Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии (далее по тексту – ИКТ) в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Направления использования ИКТ:
1. Использование ИКТ при организации образовательного процесса.
2. Использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
3. Использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ с родителями.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• формировать информационную культуру у детей;
• активизировать познавательный интерес;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).
ИКТ в работе современного педагога это:
• Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов.
• Подбор дополнительного познавательного материала.
• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
• Оформление групповой документации, отчётов.
• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности занятий и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
• При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Характерные особенности:
1) смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;
2) основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;
3) содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно включать содержание субъектного опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным, формальным, невостребованным.
Характерные черты личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в ДОУ:
• создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей;
• оказание помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
• содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания).
Интегрированные свойства личности педагога, которые в основном определяют успешность в личностно-ориентированном взаимодействии:
1) Социально-педагогическая ориентация - осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свобод ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.
2) Рефлексивные способности, которые помогут педагогу остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!».
3) Методологическая культура — система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.
Игровая технология
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
• способом обучения;
• деятельностью для реализации творчества;
• методом терапии;
• первым шагом социализации ребёнка в обществе.
С введением ФГОС ДО перед педагогами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:
• необходимость объяснения родителям важности игры;
• обеспечение безопасного пространства для игры;
• наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды.
Игровые педагогические технологии – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность педагога по:
• отбору, разработке, подготовке игр;
• включению детей в игровую деятельность;
• осуществлению самой игры;
• подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Цельигровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачиигровой технологии:
• Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
• Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие ее результативность.
Целевые ориентации игровых технологий:
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитее трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляции.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
• По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
• По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
• По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры и т.д.
• По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
• По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые и т. д.
Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
• активизирует воспитанников;
• повышает познавательный интерес;
• вызывает эмоциональный подъём;
• способствует развитию творчества;
• максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
• позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материал.