интереснейших штриха к феномену лидерства:
• во-первых, показана яркость проявления этого феноме
на именно в экстремальной ситуации, на примере реализации
роли ситуативного лидера;
• во-вторых, отчетливо зафиксирован механизм выдвиже
ния в позицию лидера по схеме ценностного обмена. Причем
интересно, что в данном случае совершенно несостоятельным
оказывается прагматический момент обмена. В экстремальной
ситуации групповой жизни лидерский статус «оплачен» вы
соким личным вкладом индивида в жизнедеятельность груп
пы, скорее всего, без предварительной калькуляции «выгод» и
«затрат», естественной для спокойного течения событий.
Однако выдвижение в позицию лидера, как будет показано
далее, обусловлено не только вкладом члена группы в эффек
тивность ее функционирования. Действия индивида, или его
вклад, должны получить также соответствующую оценку со
стороны партнеров по группе. Результатом такой оценки яв
ляется восприятие индивида как лидера.
Но только ли действия самого претендента на лидерский статус обусловливают подобное восприятие? Или существует какой-то механизм, связанный, например, с субъективностью наших оценок? С целью ответа на эти вопросы обратимся далее к когнитивному механизму, получившему название «имплицитной теории» лидерства.