Цели обучения иностранному языку
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Иностранный язык» выполняет важную роль в формировании поликультурной личности, способной использовать изучаемый язык в разнообразных ситуациях межкультурной коммуникации. Его содержание способствует повышению уровня гуманитарного образования учащихся посредством приобщения к духовному богатству других народов, формированию готовности к взаимопониманию, воспитанию в духе толерантности, развитию способности передавать в процессе иноязычного общения собственные мысли и чувства.
Изучение иностранного языка как средства общения в контексте диалога национальных культур в сочетании с овладением навыками и умениями самообразовательной и познавательной деятельности на нем обуславливает высокую академическую, общеинтеллектуальную, культурологическую и практическую значимость предмета.
Цели и содержание обучения иностранным языкам ориентированы на соизучение языков и культур. Иностранный язык выступает как средство формирования и воспитания морально ответственной личности, как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей других языковых сообществ.
Речевые умения
Восприятие и понимание речи на слух — умения понимать иноязычную речь в процессе непосредственного общения с собеседником, умения понимать разножанровые аудио- и видеотексты с разной полнотой и точностью проникновения в их содержание.
Говорение — умение осуществлять диалогическое, монологическое и полилогическое общение в соответствии с целями, задачами и условиями коммуникации, с соблюдением норм речевого и неречевого этикета.
Чтение — умения читать и понимать разножанровые тексты с разной полнотой и точностью проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения и дальнейшего использования информации.
Письменная речь — умение продуцировать различные виды письменных текстов в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка, с учетом коммуникативных задач и адресата.
Языковые знания и навыки
Знания о системе изучаемого языка, правилах функционирования языковых средств (фонетических, лексических, грамматических) в речи и навыки их использования в коммуникативных целях.
Социокультурные знания и умения
Знание социокультурного контекста своей страны и стран изучаемого языка, умения строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с его спецификой, представлять свою страну и ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
Компенсаторные умения
Умения использовать различные вербальные и невербальные средства для компенсации пробелов в коммуникации в условиях дефицита языковых средств, недостатка речевого и социального опыта.
VIII класс
105 (175) часов
Сфера общения | Предметно-тематическое содержание | Коммуникативные задачи |
К концу года учащийся должен уметь: | ||
Социально- бытовая | Национальная кухня | • Рассказать и расспросить о национальной кухне Республики Беларусь и страны изучаемого языка • Сравнить традиционный завтрак, обед и ужин в Республике Беларусь и стране изучаемого языка • Рассказать об известных блюдах разных стран • Сравнить домашнее питание и фастфуд |
Деньги | • Рассказать и расспросить об отношении к карманным деньгам • Рассказать о своих расходах и аргументировать их • Высказать мнение по поводу неоправданных расходов | |
Учебно-трудовая | Школьные традиции | • Рассказать и расспросить о школьных традициях • Порекомендовать клуб, кружок, спортивную секцию в школе • Сравнить традиции своей школы и школы зарубежного сверстника |
Социально- культурная | Литература | • Рассказать и расспросить о предпочтениях в литературе • Рассказать о любимом белорусском и зарубежном писателе • Рассказать о книге и выразить свое отношение к ней • Обосновать важность чтения в жизни человека |
Кино | • Рассказать и расспросить о фильмах разных жанров и своих предпочтениях • Рассказать о любимом белорусском и зарубежном актере • Рассказать о фильме и дать ему оценку • Рассказать об интересных фактах из истории кинематографа | |
Музыка | • Рассказать и расспросить о предпочтениях в музыке • Запросить и получить информацию о концерте / музыкальном спектакле • Сравнить различные музыкальные стили | |
Социально- познавательная | Обычаи и традиции Республики Беларусь и стран изучаемого языка | • Рассказать и расспросить о памятных датах и традициях Республики Беларусь и стран изучаемого языка • Описать народный праздник • Сравнить обычаи и традиции Республики Беларусь и страны изучаемого языка |
Требования к практическому владению видами речевой деятельности
Говорение
Диалогическая речь
Учащиеся должны уметь:
• запрашивать и сообщать информацию, определяемую предметно-тематическим содержанием общения;
• выражать свое мнение и узнавать отношение собеседника к полученной информации;
• поддерживать или опровергать мнение собеседника;
• давать эмоциональную оценку.
Виды диалога: диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-побуждение к действию.
Количество реплик на каждого собеседника: 6–7.
Монологическая речь
Учащиеся должны уметь:
• описывать предметы и явления, с элементами оценки и выражения мнения;
• сочетать описание и повествование с элементами рассуждения;
• рассказывать о прослушанном / прочитанном / увиденном.
Виды монолога: описание, повествование, рассуждение, оценочное суждение.
Объем высказывания: не менее 8–12 фраз.
Чтение
Учащиеся должны понимать тексты с разной полнотой и точностью проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения:
• понимать основное содержание несложных аутентичных художественных и научно-популярных текстов (ознакомительное чтение);
• полно и точно понимать содержание несложных аутентичных художественных и научно-популярных текстов (изучающее чтение);
• находить в текстах необходимую / интересующую учащегося информацию;
• устанавливать причинно-следственные связи между фактами и событиями;
• оценивать важность и новизну извлеченной информации.
Тексты, предназначенные для понимания основного содержания, могут включать до 3–4 % незнакомых слов, значение которых можно понять с помощью языковой или контекстуальной догадки. Объем текста — примерно 2600–3500 печатных знаков с пробелами.
Тексты, ориентированные на относительно полное понимание, могут включать до 2–3 % незнакомых слов, раскрытие значения которых возможно при использовании двуязычного словаря. Объем текста — примерно 2100–3000 печатных знаков с пробелами.
Виды текстов: рассказ, биография, письмо, статья, меню, афиша, программа праздника.
Письменная речь
Учащиеся должны уметь продуцировать несложные виды письменных текстов в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка:
• писать поздравления, приглашения, личные письма (письмо-благодарность, письмо-запрос информации, письмо-ответ);
• кратко излагать содержание прочитанного / увиденного.
Объем текста: не менее 80–100 слов.
Языковой материал
Английский язык
Фонетика
Логическое ударение. Смысловое членение текста интонационными средствами.
Интонация вводных слов.
Лексика
Продуктивный минимум: 230–280 лексических единиц.
Рецептивный минимум: 170–270 лексических единиц.
Общий объем продуктивной лексики: 1280–1460 лексических единиц.
Общий объем рецептивной лексики: 710–1080 лексических единиц.
Словообразование: суффиксы имен существительных -ion (-tion,-sion, -ssion), имен прилагательных -able, (-ible), глаголов -ize, (-ise).
Приставки un-, in-.
Грамматика
Морфология
Артикль: артикль перед названиями приемов пищи, названиями музыкальных инструментов; определенный артикль перед субстантивированными прилагательными; употребление неопределенного артикля в устойчивых словосочетаниях.
Имя прилагательное: порядок прилагательных перед существительным (размер, возраст, цвет).
Местоимение: возвратные местоимения, оканчивающиеся на -self, -selves; относительные местоимения who, whose, whom, which.
Глагол: утвердительная, отрицательная и вопросительная формы глаголов в Past Perfect; утвердительная, отрицательная и вопросительная формы глаголов в Past Simple Passive.
Модальный глагол: ought to для выражения совета, рекомендации; need/needn’t для выражения необходимости / отсутствия необходимости выполнения действия.
Герундий: употребление после глаголов like, love, enjoy, be good at, hate, dislike.
Инфинитив: употребление инфинитива с частицей to и без нее.
Причастие: действительное и страдательное причастия в функции определения -ing, -ed.
Предлог: by (4 o’clock); предлоги с прилагательными.
Союз: that.
Синтаксис
Сравнительные предложения as...as. Сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными.
Фонетика
Ударение в местоименных наречиях. Ритм в предложении (ударные и безударные слова в сложных предложениях). Интонация предложений с инфинитивной группой um … zu …Infinitiv.
Лексика
Продуктивный минимум: 230–280 лексических единиц.
Рецептивный минимум: 170–270 лексических единиц.
Общий объем продуктивной лексики: 1280–1460 лексических единиц.
Общий объем рецептивной лексики: 710–1080 лексических единиц.
Словообразование: суффиксы имен существительных среднего рода:
-chen, -um; приставка имен существительных среднего рода ge-; субстантивация: субстантивированные инфинитивы и имена прилагательные.
Грамматика
Морфология
Имя существительное: род имен существительных (определение по формальным признакам): средний род — субстантивированные инфинитивы; имена существительные с суффиксами среднего рода (см. раздел «Лексика»), большинство имен существительных с приставкой ge-.
Склонение имен существительных среднего рода.
Множественное число имен существительных среднего рода.
Имя прилагательное: склонение имен прилагательных после определенного артикля; указательных местоимений dieser, diese, dieses; jener, jene, jenes; неопределенного местоимения jeder, jede, jedes.
Местоимение: неопределенные местоимения jemand; niemand; viele; einige; jeder, jede, jedes; неопределенно-личное местоимение man.
Глагол: систематизация модальных глаголов.
Наречие: местоименные наречия в вопросительных и повествовательных предложениях.
Предлог: предлоги von, bei, seit, требующие дательного падежа; предлог wдhrend, требующий родительного падежа.
Синтаксис
Инфинитив: инфинитивная группа um...zu + Infinitiv. Порядок слов.
Сложноподчиненные предложения: придаточные предложения причины с союзами weil, da; условные придаточные предложения с союзом wenn.
Фонетика
Фразовое ударение.
Лексика
Продуктивный минимум: 230–280 лексических единиц.
Рецептивный минимум: 170–270 лексических единиц.
Общий объем продуктивной лексики: 1280–1460 лексических единиц.
Общий объем рецептивной лексики: 710–1080 лексических единиц.
Словообразование: суффикс наречий -ment.
Грамматика
Морфология
Артикль:систематизация случаев употребления определенного, неопределенного и частичного артиклей, случаи отсутствия артикля.
Имя прилагательное: прилагательные в функции наречий.
Местоимение: простые формы указательных местоимений (зa, ce, celui, celle, сeux, celles, cela, ceci); притяжательные местоимения. Разница в употреблении вопросительных местоимений qui est-ce qui, qui est-ce que, qu›est-ce qui, qu›est-ce que.
Имя числительное: употребление количественных и порядковых числительных.
Глагол: Систематизация употребления времен изъявительного наклонения. Употребление le prйsent в условном придаточном после si. Пассивный залог.
Наречие:простые и сложные наречия, образование наречий на -ment, сложное отрицание ne … jamais, ne … personne, ne … rien.
Предлог:управление глаголов.
Синтаксис
Сложноподчиненные предложения с придаточными условными. Систематизация способов постановки вопросов с инверсией вопросительным оборотомest-ce que (вопросы к одушевленному и неодушевленному подлежащему, прямому и косвенному дополнению, обстоятельству)
Грамматический материал для рецептивного усвоения
Прошедшее простое время le passй simple. *Условное наклонение le conditionnel prйsent.
ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК
Фонетика
Совершенствование слухо-произносительных навыков учащихся на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Лексика
Продуктивный минимум: 230–280 лексических единиц.
Рецептивный минимум: 170–270 лексических единиц.
Общий объем продуктивной лексики: 1280–1460 лексических единиц.
Общий объем рецептивной лексики: 710–1080 лексических единиц.
Грамматика
Морфология
Глагол:структуры в Presente de Subjuntivo, Modo Imperativo (Imperativo afirmativo, Imperativo negativo).
Структуры со знаменательными глаголами в Potencial Simple.
Инфинитивныеобороты acabar de + Inf., dejar de + Inf
Синтаксис
Сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями (дополнительными, подлежащными, времени и цели).
Грамматический материал для рецептивного усвоения
*Словообразование: суффиксы имён прилагательных -ico(a);- ano(a); -ense; -eсo(a); -йs(a);-ino(a); -esco(a).
*Ознакомление со структурами с инфинитивными оборотами acabar de + Inf, dejar de + Inf.
КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК
ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ВЛАДЕНИЮ
ВИДАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Говорение
Диалогическая речь
Учащиеся должны уметь:
• запрашивать и сообщать информацию, определяемую предметно-тематическим содержанием общения;
• выражать свое мнение и узнавать отношение собеседника к полученной информации; поддерживать или опровергать мнение собеседника;
• давать эмоциональную оценку полученной информации.
Виды диалога: диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-побуждение к действию.
Количество реплик на каждого собеседника — 6–7.
Монологическая речь
Учащиеся должны уметь:
• описывать предметы и явления с элементами оценки и выражения мнения;
• сочетать описание и повествование с элементами рассуждения;
• рассказывать о прослушанном / прочитанном/увиденном.
Виды монологического высказывания: описание, повествование, рассуждение, оценочное суждение.
Объем высказывания — 8–12 фраз.
Чтение
Учащиеся должны понимать тексты, написанные с помощью транскрипционных знаков, с разной полнотой и точностью проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения:
• понимать основное содержание адаптированных художественных и научно-популярных текстов (ознакомительное чтение);
• полно и точно понимать содержание адаптированных художественных и научно-популярных текстов (изучающее чтение);
• находить в текстах необходимую / интересующую информацию (поисковое / просмотровое чтение);
• устанавливать причинно-следственные связи между фактами и событиями;
• оценивать важность и новизну извлеченной информации.
Тексты, предназначенные для понимания основного содержания, могут включать до 3–4 % незнакомых слов, значение которых можно понять с помощью языковой или контекстуальной догадки. Объем текста — 0,75–1 страница.
Тексты, ориентированные на относительно полное понимание, могут включать до 2–3 % незнакомых слов, раскрытие значения которых возможно при использовании двуязычного словаря.
Объем текста — 0,5–0,75 страницы.
Учащиеся должны уметь читать иероглифы (200–750 единиц) и тексты (объем до 0,5 страницы), написанные иероглифами.
Виды текстов: биография, письмо, статья, меню, e-mail, афиша, программа праздника.
Письменная речь
Учащиеся должны уметь продуцировать несложные виды письменных текстов, написанных с помощью транскрипционных знаков, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка:
• писать поздравления, приглашения, личные письма (письмо-благодарность, письмо-запрос, письмо-ответ);
• кратко излагать содержание прочитанного / увиденного.
Объем текста — до 100 слов.
Учащиеся должны уметь писать иероглифы (150–550 единиц) и тексты (объем до 0,5 страницы), написанные иероглифами; ключевые элементы иероглифов (графемы) — 60 единиц.
ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ
Фонетика
Интонация риторического вопроса.
Лексика
Продуктивный минимум: 230–280 лексических единиц.
Рецептивный минимум: 170–270 лексических единиц.
Общий объем продуктивной лексики: 1280–1460 лексических единиц.
Общий объем рецептивной лексики: 710–1080 лексических единиц.
Грамматика
Морфология
Имя прилагательное: Редупликация прилагательных.
Глагол: Глаголы типа 好学.
Глаголы типа 游泳.
Частица 着 для выражения длительности действия.
Модальная частица 了.
Наречие:Наречия 后来、以后, 要不, 比如, 刚(才) 、马上, 几乎、稍、过于、尤其、一向, 就、 才.
Предлог: Употребление 对 в различных конструкциях (对…感兴趣, 对…来说).
Результативные дополнения (来、去、好、完、懂、上、见).
Результативные дополнения (到、在).
Синтаксис
Риторический вопрос.
Предложения с частицей 把 (2).
Предложения с частицей 把 (3).
Придаточные предложения цели с союзом 为了.
Конструкции, предлоги, союзы (先…再…, 不但…而且…, 了… 就…(了), 只要…就…, 要是…就…, 越来越…, 到…来/去).
Грамматический материал для рецептивного усвоения:
*Глагол: Глаголы типа 好学.
*Наречие: 几乎、稍、过于、尤其、一向.
* * *
Учащиеся должны владеть социокультурными знаниями и умениями:
• знать основные традиции и обычаи Республики Беларусь и стран изучаемого языка;
• знать популярных писателей, актеров, музыкантов Республики Беларусь и стран изучаемого языка;
• знать школьные традиции Республики Беларусь и стран изучаемого языка;
• знать особенности национальной кухни Республики Беларусь и стран изучаемого языка;
• уметь рассказать зарубежному сверстнику о какомлибо национальном празднике, традиции Республики Беларусь.
Учащиеся должны владеть компенсаторными умениями во всех видах речевой деятельности:
• восприятие и понимание речи на слух
• прогнозировать содержание аудиотекста по заголовку, началу текста, по ключевым словам;
• опираться на средства зрительной наглядности (рисунки, фотографии, таблицы);
• использовать языковую догадку (по схожести со словами родного языка, по контексту);
• уточнять содержание высказывания собеседника с помощью мимики и жестов, вопросов, переспроса.
Чтение
• прогнозировать содержание по заголовку, подзаголовку текста, ключевым словам, по средствам зрительной наглядности;
• использовать текстовые опоры различного вида (таблицы, графики, шрифтовые выделения);
• использовать языковую и контекстуальную догадку;
• использовать двуязычные словари;
• использовать различные комментарии.
• говорение
• обращаться за помощью к собеседнику, используя переспрос и средства зрительной наглядности (карта, схема, расписание и др.);
• уточнять содержание высказывания с помощью мимики и жестов;
Письменная речь
• использовать элементы текста в качестве содержательных и языковых опор.
Учащиеся должны владеть учебнопознавательными умениями:
• составлять план высказывания, прочитанного / прослушанного текста;
• находить и обобщать необходимую информацию на иностранном языке;
• выполнять самостоятельные задания репродуктивнопродуктивного характера с использованием печатных материалов и технических средств обучения;
• использовать справочный аппарат учебника, двуязычных словарей и других справочных материалов;
• осуществлять взаимоконтроль в процессе взаимодействия.
Учащиеся должны использовать приобретенный языковой, речевой и социокультурный опыт для:
• устного общения с представителями стран изучаемого языка;
• ознакомления с доступными образцами художественной литературы на иностранном языке;
• развития доброжелательного и уважительного отношения к представителям других стран;
• более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка в сравнении с изучаемым иностранным языком;
• участия в учебных проектах, в том числе с представителями других стран.
IX класс
105 (175) часов
ПРЕДМЕТНОТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ
Сфера общения | Предметнотематическое содержание | Коммуникативные задачи |
К концу года учащийся должен уметь: | ||
Социально бытовая | Межличностные отношения | • Рассказать и расспросить о межличностных отношениях (любовь, уважение, дружба, ответственность, забота) • Рассказать о своих отношениях с родственниками, друзьями • Обсудить проблему отношений между поколениями • Посоветовать, как решить возникшую проблему |
Здоровый образ жизни | • Обсудить хорошие и вредные привычки • Рассказать о принципах здорового питания и выразить свое отношение к ним • Дать рекомендации по ведению здорового образа жизни • Рассказать о недомоганиях и запросить совет • Убедить собеседника в необходимости здорового образа жизни | |
Мир моды | • Рассказать и расспросить о предпочтениях в одежде • Выразить свое отношение к молодежной моде • Обсудить современные тенденции в моде | |
Учебно трудовая | Учеба | • Рассказать и расспросить о проблемах, связанных с учебой • Дать советы/рекомендации для повышения эффективности учебы • Обсудить планы на будущее • Проанализировать свой стиль учебной деятельности |
Социально культурная | Современные средства коммуникации | • Рассказать о наиболее значимых научных изобретениях в сфере коммуникаций (компьютер, мобильный телефон) • Обсудить роль компьютера/Интернета в современной жизни • Обсудить проблемы, связанные с распространением компьютерных телекоммуникаций • Доказать преимущества использования современных средств коммуникации |
Культурный досуг | • Рассказать и расспросить о предпочтениях в сфере досуга • Рассказать и расспросить о посещении музея/театра/кинотеатра • Аргументировать свое мнение по поводу предпочтений в сфере досуга | |
Социально познавательная | Погода и климат | • Рассказать и расспросить о климатических особенностях Республики Беларусь и стран изучаемого языка • Обсудить прогноз погоды • Рассказать о стихийных бедствиях в различных регионах мира • Обсудить взаимосвязь погоды, климата, здоровья и деятельности человека |
Требования к практическому владению видами речевой деятельности
Говорение
Диалогическая речь
Учащиеся должны уметь:
• запрашивать и сообщать информацию, определяемую предметнотематическим содержанием общения;
• выражать свое мнение и узнавать отношение собеседника к полученной информации;
• поддерживать или опровергать мнение собеседника, аргументируя свою точку зрения;
Виды диалога: диалограсспрос, диалогобмен мнениями, интервью, диалогпобуждение к действию, диалограссуждение.
Количество реплик на каждого собеседника — 6–7.
Монологическая речь
Учащиеся должны уметь:
• делать подготовленные и небольшие неподготовленные сообщения по теме/ проблеме / ситуации:
• описывать и сравнивать предметы, факты и явления;
• рассказывать об услышанном / прочитанном / увиденном;
• сочетать описание и повествование с элементами рассуждения и выражением личной оценки.
Объем высказывания — не менее 10–14 фраз.
Виды монологического высказывания: описание, повествование, рассуждение, оценочное суждение.
Чтение
Учащиеся должны понимать тексты с разной полнотой и точностью проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения:
• понимать основное содержание несложных аутентичных художественных и научнопопулярных текстов (ознакомительное чтение);
• полно и точно понимать содержание несложных аутентичных художественных и научнопопулярных текстов (изучающее чтение);
• находить необходимую / интересующую учащегося информацию в текстах публицистического и прагматического характера (просмотровое / поисковое чтение);
• оценивать важность и новизну извлеченной информации и выражать свое отношение к ней.
Тексты, предназначенные для понимания основного содержания (ознакомительное чтение), могут включать до 3–4 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться. Объем текста — примерно 2600–3500 печатных знаков с пробелами.
Тексты для изучающего чтения могут включать 2–3 % незнакомых слов, раскрытие значения которых возможно при использовании двуязычного словаря. Объем текста — примерно 2100–3000 печатных знаков с пробелами.
Виды текстов: статья в молодежном журнале, научнопопулярная статья, буклет музея, письмо, email, афиша.
Письменная речь
Учащиеся должны уметь продуцировать несложные виды письменных текстов в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка:
• писать поздравления, приглашения, личные письма;
• писать краткую автобиографию;
• кратко излагать содержание прослушанного/прочитанного текста;
• писать минисочинение по предложенной теме.
Объем текста — не менее 90–130 слов.
Языковой материал
Английский язык
Фонетика
Ударение в производных словах. Использование интонации для выражения чувств и эмоций.
Лексика
Продуктивный минимум: 230–280 лексических единиц.
Рецептивный минимум: 200–280 лексических единиц.
Общий объем продуктивной лексики: 1510–1740 лексических единиц.
Общий объем рецептивной лексики: 910–1360 лексических единиц.
Словообразование: суффиксы имен существительных ty, ist, ship; приставки un, in.
Грамматика
Морфология
Артикль: артикль с именами собственными (названия театров, музеев, кинотеатров); артикль с названиями средств коммуникации (телевидение, телефон, компьютер); артикль с абстрактными существительными (love, care, friendship, responsibility).
Имя прилагательное: прилагательные и наречия, представляющие трудности для различения (hard — hardly, good — well, late — lately, bad — badly).
Местоимение: абсолютные притяжательные местоимения (mine), неопределенные местоимения other, another.
Глагол: способы выражения действий в будущем (Present Simple, Present Continuous, Future Simple).
Наречие: сравнительная и превосходная степени сравнения наречий.
Предлог: предлоги с существительными.
Синтаксис
Сравнительные предложения the more…the better.
Сложноподчиненное предложение с различными придаточными предложениями.
Фонетика
Ритм в предложении (ударные и безударные слова в сложных предложениях).
Интонация предложений с однородными членами. Интонация предложений с инфинитивом с частицей zu.
Лексика
Продуктивный минимум: 230–280 лексических единиц.
Рецептивный минимум: 200–280 лексических единиц.
Общий объем продуктивной лексики: 1510–1740 лексических единиц.
Общий объем рецептивной лексики: 910–1360 лексических единиц.
Словообразование: суффиксы имен прилагательных sam, los.
Грамматика
Морфология
Имя существительное: род имен существительных (систематизация). Множественное число имен существительных (систематизация).
Особый вид склонения имен существительных. Склонение имен существительных (систематизация).
Артикль: определенный артикль, если после имени существительного следует существительное в родительном падеже или существительное с предлогом.
Определенный, неопределенный артикли, отсутствие артикля (систематизация).
Имя прилагательное:склонение имен прилагательных, перед которыми отсутствует сопровождающее слово.
Глагол: временные формы глагола в действительном залоге (систематизация).
Временные формы страдательного залога (Prдsens Passiv, Prдteritum Passiv).
Инфинитив:инфинитив без частицы zu после модальных глаголов; глаголов восприятия sehen, hцren; глаголов, обозначающих движение (в функции обстоятельства); глагола bleiben.
Инфинитив с частицей zu после группы глаголов: anfangen, beginnen, beschlieЯen, bitten, einladen, erlauben, erinnern, gelingen, empfehlen, raten, hoffen, planen, vergessen, versprechen, versuchen, verbieten; после оборота es gibt; после причастий и прилагательных: es ist gesund / schlecht / hцflich / interessant / leicht / schwer/(un) mцglich / erlaubt / verboten; абстрактных имен существительных: haben + Absicht / Angst / Grund / Lust / Mцglichkeit / Problem / Schwierigkeit / Zeit; после machen + Freude, SpaЯ.
Предлог: предлоги, требующие дательного падежа (систематизация).
Синтаксис
Сложноподчиненные предложения: придаточные предложения цели с союзом damit.
Морфология
Имя прилагательное: склонение имен прилагательных после неопределенных местоимений viele, einige,а также количественных числительных в именительном и винительном падежах.
Глагол: конструкция haben / sein + zu + Infinitiv. Инфинитивные обороты statt / ohne...zu + Infinitiv.
Модальный глагол: в Prдsens и Prдteritum Aktiv для выражения: kцnnen — разрешения, желания; dьrfen— права, полномочия; mьssen— поручения, задания, долга, обязанности; sollen— приказания третьему лицу (совета, рекомендации в форме sollte).
Предлог: предлоги wegen, trotz, требующие родительного падежа.
Предлог von для указания на носителя действия в пассивных предложениях.
Синтаксис
Предложения с союзом sowohl...als auch.
Французский язык
Фонетика
Интонация основных типов простого, сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
Лексика
Продуктивный минимум: 230–280 лексических единиц.
Рецептивный минимум: 200–280 лексических единиц.
Общий объем продуктивной лексики: 1510–1740 лексических единиц.
Общий объем рецептивной лексики: 910–1360 лексических единиц.
Грамматика
Морфология
Имя существительное: Женский род существительных, обозначающих профессию.
Артикль: Употребление артиклей с абстрактными существительными (явления природы). Употребление артиклей с географическими названиями.
Глагол: условное наклонение le conditionnel prйsent; согласование времен (план настоящего).
Наречие: особые формы образования степеней сравнения наречий.
Местоимение: относительные местоимения qui, que, oщ (повторение), относительное местоимение dont. Систематизация личных местоимений.
Синтаксис
Систематизация основных типов простого, сложносочиненного и сложноподчинённого предложений. Употребление времён в условном придаточном предложении после союза si: le prйsent de l’indicatif, le conditionnel prйsent.
Фонетика
Совершенствование слухопроизносительных навыков учащихся на основе изучаемого лексикограмматического материала.
Лексика
Продуктивный минимум: 230–280 лексических единиц.
Рецептивный минимум: 200–280 лексических единиц.
Общий объем продуктивной лексики: 1510–1740 лексических единиц.
Общий объем рецептивной лексики: 910–1360 лексических единиц.
Словообразование: суффиксы существительных icia, icio; имен прилагательных al, суффикс наречий mente.
Грамматика
Морфология
Глагол: формы, значение и употребление глаголов в Pretйrito Imperfecto de Subjuntivo.
Причастие: систематизация употребления форм Participio Pasado в функции определения; конструкция estar + Participio Pasado.
Наречие: наречия образа действия.
Синтаксис
Согласование времен при переводе прямой речи в косвенную.
Сложноподчиненные предложения с условными придаточными предложения II типа.
Морфология
Глагол: формы и значение глаголов в Pretйrito Perfecto de Subjuntivо.
Potencial Simple в модальном значении.
КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК
ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ВЛАДЕНИЮ
ВИДАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Говорение
Диалогическая речь
Учащиеся должны уметь:
• запрашивать и сообщать информацию, определяемую предметнотематическим содержанием общения; выражать свое мнение и узнавать отношение собеседника к полученной информации;
• поддерживать или опровергать мнение собеседника, аргументируя свою точку зрения.
Виды диалога: диалограсспрос, диалогобмен мнениями, интервью, диалог побуждение к действию. Количество реплик на каждого собеседника — 6–7.
Монологическая речь
Учащиеся должны уметь:
• делать подготовленные и небольшие неподготовленные сообщения по теме / проблеме / ситуации;
• описывать и сравнивать предметы, факты и явления; рассказывать об услышанном / прочитанном / увиденном; сочетать описание и повествование с элементами рассуждения и выражением личной оценки.
Объем высказывания — 10–14 фраз.
Виды монологического высказывания: описание, повествование, рассуждение, оценочное суждение.
Чтение
Учащиеся должны понимать тексты, написанные с помощью иероглифов, с разной полнотой и точностью проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения:
• понимать основное содержание адаптированных художественных и научнопопулярных текстов (ознакомительное чтение);
• полно и точно понимать содержание адаптированных художественных и научнопопулярных текстов (изучающее чтение);
• находить необходимую / интересующую информацию в текстах публицистического и прагматического характера (просмотровое/поисковое чтение);
• оценивать важность и новизну извлеченной информации и выражать свое отношение к ней.
Тексты, предназначенные для понимания основного содержания (ознакомительное чтение), могут включать до 3–4 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться. Объем текста — 0,5–0,75 страницы.
Тексты для изучающего чтения могут включать 2–3 % незнакомых слов, раскрытие значения которых возможно при использовании двуязычного словаря. Объем текста — 0,5 страницы.
Виды текстов: стать