Мудрец из рода шакьев ухаживает за больным
Опубликовано сб, 01/12/2013 - 17:40 пользователем Boris
Однажды Будда с большой общиной монахов остановился в монастыре Джетавана близ Саватхи. В одной из спален лежал монах, пораженный вызывающим отвращение недугом: всё его тело было покрыто язвами и издавало запах столь тошнотворный, что никто не решался приблизиться к больному. И вот как-то раз, когда монах, лишенный ухода, страдал, лежа в собственных нечистотах, его навестил Будда вместе со своим ближайшим учеником, досточтимым Анандой. Будда спросил:
- Как твои дела, монах? Ухаживает ли кто-нибудь за тобой?
- Мне очень плохо, господин. Никто не ухаживает за мной, никому я не нужен.
Будда тотчас же попросил Ананду достать воды, полотенец и пр., и когда всё это принесли, вместе с Анандой помыл и переодел монаха и снова уложил его в постель. Будда собрал общину монахов и попросил их заботиться друг о друге и ухаживать за теми, кто нуждается в помощи. Он напутствовал их такими словами: «Пусть тот, кто хотел бы служить мне, служит больному».
Такая заботливость Будды и его великое сострадание к несчастным положили начало бессчетным благотворительным поступкам, совершаемым последователями Будды с тех самых дней и по сию пору. Таким образом, учение Будды можно свести к двум равновеликим началам: сочувствию и мудрости.
АНГУЛИМАЛА
Опубликовано сб, 01/12/2013 - 17:41 пользователем Boris
Ахимсака рос добрым, послушным и сообразительным мальчиком. Повзрослев, он отправился на учебу в Такшашилу. Там он получил так много наград, что однокашники стали завидовать ему и принялись жаловаться на него учителю, выдумывая всякие небылицы о том, каким дурным человеком он был. Учитель поверил им и очень рассердился.
- Ты должен заплатить за все, чему я тебя научил, - сказал он Ахимсаке. – Иди и принеси мне гирлянду из тысячи больших пальцев.
Юноша снова и снова умолял наставника освободить его от такой странной платы за обучение, но учитель был непреклонен.
Пришлось Ахимсаке стать разбойником. Он скрылся в лесу у дороги и нападал на путников, отрезая им большие пальцы. Сделав из пальцев гирлянду, он повесил ее себе на шею, и его прозвали Ангулималой – разбойником, носящим гирлянду из пальцев. И даже царские стражники не могли поймать его.
Наконец наступил день, когда ему оставалось нанизать на гирлянду последний палец. Тут на дороге показалась его собственная мать. Он заколебался, но все же решил напасть на нее, чтобы получить возможность расплатиться с учителем. Вдруг он заметил проходящего мимо монаха. Разбойник оставил мать в покое и устремился к монаху (а это был сам Будда).
Ангулимала мчался что было сил, и все-таки не мог догнать Будду.
- Стой, монах! – закричал он.
Будда ответил:
- Я давным-давно остановился. Не остановился ты, Ангулимала.
Ангулимала не мог взять в толк, почему человек, двигающийся с такой скоростью, говорит, что остановился. Будда объяснил, что он устранил все загрязнения ума и остановил череду рождений, тогда как Ангулимала лишь преумножил свои загрязнения и тем самым создал условия для будущего рождения и страдания.
Ангулимала все понял и припал к стопам Будды. Он принял монашеские обеты и стал святым.
БУДДА ПРЕДОТВРАЩАЕТ ВОЙНУ
Опубликовано сб, 01/12/2013 - 17:42 пользователем Boris
Река Рохини служила естественной границей между двумя древнейшими демократическими государствами – Шакьей и Колией. Засуха, трижды случившаяся в этих местах через небольшие промежутки времени, почти иссушила русло Рохини. Крестьяне Шакьи решили возвести в верхнем течении реки дамбу, чтобы пустить всю оставшуюся воду на орошение собственных земель. Жители Колии воспротивились этому и потребовали поделить воду. Вскоре горячие споры привели к войне.
Однажды утром две армии подошли к берегам Рохини, разбили лагеря, и солдаты заняли свои позиции. Будда, который предвидел эти события, пришел в эту местность. Мощное сияние его доброжелательности погасило пламя ненависти, пылавшее в сердцах воинов. Они бросили доспехи и оружие. Будда спросил их о причинах войны. Они ответили, что виной всему была вода, в которой одинаково нуждались обе враждующие стороны.
Тогда Будда обратился к царям:
- Как вы думаете, о цари, что более ценно: жизнь царей, знати и простых людей или вода Рохини?
- Жизнь, о господин!
- Раз так, не мудрее ли взращивать ростки доброй воли и понимания вместо гордости и ненависти? Когда ум человеческий поражен недугом, он порождает войны, - сказал Будда.
Так Будда показал, что если человеческий ум освободить от заблуждений, войнам приходит конец.
УСМИРЕНИЕ СЛОНА НАЛАГИРИ
Опубликовано сб, 01/12/2013 - 17:44 пользователем Boris
Когда учение Будды распространилось по всему свету, многие, включая членов царских семей, стали принимать монашество. Так поступил и Дэвадатта, двоюродный брат Будды, товарищ его детских игр. Но он завидовал Будде и не раз пытался убить его, чтобы самому возглавить монашескую общину – сангху .
Однажды, когда Будда сидел и читал проповедь, брат столкнул на него с высоты большой тяжелый камень. Но камень раскололся надвое и упал по обе стороны от Будды.
В другой раз Дэвадатта натравил на учителя буйного слона Налагири. Взбешенное животное накинулось на Будду с неукротимой яростью. Досточтимый Ананда, увидев, что зверь мчится к учителю, попытался, рискуя жизнью, закрыть его своим телом. Но Будда уже направил на обезумевшего слона мощное сияние духовной любви. Он попросил Ананду отойти в сторону и вышел вперед, излучая, как всегда, всеобъемлющую доброжелательность. С каждым шагом Налагири все больше и больше ощущал на себе воздействие этой необычайной силы, а приблизившись к Будде, совсем успокоился и снова стал смирным и послушным. Опомнившись, Налагири с любовью припал к стопам Будды. Будда нежно погладил слона по лбу и вернулся в монастырь вместе с другими монахами.
ПОСЕЩЕНИЕ КАПИЛАВАСТУ
Опубликовано сб, 01/12/2013 - 18:13 пользователем Boris
Прослышав, что Будда остановился в Раджагрихе, царь Шуддходана послал к нему гонца с известием о том, что совсем состарился и хотел бы увидеться с сыном перед смертью. Тогда Будда прибыл с учениками в Капилавасту. Со всех сторон сбежался народ, чтобы посмотреть на своего царевича.
Он давно не был дома. Во дворце его встретил отец и другие члены царской семьи. Будда стал учить их Дхарме, и все убедились в истинности его учения. Все, кроме царя.
На следующее утро Будда пошел по домам просить подаяние. Царь очень огорчился:
- Зачем ты позоришь меня? Почему бы не поесть во дворце?
- Мы всегда просим подаяние. Таков обычай, - ответил Будда.
- Какой еще обычай? – возразил царь. – Ты ведь не нищий! Ты принадлежишь к роду Шакьев. Ты царевич!
- Ваше величество, - произнес Будда, - Вы можете говорить о своем царском происхождении, но я принадлежу к линии будд. Они же всегда жили подаянием.
Однако он уступил настойчивым просьбам отца и во время своего пребывания в Капилавасту стал питаться во дворце.
До сих пор Будда так и не встретился с Яшодхарой. И вот, наконец, он отправился в ее покои. Увидев его, Яшодхара припала к его стопам и заплакала. Он принялся утешать ее.
ВЕЛИЧАЙШЕЕ БОГАТСТВО
Опубликовано сб, 01/12/2013 - 18:15 пользователем Boris
На седьмой день его пребывания в Капилавасту Яшодхара одела сына в изысканное платье и привела к Будде.
- Этот мудрец с золотистой кожей – твой отец, - сказала она. – Некогда он обладал величайшим богатством. Ступай к нему и попроси, чтобы он сделал тебя наследником.
Рахула так и поступил. Будда подумал: «Ему нужно наследство. Он мечтает о деньгах, драгоценностях, дворцах, колесницах, оружии и прочей собственности. Но я подарю ему нечто более ценное. Я открою ему путь к Пробуждению».
Он попросил своего главного ученика, Шарипутру, посвятить Рахулу в монахи. Узнав об этом, царь Шуддходана опечалился и обратился к Будде с почтительной просьбой не посвящать детей в монахи без согласия родителей.
- Я очень горевал, когда ты ушел из дому, даже не попрощавшись. Потом я привязался к Рахуле. А теперь ты хочешь отнять у меня и его.
Тогда Будда объяснил царю открывшуюся ему истину так просто и убедительно, что отец наконец принял его учение, а многие члены царской семьи стали монахами.
ВЕЛИКАЯ КОНЧИНА
Опубликовано сб, 01/12/2013 - 18:16 пользователем Boris
Будде было тридцать пять, когда он достиг Пробуждения, и с той поры повсюду, куда бы он ни направился, вокруг него собирались толпы народа, мечтающего его увидеть и услышать его учение. Следующие сорок пять лет он в сопровождении монахов странствовал по Северной и Восточной Индии и проповедовал Дхарму. Цари, знать и зажиточные купцы делали щедрые пожертвования монастырям и паркам, в которых он останавливался.
Будда советовал общине вести простую, мирную жизнь и служить людям. Монахам дозволялось иметь провизию, одежду, кров и лекарства, но они не должны были владеть роскошными домами и большим имуществом. Для тех, кто следует учению, буддийский образ жизни служит одним из методов развития доброжелательности и освобождения от жадности, ненависти и неведения.
И вот состарившийся Будда умирал. Он заболел, находясь неподалеку от Кушинару (ныне Уттара Прадеш). Лежа в роще деревьев сала, он обратился к собравшимся вокруг него монахам:
- Всё когда-то заканчивается. Будьте внимательны, будьте справедливы, будьте бдительны. Будьте светильниками сами себе. Все вещи, состоящие из составных частей, недолговечны. Поэтому неуклонно стремитесь к совершенству.
Таковы были последние слова Будды.
Будда оставил этот мир в возрасте восьмидесяти лет. Для него не стало ни рождений, ни смертей.
В день полнолуния весеннего месяца вешакха, когда на землю тихо опустились сумерки и смолкли голоса животных и птиц, тело Будды кремировали со всей традиционной для потомков царского рода пышностью. Его останки перевезли во многие буддийские страны, где их хранят и почитают до сих пор.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опубликовано сб, 01/12/2013 - 18:19 пользователем Boris
Прошло время, монастыри стали центрами учености, и Дхарма Будды распространилась по всей Азии: в Шри Ланке, Мьянме (Бирме), Таиланде, Кампучии (Камбодже), Вьетнаме, Лаосе, Непале, Тибете, Монголии, Китае, Корее и Японии. Сегодня этой религии следуют более пятисот миллионов человек. Своим культурным развитием многие буддийские страны обязаны именно этому учению. Все происходило без оружия, без войн, без кровопролитий. Мирное распространение буддизма обусловлено тем, что он учит любви и состраданию и дает пищу для пытливого ума.