Возникновение письма в древневосточных цивилизациях. Возникновение финикийского, греческого алфавита.

Греческий алфавит в его древнейшей форме был точной копией финикийского: у греков сохранилась та же последовательность букв в алфавите и наименование букв. Так же знаки писали справа налево. И только в IV веке до н.э. греки перешли на письмо слева направо. От греческого алфавита ведут свое происхождение почти все европейские алфавиты. Греки применили новый для письма материал - пергамент. Он был более прочный, чем папирус. В Греции для письма применялись и церы - деревянные дощечки, покрытые воском. Писали палочкой - стилем. Дощечки употреблялись главным образом для написания писем. Несколько дощечек скреплялись вместе с помощью продернутого с одной стороны ремешка или шнура. Так получалась книга. Этот способ письма получил большое распространение в Риме, а позже и во всей Европе.

Древнегреческие церы - восковые таблички.

Древнегреческие церы - восковые таблички.

После гибели критской цивилизации на обезлюдевший остров стали переселяться греки-ахейцы. И начался расцвет микенской культуры. Об этом периоде греческой истории мы узнаем из мифов о Троянской войне, сведения из которых подтверждаются археологическими находками.

Самым могущественным из древнейших греческих городов был город Микены, расположенный в Южной части Греции на скалистом холме. Город был окружен крепостной стеной длиной 900 метров и шириной 6 метров. Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходил через Львиные ворота. Внутри крепости находился царский дворец, рядом с ним - дома родственников и приближенных микенского царя.

При раскопках царских дворцов в древнейших греческих городах найдены сотни глиняных табличек с надписями. Эти надписи прочитаны. Они содержат списки женщин-рабынь, гребцов на кораблях, ремесленников, работавших на царя. Во многих надписях речь идет о сборах на войну. Микенские цари, жадные до чужих богатств, предпринимали далекие грабительские походы.

Около 1200 г. до н. э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои – богатого торгового города на побережье Малой Азии. Осада города длилась 10 лет и закончилась падением Трои. Грекам не удалось воспользоваться победой. С севера в Грецию вторглись воинственные племена, среди которых были и греки-дорийцы. Длинноволосые, в звериных шкурах, они опустошили юг страны, разрушили Пилос, Микены и другие города. Население пряталось в горах, переселялось на острова Эгейского моря и в Малую Азию. Произошёл упадок хозяйства, была забыта письменность.

Портрет горожанина и его жены - фреска из Помпей, I век н.э. В руках у него свиток, а его супруга гордо держит перед собой церы и стиль.

Портрет горожанина и его жены - фреска из Помпей, I век н.э. В руках у него свиток, а его супруга гордо держит перед собой церы и стиль.

Церы пережили античный мир. Использовались они и в средневековье.

Глиняная табличка "Фестский диск" с иероглифическим письмом. Ок. 1200 г. до н.э. Надписи расшифровывают до сих пор.

Глиняная табличка "Фестский диск" с иероглифическим письмом. Ок. 1200 г. до н.э. Надписи расшифровывают до сих пор.

В VIII веке до н. э. в Греции появилась новая письменность. Её создали на основе финикийского алфавита. Греческий историк Геродот писал, что древние греки научились письму от финикийцев. И действительно, даже сами названия греческих букв – это финикийские слова. Например, название буквы "альфа" (А) происходит от финикийского слова "алеф" – бык. (Первоначальная форма этой буквы напоминала голову быка.) Название греческой буквы "бета" произошло от финикийского слова "бет" – дом. (Первоначально эта буква была упрощенным рисунком плана дома.) Буквы в финикийском алфавите располагались в определенном порядке. Этот порядок был заимствован и греками.

Современные теории массовой коммуникации.

Аключение

Исходным для понимания интерпретации роли массовой коммуникации в рамках либерального теоретизирования являются идеи, связанные с необходимостью защиты интересов и свобод граждан. В целом концепция свободы печати является выражением идеи того, что эффективное функционирование прессы воз
можно только при условии некоторого свободного пространства информационного обмена — свободного рынка идей.
Вместе с тем, деятельность современных медиа оказывается сопряженной с весьма неоднозначными тенденциями. Суть концептуальной полемики Дьюи с Липпманном заключалась прежде всего в разнице взглядов на роль СМК в жизни общества: если первый отводил медиа роль транслятора экспертного знания инертной массе потребителей-наблюдателей; то второй считал, что медиа должны способствовать созданию в обществе возможностей для активного диалога граждан.
Пониманию отношений "средства массовой коммуникации — гражданское общество" способствует концепция трансформации публичной сферы, предложенная Хабермасом. Современная практика должна учитывать как сложность нынешних коммуникационных реалий, так и возможность критического анализа и обсуждения в СМК, которая, хотя бы в потенциальном плане, должна быть доступна гражданам.



Наши рекомендации