Особенности организации предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда отражает содержание образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Обеспечивает:
· максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации для реализации Программы;
· материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей детей.
· реализацию различных образовательных программ;
· необходимые условия для коррекции недостатков речевых нарушений воспитанников с ТНР;
· учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
· развитие, стимулирование различных видов детской деятельности: игровой, познавательной, исследовательской активности, экспериментирования с доступными детям материалами, творческой активности всех воспитанников.
· возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста); детей и взрослых, двигательной активности детей, возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах строится с учетом комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса, является подвижной (в ней отражается тема проживания) и включает сотворчество воспитателя с детьми в оформлении группы.
Принципы построения предметно-пространственной среды:
· Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
· Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
· Полифункциональностьматериалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
· Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
· Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
· Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Вид помещения Функциональное назначение | Оснащение |
Групповые комнаты: · сюжетно-ролевые игры; · самообслуживание; · трудовая деятельность; · самостоятельная творческая деятельность; · ознакомление с природой, труд в природе | Детская мебель для практической деятельности. Книжный уголок. Уголок для изобразительной детской деятельности. Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: · «Семья», · «Магазин», · «Парикмахерская», · «Больница», · «Ателье», «Кафе» · «Библиотека», «Школа» и др. Природный уголок. Конструкторы различных видов. Развивающие игры, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото. Развивающие игры по развитию элементарных математических представлений, логике. Различные виды театров. Физкультурное оборудование для гимнастики, ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики, обручи и др. Музыкальный центр-1 шт Магнитофон- 1 шт. Ноутбук-6 шт. Мультимедийная установка (проектор, экран)- 2шт |
Спальное помещение. · Дневной сон · Гимнастика после сна | Спальная мебель |
Раздевальная комната. Информационно- просветительская работа с родителями. | Информационный уголок. Выставка детского творчества. Наглядно - информационный материал для родителей. |
Методический кабинет: · Осуществление методической помощи педагогам. · Организация консультаций, семинаров, педагогических советов. · Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития. Обеспечение доступа в Интернет. | Картотека (эектронная) педагогической и методической литературы. Библиотека периодических изданий. Пособия для образовательной деятельности. Опыт работы педагогов. Материалы консультаций, семинаров, семинаров -практикумов. Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми. Иллюстративный материал. Изделия народных промыслов: матрешки, богородские игрушки. Игрушки, муляжи, гербарии, коллекции семян растений. Ноутбук – 1шт. Компьютер – 1 шт. Ламинатор-1шт. МФУ -1шт. |
Кабинет логопеда Занятия по коррекции речи. Консультативная работа с родителями по коррекции речи детей | Большое настенное зеркало. Дополнительное освещение у зеркала. Стол и стулья для логопеда и детей. Шкаф для методической литературы, пособий. Стол с подсветкой 2 шт., стол-мозайка – 2 шт., Набор Монтессори Набор зондов для постановки звуков -2 шт Набор массажных зондов -2 шт Индивидуальные зеркала для детей. Методическая литература, пособия. Компьютер - 1шт. Мультимедийное оборудование – 1комплект. Магнитофон - 1шт. |
Кабинет психолога Занятия с детьми,Консультативная работа с родителями. | Стол и стулья для психолога и детей. Шкаф для методической литературы, пособий. Компьютер-1шт. |
Физкультурный зал. Физкультурные занятия, спортивные досуги, развлечения, праздники. | Гимнастическая стенка-14шт. Гимнастические маты – 30 шт Комплекс «Бензоколонка» - 2 шт Скамейка гимнастическая-7 шт. Батут-1шт. Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания. Магнитофон -1- шт. Детские тренажёры на разные группы мышц. Оборудование для ЛФК, Горка – 2 шт Гимнастические бревна – 2 шт Лестница веревочная, спортивный инвентарь (мячи, скакалки и т.п.) |
Музыкальный зал. Занятия по музыкальному воспитанию. Тематические досуги. Развлечения. Театральные представления. Праздники и утренники | Сборники нот. Методическая литература. Музыкальный центр. Пианино. Музыкальные инструменты для детей. Ноутбук -1шт Диски с музыкальными произведениями по возрасту детей. Различные виды театров. Детские стулья, детские и взрослые костюмы. Скамьи для зрителей Ширма для кукольного театра, домик для театральных представлений |
Уличные игровые площадки Прогулка. | Оборудование для игровых площадок, теневые навесы |
Спортивная площадка.физкультурные занятия | Спортивное оборудование. |
Перечень примерных структурных компонентов развивающей предметно-пространственной среды представлен в примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой.