Особенности организации предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда отражает содержание образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Обеспечивает:

· максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации для реализации Программы;

· материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей детей.

· реализацию различных образовательных программ;

· необходимые условия для коррекции недостатков речевых нарушений воспитанников с ТНР;

· учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

· развитие, стимулирование различных видов детской деятельности: игровой, познавательной, исследовательской активности, экспериментирования с доступными детям материалами, творческой активности всех воспитанников.

· возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста); детей и взрослых, двигательной активности детей, возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах строится с учетом комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса, является подвижной (в ней отражается тема проживания) и включает сотворчество воспитателя с детьми в оформлении группы.

Принципы построения предметно-пространственной среды:

· Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

· Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

· Полифункциональностьматериалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

· Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

· Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

· Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Вид помещения Функциональное назначение Оснащение
  Групповые комнаты: · сюжетно-ролевые игры; · самообслуживание; · трудовая деятельность; · самостоятельная творческая деятельность; · ознакомление с природой, труд в природе   Детская мебель для практической деятельности. Книжный уголок. Уголок для изобразительной детской деятельности. Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: · «Семья», · «Магазин», · «Парикмахерская», · «Больница», · «Ателье», «Кафе» · «Библиотека», «Школа» и др. Природный уголок. Конструкторы различных видов. Развивающие игры, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото. Развивающие игры по развитию элементарных математических представлений, логике. Различные виды театров. Физкультурное оборудование для гимнастики, ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики, обручи и др. Музыкальный центр-1 шт Магнитофон- 1 шт. Ноутбук-6 шт. Мультимедийная установка (проектор, экран)- 2шт
Спальное помещение. · Дневной сон · Гимнастика после сна     Спальная мебель
Раздевальная комната. Информационно- просветительская работа с родителями. Информационный уголок. Выставка детского творчества. Наглядно - информационный материал для родителей.
Методический кабинет: · Осуществление методической помощи педагогам. · Организация консультаций, семинаров, педагогических советов. · Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития. Обеспечение доступа в Интернет. Картотека (эектронная) педагогической и методической литературы. Библиотека периодических изданий. Пособия для образовательной деятельности. Опыт работы педагогов. Материалы консультаций, семинаров, семинаров -практикумов. Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми. Иллюстративный материал. Изделия народных промыслов: матрешки, богородские игрушки. Игрушки, муляжи, гербарии, коллекции семян растений. Ноутбук – 1шт. Компьютер – 1 шт. Ламинатор-1шт. МФУ -1шт.
Кабинет логопеда Занятия по коррекции речи. Консультативная работа с родителями по коррекции речи детей Большое настенное зеркало. Дополнительное освещение у зеркала. Стол и стулья для логопеда и детей. Шкаф для методической литературы, пособий. Стол с подсветкой 2 шт., стол-мозайка – 2 шт., Набор Монтессори Набор зондов для постановки звуков -2 шт Набор массажных зондов -2 шт Индивидуальные зеркала для детей. Методическая литература, пособия. Компьютер - 1шт. Мультимедийное оборудование – 1комплект. Магнитофон - 1шт.
Кабинет психолога Занятия с детьми,Консультативная работа с родителями. Стол и стулья для психолога и детей. Шкаф для методической литературы, пособий. Компьютер-1шт.
Физкультурный зал. Физкультурные занятия, спортивные досуги, развлечения, праздники. Гимнастическая стенка-14шт. Гимнастические маты – 30 шт Комплекс «Бензоколонка» - 2 шт Скамейка гимнастическая-7 шт. Батут-1шт. Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания. Магнитофон -1- шт. Детские тренажёры на разные группы мышц. Оборудование для ЛФК, Горка – 2 шт Гимнастические бревна – 2 шт Лестница веревочная, спортивный инвентарь (мячи, скакалки и т.п.)
Музыкальный зал. Занятия по музыкальному воспитанию. Тематические досуги. Развлечения. Театральные представления. Праздники и утренники Сборники нот. Методическая литература. Музыкальный центр. Пианино. Музыкальные инструменты для детей. Ноутбук -1шт Диски с музыкальными произведениями по возрасту детей. Различные виды театров. Детские стулья, детские и взрослые костюмы. Скамьи для зрителей Ширма для кукольного театра, домик для театральных представлений
Уличные игровые площадки Прогулка. Оборудование для игровых площадок, теневые навесы
Спортивная площадка.физкультурные занятия Спортивное оборудование.

Перечень примерных структурных компонентов развивающей предметно-пространственной среды представлен в примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой.

Наши рекомендации