Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Из ФГОС. Художетвенно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окр.миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, худ.литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественной произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Проблемой изучения и формирования нравственных и эстетических качеств личности ребенка занимались М.А. Верб, Л.П. Воюева, К.В. Гавриловен, И.И. Казимирская, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова, Т.С. Прокофьева, И.Ф. Свадковский, С.А. Якобсон и др. Одной из необходимых предпосылок повышения общей культуры человека, становления его как духовной сущности, понимающей окр.мир, является худ.-эст. воспитание. Эстетическое образование включает в себя: худ.-эст. воспитание (навыки и привычки), худ.-эст. развитие (новообразование), худ.-эст. обучение (НОД). Худ.-эст. среда включает в себя: эстетическое оформление помещения; энциклопедии для детей по худ.-эст. развитию; уголок изобразительной деятельности; образцы худ.творчества. Методологической основой худ.-эст. воспитания является-эстетика. Источники худ.-эст. образования дошколников: искусство (связь с поколениями, гармония, восхищение), природа (красота, гармония, естественность), чел.отношения (манеры общения, культура), труд (любовь к труду, самостоятельность, ответственность), социум (умение наладить связи, уважение), деятельность ( появление новообразования, саморазвитие). Задача худ.-эст. воспитания: формирования творческого отношения к действительности, которое связано с основным качеством, характеризующую гармоничную личность. Критерии, определяющие эстетически воспитанную личность: способность личности эстетически относится к окр.действительности; уровень худ.вкуса и идеала; активная творческая деятельность, касающаяся всех видов деятельности. Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Эстетическое воспитание- это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окр.мира, искусства и создавать её. Начинается оно с первых лет жизни детей. Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет худ.воспитания. Эстетическое восприятия неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Эстетическое воспитание -важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Задачи дошкольного воспитания также направлены на формирование худ.умений в области разных искусств: обучение детей лепке, рисованию, пению, движением под музыку, развитие словесного творчества. Худ.воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им м способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое воспитание гораздо шире, оно затрагивает как худ.творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Итак, худ.-эст. воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Главное- воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окр.действительности. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинарности. Восприятие- начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование худ.-эст.идеалов и вкусов. Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. Эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. Таким образом, постепенно у ребенка развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии. Вся система худ.-эст.воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и худ. Плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения след.задач: овладения ребенком знаниями худ.-эст.культуры, развития способности к худ.-эст. творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, вкусом и др психологическими категориями эстетического воспитания.





Наши рекомендации