Особенности развития преднауки в древневосточных цивилизациях.

Основные понятия:преднаука, наука, древневосточные цивилизации, догматичность, кастовость.

Особенности развития преднауки в древневосточных цивилизациях. - student2.ru Преднаука—начальный этап становления научного знания в рамках цивилизаций Древнего Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай).Связана с формированием письменности, началом математики, технологией ремесел. Возникновение древнейших цивилизаций Востока, выразившееся в появлении государств, городов, письменности и пр., способствовало накоплению значительных запасов медицинского, астрономического, математического, сельскохозяйственного, гидротехнического, строительного знания. Потребности мореплавания (морской навигации) стимулировали развитие астрономических наблюдений, потребности лечения людей и животных – древней медицины и ветеринарии, потребности торговли, мореплавания, восстановления земельных участков после разливов рек – развития математических знаний и т.п.

Характеристика преднауки:

1) Выработка знаний за счет непосредственного опыта и индукции.

2) Отсутствие системы доказательств, решение задач «применительно к случаю», отсутствие систематичности, фундаментальности, теоретической «проработки». Восточная «наука» нацелена была на решение прикладных, инструментальных задач. Например, астрономия служила составлению календарей, механика – техническим усовершенствованиям орудий производства и строительства.

3) Кастовость и закрытость «научного» сообщества: циркуляция знаний внутри замкнутых каст, общин за счет наследственного профессионализма. Высший и низший жреческие советы хранили свою науку, делали истину недоступной профанам.

4) Отсутствие критики и, соответственно, обновления знания.

5) Знание функционировало как набор готовых рецептов.

Вместе с тем, можно отметить, что в преднауке решались и сложные задачи:

o Определение равенства и подобия треугольников.

o Арифметические и геометрические прогрессии.

o Определение площадей треугольников и четырехугольников и пр.

o Определение формы отношения длины окружности к диаметру.

o Исчисления с дробями.

o Решение уравнений с двумя неизвестными.

o Знание анатомии, функционирования системы кровообращения, изучение роли мозга как центра человеческого тела (в Древнем Египте паралич ног связывали с повреждением мозга).

o Операции по трепанации черепа, пломбирование зубов.

o Искусство бальзамирования трупов и изготовления лечебных средств.

В целом преднауку еще нельзя считать наукой из-за отсутствия теоретического уровня познания, системы обоснований и доказательств. Наука (преднаука) Древнего мира была еще не только неспециализированной и недисциплинарной, но и неотделимой от практики и техники. Однако знания, полученные в древних цивилизациях, послужили основой для древнегреческих ученых (Фалес, Пифагор, Платон и др. черпали свои идеи из сокровищниц Древнего Востока).Известно, что Пифагор изучал священную математику — науку чисел или всемирных принципов — в храмах египетских жрецов. Если иметь в виду утверждение, что наука началась тогда, когда начали мерить, то этот критерий приемлем и к науке древнеегипетской цивилизации. Вклад египетской математики в мировую сокровищницу бесценен, несмотря на существующее представление, что потребности в математике не выходили за пределы элементарных, связанных с обыденной жизнедеятельностью. Следовательно, демаркация между наукой и преднаукой проходит по линии формирования предпосылок научно-теоретического способа исследования. Преднаука - это обобщение эмпирических ситуаций, предписания для практики. Наука - это возникновение научного метода, соединяющего математику с экспериментом. Эвристические и прогностические компоненты научного исследования также свидетельствуют о возникновении собственно науки.

Резюме:преднаука – это значимый промежуточный этап перехода к науке в собственном смысле слова. Она стала формироваться в рамках цивилизаций Древнего Востока (Месопотамии, Египна, Индии, Китая). Преднауку отличает направленность на практическое решение различных задач (строительство, сельское хозяйство, медицина, техника), закрытость и отсутствие циркуляции знания, догматичность, некритичность, нетеоретичность. Именно на этом этапе сформировалась математика как прикладная наука, основные ремесла, механика, астрономия, письменность. Все это послужило большим подспорьем для античной науки, где впервые появилась теоретическая наука.

Наши рекомендации