Особенности проведения уроков спортивных игр

С УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА

Психофизиологические особенности учащихся различного возраста определяют средства и методы, которые реализуются на уроках спортив­ных игр. В 1-4 классах основным учебным материалом уроков являются подвижные игры. В подвижных играх совершенствуется двигатель­ная функция детей, они овладевают естественными движе­ниями: бегом, прыжками, простейшими действиями с мячом. В подвижных играх вырабатывается реакция на действия с мячом, ак­тивизируется деятельность головного мозга. Учащиеся учатся решать прос­тейшие игровые задачи. Одним из основных дидактических принципов занятий с учащимися начальных классов является доступность подвижных игр и упражнений с мячом.

У учеников младших классов формируются знания игр, они знакомятся с простейшими правилами игр, получают сведения о способах выполнения ловли мяча, передач, ударов по мячу. Для этого подбира­ются игры с элементами техники спортивных игр: волейбола, баскетбола, футбола, гандбола. Педагог в полной мере может использовать воспита­тельный потенциал подвижных игр, создавать представления о нормах поведения в спортивной команде и взаимоотношениях в коллективе.

В 5-9 классах на уроках изучается и осваивается техника спортивных игр. Особое значение приобретает формирование знаний о технике движений. В учебных упражнениях, когда изучаются основы двигательных действий, двигательных структур техники спортив­ных игр, формируются знания, способствующие эффективному освое­нию техники. Оценка на уроках спортивных игр определяет уровень зна­ний о способах выполнения приемов игры и умения их выполнять. Знания учеников дают возможность привлекать их к совместной деятель­ности с учителем. На этапе обучения ученики получают навыки, как определять ошибки в технике выполнения приемов, знакомятся с правилами игры, определяют нарушения правил. Важнейшими дидактическими принципами в учебных занятиях с учащимися 5-9 классов являются принципы последовательности и систематичности.

В 10-11 классах осваиваются и совершенствуются технико-тактические действия спортивных игр. Приёмы совершенствуются в упражнениях с сопротивлением соперника, в упражнениях тактического характера. В упражнениях с сопротивлением могут происходить столкновения и возникать конфликтные ситуации. Учитель разъясняет правила соревнований, учит определять виновников столкновений. Учащиеся этого возраста спо­собны реализовать принципы сознательности и активности во всех видах учебной и игровой деятельности, в поведении и во взаимоотношениях между собой. Знание правил соревнований и норм поведения в игре дает возможность ученикам выполнять обязанности судей, определять действия, которые запрещены правилами. Конфликтные ситуации в игре дают возможность учителю решать воспитательные задачи, вырабатывать привычки нравственного поведения. Ученики привлекаются к совместной деятельности с учителем: обучают отстающих, оценивают технику выполнения приемов игры по заданию учителя, выполняют обязанности судей.

КОНСПЕКТ УРОКА

Планирование в физическом воспитании - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контин­гентом занимающихся.

Планирование носит последовательный харак­тер и осуществляется по признаку от обобщенного к более де­тальному.

Основными документами планирования в фи­зическом воспитании: учебный план, учебная про­грамма, план-график учебного процесса, рабочий (тематичес­кий) план, планы-конспекты занятий.

По своему функциональному назначению все документы пла­нирования делятся на три типа:

1. Документы, определяющие основную направленность и со­держание учебного процесса в общеобразовательных школах, кол­леджах профессионального образования, средних и высших спе­циальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и рас­писание занятий).

3. Документы методического характера, в которых преимуще­ственно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учеб­ных заведений, спортивных школ и других организаций разраба­тываются государственными органами (министерствами, комите­тами). Планы-графики учебного процесса, рабочие программы и пла­ны-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями.

Учебный план - основной (исходный) доку­мент, на основе которого осуществляется вся многогранная рабо­та по физическому воспитанию в государственных учебных заве­дениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжитель­ность занятий по физическому воспитанию в общеобразователь­ной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) про­граммного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

Учебная программа - это документ планирования учебной ра­боты, в котором определяются:

а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса;

б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируе­мый срок занятий, перечень основных физических упражнений, средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) зачетные требования и учебные нор­мативы (тестовые показатели).

Программа по физическому воспитанию состоит из разделов: 1- уроки физической культуры; 2 - физкультурное оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3 - физи­ческая культура во внеурочное время; 4 - физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Структура программы: 1 - пояснительная записка (цель и задачи курса физического воспитания, особенности контин­гента занимающихся, структура программы, методы и формы занятий, указания по пла­нированию и учету и др.); 2 - учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежа­щих освоению по годам обучения), зачетные требования и учебные нормативы; 3) приложение (список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, ти­повой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходи­мого для обеспечения занятий по физической культуре, пример­ные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.).

План-график учебного процесса - целесообраз­ная последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неде­лям на протяжении одного (количество часов на каждый раздел).

Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений. Главным в определении рациональной пос­ледовательности прохождения учебного материала программы являются педагогические закономерности процесса физического воспитания (формирования двигательных навыков, направленного развития физических качеств и др.). В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.

Рабочий (тематический) план - последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и частные); теоретичес­кие сведения по физическому воспитанию; средства, методы, величины нагрузок; контрольные упражнения (тесты)). В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.

План-конспект урока (занятия) - полный детализированный сценарий предстоящего урока (номер занятия по рабочему плану, основные и част­ные задачи урока, средства, параметры нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражне­ниям, организационно-методические указания).

Конспект урока спортивных игр составляется на основе двух документов: поурочного плана-графика распределенного учебного матери­ала для данного класса и тематических планов.

В поурочном плане-графике указывается, сколько часов отведено на изучение отдельных тем программы и на каких уроках изучаются те или иные темы. Буквами О, С, К, обозначаются типы уроков: уроки обу­чения, совершенствования или контрольные уроки. В тематических планах излагаются основные упражнения для обучения по темам, формы контроля и нормативы контрольных испытаний. Упражнения в тематических планах обозначены номерами. Это дает возможность определять количество необходимых упражнений для каждой темы, переносить номера упражнений в поурочный план-гра­фик распределения учебного материала и в конспект урока. В уроке обучающего типа решаются три вида задач: воспитание физических качеств, обучение и совершенствование техники, воспитательные задачи. Конспект конкретизирует учебный материал урока в соответствии с поставленными задача­ми. В плане-конспекте могут определяться частные задачи, организация уп­ражнений, методические замечания. Организация упражнений указывается графически. В методических замечаниях определяется, как выполнять це­лое движение или его отдельную часть, уточняются пространственные, временные или динамические характеристики частей целого движения.

Пространственные характеристики уточняют положения частей тела перед началом движения или их конечные положения, а также направления, по которым выполняются отдельные части движения. Временные характеристики определяют последовательность движений час­тями тела или их одновременность, т.е. согласование частей движения. Динамические характеристики дают возможность определить, какие части движения выполняются быстрее, сильнее или наоборот, где ско­рость и сила движения снижается. В конспекте урока методические замечания обозначаются кратко, лаконично. В первую очередь методичес­кие указания уточняют параметры базовых элементов движения. В после­дующем, в зависимости от времени на обучение, уточ­няются детали движения. Таким образом, конспект раскрывает содержание урока, показывает, что и как надо делать, т.е. определяет сред­ства и методы решения поставленных задач. ( В приложениях I и 2 пред­лагается форма плана-конспекта урока спортивных игр).

Приложение 1

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА СПОРТИВНЫХ ИГР ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 классов

Время: 45 мин.

1. Оздоровительные задачи (содержание):

2. Образовательные задачи (содержание):

3. Воспитательные задачи (содержание):

ИНВЕНТАРЬ:

Части урока Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная часть 10’  
Основная часть 30’  
Заключительная часть 5’  

Пример графического изображения организации упражнений:

особенности проведения уроков спортивных игр - student2.ru особенности проведения уроков спортивных игр - student2.ru особенности проведения уроков спортивных игр - student2.ru особенности проведения уроков спортивных игр - student2.ru особенности проведения уроков спортивных игр - student2.ru особенности проведения уроков спортивных игр - student2.ru особенности проведения уроков спортивных игр - student2.ru особенности проведения уроков спортивных игр - student2.ru 000 000.

Используя обозначения, принятые в спортивных играх, нет необходимости разъяснять данное упражнение: учащиеся выполняют передачу и передвигаются в конец своей колонны. В конспекте кратко указывают способ передачи и количество передач, которые выполняет каждый ученик.

В методических указаниях уточняется способ выполнения и характеристики выполняемых движений: передачу выполнять от груди; руки полностью выпрямлять в конце передачи; передачу заканчивать выстреливающим движением кистей. Подобные методические замечания поочерёдно заносятся в конспект.

Приложение 2

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА СПОРТИВНЫХ ИГР ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 классов

Время - 45 мин.

1. Оздоровительные задачи (содержание):

2. Образовательные задачи (содержание):

3. Воспитательные задачи (содержание):

ИНВЕНТАРЬ:

Части урока Содержание и организация упражнений Дозировка Методические указания
Подготовительная часть 10’  
Основная часть 30’  
Заключительная часть 5’  

Различные варианты конспекта-урока отличаются тем, что в первом варианте конспекта организационные указания вынесены в правую графу, совместно с методическими указаниями. Второй вариант конспекта предполагает, что организация упражнений обозначается совместно с содержанием упражнений, в левой графе.

Содержание оздоровительных, образовательных и воспитательных задач зависит от типа урока. Образовательные задачи направлены на формирование знаний о движениях и о способах выполнения этих движений, знаний о физических качествах. Знания о физических качествах и о методах их воспитания дополняются примерами упражнений на воспитание этих качеств. На уроке ставится задача повышения двигательного потенциала учащихся за счёт увеличения физической нагрузки и выполнения упражнений на воспитание двигательных качеств.

Частные задачи урока могут быть обозначены текстом перед очередным упражнением. Графическое изображение упражнений и действий учеников, полёта мяча, а так же методические указания раскрывают процесс обучения и совершенствования техники спортивных игр.

СОДЕРЖАНИЕ

 
 
   

Спортивные игры – универсально е средство физического развития и воспитания личности…………………………………….

Урок – единый учебно-воспитательный комплекс…………………

Физическая нагрузка на уроке спортивных игр……………………

Воспитание физических (двигательных) качеств………………….

Обучение двигательным навыкам и совершенствование техники..

Эмоциональный фон урока…………………………………………..

Воспитание личности на уроке………………………………………

Части урока……………………………………………………………

Домашние задания…………………………………………………...

Проведение уроков спортивных игр с учащимися различного возраста………………………………………………………………..

Конспект урока……………………………………………………….

Приложение 1…………………………………………………………

Приложение 2…………………………………………………………

Учебно-методическое издание

Наши рекомендации