Стиль жизнедеятельности в информационных укладах.
Новый творчески-производительный механизм, действующий в информационных укладах, обнаруживает себя не только в информационном характере их общения и коммуникации, но и в «информационной стиле»жизнедеятельности. Этот стиль представлен прежде всего в совпадающей информационно-ценностной ориентации людей. Эти совпадающие информационные ориентации в их ценностном единстве объединяют людей в социодуховную инфраструктуру с совпадающими стилями жизнедеятельности. Эти стили совпадают в производительном творчестве в рамках данного информационного уклада или духовного производства. Индивидуальные стили могут быть глубоко личными, специфичными и даже уникальными, но их информационно-ценностная ориентация всегда близка – творческая самореализация личности.
Подобная социодуховная инфраструктура информационного уклада с совпадающим информационным стилем жизнедеятельности есть по своей сущности творчески–производительная инфраструктура, ориентированная на функционирование «человеческого капитала» и его воспроизводство. В такой инфраструктуре действует «новый общественный договор» или, более конкретно, «информационно-общественный договор». То есть социоинформационный договор, фиксирующий характер функционирования человеческого капитала, взаимодействие этих капиталов, их накопление, сложение и творчески-производительную реализацию информационных капиталов.
В таком социоинформационном договоре прежде всего оговариваются «социальные нормы амортизации» человеческого капитала, то есть социальные нормы его обесценивания (девальвация), и наоборот, повышение ценности (ревальвация). Со стороны внутреннего содержания человеческого капитала – это социальные нормы оценки, сохраняющейся, прогрессирующей или регрессирующей способности к творчески-производительной самореализации. То есть способности к «наращиванию» информационно-творческого капитала и его эффективному использованию.
Другими словами, близкие или совпадающие информационно-ценностные ориентации, представленные в совпадающем информационном стиле творческой жизнедеятельности, конкретное выражение находят в социальных нормах функционирования человеческого капитала и вышеуказанных социальных нормах его амортизации. Вот главные из этих норм: общий, конкретный и творческий уровень профессионализма, общей и специальной квалификации, инновационной подготовки, наличие организационно-технических и технико-технологических разработок, информационно-компьютерные разработки, предпринимательские инициативы и новаторские внедрения, освоение нововведений, интрапренерство, конкурентоспособность личного труда, участие в управлении, выработка и расчет стратегий, моделирование эффективной организации управления.
Творчески-производительная инфраструктура, ориентированная на функционирование "человеческого капитала" и его воспроизводство, органически включает "человеческую инфраструктуру" с производством услуг для человека с целью воспроизводства его творческой силы в рамках данного информационного уклада. Это услуги рекреации (отдых, восстановление сил), профилактика здоровья, санаторно-курортное лечение, услуги культуры, туризм, путешествие и спорт, семейный отдых, улучшение жилищных условий, предоставление дошкольных учреждений, спортлагеря для школьников, банковско-акционерные услуги, потребительские услуги в товарах повышенного спроса, удовлетворение любительских увлечений, потребности в земледельческих занятиях, клубные услуги и проч. Это такие вложения в человеческий капитал, которые быстрее всего могут дать отдачу, ибо прежде всего срабатывает фактор «долга благодарности» за заботу, и этот "долг" работник старается быстрее всего "погасить" добросовестным трудом.
Информационный стиль жизнедеятельности в новых общественных укладах играет еще одну важную роль. Так, он задает начальный импульс в развитии духовного и информационного производства.
Первоначально (первый этап) сам этот стиль представлен как взаимный обмен информацией между творческими личностями в их “стилевом взаимодействии”, которое строится по принципу “каждый может обращаться к каждому”. Каждый человек – источник и носитель информации, субъект информационных потребностей, которые он реализует в процессе коммуникации для творческого обогащения. В процессе информационного творческого взаимообогащения субъекты общения фиксируют информацию как ценность.
Ощущая информационно-когнитивный дискомфорт, люди вступают в диалог, чтобы удовлетворить «возбужденную» информационную потребность. Но весь «коммуникативный потенциал» в такой «первоначальной коммуникации» не реализуется, не «вычерпывается», ибо информационная среда еще не развита. Полноценно развиваться она может только в процессе творческой деятельности и производительной самореализации в инфраструктуре информационного уклада или духовного производства.
«Первичная» же коммуникация служит для накопления лишь «первичного информационного капитала». Накопив его, человек как субъект труда начинает рассматриваться как носитель «ценной информации», способный к её приобретению, обогащению и передаче в качестве «товарной информации». Человек начинает рассматриваться не только как производитльная сила, субъект труда, но и как «капиталоноситель» интеллектуальной собственности. Она есть его информационный капитал, который образуется в результате действия такого механизма:
Информация как ценность (всеобщий товар) | Информ- процессообмен (коммуникация) | Информационный работник (владелец информационной собственности) | Информацион-ный капитал (материальный и интеллектуальный) |
Потенциал информационной среды труда на этапе первичного накопления информации оказывается в значительной степени не проявленным, не актуализированным. Он часто выражен лишь стилем совпадающей информационной ценностной ориентацией работников интеллектуального труда. «Информационное поле» для творческой деятельности пространственно не сформировано в рамках единого информационного (духовного) производства или информационного уклада. А в традиционных производствах и укладах информационная структура социально и технологически аморфна.
Но главное то, что на первом этапе функционирования информационного капитала, сам владелец этого капитала, «творческий субъект» не достиг состояния «информационного раскрепощения». Он мыслит еще в категориях «трудовой крепости », то есть обычного, традиционного, наемного труда в котором волю ему навязывает работодатель, собственник предприятия.
Субъекту интеллектуально-информационной собственности необходимо преодолеть «ступор стереотипов» нетворческого мышления. А затем, идя «от стиля» совпадающей информационно-ценностной ориентации «инновационных работников», добиваться осознания своих «информационных интересов»в качествесобственника интеллектуально-творческого капитала. И в дальнейшем - раскрепостить себя для самореализации принадлежащего ему же информационного капитала. Это осуществляется на втором этапе становления информационного производства. Его можно определить как «информогенез» окружающей среды, её преобразования в информационный уклад.
На втором этапе интенсивно начинают развиваться специфические качества информационных работников в направлении эффективного пользования своим информационным капиталом. Среди этих способностей можно назвать такие основные (не забывая, что они носят специфически-информационный характер):
- способность к работе в диалоговом режиме (решения одномерных задач): это способность регулировать информационные потоки и выделять главные задачи из «общего навала»;
- способность к работе в сценарном режиме (решения многомерных задач): это внедиалоговый режим, и он связан со способностью создавать собственные сценарии для решения «информационных комплексов задач»;
- способность к «объёмной логике» в формах структурно-функционального, таксономического (создания соответствующих образов и понятий), кластерного анализа (заполнения «информационных ниш») в целях создания новых «информационных конструкций», «креативных композиций», т. е. создание новых полей для информационного творчества.
- способность к моделированию реальных процессов на «информационном аналоге»: это построение «моделей совместимости» различных типов информационных систем (интерфейс), различных интерферирующих логик, экспертных систем информационно-оценочной экспертизы; подобная развитая способность ведет к появлению «экспертных работников», способных оперировать «информацией об информации».
- наконец, это способность к информационному самообучению и саморазвитию на основе «запуска» в действии третьей информационно-сигнальной системы человеческой психики; здесь осуществляется переход человека на собственную «антропную информсистему»: «информационное внимание», мышление и память, «ментальное программирование» и так далее; развитие этой способности трансформирует обычную психологическую структуру личности человека в «информационно–психологическую структуру».
Но здесь технологизация человека, действие его социодуховных сил может обернуться нравственными и духовными потерями. «Культ информация», по мысли западных аналитиков, может привести к «дегуманизации пользователей» ЭВМ, к антигуманной «посткомуникации» на основе «спиритуализации компьютеров» («компьютерный дух», «компьютерные реальности»), к «созидательной дезинтеграции духа» и его погружение в «виртуальную действительность». А, при достижении информационной мощности компьютеров намного превышающей дискурсивные возможности человека, предсказывается даже потеря человеком способности к творческой инициативе. Это особенно заметно при работе учащихся на ПЭВМ.
В результате неотрывной работы возникает «информационные стрессы», электронные психотравмы, операторы физически изматываются за мониторами (электромагнитная и частотная радиация). «Электронный коттедж (А.Тоффлер), породивший «электронный популизм» массовой компьютеризации (25-35% общего производства к 2000 году), оказывается не очень уютным «информационным домом». В нем человек может потерять даже «творческое вдохновение» для жизни. Отсюда и идут предсказания и прогнозы наступления «революции духа» после «технологической революции», породившей информационное производство. Технологическая «революция духа» породит «чистое» интеллектуальное производство, но уже на основе искусственного интеллекта.
На третьем этапе функционирования информационного капитала начинает образовываться информационно-про-изводственные организации, информационные производства, целые уклады и информационные инфраструктуры со своим специфическим стилем жизнедеятельности.
Стиль деятельности подобных творчески-производительных образований – неформальное лидерство творческих интеллектов на основе ценностного распределения их информационных статусов.
Например, в уже упоминавшейся «образцовой фирме» (или любой другой небольшой творческой группе) распределение информационных статусов неформальных лидеров представлено так:
- лидер-создатель деловой ценности, «фундатор», знающий «как делать» и «что делать»,
- энтузиасты-единомышленники, умножающие творчески производительную силу фундатора: это «коллеги-сублидеры», поддерживающие его во всех начинаниях,
- сотрудник-альтернативист или «критик-оппозиционер», разрабатывающий альтернативные ценности и создающий ситуацию творческой состязательности; его функция - стимулировать творческую мысль,
- генератор идей или "теоретик", разрабатывающий новые концепции в рамках развития фундируемой деловой ценности,
- новатор внедрения: это "практик", разрабатывающий новые технические конструкции и новые технологии под фундируемую деловую ценность,
- вольный сотрудник, "раздражитель-коммуникатор", за-вязывающий творческие коммуникации среди всех остальных, и не имеющий четких обязанностей кроме тех, чтобы "шататься" среди коллег и наглядно показывать, что инфраструктура еще далека от совершенства: его функция - стимулировать творческие коммуникации.
Подобная структура является неиерархизированной, подвижной, подчиняющейся лишь закону социодинамических статусов (их изменения и ротации), и потому - она гибкая, всякий раз иная, "для данного случая", "адхократическая" (лат. - ad hoc). Ее социальное качество выражено в перманентной изменчивости, эмерджентности, многофункциональности, предохраняющей от "бюрократического склероза" и окостенения. Она действует как "социальный процессор" на принципе социального подкрепления-поддержки ("первичной" и "вторичной" поддержки), чем обеспечивается ее многофункциональность, «многошаговость», но уже в качестве «социального процессора». Этот процессор действует как "цепочка управленческих шагов" по полной реализации творческих способностей работников.
Если творческий способ жизни в информационном укладе представлен трудом самореализации, то творческий стиль - переживанием самореализации своих творческих способностей.
Поамериканской модели творческий информационный стиль жизнедеятельности достигается, когда человек даже не имеет цели творческой самореализации. Он просто перестает выполнять навязанные ему обществом социальные роли. Человек самореализуется, когда перестает участвовать в "крысиных бегах" за карьерой. Тогда он и обретает личный стиль жизни, обретает себя самого как творческую сущность. Американский стиль жизни "сделай себя сам" предполагает2-х этапную самореализацию.
Первый этап - это обретение творческой независимости: профессиональная карьера, экономическая независимость, жесткая самодисциплина, доверие только своему личному опыту, контактная коммуникация для сравнения своего опыта с другими жизненными стилями, самоуважение как чувство собственного достоинства. И, только достигнув "творческого успеха", американец может позволить себе изменить социально-детерминированный стиль жизни на свободный, дав себе возможность «наслаждаться прелестями образа жизни".
Второй этап - это "творческое самоутверждение", при котором человека не удерживают никакие социальные узы, и "людей объединяет лишь единство стиля жизни". Это означает единство с другими стилями личной жизни со снятыми индивидуальными социальными ролями. "Борьба за лидерство" прекращается к "середине жизни" - это обычно 40 лет. После этого жизненного рубежа человек самореализует себя в таких основных 10 потребностях: «здоровье, одежда, жилье, пища, секс, любовь, наслаждение в игре, духовное значение, безопасность». На 90%они реализуются через "человеческий потенциал" общения, "взаимонастройку" и "динамичную коммуникацию"1.
Японский стиль творческой жизнедеятельности в информационном укладе принципиально иной. Он основан на духовной миссии труда для достижения духовной самореализации. По мысли президента буддийской организации "Сока Гаккай" Д. Икэда, в Европе и Америке традиционно многие склонны относиться к труду как наказанию, исходя из древнееврейского, а затем и христианского учения. В современном индустриальном обществе труд рассматривался как "товар», а японец же традиционно считает труд своего рода "миссией", средством закаливания духа (отсюда берет истоки японский «трудоголизм»).
В понятиях американского стиля информационной жизнедеятельности речь идет о труде жизнедеятельностной самореализации, в «призвании жизнью», а не в «призвании духом». У американцев отчетливо прослеживается социально-личностная доминанта, а у японцев - духовно-личностная доминанта в стиле жизнедеятельности. У первых - это объединение социальностью, а у вторых -объединение духовностью.
«Славянский стиль», по мнению японских менеджеров, требует сущестественного совершенствования, прежде всего в плане развития культуры труда и производства.
Менеджер Иосида называет такие недостатки "славянского стиля" неделовой подход, нелюбовь к труду, некритичность
1 Белла Р. и др. Привычки и нравы. Индивидуализм и служение обществу в жизни американцев // США: ЭПИ. - 1987. - № 9. – с. 84, 91 - 92, 94
оценки качества труда, неконвертируемость труда по мастерству, низкое качество человеческого капитала (неподготовленность кадров к производству наукоемкой продукции из-за отсутствия информационной подготовки), полное отсутствие эстетики труда и производства, бюрократизация процесса труда, отсутствие нравственной оценки своего труда, управленцами и рабочими по формуле: "вы делаете вид, что платите, а мы делаем вид, что работаем". Менеджер Томита фиксирует «служилость труда» управленческого персонала, "отравление страхом" управленческой деятельности, отсутствие инновационного труда, который несут "свежие головы" новаторов, а отсюда - "интеллектуальная узость" трудовой деятельности, невложение средств в "интеллектуальный капитал", отсюда отсутствие творчества и творческой состязательности. Менеджер Курода отмечает "распыление ответственности" в трудовой кооперации и в труде смежников, отсутствие предпринимательского труда из-за правовой незащищенности инициативной трудовой деятельности, некомпетентность в трудовой деятельности из-за следования политической конъюнктуре, а не экономическим требованиям. 1
Американские специалисты, изучающие культурное взаимодействие Востока и Запада в контексте освоения японского стиля творческо-информационной деятельности, отмечают такие обогащающие общественный труд инновации:
- американский профессор Сокольников: развитие технологоемкого труда, что в свое время продемонстрировала Япония. Это позволит осуществить "технологические накопления" сродни первоначальному накоплению капитала: первичное технологическое накопление для преобразования "первичного технолого-емкого труда" в качество труда, а затем - в качество продуктов повышенного рыночного спроса. Меры по развитию: налаживание производительного управления путем приближения управления к производству (децентрализация), неограниченный коммуникативный обмен информацией, открытые коммуникативные децентрализованные связи труда, независимый инициативный труд для технологического предпринимательства.
1 Цветов В.Не заглох бы интерес... // Огонек. - 1989. - № 15. –
С. 6-8;
- экономист Й.Богнар: развитие конвертируемости труда путем международной кооперации труда со странами, чей труд является валютовмещающим (оплачивается валютой и сам является валютным). Преобразование «конкуренции цен» в «конкуренцию качества" тех продуктов труда, которые являются конкурентно- способными. Он рекомендует транснациональный труд в совместных предприятиях на экспорт товаров и импорт новых технологий.
- политолог К. Зейтц: международная интеграция национального общественного труда с информационным трудом высокоразвитых стран путем творчески-производительной коммуникации, свободного движения информации и товаров.
- политолог Т.Симонс: "деполитизация труда" и развитие общественного производства на основе общечеловеческих ценностей, "ценностное объединение» творчески-произво-дительных интересов Востока и Запада.
Американский историк и социолог по проблемам профессионального социального продвижения М.И.Лапицкий считает, что "они" (американцы и японцы) работают лучше нас, потому что мы подменили истинное трудолюбие и энтузиазм лозунгами, призывами, политической коньюнктурой 1.
Мы не приучены к «культуре вложенного труда»: вложению в творчество и способность человека, и потому у нас нет доверия к способностям работников, к их творческому труду и производительной самореализации. Производительность труда измеряется не «от человека», не от реализации работниками своих творческих способностей, поэтому у них нет стимулов к изобретательству и инновациям. Нам рекомендуют создать специальные «программы повышения качества рабочей жизни», призванные развивать интеллектуализм и творчество работников.
Известный американский политолог Збигнев Бжезинский считает, что мировая коммунистическая система развалилась вследствие интеллектуального провала: «провал коммунизма – это интеллектуальный провал. Он не сумел принять в расчет составляющую основу человеческого бытия – стремление к
1 М. И. Лапицкий Почему они работают лучше нас? // США: ЭЛИ. -1989. - №2. - С. 50, 52-56.
индивидуальной свободе, художественному и духовному самовыражению…, упустил из виду органическую связь между экономической продуктивностью и творчеством…, коммунизм, выставляя себя в качестве новаторской системы, на деле глушил творческое начало общества»1.
Таким образом, можно резюмировать следующее. Проблема развития социальных и духовных производительных сил общества в индустриальных странах, как было показано, эффективно решается на пути создания информационного производства, где формируются наилучшие предпосылки для творческой производительной самореализации человеческих сущностных сил. С другой стороны, силы производительного творчества приводятся в действие только путем культурного развития информационного производства, которое их воспроизводит в новых социальных и духовных способностях человека, его приращенных творческих силах. Раньше всего это обнаруживается в информационном действии социальных производительных сил, в которых доминирование социально-информационных векторов становится все более очевидным. Это, как правило, происходит трехэтапно по линиям структурных составляющих социальных производительных сил.
В социально-технологическом плане (сила технологической саморационализации) развитие комплексно-автоматизированного производства с одновременным приведением в действие сил производительного творчества превращает его в процесс информатизации производства, создание первичных информационно-технологических структур, впоследствии объединяющихся в информационную организацию производства.
В социально-профессиональном плане (сила профессионального саморазвития) начавшийся процесс преобразования простого труда в сложный, а затем сложного труда - в творческий. Происходит "креатизация труда", и сложный труд (преодолевая историческую тенденцию все большего дробления дифференциации) преобразуется в творческий труд. «Великое разделение" труда, приведшее к резкому росту его производительности и разрушившее его целостность, сменяется "великим
1 Бжезинский З. Большой провал. Агония коммунизма // Квинтэссенция. Философский альманах.-1990.-Политиздат., М.,- с.268-269.
объединением" труда, с включением в трудовой процесс социальных и духовных сил человека как непосредственно производительных. "Креатизация труда" и делает возможной "информатизацию производства", котороестроится на экспертных подсистемах "от человека" как творческой производительной силы и который "под себя" создает микроинформационную среду.
В социально-организационном плане приводятся в действие силы корпоративной самоорганизации.Происходит образование "деловых предприятий" на основе частно-инициативного и коллективного предпринимательства. Это ведет к формированию инновационных творчески-производительных укладов, корпораций и ассоциаций, творчески-производительных сетей и культурных конвикций единого стиля информационной жизнедеятельности.
Развитие информационного производства, как видно, возможно только в русле развития духовных и социальных сил человека, труда самореализации. Однако силы производительного творчества нельзя автоматически перенести с одной национальной почвы на другую по причине различий и национальных культурах труда. Американский технократический способ информатизации производства оказался неприемлемым для японского социально-патерналистского стиля. Если для нас бюрократическая система управления общественным производством оказалась "первым информационным барьером", не позволяющим просчитать все варианты и алгоритмы социально-экономических процессов в народном хозяйстве (отсюда и закономерный рост управленцев как попытка "спасти ситуацию"), то индустриальные страны Запада столкнулись со "вторым информационным барьером", которым оказался капиталистический рынок.
Рыночный механизм регулирования социально-экономических процессов производства на основе ценовой информации о спросе-потреблении и производстве-предложении со становлением "сложного производства" (выпускающего "сложный продукт" высшего качества и высших потребительских свойств), оказался далеко несовершенным и недостаточным. А с "запуском" творчески-производительных сил человека, выходящих за рамки чисто экономических показателей оценки эффективности труда, регулирование общественного производства только на основе ценовой информации о рыночной конъюнктуре стало вообще невозможным. Потребовался совершенно иной механизм, превращающий социально и духовно информоёмкий труд в технологически информоёмкий труд, механизм преобразования информационного производства в "информационные продукты", из которых необходимо извлечь "информационную прибыль".
Опыт индустриальных стран по практическому освоению творчески-производительных инноваций в обществе со всей очевидностью свидетельствует, что в этом деле нам вместо общих деклараций нужна конкретная робота по развитию информационного производства, становления в Украине современного информационного общества.
Начинается это с развития национальной общественно-исторической культуры. Об этом – в следующей теме.
Тема 9.
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Вопросы:
1. Сущностное проявление Культуры и Цивилизации.
2. Социальная методология общественно-исторической Культуры. Типы и виды культур.
3. Социальная методология общественно-исторической Цивилизации.