ЦЕННОСТИ (полезные характеристики)

ИНДИВИД *г::;;:::;;:;;:;;:;:::;:;:.тГ ГРУППА

(авторитет, статус) ЦЕННОСТИ

Рис. 3.2. Схема собственно группового ценностного обмена в лидерстве

Содержательно данная схема показывает, что статус индиви­да обусловлен его ценностным вкладом в жизнедеятельность

86_____________ Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА

группы (коллектива) как совокупного субъекта. Иными сло­вами, мера психологического вознаграждения группой своего члена (в частности, наделение авторитетом, признание ли­дером) зависит от величины его ценностного вклада в эффек­тивность группового функционирования. Таковы основные элементы модели механизма выдвижения в позицию лидера. Следует отметить, что в реальном групповом процессе, на стадии значительного развития группы оба ука­занных уровня ценностного обмена тесно связаны между со­бой. И их разведение зачастую (как правило, в сложившейся, стабильной группе) возможно скорее лишь в теоретическом анализе, нежели в конкретном эмпирическом исследовании. Кроме того, в свете данных, представленных в предыдущей главе, необходимо конкретизировать «поле» ценностного об­мена, имея в виду не группу вообще, но прежде всего - важ­нейшие сферы ее жизнедеятельности как отвечающие актив­ностям инструментального и экспрессивного типа. Именно в них (на основе того или иного типа групповой активности) происходит развертывание внутригруппового ценностного об­мена, следствием чего является как образование отдельных лидерских структур, так и складывание общей структуры группового лидерства.

Обсуждаемая модель прошла значительную эмпирическую проверку. Ее результаты подробно изложены ранее [Кричев-ский, 1985; Кричевский и Рыжак, 1985] и хорошо поддержи­вают основные положения модели.

Замечу также, что модель ценностного обмена в лидерстве ус­пешно «работает» не только в группах взрослых или людей, по возрасту к ним приближающихся (я имею в виду, напри­мер, старшеклассников). Как показывает, например, диссер­тационное исследование Т. В. Каширских [1999], она может быть использована и при объяснении процесса лидерства в группах дошкольников.

В этом исследовании, проведенном в группах 6-7-лет­них детей, поведение лидеров (они выявлялись посред­ством игрового варианта социометрического теста) ха­рактеризовалось стремлением к поиску и реализации компромиссного решения фрустрационных проблем. Дети-лидеры, хотя и обладали довольно высоким уров­нем экстрапунитивности (по детскому тесту Розенц-вейга), в то же время умело вовлекали сверстников в процесс конструктивного разрешения возникшей про­блемы, оптимально используя при этом их возможно­сти. Тем самым они вносили весомый ценностный вклад в нормальное функционирование детской груп­пы, получая в награду за это от сверстников лидерский статус.

Причинно-следственные связи между ценностным вкладом и статусом руководителя рассматриваются чуть ниже, в 3.3. Здесь же, в завершение раздела, приведу интереснейшую, на мой взгляд, иллюстрацию яркого жизненного проявления ме­ханизма ценностного обмена в лидерстве.

Жизненная иллюстрация. В июньских номерах «Ком­сомольской правды» за 1983 г. печаталась документаль­ная повесть Василия Пескова «Зимовка» о тяжелей­шей по своим условиям, полной драматизма зимовке в Антарктиде на станции «Восток» группы советских ис­следователей. На станции при 70-градусном морозе случился пожар, уничтоживший большую часть жилья, оборудования, продовольствия зимовщиков, вызвав­ший человеческие жертвы. Люди оказались в критиче­ской ситуации.

«Лидер? Да, он, конечно, немедленно обнаружился, -пишет В. Песков, - как только люди оказались у гра­ни опасности. В такие минуты люди, как к магниту, тянутся к человеку, не потерявшему голову, к челове­ку, решения которого безошибочно верные, «к челове­ку, с которым, - как сказал самый молодой из «вос­точников», Петр Полянский, - я сразу почувствовал: не пропадешь». Таким человеком оказался инженер-буровик Борис Моисеев».

88_____________ Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА

Журналист далее замечает, что герой его в обычной жизни скромен, незаметен и, по мнению хорошо зна­ющих его зимовщиков, никак «в лидеры не проходит».

«А там, - продолжает В. Песков, - он был подлинным лидером. С самой первой минуты драмы». Почему же именно этот человек, а не кто-то другой, например на­чальник станции или парторг (фигура для тех лет, как принято теперь говорить, знаковая), стал лидером? Что обеспечило восприятие людьми именно его как отве­чающего этой роли?

Немало профессиональных и чисто человеческих до­стоинств инженера Моисеева описывается в повести. Но я приведу лишь те из них, которые в наибольшей степени помогают объяснить психологический взлет этого человека.

Итак, в момент пожара «это он, точно оценив ситуа­цию, крикнул: "Ребята, немедленно вниз - крыша сей­час провалится!" Сам он спрыгнул последним. Это он сразу же вспомнил - на буровой есть забытый движок и побежал его заводить. Движок нуждался в наладке. Борис все сделал, и движок заработал. Борису принад­лежит идея спасательных печек. И это он, обнаружив на свалке дизель, сказал: "Ребята, чего бы нам это ни стоило, - восстановим!". Омертвевший на морозе трак­тор ухитрился завести он, и дизель удалось втащить к месту ремонта. Баню построить Борис настоял, пред­ложил под нее жилую свою комнатушку, был «прора­бом» на этой жизненно важной стройке... Тут нет возможности перечислить все, что придумано, предложено и сделано руками инженера-буровика в критические моменты зимовки. Делая записи, я спро­сил у ребят: все точно, не перехвалим? Сказали: все справедливо!»

А заканчивает В. Песков портрет лидера следующими словами зимовщиков с «Востока»: «Абсолютной чест­ности человек... За самое трудное берется первым. По­ка не закончено дело, не успокоится. Не ждет похвал... Человек мягкий и добрый. Не дожидается, когда попро-

сят помочь, сам видит, где трудно, и без слов помога­ет... Ничего - очертя голову: сначала подумает, потом делает. Обязательно посоветуется. И тебе посоветует, но мягко и не обидно... Иногда нужно, чтобы с тебя не только спросили, но поддержали, поняли, вошли в твое положение. Борис и это умеет... Верит в людей. Ему все­гда хочется, чтобы все было хорошо. И сам для этого делает все возможное. Его любимое обращение: "Мужи­ки!.." Любимый тост за столом: "За любовь!.."» «Таков, - резюмирует журналист, - лидер. Такие ка­чества ценят люди в сложной, критической обстанов­ке» (Комсомольская правда. 1983. № 138). Не вдаваясь в детальный анализ приведенного текста, ограни­чусь лишь кратким психологическим комментарием к нему. На мой взгляд, в описанных В. Песковым событиях нашли отражение как минимум два интереснейших штриха к фено­мену лидерства:

• во-первых, показана яркость проявления этого феноме­
на именно в экстремальной ситуации, на примере реализации
роли ситуативного лидера;

• во-вторых, отчетливо зафиксирован механизм выдвиже­
ния в позицию лидера по схеме ценностного обмена. Причем
интересно, что в данном случае совершенно несостоятельным
оказывается прагматический момент обмена. В экстремальной
ситуации групповой жизни лидерский статус «оплачен» вы­
соким личным вкладом индивида в жизнедеятельность груп­
пы, скорее всего, без предварительной калькуляции «выгод» и
«затрат», естественной для спокойного течения событий.
Однако выдвижение в позицию лидера, как будет показано
далее, обусловлено не только вкладом члена группы в эффек­
тивность ее функционирования. Действия индивида, или его
вклад, должны получить также соответствующую оценку со
стороны партнеров по группе. Результатом такой оценки яв­
ляется восприятие индивида как лидера.

Но только ли действия самого претендента на лидерский ста­тус обусловливают подобное восприятие? Или существует ка­кой-то механизм, связанный, например, с субъективностью наших оценок? С целью ответа на эти вопросы обратимся да­лее к когнитивному механизму, получившему название «им­плицитной теории» лидерства.

Наши рекомендации