Коммуникативная сфера детей с речевыми

НАРУШЕНИЯМИ

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Основные понятия

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обус­ловлены, проявляются устойчивыми свойствами, опреде­ляют нравственные поступки, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуаль­ность». Если понятие «человек» включает в себя совокуп­ность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного субъекта, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологи­ческие и биологические свойства, которые наряду с лич­ностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «ин­дивид» входят как качества, отличающие данного челове­ка от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, та­кое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включа­ются способности, темперамент, характер, волевые каче­ства, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчи­вые свойства человека, определяющие его успехи в раз­личных видах деятельности.

Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоя­тельства.

Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация — это соответственно пережива­ния и побуждения к деятельности.

Социальные установки — убеждения и отношения лю­дей (см. рисунок).

Основными проблемами психологии личности являют­ся вопросы о соотношении биологического и социального в структурах индивидуальности и личности. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризую­щее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приоб­ретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить всевозможные варианты индивиду­ально личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных качеств практически не­возможно. Однако мы можем рассмотреть изменения лич­ности в связи с локальным нарушением механизмов рече­вой деятельности.

Развитие личности

Раннее младенчество (от 0 до 1 года): при нарушениях доречевого развития у ребенка наблюдается замедленный темп формирования всех психических функций, познава­тельной сферы, что накладывает значительный отпечаток на развитие личности в целом.

Позднее младенчество (1—3 года): дети с речевой пато­логией характеризуются неуверенностью в себе, гипер­трофированным чувством стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих возможностях. У таких детей имеется сильное желание скрыть от окружа­ющих свой недостаток (особенно это касается детей с за­иканием).

Раннее детство (3—5 лет): у детей с нарушениями речи отмечаются пассивность, низкая речевая активность, вя­лость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство за­висти к другим детям, подавленность и уклончивость, от­сутствие признаков ролевого поведения.

Среднее детство (5—11 лет): у детей с речевой патоло­гией возникает чувство тщетности прилагаемых усилий, собственной неполноценности. Слаборазвиты трудовые навыки. Наблюдается избегание сложных заданий, требу­ющих речевой активности, заданий в условиях речевой инструкции, ситуаций соревнования с другими детьми.

Отрочество (11—20 лет): для подростков с речевой па­тологией характерны неустойчивость социальных ролей смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о про­шлом. Отмечается лабильность в моральных и мировоззрен­ческих установках.

Наши рекомендации