В. Специфические законы общественного развития
Действие этих законов проявляется лишь в отдельные периоды человеческой истории и развития общества. В другое историческое время характер действия этих законов может изменяться, или они перестают действовать вообще.
Закон классовой борьбы и социальных революций. Его действие характерно для антагонистических обществ с непримиримыми социальными интересами. Он не имеет силы для доклассовых (первобытно-общинных) и «постклассовых» (социетальных) обществ.
Закон естественно-исторической смены общественно-экономических формаций. Его действие обусловлено законом классовой борьбы, когда на смену антагонистическим формациям (классовым) приходит бесклассовая (неантагонистическая) формация, революционным или нереволюционным путем. Предполагалось, что подобной неантагонистической формацией станет коммунистическое общество. Сейчас прогнозируется, что такими обществами могут стать коммуникативные, социетальные, экологические социальные системы.
Закон возвышения человеческих потребностейв соответствии с развитием человеческих способностей. Речь идет именно о возвышении потребностей (а не их расширении или умножении), т. е. о качественной стороне, когда приращенная развитая способность определяет развитую потребность. В обыденной жизни часто действует обратная формула "чем меньше способностей, тем больше потребностей ".
Закон распределения деятельностей, отвечающим человеческим способностям и человеческим качествам (сущностным силам). Закон утверждает, что отдача от трудовой деятельности человека ("производительность труда") зависит от производительности человеческой способности. И в соответствии с "производительными способностями" человека должны развиваться в адекватные виды деятельности.
Закон формирования социальных институтов, прежде всего политических институтов власти (политическая система). Политическая организация законоположена в том смысле, что общества нуждается в социальном управлении и социальном контроле, в первую очередь для того, чтобы все элементы социальной структуры общества со6людали законы общественной жизни.
Закон эмерджентности. Закон устанавливает непрерывность качественных преобразований в обществе путем непрерывной смены социальных состояний. Подобные качественные преобразования в обществе идут постоянно, и общество должно соответственно адаптироваться к ним.
Методы общественного изменения (прогресса)
1. Метод социальной эволюции. Он предполагает естественное развитие общества без вмешательства в социальные процессы или при минимальном регулирующем воздействии на них. Человек ведет себя как "политическое животное", не сдерживая своих социальных инстинктов, поэтому побеждают "сильнейшие инстинкты". Метод «работает» естественным образом и на исторически-длительном промежутке времени.
2. Метод социальной революции (револютивных изменений). Предполагает радикальное вмешательство в общественные процессы для достижения быстрого социального результата. Преобразование происходит в короткие исторические сроки и предполагает значительные негативные последствия из-за социального столкновения противоборствующих сторон.
3. Метод реформирования. Его можно рассматривать как "средний метод" между первым и вторым. Предполагает проведение управляемых общественных преобразований, но с учетом естественно—исторического хода общественного процесса. Таким путем достигается оптимальная "скорость" социального движения, без пиков эволюции и революционных социальных катаклизмов. Реформация может охватывать достаточно длительные исторические периоды, но в целом реформы предполагают получение относительно быстрого социального результата
4. Метод структуризации. Предполагает проведение управляемых общественных преобразований, но без учета естественно-исторического хода социальных процессов (или с их минимальным учетом). Общественная регуляция производится исходя из концепции, что именно должно быть подвергнуто оптимизации в обществе для улучшения его функционирования как социальной системы. Воздействие оказывается на социальную структуру общества с тем, чтобы общественное состояние было стабильным, но и социальное развитие не прекращалось. Данный метод базируется только на основе социальной практики и на действии специфических общественных законов. Иногда даже законов локального действия (в рамках социологических теорий "среднего уровня'').
Для первого метода характерен генетический подход, для второго и третьего – трансформационный, для четвертого метода - функциональный подход. В настоящее время разрабатывается политологический подход в проведении общественных изменений и социального прогрессирования. Он основан на использовании политологических знаний о социальном развитии общества. Политологический метод предполагает воздействие на общественное развитие политическими средствами – на основе элитизма, либо социальной демократии. Но в любом случае - на знании закономерностей развития управляющих и управляемых структур в общественной системе, складывающегося характера отношений между ними.
Рассматривая общество как социальную систему, можно увидеть, что специфика общественного прогресса вполне определима - и в историческом контексте, и в его законоположенности, и в системообразующих основаниях. Характер общественного прогресса существенно отличен от природного развития (хотя и сопрягается с ним), он имеет свою четкую социальную направленность и закономерность.
Прежде всего, это логико-исторический характер общественного прогресса. Логика развития общества во многом не подчиняется логике развития «первой природы». Само же общество, став "второй природой", уже в новом качестве социокультурной системы обретает способность к самоуправляемому развитию, созданию уже собственно человеческой истории.
Далее, это действие принципа антропности социального прогресса. Он соответствует прежде всего "мере человека", его социальной и духовной сущности и позволяет развиваться человеческим сущностным силам в масштабе творческой самореализации человека. Социальный прогресс антропоморфен в той мере, в какой он человекоразмерен, т. е. имеет для человека ценность, смысл и значение, позволяет развиваться антропогенным силам. В этом и проявляется гуманистический характер общественного прогресса.
Аксиологический характер общественного прогресса. Это его ценностное содержание, которое непосредственно направлено на развитие человеческой культуры как культуры общественной. Уже подчеркивалось, что общество, не создающее социальных и духовных ценностей обречено на историческую гибель. Отсюда главная задача, любой общественной системы — продуцирование социальных ценностей с большим аксиологическим потенциалом, что делает общество "ценностной системой".
Научный характер прогрессивных изменений. Научными они являются в той мере, в какой являются продуктом духовного производства, науки, носят объективный характер. Сила научного социального знания - в его когнитивности, то есть в возможности непосредственно-практического применения в качестве "когнитивной силы" общественного развития. Только тогда научно–технический и общественный прогресс могут находиться в одном русле, давать системный социотехнический эффект.
Информационно–семантический характер общественного прогресса.Развитие общества определяется логикой использования информации, ее семантикой, смыслом и значением. Самый широкий контекст: “все принимай - все отвергай". Общественный прогресс, приобретая информационно–семиотический характер создает инфосферу общества, а затем и его логосферу, что есть синтез содержания и значимости (кодов—знаков) социального знания. В синтезе с аксиологией социальное знание образует менталитет общества, на уровне планетарного социума - его ноосферу.
Таким образом, общество как развивающаяся социальная система предстает перед нами в наиболее мощном аспекте системности общественного бытия людей. Но при этом следует помнить, что существуют и другие достаточно сильные и перспективные аспекты представимости общественной жизни. Вся история взглядов на человеческое общество говорит о том, что каждое новое поколение, а тем более эпоха, существенно меняют взгляд на общество, по крайней мере, переосмысливает его. Системный взгляд на общество силен тем, что на основе данной методологии, возможно осуществить эффективное социальное регулирование. В исторической перспективе оно может быть и недостаточно точным, но на какой-то данный исторический промежуток - вполне приемлемым и продуктивным. Если же брать за основу общеисторические законы общественного развития, то они, конечно, дают более весомый стратегический результат. Но исторический промежуток их действия охватывает сотни и тысячи лет, и для конкретно-исторических периодов общественного развития эти законы могут принимать специфический характер, становиться специфическими законами общественного развития. Но уловить эту специфику чрезвычайно трудно. Например, если взять космический закон всемирного тяготения, то, как уловить специфику его действия на уровне "социального тяготения"?
И, наконец, представимость общества в качестве развивающейся социальной системы позволяет рассмотреть каждого отдельного человека не в виде безликого индивида, но как индивидуальность, т.е. в его социальном качестве. А именно: человек как личность, гражданин, деятель, носитель культурных ценностей, субъект социальных преобразований и исторического творчества.
Тема 5.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Вопросы:
1. Понятие общественного производства и его исторические виды.
2. Способ производства и его структура. Материальное
производство.
3. Человек как производительная сила.
1. Понятие общественного производства и его
исторические виды.
Нынешний этап современного общественного развития характеризуется как эпоха научно-технической революции, технологического прогресса. В традициях западной философской мысли категории "революция", "прогресс" обычно не применяются, но в вышеназванном контексте они функционируют, являются часто употребимыми. А вот категории "производство", "общественное производство" малоупотребимы, ибо они выходят на святая святых - как производится общественное богатство и кем производится. Способ общественного производства, прежде всего в материальной сфере, и определяет научно-технический прогресс общества, раскрывает "тайну" его производительных сил.
В самом общем плане производство есть технологическая связь человека и природы, которая носит двусторонний характер - человек пользуется богатствами природы и на расширенной основе воссоздает их. Однако подобная технологическая связь в настоящее время принимает все более односторонний характер, превращается в "эксплуатацию природы" человеком. Это ведет к экологическому кризису, гибели природы, а с ней - к деградации общества, его быстрому упадку. Поэтому на протяжении всей человеческой истории нарастает проблема функционирования системы "природа – производство - общество", что ведет к постоянной смене характера общественного производства. Природа самотехнологична, и общественное производство также должно строится на таком же принципе.
Производство в более узком значении есть целеположенная человеческая деятельность по переработке предметов природы в продукты для удовлетворения потребностей человека - материальных, социальных и духовных.
Общественное производствоесть способ жизнедеятельности и развития общества в направлении его прогресса и исторической перспективы. Речь идет о прогрессивном развитии всей общественной жизнедеятельности, развитии общества как социальной системы. Поэтому часто говорят о "системе общественного производства", выделяя в нем определенные структурные компоненты, функции, системные качества.
Структурно-компонентный состав общественного производства представлен четырьмя его основными историческими типами:
1) родовое производство как воспроизводство человека человеком во все более высоком человеческом качестве («репродуктивное производство"): его наиболее устоявшаяся историческая форма - семейно-родовая; семья - первичный элемент о6щественного производства и, если общество не создает социальных условий своей нуклеарности (образования семьи), происходит депопуляция и быстрое вырождение общества;
2) жизнеобеспечивающее производство как производство средств дня жизни ("экзистенциальное производство"): оно - основа существования и развития любого общества. Его первая историческая форма - сельскохозяйственное производство, которое еще не обеспечивает гарантированного выживания и всецело зависит от природно-климатических условий. Вторая историческая форма — промышленное производство. Оно уже обеспечивает устойчивые условия существования общества, позволяя создавать необходимые материальные резервы для общественной жизнедеятельности; данный тип производства относится к разряду "простых производств", когда невозможно расширенное воспроизводство;
3) производство средств труда - оно позволяет развиваться обществу в технико-технологическом отношении, создать "индустриальные комплексы" из отраслевых производств. Данный тип производства относится к разряду "сложных производств", которые способны к расширенному общественному воспроизводству не только технических средств труда и технических комплексов, но и товаров и услуг;
4) товарное производство позволяет обеспечить не только основные человеческие потребности, но и те, которые связаны с развитием человеческих качеств — это "расширяющиеся" и "возвышающиеся" человеческие потребности, прежде всего социальные и духовные, потребности в образовании, информации, культуре, в комфортной и обеспеченной жизни и т.д.
Исторические виды общественного производства, взятые по их структурно-функциональным уровням, историческим "стадиям роста" или "технологическим волнам", также вполне различимы. Это:
- сельскохозяйственное производство ("неолитическое"):
- промышленное производство в двух его основных формах: добывающее ("первое производство") и перерабатывающее ("второе производство"); они утверждаются со времени первой промышленной революции;
- индустриальное производство как результат "второй промышленной революции", а именно - научно-технической, технологической революции: с ним формируется "третье производство" - обслуживающее (после добывающего и перерабатывающего);
- "постиндустриальное производство" или информационное ("четвертое производство"): в нем движущей силой является опредмеченный человеческий интеллект, знание, интеллектронные системы, дублирующие работу человеческого мышления, но с намного большим быстродействием ;
- экологизированное производство, которое будет выстраиваться на основе биотехнологий: они мыслятся как безотходные технологии, потому что базируются на природных биопроцессах с глубокой комплексной переработкой исходных природных продуктов.
Направленность развития общественного производства вполне очевидна - это создание базисных оснований для достижения обществом социального качества самоорганизующейся и саморазвивающейся общественной системы, которая в наименьшей степени угнетала бы природу и в наибольшей — развивала бы человека как социоприродное существо. Это социальное качество заключено в смене общественной "производственной парадигмы" - переход от переработки человеком природы к "переработке человека человеком". Это будет качественно новое общественное производство, обеспечивающее развитие человеческих способностей, которые реализуются в адекватных видах человеческой деятельности.