Художественно-эстетическое развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности.
ФГОС ДО в качестве одной из основных образовательных областей выделяет «Художественно-эстетическое развитие». В качестве тематических модулей в нее включены «Художественное творчество» и «Музыка».
Содержание образовательной деятельности (в том числе, осуществляемой в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей), направленное на развитие воспитанников, в том числе:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи и содержание тематических модулей похожи.
Тематический модуль «Художественное творчество»:
— развивать изобразительную (лепка, рисование, аппликация) деятельность;
— поддерживать инициативу и самостоятельность в различных видах изобразительной деятельности и конструировании;
— стимулировать творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка;
— формировать познавательные интересы и действия в изобразительной и конструктивной деятельности;
— формировать общую и эстетическую культуру личности, эстетические качества и художественный вкус.
С точки зрениясодержания художественно-эстетического развития задачи художественного развития также нашли в нем свое отражение:
— организация видов деятельности, способствующих художественно-эстетическому развитию, в том числе разных видов изобразительной и конструктивной деятельности;
— становление эстетического отношения к окружающему миру; развитие предпосылок для ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства;
— формирование элементарных представлений об изобразительном искусстве и его жанрах;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализация самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности, предоставление возможностей для самовыражения и развития художественного творчества;
— формирование представлений о художественной культуре малой родины и Отечества, единстве и многообразии способов выражения художественной культуры разных стран и народов мира.
Развитие продуктивной деятельности
Рисование
Задачи:
— Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).
— Совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышцы не сжимая сильно пальцы. Добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Формировать умение набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
— Закреплять названия цветов - (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
— Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).
— Развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).
— Предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
— Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Развивать умение располагать изображения по всему листу.
Лепка
Задачи:
— Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Развивать умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.
— Формировать умение создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их, путем прижимания друг к другу.
— Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки : вылепленные предметы на дощечку.
- Предлагать детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.): Вызывать радость от восприятия результата своей и общей работы.
Аппликация
Задачи:
— Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно, выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их.
— Формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на .специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
— Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения.
— Развивать умение создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме ицвету. Закреплять знание формы предметов иих цвета. Развивать чувство ритма.