Цели коммуникатора. Коммуникативные роли. Коммуникативная сфера.

Отправитель и получатель информации в системе коммуникации должны отвечать общим требованиям:

- иметь хотя бы минимальный уровень гуманитарных знаний;

- понимать общий символьный язык (код);

- знать ключи для кодирования и дешифрации закодированной информации;

- взаимно стремиться к установлению и поддержанию коммуникации.

Кроме того, они должны обладать так называемыми фоновыми знаниями коммуникантов, – знаниями окружающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т. п.

*Коммуникатор, ставящий цель овладеть конкретной аудиторией, должен определить ее социальную ориентацию, знания и интересы. В зависимости от этого подбирается форма информации, ее объем и структура, а также средства ее передачи.

*Причем не любая информация служит реализации основной цели коммуникации – передаче содержательной информации. Одна часть информации является фоновой, другая несет лишь эмоциональный заряд, третья – ассоциативную функцию, напоминая о чем-либо, вызывая нужные для данного случая ассоциации.

Для уточнения коммуникативной роли определим взаимосвязи между ролью и статусом. Социальный статус в определенной степени обусловливает ролевые отношения коммуникантов: зная социальный статус коммуникантов, мы можем с определенной долей вероятности прогнозировать их ролевые функции и способы их выражения. Одновременно по коммуникативным ролям можно судить о социальном статусе коммуникантов.

Термины «статус» и «роль» в определенной степени связаны с понятием «социальный стереотип».

Американский исследователь У. Липпман это понятие ввел в оборот в 1922 г. для обозначения устойчивых образов социальных объектов и событий.

В качестве примера устойчивого образа можно привести консерватора, милиционера, фермера, безработного и т. п.

Стереотипы социальных объектов могут иметь как положительную, так и отрицательную стороны. В последнем случае они способствуют возникновению предубеждений, неприязни как на межличностном, так и на общенациональном уровнях.

Стереотипы оказывают большое влияние на формирование образа коммуникантов благодаря коммуникативной установке, регулярности и повторяемости.

Процесс коммуникации, включая его главный компонент – обмен информацией между коммуникантами осуществляется в коммуникативной сфере.

Под коммуникативной сферой мы понимаем область коммуникативной деятельности человека, в которой происходит сообщение или получение определенной информации.

В коммуникативной сфере осуществляется общественная деятельность людей в сфере духовной, политической, экономической производственной жизни. Коммуникативная сфера интегрирует целый ряд социально значимых характеристик коммуникации, таких как смысловая информация, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивированнсти в обмене информацией и тем самым она определяет себе роль доминанты в коммуникативной системе.

Коммуникативная сфера по-разному реагирует на сообщение. По отношению к субъекту событий (сообщений) она «ведет» себя дружественно, нейтрально или враждебно.

Эта реакция среды зависит также от качественных параметров информации, например, негативная информация дружественной средой будет воспринята с сочувствием, враждебной – со злорадством. «На позитивное событие дружественная среда ответит похвалой, враждебная – недоверием. Эти типы реакций должны моделироваться и учитываться при планировании коммуникативных кампаний».

Коммуникативная сфера определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества.

Основным критерием классификации коммуникативных сфер является информационное поле дискурса, а вспомогательным – способ и средства выражения информации. Различают обиходно-бытовую, деловую, научную, профессиональную и художественно-творческую коммуникативные сферы. Эти сферы отличаются функционально-стилистическими особенностями языковых элементов, используемых в конкретной коммуникативной системе.

2. Коммуникативная личность. Требования к качествам коммуникатора. Личность в системе социальной коммуникации

Личность изучают ученые и практики в различных условиях жизнедеятельности: homo sapiens – «человек разумный»; homo politicus – «человек общественный»; homo consuments – «человек-потребитель»; homo liber – «человек свободный»; homo loguens – «человек говорящий».

Для раскрытия проблем коммуникации наибольший интерес представляет человек, реализующий себя как коммуникативную личность. (Конецкая В. П. Социология коммуникаций. – М.: Междунар. ин-неса и управления, 1997. – С. 164.)

Исходным для изучения коммуникативной личности является понятие «личности».

Категория «личность» как философское, социологическое, психологическое и лингвистическое понятие раскрывает социально значимые качества индивида. Множественность подходов и многообразие теорий и концепций личности раскрывает сложность проблемы обоснования социально значимых признаков личности.

Множество теорий рассматривает личность как специфическое образование. Социологическая концепция личности сформировалась в конце XIX – начале XX веков. Были разработаны: теория зеркального «Я», ролевая теория, личностные концепции необихевиоризма, теории референтной группы.

Теория зеркального «Я» разрабатывалась американским социологом Ч. Кули (1864-1929).

Потенциальная разумная природа индивидуального «Я», по его мнению, приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы.

«Социальное» на микроуровне сводится к индивидуальному психологическому опыту, а на макроуровне выступает как посредник, обеспечивающий функционирование человеческой жизни.

Функционирование человека в коммуникации подчеркивает ее социальный характер.

Американский философ, социолог Дж. Мид рассматривает стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого, т. е. стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное «Я».

В «простой игровой фазе» индивид усваивает роль одного другого, в «сложной игровой фазе» индивид ассимилирует роли и установки нескольких других, в фазе «обобщенного другого» индивид идентифицирует себя со всей общностью. По Миду происхождение «Я» целиком социально, главная его характеристика – способность становиться объектом для себя самого, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов. Индивидуальная «Я» реакция зависит от разнообразия и широты систем коммуникации, в которых «Я» участвует.

В зависимости от роли, придаваемой стадиям процесса формирования личности, различаются подходы в исследовании личности.

• В теории развития познания рассматривается создание познавательных навыков (Ж. Пиаже);

• в теории нравственного развития – понимание чувств других людей (Л. Колберг);

• в психоаналитических теориях (3. Фрейд, Э. Эриксон) – преодоление напряженности в сознании собственного «Я»;

• в теории динамических смысловых систем индивидуального сознания – формирование личностного смысла как осознанного отношения к действительности, индивидуализированного отношения личности к миру.

(Конецкая В. П. Социология коммуникаций. – М.: Междунар. ин-т биз-Чеса и управления, 1997.)

Сторонники ролевой теории считали, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Американский психиатр, социальный психолог Я. Морено (1892-1974) разработал систему методов выявления и количественного измерения эмоциональных, межличностных взаимоотношений людей в малых группах. Американский социолог-теоретик Т. Парсонс (1902-1979) приходит к пониманию человеческого действия как саморегулирующейся системы, специфику которой, в отличие от системы физического и биологического действия, усматривает в *символичности (наличии символических механизмов регуляции – язык, ценности и пр.), в *нормативности (зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), в *волюнтаристичности, (иррациональности и независимости от условий среды).

Личностные концепции необихевиоризма рассматривали действие личности как совокупность социально приемлемых ответов на социальные стимулы.

Американский социопсихолог Г. Хаймен рассматривал действия личности в зависимости от социальной группы, на которую индивид ориентирует свое поведение. В качестве таких референтных групп он рассматривал семью и другие социальные группы. Компаративная референтная группа представляет собой стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других. Нормативная референтная группа играет регулятивную роль по отношению к индивиду.

Наши рекомендации