Художественно-эстетическое развитие

Музыка

При организации музыкально-художественной деятельности детей необходимо учитывать следующее:

• время, отведённое для слушания музыки, сопровождающей проведение режимных моментов, не учитывается в общем объёме образовательной нагрузки.

3—4года

Содержание работы Формы работы Формы Примерный
    организации объём
    детей (в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Слушание Слушание соответствующей Подгруппо- 10 мин
Обогащение, освоение, возрасту народной, вая.  
развитие: классической, детской Индиви-  
слушательского опыта; музыки. дуальная  
слуховой Экспериментирование со    
сосредоточенности; звуками.    
умения различать Музыкально-дидактическая    

элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы игра    
Исполнение Обогащение, освоение, развитие: звукового сенсорного опыта; опыта манипулирования с предметами, звукоизвлечения; умения сравнивать разные по звучанию предметы; музыкально-ритмических движений и умений игры на шумовых музыкальных инструментах; элементарных вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому Экспериментирование со звуками. Музыкально-дидактическая игра. Шумовой оркестр. Разучивание музыкальных игр и танцев. Совместное пение Групповая. Подгруппо-вая. Индиви-дуальная 10 мин
Творчество Обогащение, освоение, развитие: умений импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах Импровизация Групповая. Подгруппо-вая. Индиви-дуальная 10 мин

Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов

Слушание Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов Групповая 15 мин
Исполнение Музыкальная подвижная игра (на прогулке) Подгрупповая 10 мин

Самостоятельная деятельность детей

Музыкально- Создание соответствующей Подгруппо-  
художественная предметно-развивающей вая.  
деятельность (в разных среды Индиви-  
видах самостоятельной   дуальная  
детской деятельности)      


4—5лет

Содержание работы Формы работы Формы Примерный объём
    организации (в неделю)
    детей  

Непосредственно образовательная деятельность

Слушание Обогащение, освоение, развитие: представлений о свойствах музыкального звука; опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры; умений интерпретировать характер музыкальных образов, ориентируясь в средствах их выражения, понимать и интерпретировать выразительные средства музыки Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки. Музыкально-дидактическая игра. Беседа интегративного характера. Интегративная деятельность Подгрупповая. Индиви-дуальная 14 мин
Исполнение Обогащение, освоение, развитие: двигательного восприятия метроритмической основы музыкальных произведений; координации слуха и голоса; певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания, дикции, слаженности); умений игры на детских музыкальных инструментах; элементов танца и ритмопластики; общения (в том числе сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки) Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение. Музыкальное упражнение. Попевка. Распевка. Двигательный, пластический, танцевальный этюд Групповая. Подгрупповая. Индиви-дуальная 14 мин
Творчество Обогащение, освоение, развитие: потребности и желания пробовать себя в попытках самостоятельного Творческое задание. Концерт-импровизация Групповая. Подгрупповая. Индиви-дуальная 12 мин


исполнительства; умений выбирать предпочитаемый вид исполнительства; умений переносить накопленный опыт музыкально-художественной деятельности в самостоятельную деятельность; умений импровизировать, проявляя творчество в процессе исполнения музыки      

Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов

Слушание Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов Групповая 15 мин
Исполнение Музыкальная подвижная игра. Интегративная деятельность. Концерт-импровизация (на прогулке) Подгрупповая 15 мин

Самостоятельная деятельность детей

Музыкально-художественная Создание Подгрупповая.  
деятельность (в разных видах соответствующей Индиви-  
самостоятельной детской предметно- дуальная  
деятельности) развивающей среды    

5—6лет

Содержание работы Формы работы Формы Примерный объём
    организации (в неделю)
    детей  

Непосредственно образовательная деятельность

Слушание Слушание Подгрупповая. 20 мин
Обогащение, освоение, соответствующей Индиви-  
развитие: возрасту народной, дуальная  
представлений об классической,    
эмоциональных состояниях и детской музыки.    
чувствах, способах их Музыкально-    
выражения; дидактическая игра.    
опыта слушания музыки, Беседа    


музыкальных впечатлений, слушательской культуры; представлений о средствах музыкальной выразительности, о жанрах и музыкальных направлениях; понимания характера музыки (интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания). Интегративная деятельность    
Исполнение Обогащение, освоение, развитие: умений использовать музыку для передачи собственного настроения; певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания, дикции, слаженности); игры на детских музыкальных инструментах; танцевальных умений Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение. Музыкальное упражнение. Попевка. Распевка. Двигательный, пластический, танцевальный этюд. Танец Групповая. Подгрупповая. Индиви-дуальная 20 мин
Творчество Обогащение, освоение, развитие: умений самостоятельного, сольного исполнения; умений импровизировать, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений; умений разворачивать игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений Творческое задание. Концерт-импровизация. Музыкальная сюжетная игра Групповая. Подгрупповая. Индиви-дуальная 10 мин

Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов

Слушание Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов Групповая 15 мин
Исполнение Музыкальная подвижная игра. Интегративная деятельность. Концерт-импровизация (на прогулке) Подгрупповая 25 мин

Самостоятельная деятельность детей



Музыкально-художественная Создание Подгрупповая.  
деятельность (в разных видах соответствующей Индиви-  
самостоятельной детской предметно- дуальная  
деятельности) развивающей среды    

6—7лет

Содержание работы Формы работы Формы Примерный объём
    организации (в неделю)
    детей  

Непосредственно образовательная деятельность

Слушание Обогащение, освоение, развитие: представлений о многообразии музыкальных форм и жанров, композиторах и их музыке; опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры; умений элементарного музыкального анализа Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки. Музыкально- дидактическая игра. Беседа (интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания). Интегративная деятельность Подгрупповая. Индиви-дуальная 25 мин
Исполнение Обогащение, освоение, развитие: певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания, дикции, слаженности); игры на детских музыкальных инструментах; танцевальных умений; выразительности исполнения Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение. Музыкальное упражнение. Попевка. Распевка. Двигательный, пластический, танцевальный этюд. Танец Групповая. Подгрупповая. Индиви-дуальная 25 мин
Творчество Обогащение, освоение, развитие: самостоятельной деятельности по подготовке и исполнению задуманного музыкального образа; Творческое задание. Концерт-импровизация. Музыкальная сюжетная игра Групповая. Подгрупповая. Индиви-дуальная 15 мин


умений комбинировать и создавать элементарные оригинальные фрагменты мелодий, танцев      

Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов

Слушание Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов Групповая 15 мин
Исполнение Музыкальная подвижная игра. Интегративная деятельность. Концерт-импровизация (на прогулке) Подгрупповая 30 мин

Самостоятельная деятельность детей

Музыкально-художественная Создание Подгрупповая.  
деятельность (в разных видах соответствующей Индиви-  
самостоятельной детской предметно- дуальная  
деятельности) развивающей среды    

Художественное творчество 3—4года

Содержание работы Формы работы Формы Примерный
    организации объём
    детей (в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании) Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры. Украшение предметов для личного пользования. Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства. Игры, в процессе Групповая. Подгруппо-вая. Индиви-дуальная 15 мин
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (лепке) 15 мин
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в изобразительной 15 мин через неделю


деятельности (аппликации) которых дети

Развитие продуктивной осуществляют выбор   15 мин через
деятельности детей, наиболее   неделю
детского творчества в привлекательных    
изобразительной предметов    
деятельности      
(художественном      
конструировании)      

Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов

Развитие продуктивной Изготовление украшений Подгруппо- 20 мин
деятельности детей, для группового вая.  
детского творчества и помещения к праздникам, Индиви-  
приобщение к искусству в предметов для игры. дуальная  
изобразительной Украшение предметов    
деятельности (рисовании) для личного пользования. Рассматривание    
Развитие продуктивной
деятельности детей, эстетически    
детского творчества и привлекательных    
приобщение к искусству в предметов (овощей,    
изобразительной фруктов, деревьев, цветов    
деятельности (лепке) и др.), произведений книжной графики,    
Развитие продуктивной
деятельности детей, иллюстраций,    
детского творчества в произведений искусства.    
изобразительной Игры, в процессе    
деятельности (аппликации) которых дети осуществляют выбор    
Развитие продуктивной
деятельности детей, наиболее    
детского творчества в привлекательных    
изобразительной предметов    
деятельности      
(художественном      
конструировании)      

Самостоятельная деятельность детей

Развитие продуктивной Создание Индиви-  
деятельности детей, соответствующей дуальная  
детского творчества и предметно-развивающей    
приобщение к искусству в среды.    
изобразительной Рисование, лепка,    
деятельности (рисовании, аппликация,    
лепке, аппликации, художественное    
художественном конструирование.    
конструировании) Рассматривание    

4—5лет



Содержание работы Формы работы Формы Примерный
    организации объём
    детей (в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие продуктивной Изготовление украшений Групповая. 20 мин
деятельности детей, для группового Подгруппо-  
детского творчества и помещения к праздникам, вая.  
приобщение к искусству в предметов для игры, Индиви-  
изобразительной сувениров. дуальная  
деятельности (рисовании) Украшение предметов для личного пользования.    
Развитие продуктивной 20 мин
деятельности детей, Рассматривание    
детского творчества и эстетически    
приобщение к искусству в привлекательных    
изобразительной предметов (овощей,    
деятельности (лепке) фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах    
Развитие продуктивной 20 мин через
деятельности детей, народных мастеров и   неделю
детского творчества в произведениях    
изобразительной декоративно-прикладного    
деятельности (аппликации) искусства, произведений книжной графики,    
Развитие продуктивной 20 мин через
деятельности детей, иллюстраций,   неделю
детского творчества в произведений искусства,    
изобразительной репродукций с    
деятельности произведений живописи    
(художественном и книжной графики.    
конструировании) Игра. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства    

Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов

Развитие продуктивной Изготовление украшений Подгруппо- 20 мин
деятельности детей, для группового вая.  
детского творчества и помещения к праздникам, Индиви-  
приобщение к искусству в предметов для игры, дуальная  
изобразительной сувениров.    
деятельности (рисовании) Украшение предметов для личного пользования.    
Развитие продуктивной
деятельности детей, Рассматривание    
детского творчества и эстетически    
приобщение к искусству в привлекательных    


изобразительной предметов (овощей,    
деятельности (лепке) фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах    
Развитие продуктивной
деятельности детей, народных мастеров и    
детского творчества в произведениях    
изобразительной декоративно-прикладного    
деятельности (аппликации) искусства, произведений книжной графики,    
Развитие продуктивной
деятельности детей, иллюстраций,    
детского творчества в произведений искусства,    
изобразительной репродукций с    
деятельности произведений живописи    
(художественном и книжной графики.    
конструировании) Игра. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства    

Самостоятельная деятельность детей

Развитие продуктивной Создание Индиви-  
деятельности детей, соответствующей дуальная.  
детского творчества и предметно-развивающей Подгрупповая  
приобщение к искусству в среды.    
изобразительной Рисование, лепка,    
деятельности (рисовании, аппликация,    
лепке, аппликации, художественное    
художественном конструирование.    
конструировании) Рассматривание    

5—6лет

Содержание работы Формы работы Формы Примерный
    организации объём
    детей (в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие продуктивной Изготовление украшений Групповая. 25 мин
деятельности детей, детского для группового Подгруппо-  
творчества и приобщение к помещения к праздникам, вая.  
искусству в изобразительной предметов для игры, Индиви-  
деятельности (рисовании) сувениров, предметов для познавательно- дуальная  
Развитие продуктивной 25 мин
деятельности детей, детского исследовательской    
творчества и приобщение к деятельности.    
искусству в изобразительной Создание макетов,    


деятельности (лепке) коллекций и их    
Развитие продуктивной оформление.   20 мин
деятельности детей, детского Украшение предметов    
творчества в изобразительной для личного пользования.    
деятельности (аппликации) Рассматривание эстетически    
Развитие продуктивной 20 мин
деятельности детей, детского привлекательных    
творчества в изобразительной предметов (овощей,    
деятельности фруктов, деревьев, цветов    
(художественном и др.), узоров в работах    
конструировании) народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики. Игра. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.)    

Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов

Развитие продуктивной Изготовление украшений Подгруппо- 40 мин
деятельности детей, детского для группового вая.  
творчества и приобщение к помещения к праздникам, Индиви-  
искусству в изобразительной предметов для игры, дуальная  
деятельности (рисовании) сувениров, предметов для познавательно-    
Развитие продуктивной
деятельности детей, детского исследовательской    
творчества и приобщение к деятельности.    


искусству в изобразительной Создание макетов,    
деятельности (лепке) коллекций и их оформление.    
Развитие продуктивной
деятельности детей, детского Украшение предметов    
творчества в изобразительной для личного пользования.    
деятельности (аппликации) Рассматривание эстетически    
Развитие продуктивной
деятельности детей, детского привлекательных    
творчества в изобразительной предметов (овощей,    
деятельности фруктов, деревьев, цветов    
(художественном и др.), узоров в работах    
конструировании) народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики. Игра. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.)    
Самостоятельная деятельность детей
Развитие продуктивной Создание Индиви-  
деятельности детей, детского соответствующей дуальная.  
творчества и приобщение к предметно-развивающей Подгрупповая  
искусству в изобразительной среды.    
деятельности (рисовании, Рисование, лепка,    
лепке, аппликации, аппликация,    
художественном художественное    

конструировании) конструирование. Рассматривание    

6—7лет

Содержание работы Формы работы Формы Примерный
    организации объём
    детей (в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие продуктивной Изготовление украшений Групповая. 50 мин
деятельности детей, для группового Подгруппо-  
детского творчества и помещения к праздникам, вая.  
приобщение к искусству в предметов для игры, Индиви-  
изобразительной сувениров, предметов для дуальная  
деятельности (рисовании) познавательно-исследовательской    
Развитие продуктивной 50 мин
деятельности детей, деятельности.    
детского творчества и Создание макетов,    
приобщение к искусству в коллекций и их    
изобразительной оформление.    
деятельности (лепке) Украшение предметов для личного пользования.    
Развитие продуктивной 20 мин
деятельности детей, Рассматривание    
детского творчества в эстетически    
изобразительной привлекательных    
деятельности (аппликации) предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов    
Развитие продуктивной 20 мин
деятельности детей, и др.), узоров в работах    
детского творчества в народных мастеров и    
изобразительной произведениях    
деятельности декоративно-прикладного    
(художественном искусства, произведений    
конструировании) книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики. Игра. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями    


  художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.). Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)    

Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов

Развитие продуктивной Изготовление украшений Подгруппо- 40 мин
деятельности детей, для группового вая.  
детского творчества и помещения к праздникам, Индиви-  
приобщение к искусству в предметов для игры, дуальная  
изобразительной сувениров, предметов для    
деятельности (рисовании) познавательно-исследовательской    
Развитие продуктивной
деятельности детей, деятельности.    
детского творчества и Создание макетов,    
приобщение к искусству в коллекций и их    
изобразительной оформление.    
деятельности (лепке) Украшение предметов для личного пользования.    
Развитие продуктивной
деятельности детей, Рассматривание    
детского творчества в эстетически    
изобразительной привлекательных    
деятельности (аппликации) предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов    
Развитие продуктивной
деятельности детей, и др.), узоров в работах    
детского творчества в народных мастеров и    
изобразительной произведениях    
деятельности декоративно-прикладного    
(художественном искусства, произведений    
конструировании) книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики. Игра. Организация выставок    


  работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.). Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)    

Самостоятельная деятельность детей

Развитие продуктивной Создание Индиви-  
деятельности детей, соответствующей дуальная.  
детского творчества и предметно-развивающей Подгрупповая  
приобщение к искусству в среды.    
изобразительной Рисование, лепка,    
деятельности (рисовании, аппликация,    
лепке, аппликации, художественное    
художественном конструирование.    
конструировании) Рассматривание    


Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

Здоровье

При планировании и реализации оздоровительной работы необходимо учитывать:

• тип и вид учреждения, направленность группы и имеющиеся условия;

• контингент воспитанников: особенности состояния здоровья и развития детей;

• наполняемость группы;

• местные и региональные особенности, в том числе климатические и сезонные. Основные направления психолого-педагогической работы руководящего, педагогического и

медицинского персонала учреждения (группы): Воспитание культуры здоровья:

• формирование культурно-гигиенических навыков;

• формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Основные направления профилактической работы руководящего, педагогического и медицинского персонала учреждения (группы):

1. Профилактика травматизма детей.

2. Профилактика умственного переутомления и обеспечение эмоционального комфорта
(соблюдение гигиенических требований к организации образовательного процесса, организация
оптимального режима дня, в том числе рационального двигательного режима).

3. Профилактика нарушений зрения:

• мониторинг достаточной освещённости помещений и создание благоприятной световой обстановки;

• организация рационального режима зрительной нагрузки.

4. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата:

• исключение длительных статических нагрузок;

• систематическое проведение физкультминуток и физкультурных пауз;

• мониторинг правильности осанки;

• включение во все формы работы по физическому развитию детей упражнений,
направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия;

• правильная расстановка детской мебели и её подбор с учётом роста воспитанников.

5. Мониторинг:

• самочувствия детей: организация утреннего приёма воспитанников и наблюдение в
течение всего времени пребывания.

• санитарного состояния помещений;

• организации питания детей с соблюдением принципов адекватности, рациональности и сбалансированности.

Основные направления оздоровительной работы руководящего, педагогического и медицинского персонала учреждения (группы):

1. Организация и проведение закаливающих мероприятий.

2. Мониторинг:

• чистоты и свежести воздуха в помещении: регулярное проветривание в присутствии
(одностороннее) и в отсутствие (сквозное) детей.

• соблюдения температурного режима в помещениях групп и одежды детей.

Задачи психолого-педагогической работы

3—4года

По формированию культурно-гигиенических навыков:

• совершенствовать умения правильно осуществлять процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом (Труд);

• формировать умения элементарно помогать взрослому в организации процесса питания, навык правильно есть без помощи взрослого (Труд,Социализация);

• развивать умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям (Труд);

• воспитывать потребность и формировать умение ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого (Труд).

По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:

• развивать умения и навыки называть своё имя, говорить о себе от первого лица, выражать
свои потребности и интересы в речи, интерес к изучению себя, своих физических возможностей
(осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья), человека (сверстника и взрослого) и
признаков здоровья человека (Социализация,Коммуникация,Познание,Безопасность);

• обогащать представления о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, доступном ребёнку предметном мире, назначении предметов, правилах их безопасного использования (Познание,Труд,Безопасность);

• поддерживать положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процессов, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, аккуратно сложенная одежда, я молодец и т.д.) (Социализация,Труд);

• воспитывать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения (Безопасность);

• развивать умение переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого (Социализация,Безопасность).

4—5лет

По формированию культурно-гигиенических навыков:

• развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук,
помогать в осуществлении этих процессов сверстникам, младшим детям; самостоятельно
следить за своим внешним видом и внешним видом других детей; помогать взрослому в
организации процесса питания, адекватно откликаясь на его просьбы; самостоятельно есть,
соблюдая культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, стремясь
помочь сверстникам или младшим детям; элементарно ухаживать за своими вещами (вещами
личного пользования) и игрушками, проявляя инициативность и самостоятельность (Труд,
Социализация).

По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:

• развивать и закреплять представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом),
особенностях его здоровья, правилах здоровьесообразного поведения в обществе; формировать

умения элементарно описывать своё самочувствие, привлекать внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания (Социализация,Коммуникация,Познание,Безопасность);

• обогащать представления об алгоритме процессов умывания, одевания, купания, еды,
уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы
(Познание,Труд);

• способствовать становлению всё более устойчивого интереса к правилам
здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию самостоятельности детей
(Познание,Безопасность);

• воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья;

• развивать умение самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения (Социализация).

5—6лет

По формированию культурно-гигиенических навыков:

• развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных
привычек, элементарных навыков личной гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы,
ополаскивать их после еды, обтираться (с помощью взрослого), мыть уши, причёсывать волосы
и т. д.) без напоминания взрослого (Труд);

• формировать умение и потребность самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику,
закаливающие процедуры (при участии взрослого) (Физическая культура).

По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:

• закреплять и усложнять представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), особенностях его здоровья, необходимости соблюдения правил здоровьесообразного поведения в обществе, навыки элементарно описывать своё самочувствие, умение привлекать внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания (Социализация,Коммуникация,Познание,Безопасность);

• совершенствовать представления об алгоритме процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы (Познание,Труд);

• способствовать становлению устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию субъектной позиции детей в здоровьесберегающей деятельности;

• развивать представления о безопасном использовании окружающих предметов и бережном отношении к ним (Познание,Безопасность);

• поощрять желание и стремление детей разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья, самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения (Социализация).

6—7лет

По формированию культурно-гигиенических навыков:

• развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных
привычек, элементарных навыков личной гигиены; определять состояние своего здоровья
(здоров или болен), а также состояние здоровья окружающих; называть и показывать, что
именно болит, какая часть тела (Труд,Познание,Социализация);

• совершенствовать культуру приёма пищи (Труд,Социализация);

• развивать умение и потребность самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику,
закаливающие процедуры (Физическая культура).

По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:

• развивать представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека;
правилах здоровья (режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и
навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней); о
поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; о безопасном поведении в быту, на улице,
в природе, в обществе; о полезных и вредных привычках; о поведении заболевающего и
болеющего человека; о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми (Познание,
Социализация,Безопасность,Физическая культура);

• формировать и закреплять навыки соблюдения правил безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы; умения одеваться в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно; правильно одеваться на прогулки и в походы в лес; различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя вести в лесу; соблюдать правила дорожного движения; вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки; правильно вести себя на воде, на солнце (Социализация,Познание,Безопасность,Физическая культура);

• воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни; развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом; продолжать обогащать представления о том, что такое здоровье и как его поддерживать, укреплять и сохранять (Социализация);

• поддерживать веру ребёнка в свои возможности и собственные силы; воспитывать его как
субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения (Социализация).

Физическая культура Задачи психолого-педагогической работы 3—4года

По становлению мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании:

• воспитывать интерес к физическим упражнениям и совместным подвижным играм в
группе и на улице (Социализация,Коммуникация)1;

• развивать потребность ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.
По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений),

воспитанию культуры движений:

• осуществлять процесс освоения детьми разнообразных видов основных и
общеразвивающих движений (ходьба, бег, простейшие перестроения, прыжки, метание,
катание, бросание, ловля мяча, лазанье, ползание и т.п.) (Познание);

• учить сохранять правильную осанку в различных положениях (Социализация);

1 Здесь и далее решение данной задачи психолого-педагогической работы направлено на реализацию не только рассматриваемой образовательной области, но и других, указанных дополнительно образовательных областей; решение задач психолого-педагогической работы образовательной области «Физическая культура» направлено также на реализацию образовательной области «Здоровье».

• воспитывать потребность в правильном выполнении движений; развивать умения оценивать их красоту и выразительность, двигательное творчество, получать удовольствие, радость от двигательной деятельности (Музыка,Социализация,Познание);

• помогать осваивать культуру использования спортивного оборудования, инвентаря; воспитывать аккуратность, бережливость (Труд,Социализация).

По развитию физических качеств: ориентации в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно; равновесия при выполнении разнообразных движений; координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости (Безопасность,Познание,Социализация,Музыка).

По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:

• вызывать реакцию на речевые сигналы («Беги!», «Стой!», «Лови!», «Бросай!», «Прыгай!» и т. п.) и правила выполнения упражнений и игр (Коммуникация,Социализация);

• учить катанию на санках, трёхколесном велосипеде, ходьбе на лыжах (Безопасность,Коммуникация,Социализация);

• формировать умения согласовывать действия со сверстниками, быть аккуратным в
движениях и перемещениях, соблюдать двигательную безопасность (Социализация,
Безопасность);

• развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность в подвижных
играх, в ходе совместной и индивидуальной двигательной деятельности детей (Социализация,
Коммуникация).

4—5лет

По становлению мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании:

• поддерживать интерес и самостоятельность в двигательной деятельности, её различных
формах; активизировать творчество детей (Социализация,Коммуникация,Музыка);

• создавать условия для самостоятельной активности детей с использованием
физкультурного оборудования и инвентаря в подвижных играх в группе и на улице
(Социализация,Коммуникация,Труд).

По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:

• совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать умения их самостоятельного применения и использования детьми (Безопасность,Социализация,Коммуникация);

• развивать умения согласованно ходить, бегать, соблюдая красоту, лёгкость и грацию движений, демонстрируя пластичность и выразительность, свои двигательные возможности (Музыка,Социализация);

• осваивать различные варианты ползания и лазанья, прыжков, метания и бросания
предметов вдаль, ловли, технику выполнения движений (Социализация);

• продолжать формировать правильную осанку (Социализация);

• обогащать опыт подвижных игр у детей; развивать детскую самостоятельность в них, инициативность (Социализация,Коммуникация).

По развитию физических качеств: ориентации в пространстве, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и т.п.

По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:

• расширять кругозор детей в области спортивных игр; обогащать представления об их
разнообразии и пользе (Социализация,Познание);

• учить катанию на двухколёсном велосипеде, ходьбе на лыжах (Безопасность,Социализация,Коммуникация);

• развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность во всех формах двигательной деятельности, умения сотрудничать и помогать друг другу в выполнении основных движений, спортивных упражнениях и подвижных играх (Социализация,Коммуникация);

• воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдать их.

5—6лет

По становлению мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании:

• повышать уровень осознанного выполнения движений детьми; развивать потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками (Социализация,Коммуникация,Познание);

• поддерживать самостоятельность в организации подвижных игр, спортивных упражнений и игр на прогулке и в помещении, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования (Социализация,Коммуникация,Труд);

• поддерживать и поощрять стремление детей помогать взрослому в подготовке
физкультурной среды группы, спортивной площадки и зала к занятиям физической культурой
(Труд,Социализация);

• воспитывать стремление организовывать игры-соревнования, игры-эстафеты и
участвовать в них (Социализация,Коммуникация).

По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:

• совершенствовать основные движения дошкольников, двигательные умения и навыки по линии изменения темпа, ритма их выполнения, чередования, ориентации в пространстве, координации выполнения движений, удержания равновесия (Безопасность,Социализация,Коммуникация,Музыка);

• продолжать формировать правильную осанку (Социализация);

Наши рекомендации