Родителям, которые живут трезво
Ни один человек, даже убежденный трезвенник, не может быть застрахован от развития интоксикантной зависимости у своих детей в будущем. Ведь дети живут и учатся не только в семье, но и в других местах. Особенно опасно то агрессивное информационное пространство, в котором живет и развивается маленький ребёнок.
Хорошо, если семья малыша, так же как и семьи близких родственников и друзей, живёт трезво, тогда и ребёнок будет расти человеком трезвым, хотя в подростковом возрасте проблемы и неприятности, связанные с алкоголем и табаком, все же возникнуть могут.
В семье Ани все без исключения взрослые живут трезво. Многие родственники тоже. А те, кто все же бывал «пьяным» вели себя, как правило, агрессивно, пугая и огорчая девочку.
В компании, где отравляются, Аню не водили. И у ребёнка даже разговора не возникало на табачно-алкогольные темы. Но в возрасте 13 лет девочка попала в компанию подростков и попробовала и алкоголь, и табак. Причем сделала это с некоторым удовольствием от мысли, что она такая как все – современная и взрослая девушка. Позже она стала сомневаться, а правы ли родители, ведь все «пьют» и «курят». Некоторое время спустя, терзаемая противоречиями, она обратилась к родителям с признанием, что в компаниях, где молодёжь отравляется табачно-алкогольными ядами, она чувствует себя скверно. Сама пошла и прослушала курсы по освобождению от табачно-алкогольной зависимости, получила много знаний и обрела твёрдость трезвеннической позиции. К 15 годам Аня научилась отстаивать своё право – жить в свободе от отравления интоксикантами. При этом отношение с друзьями у неё остались прежними, а те компании, где основное занятие травить себя алкоголем и табаком, она легко и без сожаления оставила. Более того, к ней потянулись интересные ребята. Теперь у Ани убеждение: Трезвость – это хорошо!
Что стало предпосылкой желания отравлять себя табаком и алкоголем? Та среда, в которой девочка жила вне семьи. И почему она не попала в сети интоксикантной зависимости? Потому что имелась искренняя и непреклонная позиция родителей – жить нужно естественно – в Трезвости. Правильно выстроенный воспитательный процесс в дошкольном возрасте и личный пример родителей – это ориентир, благодаря которому сбившийся с пути взрослеющий ребёнок всегда может выровняться.
Сложнее дело обстоит в семьях, где взрослые пришли к Трезвости в то время, когда их дети уже подросли. Известно, что все основные черты характера закладываются до 5 лет. Значит, до того, как взрослые решили встать на путь Трезвости, они уже успели запрограммировать своих детей на отравления и упустили благоприятное время для формирования трезвеннических убеждений.
Отрезвел взрослый член семьи, возможно даже все взрослые, и успокоились: живут себе, радуются своей новой трезвой жизни. Но разделяют ли эти новые убеждения их дети? Вот и получается, что у трезвых родителей встречаются дети, отравляющие себя алкоголем, табаком, другими интоксикантами. Почему так получилось? Дети программируются ежечасно и повсюду, умело и продуманно заманиваются в сети самоотравления. Они берут пример не только с родителей, но и с других людей: спортсменов, актеров, знакомых, родственников, друзей и просто прохожих. Всегда ли авторитет родителей для ребёнка безупречен? К сожалению не всегда. Значит следующий за отрезвлением родителей этап – целенаправленная работа по формированию трезвеннических убеждений у своих детей. Одна из заповедей Г. А. Шичко: «Выбрался сам – помоги другому». Известно так же всем освободившимся от табачно-алкогольной зависимости, что лучший способ закрепить результат это провести по лестнице ведущей вверх, к Трезвости, еще кого-то. Прежде всего, своих детей. Даже если ребёнок еще не имеет привычки к табаку, даже если он еще и не приобщился к этим ядам – стоит хорошо продумать и умело организовать воспитательную среду с тем, чтобы ребёнок принял Трезвость по убеждению.
Формы и методы работы зависят от возраста ребёнка, но принципы одни и те же.
Это, прежде всего:
- абсолютная Трезвость и убежденность родителей и лиц, осуществляющих непосредственное воспитательное воздействие на ребёнка;
- создание информационной среды, в которой ребёнок живёт, в которой Трезвость понимается как естественная ценность, лежащая в основе созидания, убеждается в преимуществах трезвой жизни;
- основная цель – сформировать у ребёнка твердое убеждение, что алкоголь и табак это яды. Все действия по отношению к этим веществам должны быть такими, какими бы они были по отношению к любым другим ядам;
- создание богатой информационной среды с тем, чтобы ребёнок постоянно слышал правду об интоксикантах, а любой абсурд, внушаемый ему извне, своевременно и убедительно развенчивался;
- эмоциональная, психологическая и предметная среда жизни ребёнка должна быть благоприятной для его развития.
Первое. Именно благоприятную трезвую среду малыш должен запечатлеть с рождения, задача взрослого сделать её как можно шире. Позже ребёнок должен осознать, что есть вещества, действующие разрушительно (как яды) именно по отношению к естественному благу – трезвой жизни.
Для этого надо, чтобы каждый раз, когда маленький ребёнок встречает взглядом алкогольное или табачное изделие или слышит о них, взрослые вели себя так, как они вели бы себя, соприкасаясь с другими ядами. Прежде всего, надо наблюдать и отследить (не пропустить) момент, когда ещё совсем маленький ребёнок впервые заинтересуется сигаретой или бутылкой. Этот момент особенно, как и все последующие попытки малыша, к примеру, поднять и понюхать окурок, должны сопровождаться ярким, эмоциональным, отрицательным отношением взрослого.
Взрослый должен резко и даже немного неожиданно сказать малышу, выражая глубочайшее отвращение и страх: «Брось! Гадость!» Яркие впечатления раннего возраста запечатлеваются в подсознании навсегда. Неприязненное отношение к такого рода изделиям серьёзно осложнит попытку «закурить» или «выпить» в подростковом возрасте.
Важно так же не пропустить ни одного момента, когда ребёнок в игре отображает ситуацию табачного и алкогольного отравления. Взрослый должен отреагировать так, чтобы у ребёнка осталось ощущение, что он сделал плохо. Но ни в коем случае не ругать ребёнка, не обсуждать эту ситуацию с другими и не наказывать малыша – одним словом, не заострять внимание на этом негативном моменте. Лучше всего переключить ребёнка и увлечь другой игрой.
Когда Кирюша играл в водителя троллейбуса он обязательно «курил» карандаш. Ничего другого в свои 3 года он ещё о водителе не знает. Мама отвлекла мальчика от «курения», но развила игру по-другому: троллейбус сломался и его надо ремонтировать, водитель устал и пошел на перерыв.
Следующий момент. Взрослые могут использовать алкогольные изделия (водку) для протирания грязных поверхностей, рук с пояснениями для ребёнка: «Водка – это такое вещество ядовитое, от него все микробы погибают». К примеру, в нашей семье бутылка водки стоит в туалете, рядом баночка с ватными тампонами. Очень удобное средство для дезинфекции круга унитаза, доступное даже маленьким детям. Алкогольное изделие, запах, вид будут ассоциироваться с туалетом, что само по себе будет формировать отношение к алкоголю, как к технической жидкости. Бутылку водки можно держать на полочке, где папа хранит машинное масло, растворитель или другие технические жидкости или в шкафчике с бытовой химией у мамы – там, где им истинное место, но не на кухне и не в холодильнике.
Есть ещё различные варианты применения спиртосодержащих изделий как технических жидкостей, нужно только проявить творчество и придумать способы, чтобы убедить ребёнка, что алкоголь предназначен не для применения внутрь (это страшная ошибка многих людей), а является ядом для живого и хорошей технической жидкостью.
Второе. Нужно уверенно и аргументировано развенчивать навязываемые извне ложные представления о табаке и алкоголе. Всякий раз, когда ребёнок явно подвергается программированию на табачно-алкогольные отравления при просмотре рекламы, художественных фильмов и т. д., надо ненавязчиво и убедительно этот абсурд развенчивать. Причем, надо учитывать, что детям дошкольного возраста не важны подробности и научные доказательства, но очень важна эмоциональная окраска и убежденность взрослого. Детям же школьного возраста нужны доказательства, убедительные доводы. Для этого взрослые должны быть заранее хорошо подготовлены. Источником правдивых знаний могут быть не все печатные издания, гораздо больше полезной и убедительной информации можно почерпнуть из самой жизни.
Для достижения положительного результата в воспитании важно, чтобы предлагаемая правдивая информация была преподнесена ребенку в виде простого дружеского разговора, но не в виде назидания.
Следует помнить, что нельзя перегружать ребёнка и надо чаще спрашивать его мнение.
Приёмы сообщения ребёнку нужных знаний, формирующих убеждение, могут быть различные:
- (непосредственное) прямое обращение к ребёнку. Этот приём применим к детям старше 6 лет в ситуациях, когда требуется простое разъяснение или пришёлся к месту разговор о том, что такое интоксиканты (яды), как они отрицательно влияют на людей и т. д.
Родители с ребёнком гуляют в парке и замечают, что его внимание то и дело привлекают молодые люди с бутылкой пива в руках. Ребенок смотрит на них с интересом. Отец говорит: «А знаешь, мне жаль этих ребят – они так ошибаются. Они думают, что пьют напиток, но на самом деле в пиве есть алкоголь и много других ядовитых веществ. А алкоголь – яд для живого организма. Он постепенно разрушает все внутри: и сердце, и желудок, и, даже мозги. Помнишь дядю Федю? Он такой больной и глупый и всё время с водкой. А ведь он был молодым и так же ходил с пивом и не понимал, что он утратил Трезвость. А вслед за этой утратой идут потери: здоровья, слабеет ум, теряется благополучие в семье.
Или: отец с сыном стоят на остановке. Рядом мужчина «курит». Отец предлагает сыну отойти в сторону и говорит: «Я всегда отхожу от тех, кто курит. Табачный дым очень ядовитый даже для того, кто просто стоит рядом».
- (опосредованное) косвенное обращение к ребёнку. Обращаясь к другому человеку в присутствии ребёнка, высказать свое мнение, сообщить нужную в данный момент информацию. Этот приём используется в том случае, если ребёнок не желает слушать прямого обращения к нему взрослого; а также для усиления эффекта восприятия предложенной информации (часто дети игнорируют то, что им говорят лично, но с большим интересом слушают и запоминают то, что говорят взрослые между собою). Этот приём очень хорошо использовать в отношении маленького упрямца или в том случае, если приходится иметь дело с ребёнком, перегруженным назиданиями и нравоучениями со стороны взрослых.
- реплика яркой эмоциональной окраски.
Этот приём наиболее эффективен в отношении детей раннего возраста. Малыши запечатлевают предложенную информацию во много раз лучше, если она была преподнесена им в яркой эмоциональной форме. Об этом хорошо знают воспитатели детских садов, поэтому на занятиях они всегда используют огромное количество игровых приёмов, сюрпризных моментов, часто меняют интонацию, используют резкую смену громкости и темпа повествования и т. д.
Ане было 10 месяцев от рождения. Она очень хорошо развивалась, рано начала говорить и ходить. Была активной девочкой и всё пробовала на вкус. В семье, где жила Аня, были пожилые члены семьи, которые использовали сильные лекарственные средства и часто забывали убрать их в недоступное для ребёнка место. А в семье по соседству произошел в то время страшный случай. Две трехлетние девочки играли в доктора: одна другую накормила таблетками и наелась сама. Одну из девочек спасти не удалось. Анина мама, потрясенная этим событием, зная забывчивость пожилых членов своей семьи и тревожась за безопасность дочери, предприняла такой воспитательный приём. Разложила по комнате разные таблетки. Аня проснулась, активно принялась познавать мир, хватала всё, что попадалось на глаза, тянула в рот, совала в карманы. Но как только она находила таблетки и протягивала к ним руку мама громко и испуганно говорила, даже вскрикивала: «Брось! Это таблетки!!!» Несколько таких повторений, и Аня стала обходить стороной таблетки и никогда не брала их в руки. Став взрослой, она рассказывала, что всякий раз, когда ей нужно принять таблетку – её охватывает какая-то неосознанная тревога и желание убедиться, а действительно ли это безопасно.
- решительно отвергать ситуацию, в которой надо наблюдать табачно-алкогольныё сюжеты, слушать и говорить о них.
Этот приём очень эффективен в воздействии на ребёнка без лишних слов. Если родители решительно отвергают необходимость участвовать в попойках, уходят из комнаты, где травятся табаком, выключают телевизор в тот момент, когда там демонстрируют сцены «пьянства» или рекламируют табачно-алкогольные яды; откладывают в сторону журнал с изображением алкогольных и табачных изделий, то ребёнок без пояснений усваивает позицию неприятия табачно-алкогольно-наркотических ядов и отравлений ими.
- использовать художественную литературу, произведения искусства с тем, чтобы показать, что Трезвость – естественное состояние человека.
Литературы и других произведений искусства, напрямую воспевающих Трезвость очень мало. Это дело будущего. Но, читая хорошие сказки, детские произведения, слушая музыку, всегда можно на примере показать ребёнку что хорошо, а что плохо. Есть очень простой эффективный и проверенный многими поколениями способ – это сказки, колыбельные, поучительные рассказы о былом и тихие приговоры перед сном. Народ хранит огромное множество сказок и былин, есть замечательные детские произведения современных авторов. Брать для рассказывания детям можно любые из них, но обязательно с хорошим концом и жизнеутверждающим настроением. Любую хорошую сказку можно использовать, чтобы наглядно показать ребенку: Трезвость – это хорошо. К примеру, в сказке глупому противопоставляется разумный, ленивому - трудолюбивый, злому - добрый и т.д.
После окончания сказки всегда надо поговорить о содержании и сделать самому или наводящими вопросами натолкнуть ребёнка на вывод: глупым, ленивым, злым быть плохо, а ведь табак и алкоголь делают людей такими. Некоторые сказки прямо подчёркивают всю пагубность пьянства. Их тоже можно использовать, но для детей постарше. Такие сказки родители могут сочинить самостоятельно.
Ещё один важный момент - колыбельная. За день даже самый маленький ребёнок, который, казалось бы, увлечён только игрой со своими игрушками, накапливает целый комплекс опасных для психики состояний, эмоциональных переживаний. Ведь он видит и слышит много пугающего, огорчающего, да и просто неприятного для него. Возможно, ему запала какая-то дурная мысль, да и вертится в голове, лишая покоя. Если малыш уснёт с этой мыслью, то ночью она «усвоится» и уйдёт в подсознание. Родители должны позаботиться, чтобы прежде, чем ребёнок уснёт, его мысли были полностью освобождены от всего плохого. Напротив, разговорами, колыбельными, повторяемыми ежедневно засыпающему малышу можно дать огромное множество положительных установок на будущее,
- посещать с ребёнком, мероприятия, праздники, на которых утверждается Трезвость;
- организовывать для ребёнка труд, досуг и просто общение с людьми, ведущими трезвый образ жизни.
Это самый простой и самый результативный способ приобщить ребёнка к трезвому образу жизни. Человек, выросший в доброй трезвой среде, имеет больше шансов остаться естественным трезвенником, чем тот, кто жил в среде, где приняты были ритуальные самоотравления.
Преподнося различные знания ребенку по табачно-алкогольной проблеме нужно помнить, что говорить об интоксикантах следует лишь в крайнем случае, и только для того, чтобы противопоставить ложной навязываемой извне информации правдивую. Нельзя долго и подробно говорить с ребёнком об алкоголе, табаке и других ядах как изделиях, применяемых некоторыми людьми внутрь. Нельзя описывать состояние так называемой эйфории, способы приготовления, применения, ядов, поведение «пьяного», так как то, что для взрослого кажется непристойным и отвратительным, ребёнку может представляться интересным и забавным.
Отец, вернувшись с работы, желая показать сыну всю мерзость пьянства, стал рассказывать о том, как только что на улице стал свидетелем отвратительной сцены: какой-то «пьяный» дядька упал в лужу. А слушавший рассказ отца сын вдруг вспомнил, как ему хотелось залезть в лужу, прыгать в ней, разбрызгивая воду, и топать ногами, но ему категорически это запретили. А пьяному это делать можно – значит алкоголь это то, с помощью чего можно снять все запреты.
К тому же то, о чем часто говорят, вызывает интерес. Поэтому, даже желая блага своему ребёнку и рассказывая часто о табаке, алкоголе можно получить обратный результат.
Если уж говорить, то:
- о том, как замечательно жили, живут и будут жить трезвые люди;
- о том, что алкоголь, табак - яды;
- о том, что люди, которые «пьют» и «курят», достойны жалости и сочувствия, потому что это обманутые люди.
Очень важно сформировать в ребёнке такое мироощущение, при котором информационным агрессорам разных мастей будет трудно обмануть и через обман отнять у детей их естественную Трезвость.
Третье. Надо формировать у ребёнка осознание себя, как частицы великого целого. Понимание того, что его жизнь зависит от того, как живут другие, и от его собственных поступков. Чаще ставьте ребёнка в положение, когда от его поступков будет зависеть благополучие родителей, семьи, коллектива детей, в котором он живет, домашних животных и т. д.
Четвертое. Надо создавать радостный настрой на все, что происходит, окружает ребёнка. Любую, даже трудную для ребёнка ситуацию, любое происшествие дальновидные родители должны превратить в пустейшую или смешную ситуацию, легко или не очень, но решаемую. А на реагирование слезами на неприятные для ребёнка моменты жизни, родители должны отвечать сдержанным спокойствием. Тогда ребёнок поймет, что когда он горюет, жалуется, раздражается, он помощи, сочувствия, поддержки не получит, а тем более, желанного внимания. А тогда, когда он терпелив, сдержан и весел, ему придут на помощь, одобрят, будут охотно общаться, и он получит столько внимания, сколько ему нужно.
Родители всегда должны вести себя так, чтобы ребёнок понял: привлечь к себе внимание взрослых и добиться желаемого можно только хорошими поступками. На негативные проявления поведения ребёнка взрослые реагировать не должны ни хорошо, ни даже отрицательно, так как шлепок, порицание или какое-то другая негативная реакция взрослого это также проявление внимания – то, чего ребёнок добивается. В подростковом возрасте все дети в той или иной мере испытывают чувство одиночества и недостаточного признания, и тот, кто в раннем детстве привлекал к себе внимание взрослого отрицательным поведением, может потянуться к алкоголю, табаку, другим интоксикантам из-за неосознаваемого желания привлечь к себе пристальное внимание взрослых.
И особенно важно учить малыша искать «маленькие радости» в каждом моменте его жизни, в каждом окружающем его предмете. Очень ярко описывает это в своём рассказе «Радости» Л. Воронкова:
«Ребята сидели на брёвнах и разговаривали:
- А у меня радость,- сказала Алёнка,- у меня новая лента, смотрите, какая блестящая!
- У меня тоже радость,- сказала Таня,- мне цветные карандаши купили... И дети наперебой стали хвастаться кто удочкой, кто рубашкой новой. Только Ваня слушал и ничего не говорил.
- А у Ванюшки никакой, хоть бы маленькой радостинки нет,- сказала Алёнка,- сидит и молчит.
- Нет, есть,- сказал Ваня,- я цветы видел... Когда я заблудился в лесу. Уже вечер, кругом темно. А цветы стоят белые, как будто светятся.
Ребята засмеялись: - Мало ли в лесу цветов! Тоже радость нашёл!
- А ещё я зимой крыши видел... Солнце светило, на них снег был. С одной стороны крыша синяя, а с другой розовая и вся блестит!
- Вот ещё,- сказал Петя,- будто мы снег на крыше не видели. А что он был синий да розовый, это ты выдумал...
- Может, у тебя еще какие радости есть?- спросила Таня.
- Есть,- сказал Ваня,- ещё я видел серебряных рыбок.
- Где? В пруду? В речке?- Петя даже вскочил.
- В луже,- сказал Ваня - после дождя под яблоней была лужа. Голубая. А в ней солнце светило. И ветер был. Вода дрожала и в ней серебряные рыбки играли.
- Вот болтун,- сказала Алёнка,- никакой у него радости нет, так вот он и придумывает.
Алёнка смеялась, а Таня сказала задумчиво:
- А, может, у него этих радостинок побольше, чем у нас. Ведь он их, где хочешь, найдёт...»
Пятое. Создавать такую эмоционально-воспитательную среду, которая заставляла бы ребёнка занимать активную жизненную позицию.
Жизнь маленького человека должна быть насыщена событиями, трудовыми достижениями, общением с разными людьми, играми и развлечениями. Важно, чтобы ребёнок постоянно чувствовал себя нужным, способным, уверенным в результате своей деятельности и в своих силах. Самое главное: родители должны признавать право ребёнка на самостоятельное решение любых, даже трудных жизненных задач, никогда не ругать его за ошибку. В случае неудачи малыша позиция взрослого должна быть такой: «Хорошо, что ты это сделал, но в следующий раз попробуй сделать по-другому».
Четырёхлетний Алёша играл с новенькой заводной машиной. Вдруг в машине что-то сломалось, и Алёша не смог привести её в движение. Алёша стал ковырять машину отвёрткой, стучать по ней. Вдруг внутри что-то треснуло, и машина развалилась. Вечером пришел папа, посмотрел на машину и сказал, что сделать её целой можно, но заводиться она уже не будет. Алёша заплакал. А папа спокойно сказал: «Что ж поделаешь, зато теперь ты знаешь, что стучать по машине нельзя. В следующий раз будь аккуратней. А когда ты вырастешь, ты сможешь ремонтировать не только игрушечные, но и настоящие машины».
Надо научить ребёнка с раннего детства постоянно находить себе занятие. Если малыш сам не может занять себя, то взрослый человек может помочь ему – затеять игру или какое-то дело, увлечь ребёнка, а потом незаметно уйти, предоставив ему возможность действовать самостоятельно. Каждую новую игрушку надо обыгрывать с малышом, то есть показать способы её использования. Родители должны считаться с мнением и предложениями малыша, даже если, с точки зрения взрослого, они малосущественны. Считаться, но не потакать!
С раннего детства нужно внушить ребёнку, что плохо быть равнодушным, ленивым и пассивным. Жизнь должна быть радостным приключением, наполненным смыслом и значением для себя и для других.
И последнее, но очень важное. Следует оберегать ребёнка от компаний, в которых взрослые отравляют себя табачно-алкогольными ядами, отказываться от приглашений или оставить ребёнка дома. По крайней мере, так поступать следует до 7 лет. Неизвестно, как ребёнок расценит наблюдаемую ситуацию «пьянства», даже если его мама и папа остаются трезвыми.
Из воспоминаний Ани:
«Мне было 4 года. Мы всей семьей пошли в гости к родственникам, которые непременным условием праздника считали алкогольные отравления. Было много разных красивых бутылок, о содержимом каждой взрослые говорили с восхищением непонятные мне слова, потом разливали в красивые бокалы и пили.
И так много раз. Но почему-то моя мама и папа не пили и даже отказывались налить себе это в стакан и даже не чокались со всеми. Все маму уговаривали, а она пила компот. Я обдумывала эту ситуацию весь вечер и ещё следующий день и решила, что раз мама так делает, значит так правильно. Ведь мама всё знает».
В этой ситуации налицо преобладание авторитета матери и, как следствие, сделанный выбор. Если бы в числе отравляющих себя алкоголем был человек более авторитетный для ребёнка или очень ему симпатичный – выбор мог быть другим.
Также следует оберегать ребёнка от просмотра телепередач. Сейчас все без исключения и передачи, и фильмы наполнены сюжетами, связанными с табачно-алкогольными и иными интоксикантами.
Из воспоминаний Ани:
«Когда я была ещё очень маленькой девочкой, мне очень хотелось перед тем, как что-либо выпить, стукнуться своей кружкой о кружку другого человека. Но мама и папа всё время отказывались так делать. Мама даже сказала как-то сердито: «Так делают плохие дядьки». А я не поверила, потому что по телевизору видела, как нарядные дяди и тёти стукались красивыми фужерами. К тому же, когда приезжал дедушка, он соглашался со мною стукаться, а ведь он не «плохой дядька».
Следует обращать внимание на моменты, которые так или иначе могут способствовать формированию у ребёнка проалкогольной настроенности (программы). Это такие, на первый взгляд, незначительные моменты, как чоканья (пусть даже и лимонадом), детское шампанское на праздничном столе, безалкогольное пиво и т. д. Они приучают ребёнка сначала к самому процессу ритуального самоотравления относиться положительно и в игровой форме вырабатывать навык будущего пьянства. Ведь использование детского шампанского это, по сути, игра в большое взрослое застолье, а безалкогольное пиво, выпитое при взрослых, снимает психологический барьер естественной в таких случаях стыдливости.
Часть 3