Место и роль учебного предмета
В ходе изучения предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе, обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный предмет играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности, создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы. Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Предмет в 1 классе занимает особое место в реализации программы, т.к. он призван обеспечить эффективность продолжительной работы в последующие годы по намеченным выше направлениям. Именно в первом классе объемно и предметно раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура и человек, как культуросозидающий субъект. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества, благодаря чему вводятся ведущие содержательные аспекты предмета и определяются главные педагогические подходы к освоению предмета – коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовно-ориентированный
Согласно учебному плану на 2017-2018 гг. на изучение окружающего мира в 1 классе отведено 66 часов в год (2 ч. в неделю).
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы Программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, (работа с семьёй и внеурочная деятельность).
При составлении программы были учтены возрастные и психологические особенности развития младшего школьного возраста, а также малую информированность детей об окружающем мире.
Содержание предмета
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество), определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество». Тематическое планирование разработано в соответствии с основным содержанием предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» с ориентацией на третий вариант Примерной программы предмета с акцентом на социально-гуманитарной ее составляющей.
Основные содержательные линии курса: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».
Содержание учебной программы: «Введение»-1ч.; «Что и кто?»-20ч; «Как, откуда и куда?»-12ч.; «Где и когда?»-11ч.; «Почему и зачем?»-22ч.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира .Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.