Цель и принципы проведения уроков.
Анализ табачно-алкогольной запрограммированности у учащихся выявил среднюю и высокую запрограммированность у большей части опрашиваемых. Так в последних 3-х проведённых группах, возрастом 16 лет средний показатель 10,5 баллов, что соответствует высокой запрограммированности, средний возраст приобщения 12-15 лет. Поэтому целью уроков Трезвостив выбранной целевой аудитории является: Мотивация к изучению морали Трезвости и жизни в Трезвости.
Чтобы достичь этой цели перечислим принципы, которыми пользуемся при организации и проведении таких занятий:
1. Проведение 4-6 уроков (2-3 пар). Это минимальное время, за которое у учеников может произойти мировоззренческий сдвиг в вопросах Трезвости.
2. Урок Трезвости – это система с прямыми и обратными связями. Это значит, что в начале и конце занятий необходимо проводить анкетирование, а в процессе занятий как можно больше общаться с учениками.
3. Задача учителя – не выдать материал, а сформировать представления из уже имеющихся учеников знаний. Это значит, что объём новой информации, который мы даём, не должен быть большим. Вместе с тем мы должны узнать, какими мемами думают ученики, и выстроить систему представлений о корыстных интересах, процессе отнимания Трезвости, программе самоотравления и т.д.
4. Ведём разговор с личностью, а не с программой самоотравления. Акцент на положительных сторонах личностей учащихся, сведение к минимуму разговоров об алкоголе, табаке и их ядовитых свойствах.
5. Положительное впечатление.
6. Постоянное совершенствование учительского навыка.
Пример планирования занятий на 3 пары (6 уроков).
Тема занятия № 1: Причины отнимания Трезвости. Преимущества Трезвости для человека.
Цель:Ознакомить студентов с Причинами отнимания Трезвости и дать мотив к изучению науки Трезвости.
Задачи
1. Определить для каждого студента его личный уровень табачно-алкогольной запрограммированности и приобщения к интоксикантам с помощью анкеты [5].
2. Дать понимание внешних причин отнимания Трезвости – корыстных интересов, информационного террора [6]. Здесь важно в конце показать преимущества жизни в трезвом обществе, после утверждения Трезвости на уровне общества.
3. Показать студентам, что Трезвость является необходимым условием благополучной жизни человека, семьи, общества.
В ходе первого занятия мы мотивируем учащихся 2-мя существующими способами:
1. Мотивация освободиться от манипуляции корыстными интересами, для этого важно хорошо дать различение личности и программы самоотравления, а так же хорошо донести то – а чью же волю выполняет человек, когда травится алкоголем, табаком и другими интоксикантами.
2. Мотивация жить счастливо. Здесь показываем, каким образом Трезвость помогает ученикам на их жизненном пути.
Даём домашние задания, которые были бы лёгкими, вовлекали бы в общение с другими людьми. Хорошо себя зарекомендовали небольшие социсследования на заданную тему. Сами задания лучше, чтобы были выполнены от руки.
План
1. Раздаточное анкетирование. Работа с анкетой №1.
2. Три корыстных интереса – организаторы отнимания Трезвости в России и мире.
3. Суть уроков Трезвости.
4. Различение добра и зла, правды и лжи, нравственность, язык УСТ, различение программы и личности.
5. Домик добра/Жизненный путь.
Тема занятия № 2: Информационный террор, программа, программирование.
Цель:Дать представление о программе самоотравления и программировании.
Задачи
1. Научить различать информационный террор [7].
2. Познакомить с устройством программы [8].
3. Познакомить студентов с процессом внедрения программ на саморазрушение для различных слоёв населения [9].
На втором занятии мы работаем над пониманием информационного террора и тем, как он образует программу в нейронной сети человека, формируя программу, здесь можно сказать ученикам, что программа – это информационный террор, обманом, помимо воли человека, записанный в его мозг. Приводим примеры.
Рассматриваем отдельные полочки до понимания того, как это работает, помня о том, что это ложные утверждения и их развенчиваем.
В конце занятия, либо в середине (как удобнее) отдельно останавливаемся на наиболее часто встречающихся в анкете №1 ложных стереотипах.
План
1. Информационный террор, его устройство.
2. Программа самоотравления.
3. Формирование программы самоотравления. Приёмы и средства программирования.
4. Работа с анкетой № 1 по выявлению и опровержению наиболее часто встречающихся ложных утверждений.
Тема занятия № 3: Формирование трезвых убеждений. Программа УСТ в России «Трезвость – воля народа!»
Цель:Ознакомить учащихся с методами формирования трезвых убеждений на уровне человека, семьи (метод Шичко) и в масштабе общества (Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!»).
Задачи
1. Показать учащимся эффективность метода Г.А. Шичко.
2. Разбить несколько полочек программ с помощью вопросов из дневника по освобождению от табачно-алкогольной запрограммированности.
3. Презентовать программу «Трезвость – воля народа!». Рассказать и показать примеры действий по программе УСТ.
4. Дать возможность студентам в процессе изучения программы УСТ сделать логический вывод: жить в Трезвости самому, помогать утверждению и сохранению Трезвости в России – дело каждого гражданина.
На третьем занятии мы немного повторяем информтеррор и программу. Учимся разрушать программу с помощью метода Г.А. Шичко. Это хорошо идёт, если ученикам напомнить, что программа – это информационный террор, организованный корыстными интересами, обманом внедрённый в умы людей.
Далее мы рассматриваем программу утверждения и сохранения Трезвости в России, её основной принцип и пункты, а затем и конкретные примеры этого утверждения.
Организуем самостоятельную работу по анализу программ и сверяем уровень запрограммированности.
План
1. Методы освобождения от табачно-алкогольной зависимости. Краткая характеристика метода Г.А. Шичко.
2. Разбор разрушения программы самоотравления.
3. Преимущества трезвой жизни.
4. Программа «Трезвость – воля народа!» [10].
5. Примеры исполнения программы УСТ.
6. Инструктаж по самостоятельной работе «Ознакомление с Программой УСТ в России». Работа с анкетой № 2.
7. Домашнее задание: сделать таблицу своих хороших и плохих привычек, написать план освобождения от всех плохих привычек и наработке хороших привычек.
За период работы по урокам Трезвости так же были опробованы и хорошо себя зарекомендовали:
1. Презентации фильмов. Здесь нужно прежде чем давать фильм – подготовить вопросы. А также хорошо поговорить после.
2. Научного исследования. В котором нужно развиваться. Так уже были проведены некоторые исследования по связи запрограммированности и возраста приобщения, а также с уровнем здоровья и целеполагания.
Также в последние годы отслеживается тенденция к снижению внимания и памяти у детей из-за избытка информации и соцсетей. Поэтому при организации уроков Трезвости лучше всего раздавать ученикам тетради и по возможности выставлять оценки за конспекты и их воспроизведение.
Подводя итог сказанному, можно сказать – что проведение уроков Трезвости в старших классах сродни проведению курсов сознательной Трезвости по методу Г.А. Шичко и в плане во многом повторяет его ход. Отдельно хочется сказать о важности уроков Трезвости. Их проведение позволяет получать навыки и для написания статей, сценариев, песен, стихов и других работ, так как опыт получения обратных связей к этому располагает.
Список литературы
1. Зверев А.А. Мораль Трезвости. От разрушения к устойчивому развитию / А.А. Зверев // От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости : материалы XI научно-практической конференции. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – С. 6-23.
2. Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение : обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е.В. Богословская [и др.]. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 212 с.
3. Загумённый В.А. Методика и результаты анкетирования школьников на уроках Трезвости / В.А. Загумённый // От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости : материалы XI научно-практической конференции. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – С. 48-57.
4. Огородникова И.П. С Трезвостью по дороге добра : учебно-методическое пособие для преподавателей уроков Трезвости / И.П. Огородникова. – Тюмень: Трезвая Тюмень, 2016.
5. Загумённый В.А. Уроки Трезвости : учебное пособие для учащихся, родителей и учителей / В.А. Загумённый. – Тюмень: Трезвая Тюмень, 2016. – 142 с.
6. Механизм 3-2-3 отравления народов России [Электронный ресурс] : сайт Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень». – URL: http://trezvayatyumen.ru/biblioteka/videomaterialy/mekhanizm-3-2-3.html (дата обращения: 21.09.2014).
7. Язык утверждения и сохранения Трезвости [Электронный ресурс] : сайт Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень». – URL: http://trezvayatyumen.ru/yazyk-ust.html (дата обращения: 21.09.2014).
8. Шичко Г.А. Вторая сигнальная система и ее физиологические механизмы (Вторая сигнальная система и рефлекторная деятельность) / Г.А. Шичко. – Л.: Медицина, 1969. – 223 с.
9. Броуди Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание / Р. Броуди; пер. Л.В. Афанасьевой. – М.: Поколение, 2007. – 304 с.
10. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России // Тюменская область сегодня. – 2009. – 10 окт. – С. 4.
Сведения об авторах
Баженов Анатолий Игоревич, стажёр-исследователь ИКЗ СО РАН, член ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень», [email protected], 8 919 933 74 42.
Загумённый Владимир Афанасьевич, член Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», [email protected], тел. 8-922-043-0589.
Зверев Александр Александрович, председатель Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», [email protected], тел. 8-922-475-9611.
About authors
Bazhenov Anatoliy Igorevich, researcher-trainee, IKZ SO RAN, member of TGOO UST “Trezvaya Tyumen”, [email protected], 8 919 933 74 42.
Zagumenniy Vladimir Afanasievich, member of Tyumen city public organization “Trezvaya Tyumen”, [email protected], tel. 8-922-043-0589.
Zverev Alexander Alexandrovich, chair of Tyumen city public organization “Trezvaya Tyumen”, [email protected], tel. 8-922-475-96-11.
УДК 37.034
Иванова А.С.
Ivanova A.S.
Иванова А.С.
Старшеклассники в роли учителей Трезвости
SCHOOL STUDENTS IN THE ROLE OF SOBRIETY TEACHERS
Ученица старшей школы кратко рассказывает о своем знакомстве с общественной организацией «Трезвая Тюмень» и о том, как провела свой первый урок трезвости у 4 класса.
Ключевые слова: «Трезвая Тюмень», уроки Трезвости, старшеклассники.
High school student writes about her acquaintance with public organization “Trezvaya Tyumen” and how she taught her first Sobriety lesson in the fourth grade.
Keywords: Sobriety, “Trezvaya Tyumen”, Sobriety lessons, school students.
Здравствуйте! Меня зовут Иванова Александра, мне 16 лет. Я знакома с общественной организацией «Трезвая Тюмень» с 4 класса. Владимир Афанасьевич Загуменный, Светлана Анатольевна Григорьева, а также другие представители этой общественной организации проводят у нас уроки с 4 класса, сейчас мы в 10 классе. Я всегда любила эту организацию. Преимущественно потому, что мне нравились ее представители. Это добрые и отзывчивые, честные люди. В этом году мы с одноклассниками и парой ребят из другой школы начали проводить уроки Трезвости сами. Мы учим 4-классников тому, что такое Трезвость. К этой деятельности нас подтолкнули наши классные руководители. Подготовка к урокам заняла не много времени. Она состояла из пары встреч с соратниками «Трезвой Тюмени» на территории самой организации и на территории наших школ. Владимир Афанасьевич, Роман Распопов и другие пошагово объясняли нам, как проводить первый урок, и на что следует обратить внимание. Мы попрактиковались, проведя пару пробных уроков перед опытными преподавателями науки Трезвости. В дополнение к этому нас снабдили необходимыми планами уроков и текстовыми документами, которые мы просмотрели. Я проводила урок в своей 48 школе у 4 «Г» класса. Большой поддержкой для меня стало то, что со мной присутствовало четыре члена организации «Трезвая Тюмень», которые поддерживали меня и помогали. Детям урок понравился. У меня осталось приятное ощущение. Я хочу развиваться в этом направлении.
Сведения об авторе
Иванова Александра Сергеевна, ученица 10 «А» класса МАОУ СОШ №48, участник организации «Трезвая Тюмень», электронная почта: [email protected], сот. телефон: 8-912-079-72-49.
About author
Ivanova Alexandra Sergeevna, tenth grade student, member of organization «Трезвая Тюмень», e-mail: [email protected], 8-912-079-72-49.
УДК 37.034
Юлдашбаева Л.А.
Yuldashbaeva L.A.
Юлдашбаева Л.А.
Ученические общества Трезвости
Pupils` Sobriety societies
В работе даётся понятие об ученических обществах Трезвости. Показан пример создания ученического общества Трезвости С.А. Рачинским. Приведены цели, формальные основания создания и спектр направлений деятельности ученических обществ Трезвости. Показаны преимущества для деятельности современных ученических обществ Трезвости.
Ключевые слова: Трезвость, ученическое общество Трезвости, учебно-воспитательный процесс, мораль Трезвости.
The notion of pupils` Sobriety societies is given in this paper. The example of pupils` Sobriety society created by S.A. Rachinskiy is shown. The objectives, formal grounds for creation and the spectrum of kinds of activity are provided in the paper. The advantages of contemporary pupils` Sobriety societies are shown.
Key words: Sobriety, pupils` Sobriety society, educational process, Sobriety morality.
Введение
Процессы воспитания и обучения, как и многие другие, связаны с интенсивной интеллектуальной деятельностью. Требуют большого количества нервных ресурсов, ведь их результатом должно стать не простое механическое запоминание набора смысловых единиц, а формирование целостной системы знаний, умений и навыков [1].
Ученическое общество Трезвости представляет собой одну из форм ученического самоуправления в образовательном учреждении. Выполняя свои задачи, ученическое общество Трезвости реализует часть воспитательной работы в учебном заведении. Создание и функционирование ученических структур самоуправления по утверждению и сохранению Трезвости служит одной простой и понятной цели: создание в отдельно взятом учебном заведении Морали Трезвости. Как следствие, улучшению психологического климата и эффективности обучения в образовательном учреждении.
Экскурс в историю
Сегодня мало кому из педагогов известно имя Сергея Александровича Рачинского. По отзывам современников, "Рачинский - это имя мирового значения". Он был творцом самобытных русских идеалов просвещения. Личный пример Сергея Александровича и сегодня вдохновляет нас на посвящение своих сил бескорыстному служению Отечеству.
Сергей Александрович Рачинский родился 2 мая 1833 года в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (ныне район Тверской области). Его отец, капитан Муромского пехотного полка, был дворянского рода Рачинских, имеющий польские корни. Его предки получили от польского короля Владислава IV земли в Бельском уезде.
В 15 лет Сергей Рачинский поступил в Московский университет. Его молодость проходит в научной деятельности. В 20 лет он стал кандидатом естественных наук. После окончания университета некоторое время служил в архиве Министерства иностранных дел, а осенью 1856 года уехал за границу для подготовки к профессорской деятельности. Вернувшись, защитил магистерскую диссертацию и был приглашен занять кафедру ботаники в Московском университете. По своему уму и свойствам характера Рачинский занял видное место в московском образованном обществе.
В 1866 году защитил докторскую диссертацию. В 1868 подал в отставку и до 1872 года вел светскую жизнь в Москве. Переехав в родовое имение в Татево, он почувствовал неудовлетворенность своей жизнью. Это был непростой период его жизни. Однажды он зашел в сельскую школу и попал на урок арифметики, который показался ему необычайно скучным. Сергей Александрович попробовал сам дать урок, стараясь сделать его интересным и живым. Неожиданно его жизнь обрела смысл и начала доставлять ему большую радость. Он стал сельским учителем.
1875 году Рачинский построил новое здание школы и общежитие при ней и сам переселился в него, сделавшись сельским учителем [2]. Вскоре школа стала образцовой. Крестьянские дети изучали учебные дисциплины, приобретали трудовые навыки, необходимые в деревенской жизни.
Как педагог по призванию, Сергей Александрович досконально изучил все особенности жизни своих учеников. К тому времени в сёлах незаметно распространялась привычка отравляться алкогольными ядами. По современным меркам и беспокоиться-то вроде бы не было нужды. Сейчас в России уровень отравления почти в 5-8 раз больше, чем в конце ХIХ века. Рачинский же, увидел опасность в том, что отсутствие Трезвости могло привести к гибели близких для него людей – его учеников.
Однажды Рачинский стал свидетелем случая, который потряс его до глубины души: "Между моими первыми учениками был мальчик, который постоянно радовал меня своим прекрасным характером, своими способностями и успехами...
Лет семь тому назад, вскоре после одного из наших храмовых праздников, в аллее, проходящей поблизости от школы, встретился мне мой питомец. Сидел он в телеге, как-то странно покачиваясь, и на оклик мой окинул меня мутным, бессмысленным взглядом. Он был совершенно пьян".
Затем Сергей Александрович описывает своё состояние, в котором ярко раскрывается его пастырское отношение к происходящему:
"У меня захватило дух от раскаяния и стыда. Оказалось вдруг несомненно, неопровержимо, что для этого юноши, столь счастливо одарённого; о коем я так много думал, так много старался, я не сделал ровно ничего, или, точнее, упустил сделать то, без чего всё прочее не имеет ни малейшей цены - не закалил его волю против самого обыденного, самого опасного из искушений. Для меня стало очевидным, - что для ограждения моих учеников от окружающего их зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи".
"Единственное средство, которое я мог придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников общества Трезвости при абсолютном воздержании от спиртных напитков".
Мысль о таком обществе была встречена большинством его уже ставших взрослыми учеников в высшей степени сочувственно, и вот 5 июля 1882 г., в день именин Сергея Александровича, после молебна преподобному Сергию Радонежскому им самим и его учениками был произнесен в церкви торжественный обет такого воздержания. Общество состояло первоначально почти исключительно из бывших татевских учеников. Постоянное ядро его составляли вышедшие из этой школы учителя. Всего несколько десятков человек – но польза, приносимая этим маленьким обществом его членам, постоянные беседы Сергея Александровича с крестьянами стали приносить свои добрые плоды. Ежегодно общество увеличивалось, а осенью 1888 г. стали приходить крестьяне из разных, иногда очень удаленных от Татева деревень, с просьбами принять их в общество. По инициативе молодых священников (нередко учеников С.А. Рачинского) общества трезвости, подобные татевскому, стали появляться в других, соседних с Татевом, селах [3].