Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Месяц | Номер и тема занятия | Содержание |
сентябрь | 1. «Что летом родится, - зимой пригодится» | Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок, песенок о лете. |
2. «Восенушка-осень – сноп последний косим» | Беседа о первом осеннем месяце и его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень». | |
3. «Хлеб – всему голова» | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использовании. | |
4. «К худой голове своего ума не приставишь» | Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля». | |
октябрь | 1. «Град на усть Оки» | Рассказ об истории Нижнего Новгорода. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи). |
2. «Октябрь-грязик – ни колеса, ни полоза не любит» | Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрова. | |
3. «Злое истребление» | Рассказ о монголо-татарском нашествии и предания о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием. | |
4. «Камень-град» | Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля – пограничной крепости Московского государства. | |
ноябрь | 1. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» | Экскурсия в Нижегородский кремль (презентация). |
2. Синичкин день | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. | |
3. «Где живет перо Жар-птицы?» | Знакомство детей с хохломской росписью. | |
4. «Чудо-чудное, диво-дивное – золотая Хохлома» | Рассказ о традициях Хохломской росписи («Кудрина», «травка» и т.п.). | |
декабрь | 1. «Зима – не лето, - в шубу одета» | Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок». |
2. «Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра. | |
3. «Пришел мороз – береги ухо и нос» | Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок». | |
4. Снегурочка – внучка Деда Мороза | Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы М.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи) | |
январь | 1. «Пришла коляда накануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях, пение песенок. |
2. «Зимние угрозы» | Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. | |
3. «Гжель прекрасная» | Знакомство с гжельским художественным промыслом. | |
4. «Гжель прекрасная» | Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров. | |
февраль | 1. «Дело мастера боится» | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. |
2. «Живет в народе песня» | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько». | |
3. «На героя и слава бежит» | Рассказ о русских богатырях. | |
4. «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» | Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. | |
март | 1. «Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. |
2. Русская матрешка | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. | |
3. Поэзия народного костюма | Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи). | |
4. «Грач на горе – весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. | |
апрель | 1. «Шутку шутить – людей насмешить» | Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница». |
2. Наши земляки | Рассказ о М. Горьком. Сказка М. Горького «Про Иванушку-дурачка». | |
3. Красная горка | Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки». | |
4. «Путешествие на златогривой чудо-тройке» | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (Городецкая, палехская, хохломская росписи). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в грамзаписи). | |
май | 1. «Человек без Родины, что соловей без песни» | Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов. |
2. Литературная викторина | Литературная викторина. Игра-драматизация. | |
3. «Край родной, навек любимый» | Экскурсия. Русские народные подвижные игры на открытом воздухе. | |
4. Прощание с «избой» | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков. |
3. Парциальная программа «Первые шаги» Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет»Г. Т. Алифанова
Краткая аннотация программы: Программа знакомит детей с Санкт-Петербургом, его историей, культурой, архитектурой и ориентирована на работу по Петербурговедению с детьми начиная с младшей группы. Методические разработки содержат в себе конкретные задачи и цели работы на год по каждой возрастной группе детского сада. Содержание программы подобрано таким образом, что возможна реализация поставленной задачи воспитания маленького петербуржца через разные виды деятельности: наблюдение, использование художественной литературы, ознакомление с окружающим, изучение русского искусства, игры, изобразительная и художественно-речевая деятельность различной тематики. Определены темы целевых прогулок и экскурсий по петербургской тематике. Разработаны темы для совместной деятельности, подобраны игры и материалы для тематических вечеров. Учитывая, что в настоящее время большое внимание уделяется взаимодействию дошкольного учреждения с родителями – эта программа ставит необходимым условием тесное сотрудничество семьями воспитанников.
4. Парциальная программа «Здоровье»В. Г. Алямовская (возраст детей от 3 до 7 лет).
Краткая аннотация программы: Программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка.
Программа включает четыре направления. В основе каждого направления лежит своя программа:
1. Физическое здоровье – программа «Группа здоровья».
2. Психологическое благополучие – программа «Комфорт».
3. Духовное здоровье – программы «Город мастеров».
4. Нравственное здоровье – программы «Этикет», «Личность».
Содержание программы раскрывается не в соответствии с возрастными группами, а по направлениям. Программа включает в себя пять разделов.
В первом разделе представлены организация и методика проведения различных видов физкультурно – оздоровительных мероприятий:
• утренняя гимнастика – танцевально – ритмическая, на тренажерах, на полосе препятствий, на воздухе, смешанного типа, в виде подвижной игры, спортивной тренировки, оздоровительного бега;
• физкультурное занятие – обычного типа. сюжетно – игровое, танцевальное. На спортивных тренажерах, занятие – прогулка, тренировка, занятие серии «Забочусь о своем здоровье»;
• гимнастика после сна – игровая, на тренажерах, в виде оздоровительного бега, лечебно – восстановительная, музыкально – ритмическая.
Уделяется особое внимание проведению утренней гимнастики и физкультурных занятий на воздухе. Гибкость в планировании утренней гимнастики заключается в том, что на месяц составляются 3 – 4 разных комплекса, которые используются педагогом в соответствии с погодными условиями.
Организация лечебно – профилактической работы раскрывается во втором разделе. Здесь представлены план лечебно – профилактических процедур на год, система закаливания в каждой возрастной группе, требования, предъявляемые к одежде детей при проведении занятий на воздухе и в группе.
В третьем разделе кратко представлена диагностика физического развития. В приложении дается образец индивидуальной диагностической карты дошкольника.
В четвертом разделе программы уделяется внимание воспитанию у дошкольника потребности в здоровом образе жизни. Перечисляются основные направления в данной работе: привитие культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о строении тела человека, обучение детей уходу за своим телом.
В пятом разделе описываются особенности совместной работы ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка.
5. Парциальная Программа «Ладушки»И. Каплунова, И. Новоскольцева (возраст детей от 3 до 7 лет).
Краткая аннотация программы: Программа предусматривает комплексное усвоение искусства во всем многообразии его видов, жанров, стилей. При сочетании различных видов деятельности происходит взаимодействие органов чувств, у детей развиваются фантазия, воображение, интеллект, артистичность, накапливается опыт сравнительного анализа, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу. Дети, слушая музыку, исполняя песни, отражают свои музыкальные впечатления в рисунках, в лепке, конструировании.
Программа «Ладушки» дает возможность сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями. Формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям.
Программа «Ладушки» обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка:
а) эстетическое — развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству;
б) умственное — развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;
в) нравственное — формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.
Для реализации программы используются следующие методы:
• музицирование профессиональное,
• вокальное исполнение,
• беседы,
• игры-упражнения,
• рассказывание сказок с музыкальным вступлением,
• двигательные образные импровизации под музыку;
• сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах и т.д.
• игра на детских музыкальных инструментах.
Программу «Ладушки» отличает тесная связь с художественным словом. В процессе различных видов музыкальной деятельности дети слышат много прибауток, считалок, небольших стихов, которые впоследствии используют в повседневной жизни. Детям много рассказывается о музыке разных жанров, о композиторах.
Программа «Ладушки» предусматривает использование в музыкальной деятельности интересного и яркого наглядного материала:
• иллюстрации и репродукции;
• дидактический материал;
• малые скульптурные формы;
• игровые атрибуты;
• музыкальные инструменты;
• аудио- и видеоматериалы;
• «живые игрушки» - воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы.
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.